Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие отчуждения как основа для понимания природы конфликта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Труд человека как свободная жизнедеятельность — производство жизни — сеть свободная сознательная деятельность по практическому созиданию предметного мира. Этим человек отличается от животного, которое «непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью… Человек же делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания». Именно поэтому человек — родовое существо, ведь его труд, как… Читать ещё >

Понятие отчуждения как основа для понимания природы конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие отчуждения складывается в философии К. Маркса под влиянием понимания диалектики этого процесса Г. В. Ф. Гегелем и той интерпретации материалистического характера, которую даст Л. Фейербах. Гегелевское понятие характеризует объективный процесс, и отчуждение духа означает, что чистая рациональность объективируется в свое иное, то сеть в материю. Отчуждение не означает прекращение процесса развития, но, по сути, есть указание на сущностное изменение формы. Л. Фейербах использовал понятие отчуждения в своей известной работе «Сущность христианства», в которой он объяснял, что в религиозном отношении человек отчуждает свою сущность и представляет ее как нечто трансцендентальное. Лучшие качества и способности человека (разум, любовь, справедливость) оказываются отчужденными и представляются человеку в виде божественного.

К. Маркс, так же как и Л. Фейербах, использует понятие «отчуждение» в антропологическом ключе, характеризуя изменение условий человеческого существования. Признаком несвободного капиталистического общества становится отчужденный труд, который есть свидетельство невозможности реализации родовой сущности человека. Философ ставит вопрос о сущности трудовых отношений с тем, чтобы раскрыть отношение рабочего к предметам его производства.

По своей природе, как родовое существо, человек «относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному»[1]. Он относится к природе как к неорганическому телу, живет природой, что означает, что с ней неразрывно связано удовлетворение потребностей человека; то есть и физическая, и духовная жизнь человека связана с природой.

Труд человека как свободная жизнедеятельность — производство жизни — сеть свободная сознательная деятельность по практическому созиданию предметного мира. Этим человек отличается от животного, которое «непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью… Человек же делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания»[2]. Именно поэтому человек — родовое существо, ведь его труд, как свободная жизнедеятельность, не направлен на то, чтобы удовлетворять только ближайшие физические потребности. Напротив, в своем практическом созидании предметного мира он действительно свободен от своих физических потребностей. «Животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту»[3]. Природа в процессе труда оказывается произведением человека. В продукте труда происходит опредмечивание родовой жизни человека, так что человек созерцает самого себя в продуктах своей свободной жизнедеятельности.

Предмет труда поэтому также представляет собой опредмечивание родовой жизни человека. В процессе деятельности человек осознает себя не только интеллектуально, но воплощает свои идеи, представления, замыслы в том, что он производит, «удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире»[4].

В капиталистическом обществе труд принимает отчужденный характер, так как он является для рабочего чем-то внешним, не присущим ему, ведь это труд принудительный. Человек нс раскрывает свои возможности в акте трудовой деятельности, а изнуряет себя трудом, который при этом уже утратил свой родовой характер. В такой деятельности человек нс удовлетворяет свою потребность в труде, напротив, в силу тяжести и напряженности, эта потребность также отчуждается. И в процессе производства труд воспринимается рабочим как-то, что ему не принадлежит. От этого сфера свободы сужается до круга ближайших физиологических потребностей, удовлетворение которых только и бывает свободным, но именно это превращает человека в животного. «Человек чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д., а в своих человеческих функциях он чувствует себя лишь животным»[5].

Отчужден также и продукт труда, ведь он не принадлежит рабочему, следовательно, с этим отчуждением происходит изменение отношения к природе, которая теперь воспринимается как нечто враждебное и противостоящее человеку. А так как предмет труда и природа как произведение человека есть воплощение родовой сущности человека, то таким образом налицо отчуждение родовой сущности человека в капиталистическом производстве. «Отчужденный труд, отнимая у человека предмет его производства, тем самым отнимает у него родовую жизнь, его действительную родовую предметность»[6]. Деятельность человека теперь направлена только на поддержание индивидуальной жизни, которая становится товаром. И чем больше трудится рабочий, чем больше он создает ценностей, тем более обесценивается его мир. Родовое достояние человека превращается в чуждую ему сущность — средство поддержания его индивидуального существования. Отчужденный труд, таким образом, отчуждает от человека его духовную сущность и его собственное тело.

Но так как человек в ситуации отчужденного труда противостоит самому себе, то он противостоит и другому человеку. Иначе говоря, ближайшим следствием отчуждения труда является отчуждение человека от человека. И поэтому нет оснований рассчитывать, что в такой ситуации возможно нивелирование конфликтов. Рабочему противостоит собственник, которому принадлежит и труд рабочего, и предмет труда, и продукт труда, который поэтому распределяет и превращает в товар результаты отчужденного труда.

  • [1] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Человек. М. :Республика, 1995. С. 168
  • [2] Там же.
  • [3] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С. 169.
  • [4] Там же. С. 168.
  • [5] w Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С. 166.
  • [6] ы Там же. С. 169.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой