Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структуры педагогического процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Операционно-деятельностный (процессуальный) определяет деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Включает методы, приемы и средства, позволяющие освоить предлагаемое содержание, а также сформировать у обучающихся умения и навыки, которыми они будут пользоваться всю жизнь. К таким умениям и навыкам относятся: Рациональную организацию учебной деятельности, делающую процесс познания… Читать ещё >

Структуры педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс обучения имеет тенденцию к самостоятельности и приобретает свою логическую структуру, отличную от других форм познания, например научного или общественно-исторического.

Процесс обучения — целостный процесс. Существуют различные подходы к характеристике структуры процесса обучения (учебный процесс).

Одним из таких подходов является соотнесение звеньев учебного процесса с этапами научного познания. При этом выделяют специфичные для учебного процесса звенья:

  • — подготовка к восприятию знаний;
  • — закрепление знаний и выработка на их основе умений и навыков;
  • — контроль за качеством усвоения содержания образования.

Другой подход рассматривает процесс обучения с точки зрения управляемой системы [Бабанский, с. 345]. В структуру учебного процесса входят следующие компоненты:

  • — целевой;
  • — сгимулирующе-мотивационный;
  • — содержательный;
  • — операционно-дсятсльностный;
  • — контрольно-регулировочный;
  • — оценочно-результативный.

Целевой компонент отражает осознание педагогом и учениками целей и задач изучения предмета в целом; определяется на основе требований программы обучения и учета особенностей данного класса, уровня подготовленности, воспитанности и развитости учеников.

Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает наличие мер по стимулированию у учащихся интересов, потребностей в решении учебно-воспитательных задач. Включает формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной систематической работе. Положительные мотивы учения не возникают сами по себе, поэтому педагоги должны обеспечить целенаправленное развитие мотивационной сферы обучаемых.

Основными путями и методами формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности психологи считают:

  • — осознание практического значения учебного материала. Следует учесть, что сама, но себе информация без учета интересов и потребностей обучаемых не имеет для них значения и не оказывает положительного влияния. Учет возрастных потребностей в содержании информации помогает формировать любовь к интеллектуальной деятельности;
  • — рациональную организацию учебной деятельности, делающую процесс познания увлекательным благодаря использованию разнообразных методов и форм учебной деятельности, заданий исследовательского характера, нестандартных, исторических и занимательных задач, учебно-проблемных ситуаций, развивающих смекалку, гибкость ума;
  • — использование оценочной деятельности учителя и товарищей. Их мнение влияет на формирование положительной мотивации. Важна и ситуация успеха, особенно для неуверенных в себе учащихся, а также для утративших интерес к учению и потребность в знаниях;
  • — развитие познавательного интереса как главного мотива познавательной деятельности, формирование объективной потребности в знаниях и в интеллектуальной деятельности.

Содержательный компонент отражает знания, накопленные человечеством в процессе развития науки. Содержание образования в современных учебных заведениях — это систематизированная совокупность научных знаний, умений и навыков, отобранная в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В систему научных знаний включаются научные понятия, законы, принципы, правила, теории. Научное знание описывает, объясняет, помогает прогнозировать и преобразовывать окружающую действительность и самого человека. Основы научных знаний составляют учебные предметы, содержание которых адаптировано к познавательным возможностям учащихся на каждой ступени обучения, их возрастным особенностям.

В связи с быстрым увеличением объемов научной информации остро встает проблема структурирования учебного материала. В практике и педагогической науке сложились различные подходы к структурированию учебного материала:

  • — свертывание информации до опорных сигналов;
  • — структурирование предмета по вертикали для выделения главных идей, теорем, законов с целью целостного изучения предмета на основе «погружения»;
  • — «укрупнение дидактических единиц» и создание интегрированных курсов по родственным дисциплинам и т. п.

Усвоенные знания являются и результатом обучения, и инструментом познавательной деятельности, мышления, в том числе и творческого, инструментом практической деятельности школьника.

Операционно-деятельностный (процессуальный) определяет деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Включает методы, приемы и средства, позволяющие освоить предлагаемое содержание, а также сформировать у обучающихся умения и навыки, которыми они будут пользоваться всю жизнь. К таким умениям и навыкам относятся:

  • — обобщенные интеллектуальные умения,
  • — общетрудовые умения и навыки,
  • — двигательные умения и навыки, умение создавать прекрасное и использовать его в повседневной жизни и досуговой деятельности. Характерным свойством умений является их универсальность: они могут переноситься из одной области деятельности в другую.

Общетрудовые умения и навыки помогают человеку обслуживать себя, выполнять простые ремонтные работы по дому. На их основе формируются профессиональные умения и навыки.

Общие интеллектуальные умения, такие как чтение, письмо, позволяют расширять кругозор; разумно проводить свободное время; овладевать профессиями, содержанием которых является интеллектуальная деятельность; заниматься творческой деятельностью. Важными интеллектуальными умениями являются прогнозирование и перенос знаний в новую ситуацию. Поэтому необходимо знать условия, способствующие эффективности переноса и формированию гибкости ума. Одним из таких условий является осознание правил рациональной мыслительной деятельности и умение решать познавательные задачи по усвоенным правилам.

Контрольно-регулировочный. Осуществляется через контроль учителя над организацией учебно-воспитательного процесса в целом и самоконтроль обучающегося над своими знаниями.

Оценочно-результативный. Реализуется в виде оценки педагогом и самооценки обучающимся результатов, достигнутых в процессе обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой