Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Арттерапевтические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В специальной отечественной психологии имеется научный и практический опыт использования арттерапевтических технологий в формировании личности детей с ОВЗ (Е. А. Медведева, И. Б. Ильина и др.). Так, В. В. Ткачева показывает возможность и эффективность использования арттехнологий для коррекции и преодоления трудностей общения, самосознания, эмоциональной незрелости, для развития… Читать ещё >

Арттерапевтические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной целью использования арттерапевтических технологий в системе психологической помощи детям с ОВЗ являются развитие, коррекция имеющихся проблем ребенка и его социализация. Реализация данной цели и задач, вытекающих из нее, не может быть решена без участия родителей и семьи ребенка на разных возрастных этапах, в том числе с использованием средств психотерапевтической помощи .

Развитие детской психотерапии как направления сопровождалось осознанием психологами, психотерапевтами роли родителей и семьи в целом в психическом функционировании ребенка.

Известные зарубежные психологи 3. Фрейд, А. Адлер, В. Экслайн и К. Мустакас в своих трудах отмечали необходимость участия родителей в психотерапевтическом процессе. К. Мустакас, в частности, полагает, что снятие психического напряжения у ребенка, решение его проблем и положительное восприятие им самого себя может быть достигнуто лишь тогда, когда родители становятся участниками психотерапевтического процесса.

Значимость роли семьи в развитии ребенка и полифункциональность искусства обусловили появление интегративных тенденций в организации психотерапевтической работы с семье и объединение динамически ориентированной арттерапии и семейной системной психотерапии в семейную артпсихотерапию.

Из истории вопроса

В зарубежной терминологии работа с семьей обозначается как семейная артпсихотерапия, которая используется как для диагностики внутрисемейных отношений, так и для коррекции имеющихся в семье проблем. В качестве основного инструмента диагностики и коррекции артпсихотерапия опирается на художественное творчество. Объединение сильных сторон данных психотерапевтических школ предоставляет специалистам колоссальные возможности в коррекции личностных проблем развития ребенка с ОВЗ и семейных дисгармоний, часто социально обусловливающих психическое нездоровье таких детей.

В специальной отечественной психологии имеется научный и практический опыт использования арттерапевтических технологий в формировании личности детей с ОВЗ (Е. А. Медведева, И. Б. Ильина и др.). Так, В. В. Ткачева показывает возможность и эффективность использования арттехнологий для коррекции и преодоления трудностей общения, самосознания, эмоциональной незрелости, для развития художественно-творческих проявлений, формирования ценностно-ориентационных представлений. В работе с семьей ребенка с ОВЗ исследования В. В. Ткачевой продемонстрировали позитивную результативность включения разных видов искусства в психокоррекционный процесс, направленный на гармонизацию внутрисемейных отношений, создание благоприятной позитивной обстановки в семье, принятие своего ребенка родителями, что позволило раскрыть ресурсы семьи в максимальной социализации такого ребенка.

Семейная психотерапия включает в себя различные арттерапевтические технологии, построенные на основе творчества: изотерапию (рисунок, коллаж, лепка), психодраму, кукло-, вокало-, музыкотерапию, сказкотерапию и др. Задачи артпсихотерапии определяются целью психотерапевтической помощи:

  • • изучение детского опыта, связанного с отношениями с близкими родственниками;
  • • изучение родительского влияния в семейных отношениях, прошлых и текущих моментов жизни семьи;
  • • раскрытие подсознательных или неосознанных переживаний отдельных членов семьи, преодоление защитных механизмов семьи либо ее отдельных членов;
  • • создание предпосылок для отреагирования чувств, понимания причинно-следственных связей дисгармоничных отношений и реакций членов семьи; определение транзакционных конфигураций;
  • • определение и конкретизация актуальных внутрисемейных конфликтов и потребностей, выявление дисфункциональных поведенческих паттернов, замаскированных переживаний;
  • • соотнесение опыта разных членов семьи с реальностью, коррекция родительского поведения, актуализация и обогащение опыта, связанного с успешным решением проблем;
  • • развитие способности к автономному, независимому функционированию членов семейной системы.

Организация семейной арттерапевтической работы с детьми с ОВЗ предполагает вариативные формы: парная (ребенок — родитель), групповая (ребенок — оба родителя). Выбор психологом метода и формы психологической работы обусловлен прежде всего запросом в помощи, имеющимися проблемами взаимоотношений в семье ребенка с ОВЗ, задачами психологической работы, возрастными особенностями развития ребенка и его возможностями выразить себя в конкретном виде искусства. Структурная организация использования любого направления артпсихотерапии предполагает два этапа:

  • 1) диагностика семейной системы в целом через взаимодействия членов семьи в психотерапевтическом процессе и содержание продукта коллективной деятельности;
  • 2) коррекция и реконструкция дисгармоничных паттернов взаимоотношений в семье ребенка с ОВЗ через художественное творчество.

Диагностика в артпсихотерапевтическом процессе рассматривается как средство, активизирующее и позволяющее видеть, каким образом члены семьи взаимодействуют во имя достижения общей цели, какова основная проблема данной семьи и соответствует ли она запросу о помощи. Использование различных артметодов выступает как «важнейшее средство, помогающее осознать особенности внутрисемейных отношений и осуществить их коррекцию» (Kempler, 1968).

Диагностический процесс включает несколько этапов:

  • 1. Предварительная беседа с родителями или другими взрослыми для выяснения общей картины взаимоотношений в семье, ее финансового положения, социально-бытовых условий, особенностей развития ребенка, а также того, что предпринималось для разрешения проблем в семье. Эти вопросы обсуждаются без присутствия ребенка.
  • 2. Основное интервью с семьей (родителями и ребенком), объяснение задач встречи, осведомленность о происходящем в семье, демонстрация доброжелательного, уважительного отношения к членам семьи и ребенку, заключение контракта, определение правил проведения сессий. Построение психотерапевтического альянса с семьей для чего психолог просит рассказать членов семьи о сильных сторонах семейства, увлечениях, успехах, достоинствах, интересах каждого. После сбора анамнеза концентрация на том, с чем связаны страхи и надежды семьи.
  • 3. Совместная артпсихотерапевтическая деятельность. Членам семьи предлагается вместе выполнить какую-либо несложную художественную работу в одной из выбранных методик (рисунок, коллаж, скульптура, песочница, игра с куклами-марионетками и пр.). Предлагается создание совместного рисунка или другой формы, отображающей идеальное видение отношений в семье. Применяются директивные формы работы, что позволяет активизировать взаимодействие членов семьи и определить характерные для них особенности коммуникации.
  • 4. Совместное изображение в рисунке или на марионетках конфликтной семейной ситуации, которая мешает осуществить надежды и мечты семьи.

С этой целью используются различные психотерапевтические арттехнологии:

  • • техника «Совместное семейное рисование» (Г. Смит), модификация теста «Кинетический рисунок семьи» (Burns R., Kaufman S., 1970). Члены семьи по очереди изображают на общем листе бумаге какие-либо действия или события из жизни семьи. Начало рисования — дается по 30 секунд на каждого, в последующих подходах время постепенно уменьшается до 3 с. Анализ и интерпретация производятся по двум аспектам: а) процесс (следование инструкции, последовательность, соблюдение очередности, лидерство, вовлеченность в процесс рисования, сотрудничество, помощь друг другу или попытки испортить рисунок); б) результат (пространственная организация рисунка, тональные особенности изображения, тематические, содержательные особенности, выдерживание общей темы, попытки изменить характер рисунка);
  • • техника рисунка «Совместные каракули» (А. И. Копытин), когда каждый из членов семьи делает зарисовку в виде каракулей, а затем вся семья пытается создать из них общую картину. Психолог наблюдает за взаимодействием членов семьи в совместной деятельности; по окончании задания обсуждаются ассоциации, связанные с рисунком;
  • • техника коллажа «Семейный автопортрет» (А. И. Копытин), когда членами семьи создается общий коллаж (рисунок, фреска) с помощью вырезок из предложенных журналов, напоминающих об отношениях в семье; анализируются действия членов семьи в процессе его создания и продукт отражения реальной ситуации в семье;
  • • техника «Семейная скульптура в песочнице» (Лоис Кери), когда члены семьи создают пространственную композицию из отдельных маленьких фигур (мужских, женских и детских), отражающую их конфликтные взаимоотношения, что проявляется в позе, обращенности взгляда, пространственной локализации фигур, диалоге в процессе игры и т. д.;
  • • техника «Интервью с куклами-марионетками» (Э. Ирвин, И. Мэлой). Форма проведения интервью может быть индивидуальная (с одним членом семьи), парная (член семьи — ребенок), групповая (ребенок и родители). Интервью проводится с набором кукол-марионеток (20 образов), представляющих реальные и фантастические персонажи (мужчина, женщина, ребенок; король, королева, пират; врач, полицейский; домашние животные, дикие животные и др.).

Для проведения индивидуального интервью психолог просит выбрать одну или несколько марионеток, а затем предлагает придумать и разыграть с их помощью какую-нибудь сценку из жизни ребенка, наиболее запомнившуюся или ту, которая волнует его, и в ходе представления комментировать отдельные фрагменты и действия. На заключительном этапе психолог с ребенком обсуждают и устанавливают связь между разыгрываемой и реальной жизненной ситуацией.

Семейное групповое интервью с марионетками предполагает несколько этапов:

  • 1. Выбор членами семьи марионетки, определение ее имени и представление его всем членам семьи, разогрев участников игры (по просьбе психолога нужно сочинить какую-нибудь историю, рассказ об этом персонаже). Для большей свободы членов семьи на этапе разогрева психолог отходит в другую часть комнаты или в соседнее помещение, удобное для наблюдения за процессом.
  • 2. Спонтанное разыгрывание содержания истории в действиях членами семьи. При затруднениях психолог включается в действие и помогает найти выход из ситуации или, наоборот, провоцирует столкновение персонажей, предоставляющее новые возможности для раскрытия значимых тем, проявившихся в ходе игры и ранее скрытых.
  • 3. Совместное обсуждение, обозначение названия истории, высказывание каждым членом семьи, каким персонажем ему хотелось бы быть, а каким нет; какие моменты игры напоминают отношения членов семьи в реальной жизни; какие чувства им переживались. Высказывание предложений, которые могут улучшить семейные отношений; планирование дальнейшей жизни семьи.

В процессе интервью с куклами психолог получает ранее скрытую информацию о семье, неосознаваемых проблемах внутри нее, о действиях каждого члена семьи, особенностях внутрисемейных конфликтов, о возможностях и ресурсах выхода из дисгармоничного взаимодействия.

Применяется также техника на основе семейного теста Роршаха — определение адекватности и реалистичности восприятия семьей окружающего мира с помощью стандартных таблиц с симметричными слабоструктурированными изображениями. Сначала каждый член семьи отвечает на вопрос «Что изображено, на что похоже?», потом это обсуждается одновременно со всеми членами семьи, затем сравниваются ассоциации при индивидуальной и совместной интерпретации изображения в тесте, обсуждаются взаимоотношения при выработке общего решения.

В процессе диагностики психолог наблюдает за ходом создания продукта художественной деятельности и внутрисемейными межличностными отношениями, обращая внимание на следующие моменты (А. И. Копытин):

  • 1) кто является инициатором, кто заканчивает работу, в какой последовательности выполняется работа членами семьи;
  • 2) чьи творческие идеи поддерживаются членами семьи, а чьи отвергаются;
  • 3) кто работает на близком ему пространстве, а кто стремится овладеть всем пространством (в рисовании); кто и как располагает свои образы на общем пространстве изображения (в центре, по углам, по всему пространству);
  • 4) кто из членов семьи вытесняет других, располагая свой образ поверх уже имеющегося на рабочем пространстве; сколько места занимают образы каждого в пространстве, какие размеры фигур;
  • 5) как проявляются чувства в процессе работы (агрессивность, пассивность, выражение радости); чье изображение провоцировало сильные чувства и как другие на них реагировали;
  • 6) кто инициативен в коммуникациях, а кто пассивен и избегает контактов, стремится обособиться от других; кто проявлял независимость, а кто больше полагался на других;
  • 7) как относились взрослые к ребенку в процессе работы — активизировали его инициативу, поощряли любые проявление самостоятельности и творчества или действовали как равные партнеры;
  • 8) изменялись ли позиции и характер художественного продукта лидера и других членов; кто был более продуктивен, а кто менее;
  • 9) какой характер взаимодействия проявлялся в работе (хаотичный, конструктивный, структурированный); работали члены семьи последовательно или одновременно;
  • 10) содержание работы (общий гармоничный образ или разрозненность и противоречивость).

Оценка перечисленных параметров позволяет психологу оценить особенности взаимодействия членов семьи, наличие внутрисемейных проблем, роли каждого члена семьи, место в ней ребенка, отношение к нему родителей, общую структуру внутрисемейных отношений и дать характеристику семейного поля, анализ динамики и содержания художественной деятельности.

В процессе даже одного занятия психолог может увидеть способы реагирования всех членов психотерапевтического процесса, которые характеризуют семейную систему в целом и их взаимоотношения. В процессе деятельности в том или ином направлении артпсихотерапии действия и переживания членов семьи объективируются в продуктах художественного творчества, что создает возможность наблюдать и устанавливать связь причин и следствий, оценивать сильные и слабые стороны семьи и отдельных ее членов.

Успешность артпсихотерапии с семьей ребенка с ОВЗ обеспечивается детальным обсуждением с каждым членом семьи целей, характера и условий предполагаемой коррекционной работы на начальном этапе взаимодействия с психологом. Членам семьи объясняется, что совместная артпсихотерапия не предполагает наличия специальных художественных способностей или навыков и не ставит своей целью создание высокохудожественных произведений. Она основывается на свободном самовыражении содержания, чувств, переживаний, пережитых травм посредством различных материалов и средств (краски, карандаши, фломастеры, мелки, глина, песок, элементы костюмов и пр.).

Коррекция и реконструкция дисгармоничных паттернов средствами артпсихотерапии в семейной системе ребенка с ОВЗ предполагает использование различных технологий.

Вопросы практики

В технике рисуночной терапии, коллажа в работе с семьей приемлемы коррекционные задания на следующие темы:

  • 1) «Отражение поля семьи»:
    • • «Эмоциональные портреты» (рисование членами семьи портретов друг друга в определенном эмоциональном состоянии, передача рисунков друг другу для корректировки своего изображения, чтобы сделать его таким, каким хотелось бы себя видеть; после рисования обсуждение с психологом, что для этого нужно сделать);
    • • «Семейный конфликт» (изображение членами семьи конфликтной ситуации, ее разрешения, обсуждение различных взглядов на ситуацию);
    • • «Текущий момент» (изображение семейной ситуации в настоящее время и той, какой бы они хотели ее видеть);
    • • «Жизненный путь семьи» (изображение сцен, связанных с наиболее важными событиями жизни семьи);
    • • «Незавершенный диалог» (изображение каждым членом семьи образа того, что каждый хочет сказать другому, с которым связан незавершенными делами или диалогом);
    • • «Прошлое, настоящее, будущее» (символическое изображение семьи в прошлом, настоящем и будущем).
  • 2) «Отношения детей и родителей»:
    • • «Обмен ролями» (наблюдение родителя за рисованием ребенка, внесение взрослым идей по изображению, принятие их ребенком (по его усмотрению), совместное обсуждение рисунка и обмен ролями);
    • • «Начальник и подчиненный» (руководство ребенком действиями родителя по выбору материалов для рисования (краски, кисточки, что и как изображать), обмен членов семьи ролями и обсуждение своих впечатлений);
    • • «Конфликт и его разрешение» (изображение ребенком конфликта с родителями на одной части листа, а родителем — ее разрешения на другой части; обсуждение возможного разрешения).
  • 3) «Восприятие себя и отношения с людьми»:
    • • «Воспоминания детства» (изображение по одному из самых счастливых и несчастливых событий детства или того, что запрещалось в детстве);
    • • «Разные грани „Я“» (изображение себя в центре листа, а вокруг — образы отражающие разные грани личности);
    • • «Я и моя семья» (изображение в центре себя, а вокруг — членов семьи: расстояние, размер фигур, их расположение отражают отношения в семье);
    • • «Мои желания» (изображение в образах своих желаний);
    • • «Хорошее и плохое» (изображение своего положительного и отрицательного «Я» и сочинение разговора между ними).
  • 4) «Коммуникации семьи»:
    • • «Герб семьи» (обсуждение и изображение герба семьи, отражающего наиболее характерные особенности уклада и интересов семьи);
    • • «Совместные действия» (изображение плана общей квартиры или дома, дополнение изображения членами семьи, занимающимися определенным делом);
    • • «Совместный проект» (обсуждение и создание какого-либо общего произведения в рисунке, коллаже или скульптуре, значимого для семьи);
    • • «Семейная мандала» (подготовка, обсуждение содержания, отражения внутреннего мира семьи в символической форме круга; составление рассказа, раскрывающего этот образ; анализ ощущений и чувств членами семьи до, в процессе и после рисования).

Завершающим этапом изотерапии на разные темы всегда являются анализ рисунка, совместное с ребенком и взрослыми членами семьи обсуждение, установление причин возникновения внутрисемейных проблем, поиск позитивного решения.

В коррекции отношений в семье ребенка с ОВЗ эффективны психодраматические техники (Эдам Блатнер). Основатель психодрамы Я. Морено назвал ее театром истины, или дополнительной реальностью, поскольку на психологическом уровне истина часто представляет собой то, с чем люди боятся столкнуться. Техника психодрамы позволяет в ролях разыграть события, сцены, в том числе из жизни семьи, вскрывающие психологическую основу существующих в ней проблем. Целью такого действия являются осознание произошедшего и отработка альтернативных позитивных моделей поведения в данной ситуации.

Одним из вариантов использования психодрамы является технология повторного проигрывания, в которой воспроизводится то или иное неприятное событие семьи, имеющее место в прошлом. «Актеры» (члены семьи) в инсценировании его содержания используют различные слова, интонации и формы невербальной экспрессии. Психолог в данной технике выступает в качестве режиссера, при необходимости корректирующего сценарий по ходу действия и помогающего в результате достичь наилучшего позитивного результата.

Улучшение взаимопонимания в семье связано со способностью человека ставить себя на место другого, принимать его позицию. Способность членов семьи к эмпатии может быть активизирована или развита благодаря технике обмена ролями. В таком ролевом представлении целесообразно сначала исполнить отдельные суброли другого члена семьи (матери в качестве воспитательницы или отца, отстраненного от жизни семьи), и только потом разыгрывать роль другого во всем многообразии проявлений. Коррекцию психологу следует проводить осторожно, не нанося психической травмы участникам ролевой игры (Remer R., 1968). Исполнение роли не должно превращаться в пародию.

Совместные занятия помогает усвоить правила поведения и общения с взрослыми, взаимодействие ребенка с членами семьи в общих домашних делах, на отдыхе, во время праздников. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. В коррекционных занятиях важно показать ребенку взрослый мир, его доброту и милосердие, научить понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакт с окружающим миром.

Здесь помогут занятия из серии «Этот странный взрослый мир», которая включает такие темы, как «История моей семьи», ролевые игры на коммуникацию «Вечер в моей семье», «Чаепитие», «День рождения», «Дружная семейка» и др. Психотерапевтический эффект позволяет изменить формы поведения членов семьи, преодолеть ситуацию, связанную с взаимными обвинениями, улучшить дисгармоничные взаимоотношения в семье.

В технике песочной терапии (Л. Кери, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, А. И. Копытин и др.) также проводится психотерапевтическая работа с семьей ребенка с ОВЗ. Песок выступает ареной, на которой могут отражаться и разыгрываться всевозможные события из жизни семьи, на которой можно переосмысливать и находить правильное решение. В песочной терапии лучше, чем в другой психотерапевтической технике, взрослый, родители совместно с ребенком через кинестетические ощущения могут отреагировать чувства, эмоции, переживания. Занятие с семьей в психологической песочнице начинается с совместных игровых упражнений с руками.

Психолог предлагает взрослых и детей включиться и поиграть в общем семейном пространстве на песке, выполнить различные задания:

  • • сделать на ровной поверхности отпечатки кистей рук (внутренней и внешней стороны);
  • • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • • создать причудливые узоры, используя отпечаток ладоней, кулачков, ребер ладоней;
  • • группировать пальцы в песке по два, три, четыре, пять, создавая образы солнышка, дождика, травки, дерева и пр.;
  • • двумя руками ребенку и взрослому одновременно скользить по поверхности песка навстречу друг другу;
  • • взрослый прячет в песке мелкую игрушку или предмет, а ребенок, как сапер, ищет его в песке на ощупь.

На следующем этапе работы по просьбе психолога члены семьи рассказывают о каком-либо неприятном эпизоде из жизни семьи и разыгрывают эту ситуацию, свободно выражая свои мысли и чувства, используя мелкие предметы, фигурки людей и другие декорации на песочной сцене. Драматизация эпизода проводится с целью оценки поведения участников и поиска способов разрешения конфликта. При этом «актеры» различными словами, интонацией выражают формы невербальной экспрессии.

Точка зрения ученого

Следует учесть, что у детей с ОВЗ и родителей при встрече с необычными материалами и неспецифической формой выражения отношений в семье могут возникнуть тревога, зажатость, реакции протеста. В этом случае нередко возникает необходимость в индивидуальной помощи психолога, поощрения деятельности участников игры. Чтобы продемонстрировать более конструктивные способы поведения, психолог может включиться в игру в одной из ролей и помочь перейти от защитной позиции к более свободному эксперименту, связанному с использованием различных позитивных моделей поведения и коммуникаций в семье.

Занимаясь воспитанием детей, многие родители утрачивают контакт с архетипом «внутреннего ребенка», являющимся важной частью их психики. Усваивая авторитарную родительскую роль, они пытаются доказать себе, что являются взрослыми, зрелыми и воспринимают ребенка (а на бессознательном уровне и самих себя) как беспомощное существо. Это приводит к формированию ригидной системы внутрисемейных отношений, тормозящей гармоничное развитие ребенка и их самих, поскольку из семьи уходит игра. К. Г. Юнг указывал, что любая творческая работа, независимо от характера и масштаба, связана с активизацией архетипа «внутреннего ребенка».

По мнению ряда психологов и психотерапевтов, использование техники игры с семейной песочницей позволяет гармонизировать семейные отношения, скорректировать поведение отдельных членов семьи и активизировать их «внутреннего ребенка», изменить установки членов семьи, оценку ими сложившейся ситуации. Благодаря этому они могут избавиться от дезадаптивных форм поведения, связанных с агрессией и плохим отношением друг к другу, и обратиться к игре как наиболее здоровой форме деятельности. Кроме того, родители, оставаясь частью единого целого, в этом процессе могут укрепить свою автономность, осознать собственные патологические паттерны поведения в семье с ребенком и друг с другом.

Психотерапевтическая работа с семьей, в частности по коррекции нарушений парных коммуникаций матери и ребенка, может реализовываться в куклотерапии (Э. Ирвин, И. Малой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. А. Медведева, А. А. Осипова, Т. Калошина, Г. Тимошенко и др.).

Часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя, свои чувства, эмоции, образ «Я». Процесс изготовления куклы — это всегда медитация, обращенная внутрь личности, особенно если кукла сделана руками близких или совместно с ними. В такой кукле всегда есть частица души самого близкого ребенку человека, мамы. Ребенок нередко переносит на куклу свои чувства и взамен получает эмоциональную поддержку, которой часто не хватает ребенку с ОВЗ от матери или обоих родителей, которые не принимают того, что у них родился ребенок, имеющий нарушения в развитии. Холодность или агрессивность, отстраненность матери или отца в межличностных отношениях с ребенком с ОВЗ являются результатом глубокого психоэмоционального стресса, переживаемого членами семьи. В преодолении дисгармоничности таких отношений может быть эффективна куклотерапия.

Процесс куклотерапии с ребенком с ОВЗ и его матерью предполагает несколько этапов:

  • 1) изготовление куклы-марионетки, налаживание продуктивных форм коммуникации матери и ребенка в творческом процессе;
  • 2) «рождение» и «оживление» куклы, коррекция неконструктивных форм поведения матери в общении с ребенком;
  • 3) кукловождение и трансформация установок матери из негармоничных в позицию творческого поиска, реализации возможностей ребенка, повышение самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты совместного с ребенком труда.

Куклотерапия может проводиться в индивидуальной работе психолога с одной мамой и ее ребенком и с подгруппой матерей, имеющих детей с ОВЗ одного возраста. В работе с подгруппой из матерей и детей может быть поставлена цель изготовления кукол-марионеток для кукольного театра, в котором будут участвовать дети с ОВЗ и их матери.

До начала работы психолог информирует маму ребенка с ОВЗ о том, что в ходе изготовления кукол очень важно, чтобы ребенок активно принимал участие в создании образа куклы, давал советы, комбинировал материалы, что-то пришивал, помогал украшать куклу. На первом этапе терапии психолог, наблюдая процесс изготовления куклы совместно матерью и ребенком, помогает, направляет маму в поддержании позитивных коммуникаций, даже незначительных успехов ребенка в совместном создании куклы.

На втором этапе, «оживляя» куклу, дети часто демонстрируют различные эмоциональные реакции. Гиперактивные дети плохо следят за тем, как отражаются на кукле их действия: они хотят просто «дергать за веревочки», а их кукла будет совершать хаотичные действия. В этом случае психолог предлагает маме присоединиться к ребенку и вместе с ним некоторое время спокойно и внимательно водить куклу, пока не почувствует, что ребенок успокоился и понял, что ему нужно сделать, чтобы у него получилось.

В процессе кукловождения, когда ребенок совершенствует язык взаимодействия с куклой, меняется его поведение; трансформируется и отношение мамы с раздражения и агрессии на уравновешенность, терпимость и позитивное принятие его успехов. Таким образом, марионетки могут использоваться в семейной терапии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.

Наиболее многообразной технологией семейной артпсихотерапии является сказкотерапия (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. В. Вохмянина И. Б. Ильина, Ж. И. Журавлева, Е. А. Медведева, В. В. Ткачева). Сказка отражает общие закономерности развития событий, явлений, поступков, накапливает и раскрывает знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Современному ребенку, в частности детям с ОВЗ, необходимо осмысливать сказку, вместе с родителями искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. Тогда сказки не уведут ребенка от реальности, а напротив, помогут стать активным созидателем жизни, а взрослому — найти пути преодоления трудностей семейной жизни.

В психотерапевтической семейной арттерапии психолог может использовать уже готовые сказки, раскрывающие проблему семейных отношений: «Сказка о позитивных детско-родительских отношениях», «Сказка о родителях, имеющих ребенка с проблемами», «Сказка, помогающая в процессе осмысления жизненного пути», «Сказка для родителей, которые слишком переживают за детей», «Сказка для детей, родители которых расстаются».

Анализ содержания сказки психолога вместе с родителями помогает им осмыслить неусвоенный жизненный урок, который раскрывается в сказке, и найти пути исправления проблемы. Но сказка по предложению психолога может создаваться и самими родителями на семейную проблему, а на занятии обсуждаться и дополняться позитивным окончанием, которое определяет путь преодоления трудностей семейной жизни.

Успешность использования разных технологий артпсихотерапии с семьей ребенка с ОВЗ зависит от умения психолога правильно сформулировать инструкцию, корректно организовать психотерапевтический процесс и провести обсуждение содержания творческого продукта с членами семьи.

Вопросы практики

Для проведения семейной артпсихотерапии может использоваться следующий алгоритм:

  • 1. На начальном этапе арттерапии создавать позитивную атмосферу, располагающую членов семьи к свободному выражению своих переживаний, чувств и проблем в одном из видов творческой деятельности (рисунок, лепка, песок, театральное действие с куклами и т. д.).
  • 2. В психотерапевтическом процессе использовать эмоциональную поддержку ребенка членами семьи путем поощрения и только при необходимости включаться в деятельность членов семьи, например, исполняя роль режиссера в театральном действии или проводя кукольное интервью с куклами-марионетками, выбранными членами семьи, и др.
  • 3. В процессе коррекционной работы проводить наблюдение, обращать внимание на вербальные, физические и эмоциональные реакции членов семьи как иллюстрацию внутрисемейных отношений, отраженных в творческой деятельности.
  • 4. Предоставлять семье возможность действовать в процессе артпсихотерапии в удобном для членов семьи темпе с осознанием того, что в художественной работе отражаются те состояния, которые они готовы изобразить.
  • 5. В процессе работы прислушиваться к психологическому «пульсу» членов семьи, справляться об их состоянии, чувствах, степени комфорта, изменяя форму вопросов в зависимости от ситуации.
  • 6. На завершающем этапе предоставить членам семьи возможность рассказать о своей работе, прокомментировать, описать формы, предметы, части рисунка, лепки, коллажа и др.
  • 7. Предложить членам семьи рассказать о работе от первого лица, или выполнить это от лица каждого из элементов изображения (рисунка, лепки, сказки и др.), или построить диалог между отдельными частями работы.
  • 8. Проверять верность интерпретации изображения как вербальными, так и невербальными реакциями членов семьи.
  • 9. При анализе творческого продукта обращать внимание членов семьи на цветовое выражение, пустые пространства в изображении, отсутствие частей тела или на стенографический характер изображения.
  • 10. Направлять членов семьи на осознание связи между их высказываниями о работе или ее частях и их жизненной ситуацией, осторожно задавая им вопросы о том, что в их жизни и как может отражать работа. Учитывать готовность членов семьи увидеть и принять наличие данной связи.
  • 11. Фокусировать внимание родителей на том, что артпсихотерапевтическая продукция членов семьи представляет большую ценность не только сразу после ее создания, но и в дальнейшем, на разных этапах психотерапевтического процесса. Анализируя ранее созданные продукты (рисунки, коллаж, лепку, сказку, куклу и др.), члены семьи могут наблюдать достигнутые ими успехи в коррекции внутрисемейных проблем и их подтверждение в новых работах.
  • 12. Поблагодарить членов семьи за участие в артпсихотерапевтическом процессе и предложить им продолжить обмен мнениями относительно пережитых в ходе театрализации (песочницы, куклотерапии, рисунка, лепки, сочинения сказки) чувств, отражающих их семейные отношения. Это помогает включать семью и в обсуждение, и в планирование дальнейшей жизни.

***.

Итак, все техники артпсихотерапии, включаемые в психокоррекционную работу с семьей ребенка с ОВЗ, стимулируют вербальную и невербальную коммуникацию, позволяют видеть, каким образом члены семьи взаимодействуют во имя достижения общей цели. Использование семейной артпсихотерапии многими отечественными и зарубежными психологами, психотерапевтами (Дж. Рубин, М. Магнуссен, Е. Бинг, В. Кемплер, Ч. Шефер, Л. Кэри, А. И. Копытин, В. В. Ткачева и др.) рассматривается как важнейшее построенное на творчестве средство, помогающее осознать особенности дисгармоний внутрисемейных отношений и осуществить их коррекцию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой