Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Налоговые проверки. 
Налоги и налогообложение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инициатором рассмотрения дела выступило ООО «Варм», в отношении которого налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка. Результаты проверки были успешно оспорены налогоплательщиком в судебном порядке. Несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда, признавшего решение налогового органа недействительным, вышестоящий налоговый орган принял решение о проведении… Читать ещё >

Налоговые проверки. Налоги и налогообложение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, предусмотренной ст. 31 НК и ст. 7 Закона о налоговых органах. Реализация налоговыми органами предоставленных контрольных полномочий возможна только в порядке, установленном НК. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Минфина России.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом. Основной целью налоговых проверок является контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

В соответствии с НК субъектами, уполномоченными проводить налоговые проверки, выступают налоговые и таможенные органы. Таможенные органы полномочны проводить налоговые проверки только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через границу Таможенного союза. Таким образом, полноправными субъектами, обладающими всеми правами на проведение налоговых проверок относительно всех фискально обязанных лиц и по уплате всех видов налогов, выступают исключительно налоговые органы.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие общие правила проведения налоговых проверок.

Срок давности проведения налоговой проверки составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, который также равен трем годам.

В случае возникшей у налогового органа необходимости получения информации о деятельности третьих лиц, связанной с проверяемым налогоплательщиком, допускается истребование у этих лиц документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налоговой проверкой. Однако не следует считать встречную проверку самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку ее назначение возможно исключительно в пределах осуществления камеральной или выездной налоговой проверки. Тем самым истребование документов у третьих лиц (встречная налоговая проверка) не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выездной налоговой проверки.

По общему правилу запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — налогу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:

1) проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика; 2) проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК принцип недопустимого

сти причинения неправомерного вреда. Названный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников налоговых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту или их представителям, а также имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реализация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причиненных такими действиями. Неправомерными действиями сотрудников налоговых органов следует считать поступки, совершенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма вины, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вреда производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Рассматриваемый вид проверок проводится по месту нахождения налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, должностными лицами этого органа. Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля — но мере представления отчетности. Вместе с тем иодп. 1.1 ст. 88 НК установлены исключения, когда при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период камеральная налоговая проверка не проводится — это ситуация проведения в отношении налогоплательщика процедуры налогового мониторинга. Данное правило объясняется тем, что нельзя подвергать налогоплательщика одновременно двум видам налогового контроля. Но из этого правила есть следующие исключения:

  • 1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • 2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • 3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • 4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

При наступлении одного из названных обстоятельств начинается процедура камеральной проверки.

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена в течение не более трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком в налоговый орган документов, являющихся объектами налогового контроля. Продление срока проведения камеральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой проверки.

Объектом камеральной налоговой проверки служит финансово-хозяйственная деятельность проверяемого лица за отчетный налоговый период.

Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно очерченного круга финансовых документов.

В ходе камеральной налоговой проверки выявляются:

  • 1) ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • 2) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • 3) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Контрольные действия, непосредственно вызванные представлением налогоплательщиком установленной налоговой отчетности, могут быть сгруппированы по четырем основным направлениям деятельности налоговых органов:

  • 1) проверка правильности исчисления налога (сбора), заявленного в налоговой отчетности;
  • 2) проверка полноты и своевременности уплаты налога (сбора), заявленного в налоговой отчетности;
  • 3) проверка порядка составления налоговой отчетности;
  • 4) проверка срока представления налоговой отчетности.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, представленными фискально обязанным лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности. В частности, при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. Если налогоплательщиком представлена декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, то налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, которые не предназначены для проведения этого вида контроля и не предусмотрены НК в качестве обязательных приложений к декларации (расчету).

В целях предотвращения уклонению от уплаты налогов НК установлено правило, согласно которому в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках). Камеральная проверка по аналогичным документам проводится в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета).

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Далее камеральная проверка осуществляется на основе представленной уточненной декларации (расчета). Если во вновь представленной декларации (расчете) налогоплательщиком уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей финансововых документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведении, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, то налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику и направить ему требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию (расчет) в установленный срок. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).

НК предоставляет право налогоплательщику, представляющему в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, а также размера полученного убытка, право дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки и в течение пяти дней с даты составления этого акта вручить его подконтрольму лицу.

НК предусмотрены особенности проведения камеральной налоговой проверки относительно правильности и своевременности уплаты отдельных налогов, а также выполнения налоговой обязанности некоторыми группами налогоплательщиков.

Так, при подаче налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. Перечень таких документов установлен ст. 172 НК, и налоговые органы вправе их запросить у налогоплательщика для проведения камеральной налоговой проверки.

Если при проверке декларации по НДС выявлены противоречия между внесенными сведениями, либо выявлены несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с НК (гл. 21) возложена соответствующая обязанность, отражены иные данные и при условии, что такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Рассмотренные усиленные меры налогового контроля относительно НДС объясняются высоким уровнем злоупотреблений, допускаемых налогоплательщиками при реализации своего права на возмещение данного налога, а также высоким уровнем его коррупциогенности.

Следующие особенности проведения камеральной проверки установлены относительно декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества. Получив названные документы, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества. Кроме того, в целях установления достоверности представленных деклараций (расчетов) налоговая инспекция вправе использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа.

Спецификой обладают процедуры проведения камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. В ходе таких мероприятий налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика любые документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Камеральная налоговая проверка по КГН проводится в порядке, установленном ПК, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по КГН налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по КГН, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по КГН налоговому органу вправе представлять только ответственный участник этой группы.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные НК и (или) законами субъектов РФ, налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к подобного рода проектам и (или) их участникам. Такие требования установлены гл. 3.4 НК и детализируются законами соответствующих субъектов РФ, на территории которых реализуются инвестиционные проекты.

Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах.

Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.

Объектом выездной налоговой проверки выступают финансовохозяйственные операции налогоплательщика за весь отчетный период, но не более чем за три года, предшествующие назначению данного вида проверки.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

Инициатором проведения выездной налоговой проверки может быть исключительно руководитель (его заместитель) налогового органа, который и выносит соответствующее решение.

По общему правилу налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

В целях защиты прав налогоплательщиков НК установлено ограничение, согласно которому налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки:

  • 1) для истребования необходимых документов или информации;
  • 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • 3) проведения экспертиз;
  • 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Вместе с тем в практике налоговых органов встречаются случаи, когда в течение этого времени не удается получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ. Применительно к таким ситуациям НК разрешает увеличить срок приостановления проверки на три месяца.

Чтобы налоговые органы не злоупотребляли своими полномочиями и не затягивали срок проверки, НК содержит правило, согласно которому приостановление проведения выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Последующее приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя или заместителя руководителя налогового органа, проводящего данную проверку.

Важной гарантией защиты предпринимательской деятельности налогоплательщиков является правило, установленное п. 9 ст. 89 НК, согласно которому на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. При этом проверяемому лицу возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с приостановленной проверкой.

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и (или) переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу.

По окончании выездной налоговой проверки контрольным органом составляется справка о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сроки ее проведения.

Не позднее двух месяцев после составления данной справки должностное лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта. В акте налоговой проверки фиксируются выявленные и документально подтвержденные факты налоговых правонарушений либо отсутствие фактов нарушения налогового законодательства. В случае выявления в ходе проведенной проверки налоговых правонарушений в акте налоговой проверки обязательно отражаются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных деликтов, а также указываются статьи НК, на основании которых квалифицируются деяния налогоплательщика.

Акт налоговой проверки подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, а также руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем или их представителями. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт налоговой проверки и представить письменное объяснение о причинах подобного отказа. В случае несогласия налогоплательщика с фактами или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, он имеет право в 15-дневный срок представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также вправе приложить к своим возражениям документы (заверенные копии), свидетельствующие об обоснованности его возражений.

Руководитель (его заместитель) налогового органа обязан в течение двух недель рассмотреть акт выездной налоговой проверки и принять мотивированное решение о наличии или отсутствии в деяниях проверяемого субъекта состава налогового правонарушения либо о необходимости проведения дополнительных контрольных мероприятий.

Выездные налоговые проверки могут быть проведены повторно, независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • 1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • 2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Правомерность проведения повторных выездных проверок была рассмотрена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 17.03.2009 № 5-П «По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „Варм“».

Инициатором рассмотрения дела выступило ООО «Варм», в отношении которого налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка. Результаты проверки были успешно оспорены налогоплательщиком в судебном порядке. Несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда, признавшего решение налогового органа недействительным, вышестоящий налоговый орган принял решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. Попытка налогоплательщика обжаловать решение о проведении повторной проверки в судебном порядке, ссылаясь на то, что ее проведение при условии наличия судебного акта, которым оценены результаты предыдущей проверки, означает незаконный пересмотр решения арбитражного суда, успехом не увенчалась. Арбитражный суд нарушений в проведении такой повторной проверки не усмотрел, указав на отсутствие в законодательстве каких-либо ограничений в проведении повторной налоговой проверки, в том числе наличие судебного акта, вступившего в законную силу.

В результате проведенной повторной налоговой проверки было принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налогоплательщик обжаловал результаты повторной проверки в судебном порядке, и суд вновь признал за ним правоту.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев жалобу ООО «Варм», признал в Постановлении «По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „Варм“» недопустимость проведения повторной выездной налоговой проверки в случае имеющегося решения суда, которым дана оценка результатов первоначально проведенной проверки.

Абзацы 4 и 5 п. 10 ст. 89 НК, устанавливающие право вышестоящего налогового органа проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, были признаны не соответствующими Конституции. Но только в той мере, в которой они не исключают возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных действующим судебным актом, который принят, но спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первичную проверку.

Тем самым вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по результатам первоначальной проверки, запрещает налоговым органам назначать повторную проверку данного налогоплательщика, поскольку пересматривать обстоятельства, уже рассмотренные судом, нельзя. Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

С учетом некоторых особенностей проводятся выездные налоговые проверки КГН налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта. Во-первых, выездная проверка КГН проводится только в отношении налога на прибыль на территории ответственного участника и иных участников КГН. Во-вторых, налоговый орган не вправе провести самостоятельную выездную проверку филиала или представительства участника КГН. В-третьих, проведение выездной проверки КГН в отношении налога на прибыль не препятствует проведению выездных проверок участников этой группы в отношении иных налогов. Результаты таких нроверок должны быть оформлены отдельно. В-четвертых, выездная проверка КГН не может продолжаться более двух месяцев плюс число месяцев, равное числу участников группы (за исключением ответственного участника). Общий срок проверки не должен превышать один год.

В отличие от общего порядка срок представления документов, истребованных в ходе проверки КГН, составляет 20 рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов выездной проверки КГН, может быть обжаловано ответственным участником группы. Если к ответственности привлечен также иной участник КГН, то этот участник вправе самостоятельно обжаловать решение в соответствующей части.

Выездная проверка налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта проводится по общим основаниям, но дополнительным предметом является соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным ПК и (или) законами соответствующих субъектов РФ.

Если капитальные вложения в соответствии с региональным инвестиционным проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов, а также документов, подтверждающих соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) его участникам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой