Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение договора. 
Вексельное право. 
Морское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Страховой интерес судохозяина заключается еще в том, чтобы фрахт, причитающийся ему за перевозку груза или за предоставление судна, не пропал для него вследствие несчастного события. Если судохозяин ожидал получить фрахт по прибытии в место назначения, то в случае гибели судна он его не получит; если он уже получил его вперед, — придется полученное возвратить. Однако убытки судохозяина выражаются… Читать ещё >

Заключение договора. Вексельное право. Морское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литература

С, а р р е I 1 е, Courtiers maritimes et assurances maritimes, 1891; D a d г e, De la police d‘assurance maritime, 1884.

Отдельные страховые интересы.

Наш закон, подобно другим, перечисляет те различные интересы, которые могут послужить основанием для договора морского страхования[1]. Это перечисление можно было бы признать исчерпывающим и потому устраняющим внесение по соглашению какого-нибудь непредусмотренного интереса, если бы закон не закончил указанием: «вообще все предметы, морским опасностям подвергнутые»[2]. Этой формулой подорвано значение списка, предложенного законом. Благодаря ей при оценке каждого конкретного случая приходится решать вопрос, имеется ли налицо страховой интерес, т. е. понесет ли имущество страхователя ущерб, если случится морское несчастие с судном или грузом, и, установив наличность страхового интереса, обратить внимание, не исключен ли интерес этого рода прямым постановлением закона.

Таким путем устанавливается ряд интересов, которые способны дать основание для страхового договора.

1. Прежде всего страхуется имущество на случай несчастия, постигающего самое морское судно[3]. В этом заинтересован судохозяин полностью и исключительно, если только судохозяин в то же время и собственник судна. Но так как права на судно могут быть одновременно различные — право собственности, пользовладения, аренды, — то соответственно определяются взаимные интересы этих лиц по общим началам. При страховании морского судна не имеет значения, коммерческое ли это судно, или предназначено к целям удовольствия, яхта, или к научной экспедиции. Важно с юридической точки определить, что следует понимать под застрахованным судном. Морским судном как предметом страхования надо считать как самый корпус его, так и все принадлежности, внутренние и наружные, которые делают его способным выполнять свое назначение. Предположение, в случае сомнения, стоит на стороне целого, т. е. судна с его принадлежностями, если противоположное не обнаруживается из договора. Кроме принадлежностей на судне находятся предметы, необходимые не для плавания вообще, а для данного рейса: запасы топлива, каменного угля или нефти, запасы провизии для людей. Эти вещи в понятие морского судна не входят, а потому предположение, в случае сомнения, стоит против включения их в страхование, если противоположное не обнаруживается из договора. В договоре судно может быть обозначено одной общей ценой, или общая сумма может быть распределена по частям, по корпусу, по составным частям и принадлежностям. Но трудно себе представить, чтобы предметом страхования мог оказаться один только корпус без принадлежностей или одни принадлежности без корпуса, хотя такое представление, по-видимому, присуще нашему законодателю[4].

2. Страховой интерес судохозяина заключается еще в том, чтобы фрахт, причитающийся ему за перевозку груза или за предоставление судна, не пропал для него вследствие несчастного события. Если судохозяин ожидал получить фрахт по прибытии в место назначения, то в случае гибели судна он его не получит; если он уже получил его вперед, — придется полученное возвратить. Однако убытки судохозяина выражаются не в той сумме фрахта, какая определена договором, фрахт-брутто. Из нее необходимо вычесть те расходы, которые произведены были судохозяином для выполнения перевозки. В счет фрахта введены были издержки, которые должны были погибнуть, потому что предметы приобретенные предназначались к потреблению, как топливо, съестные припасы, жалованье служащим. Действительная потеря судохозяина есть тот чистый остаток, который должен был получиться в результате и который составляет доход от его предприятия, — фрахтнетто. Если бы страховщик уплатил судохозяину весь фрахт, он не возместил бы ему убытки, а дал бы ему неожиданную прибыль. Эту мысль выражает наш закон, когда постановляет: «В случае убытка во фрахтовых застрахованных деньгах страховщик обязан заплатить в соразмерность застраховке ту часть убытка, которая произошла от случая, состоявшего на его ответственности. Но хозяин корабля никогда не может приобрести через страховку фрахтовых денег более того, что получил бы одними фрахтовыми деньгами при благополучном прибытии корабля на место назначения»[5]. Фрахт может быть определен полностью на весь груз за известный рейс или отдельно по каждому роду перевозимого груза.

Допустимость страхования фрахта в настоящее время не возбуждает сомнений. Оно допущено всеми законодательствами[6][7], в том числе и нашим[5]. Французское законодательство, долгое время запрещавшее страхование фрахта, наконец вынуждено было отступиться от своего взгляда[9].

  • 3. Судьба судна затрагивает в равной мере интересы грузохозяев, так как гибель или повреждение вещей влекут за собою убытки для собственников их. Поэтому груз может быть также предметом страхования[10]. Безразлично, состоит ли этот груз из товаров или иных вещей, не предназначенных к перепродаже, например в С.-Петербург пересылается купленный в Италии мраморный надгробный памятник. Допуская страхование груза', закон наш запрещает «отдавать и принимать на страх вещи и товары, к привозу или вывозу запрещенные, а равно и позволенные, но назначенные к тайному провозу. В случае конфискации товара, к привозу или вывозу запрещенного или от пошлин утаенного, страхование считается недействительным»[11][12][13]. Если, однако, из застрахованного полностью груза только часть принадлежит к запрещенным или контрабандным товарам, то страхование остальной части остается в силе. Но страховщик не отвечает, если из этой части будет кое-что конфисковано для уплаты пошлин или таможенных взысканий. Странно, что закон 1846 года счел нужным указать на недопустимость страхования предметов, предназначенных к доставке неприятелю в качестве военной амуниции или провианта, вообще к товарам, «коими запрещено торговать с неприятелем», и, наконец, груз, состоящий из живого товара, каковым закон признает только негров1.
  • 4. Предметом страхования может быть ожидаемая прибыль[14]. Долгое время страхование прибыли от перевозимых для продажи товаров встречало возражения. Утверждали, что страхователь путем страхового вознаграждения может быть постановлен только в то положение, в каком он находился при отправлении своих товаров, и не должен быть поставлен в лучшие условия, иначе гибель судна с грузом явится для него благодеянием. Но в действительности обеспечениепутем страхования той прибыли, на какую мог рассчитывать грузохозяин при передвижении товаров, далеко не равносильно тому, чтобы превратить страхование в источник прибыли. Грузохозяина в этом случае ставят только в то положение, в каком он оказался бы при счастливом окончании рейса, и не более. В настоящее время страхование ожидаемой прибыли на товар общепризнано[15]. Оно допущено и у нас. Страхование ожидаемой прибыли может быть установлено двояким образом: или определением стоимости товаров по цене места назначения, или отделением прибыли от цены товаров по месту отправления. Последний способ применяется при сильных колебаниях рыночных цен, когда возникает опасение, что в месте назначения цена падет ниже цены места отправления. Тогда грузохозяин предпочитает страховать свой товар отдельно по покупной цене с присоединением издержек по доставке таможенных сборов и предполагаемой прибыли применительно к той цене, какая стояла в месте назначения в момент отправления.
  • 5. Предметом морского страхования могут быть бодмерейные деньги, которые были даны под залог судна, груза или фрахта[16]. С точки зрения западноевропейского права, кредитор по бодмерейному письму в случае гибели судна с грузом теряет совершенно свои деньги, а в случае повреждения вынужден довольствоваться тем, что останется. И угроза этому несомненному страховому интересу не возбуждает сомнений, что кредитор по бодмерейному письму вправе застраховать отданные взаем деньги[17]. Некоторое колебание существовало только по вопросу, допустимо ли страхование лишь капитала или же также и процентов на капитал. Утвердительное решение на вопрос о возможности страхования процента по бодмерейному письму ныне также общепринято.

Несколько иначе стоит дело у нас, при своеобразности положения бодмереи в русском законодательстве. В противоположность западноевропейской бодмерее, русская бодмерея обеспечивает право требования кредиторов не только ценностью заклада, но и всего прочего имущества должника. Если так, то может ли кредитор обращаться к страховщику, не испробовав предоставленных ему законом средств найти удовлетворение в имуществе должника? Можно ли до удостоверенной неосуществимости права требования говорить о наличности убытков, произведенных морским событием, которая вызывала бы обязанность возместить ущерб? Вопрос представляется, конечно, сомнительным с точки зрения русского права. Но так как закон прямо разрешает страховать бодмерейные деньги, то приходится признать действительность такого договора и силу возникающей из него обязанности уплатить в случае гибели судна или груза всю сумму капитала с процентами. Однако страховщик, прежде чем уплатить эту сумму, вправе потребовать от лица, получающего страховое вознаграждение, уступку права требования по бодмерейному письму к должнику.

Некоторые законодательства считают своим долгом подчеркнуть, что страховать бодмерейные деньги может только тот, кто дает эти деньги, а не тот, кто берет их'. Но невозможность страхования со стороны должника по бодмерейному письму обнаруживается из отсутствия страхового интереса.

6. Договор морского страхования может иметь своим предметом аварийные убытки. Здесь имеется в виду, что судохозяин или грузохозяин терпит вследствие морского события убытки от того, что имущество его привлекается к разверстке помимо понесенного им самим ущерба или даже независимо от наличности этого ущерба. Отсюда следует, что убытки по частной аварии представляют те убытки, которые понес непосредственно страхователь, и потому возмещение их представляет обыкновенный случай страхования. Авария малая не допускает страхования за отсутствием момента риска. Таким образом, под страхованием аварийных денег можно понимать только случаи общей аварии и аварии взаимного вреда. При общей же аварии страховщик возмещает страхователю те деньги, которые страхователь обязан внести вследствие того, что его вещи были спасены за счет пожертвованных. При аварии взаимного вреда страховщик возмещает страхователю те деньги, какие он обязан уплатить потерпевшему от столкновения с его судном. Страхование аварийных денег составляет, в сущности, страхование ответственности.

Наш закон в списке предметов страхования не указал на аварийные убытки. Но из этого нельзя выводить отрицания их, во-первых, ввиду широкой дополнительной формулы, которою заканчивается перечисление, а во-вторых, ввиду прямого указания на уплату страхового вознаграждения при различных авариях[18][19].

7. По некоторым законодательствам жалованье служащих на морском судне не может быть предметом страхования'. Основанием к запрещению является опасение, что обеспеченные в получении своего жалованья капитан и экипаж не будут стараться спасти судно с грузом. Запрещение является мерою высшего поощрения к исполнению своего долга. Может быть, эта мера и высоко целесообразна в смысле охраны интересов судохозяина и грузохозяина, но она в то же время глубоко несправедлива по отношению к лицам, которые не только предоставляют хозяевам свой труд, но и рискуют своею жизнью. Не все законодательства следуют такому принципу, и особенно в последнее время обнаруживается отрицательное к нему отношение[20].

Обращаясь к русскому законодательству, мы снова видим пропуск в перечислении предметов страхования. Закон не упоминает о жалованье капитана и экипажа. Между тем по нашему закону «когда корабль или товар, на нем нагруженный, до расчета с водоходцами пропадет, сгорит или иначе истребится, то и плата их тут же пропадает»[21]. Следовательно, жалованье служащих стоит в зависимости от морских случайностей. Применяя общее начало о допустимости страхования всякого страхового интереса, пока он не устранен прямо законом, мы должны признать, что у нас жалованье служащих может быть застраховано, потому что это есть предмет, морским опасностям подверженный[22] и в то же время законом не запрещенный.

8. К числу предметов страхования некоторыми иностранными законодательствами[23] отнесена и цена страхования. Страхователь, кто бы он ни был, каков бы ни был его страховой интерес, положенный в основу страхового договора, имеет еще свой особый интерес. В случае несчастия он безусловно теряет страховую премию, которая сокращает, иногда значительно, выдаваемую ему в возмещение сумму. Представим себе, что пароход застрахован в сумме 200 000 рублей при премии в 2%. В случае гибели судна страхователь получит все 200 000 рублей, но из них следует вычесть уплаченные им 4000 рублей в виде премии. Этот убыток остается непокрытым. В военное время, при высоком подъеме премий, как в указанном примере, страхователь весьма заинтересован в застраховании уплаченной им премии. Если он застрахует ее при той же 2% премии, то в случае несчастия он получит от разных страховщиков или одного и того же 200 000 + 4000, т. е. 204 000, потеряв на обоих страхованиях 4000 + 80, т. е. 4080 рублей. Таким образом, возмещение его в случае несчастия будет почти полным. Правда, что при благоприятном окончании плавания он затрачивает на премию больше обыкновенного.

Допустимо ли такое страхование по русскому законодательству? Заявлением, что «страхователь может страховать самую цену страхования»[24], закон, видимо, решает вопрос утвердительно. Но сомнение возбуждает дальнейшее развитие мысли, когда закон прибавляет, что в этом случае «страховка имеет место только при несостоятельности страховщика». Страхование цены не стоит ни в каком отношении к несостоятельности страховщика. Остается предположить, что законодатель смешал рассматриваемый случай с тем случаем, когда страхователь, не уверенный в страховщике, заключает с другим страховщиком договор, по которому этот второй обеспечивает страхователя на случай несостоятельности первого. Но это два совершенно различных случая.

9. Если страхователь страхует цену первого страхования, то и страховщик может обеспечить себя путем перестрахования, т. е. перенесения страха за принятый риск на другое лицо. Это допустимо по нашему законодательству[24][26], как и по западным, но при этом законодатель наш дает довольно своеобразную конструкцию, с которою придется встретиться в дальнейшем.

  • [1] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 563.
  • [2] Так же и в итальянском законодательстве: е generalmcnto ogni altrc cosa stimabile indanaro esposta ai rischi della navigazione (§ 606, n. 7).
  • [3] Assurance sur corps, Kaskoversicherung.
  • [4] T. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 563, п. 1 и 2.
  • [5] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 598.
  • [6] Герм. торг, код., § 779; Англ, закон 21 декабря 1906 года, § 3, п. 2Ь, § 16, п. 2 (брутто-фрахт!); Итал. торг, код., § 606, п. 3; Голл. торг, код., § 593.
  • [7] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 563, п. 6 и ст. 570.
  • [8] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 598.
  • [9] Закон 12 августа 1885 года. Ныне редакция Франц торг, код., § 334.
  • [10] Assurance sur facultls, Kargoversicherung.
  • [11] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 563, п. 5.
  • [12] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 565.
  • [13] 5 Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 565, прим.
  • [14] Profit espdr6, imaginarc Gewinn
  • [15] Франц, торг. код. (по закону 12 августа 1885 года), § 334; Герм. торг, код., § 779; Италторг, код., § 612; Голл. торг, код., § 596; Англ, закон 21 декабря 1906 года, § 3, п. 2b: orother pecuniary benefit.
  • [16] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 563, п. 4.
  • [17] Франц, торг, код., § 334; Герм. торг, код., § 779; Англ, закон 12 декабря 1906 года, § 10;Итал торг, код., § 606, п. 5; Голл. торг, код., § 593.
  • [18] Франц торг, код., § 347; Итал. торг, код., § 607, п. 2.
  • [19] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 584 и 585. * Герм. торг, код., § 780; Итал. торг, код., § 607, п. 1; Голл. торг, код, § 599, п. 1; Исп. торг, код, § 780, п. 3.
  • [20] Франц торг. код. (по закону 12 августа 1885 года), § 334; Англ. зак. 21 декабря 1906 года, § 11; the master or any member of the crew of a ship has an insurable interest in respect ofhis wages. Также Белы, закон 21 августа 1879 года, § 168.
  • [21] Т. XI, ч 2, Устав торговый, ст. 285.
  • [22] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 563, п. 8.
  • [23] Франц торг, код., § 334 (le coflt d’assurancc); Англ, закон 21 декабря 1906 года (charges ofinsurance)
  • [24] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 601.
  • [25] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 601.
  • [26] 5 Англ, закон 21 декабря 1906 года, § 17: insurance is uberrimae fidei, contract based upon theutmost good faith.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой