Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки и виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К постановлениям Правительства РФ относятся, например, Постановление Правительства РФ от 27 октября 2007 № 709 «О координационных совещательных органах, образованных Правительством РФ»; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 38… Читать ещё >

Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки и виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В государствах романо-германской правовой семьи и некоторых других правовых семьях кроме законов существует и другая группа нормативных правовых актов, именуемая подзаконными нормативными правовыми актами.

Подзаконный нормативный правовой акт — вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона.

Подзаконный нормативный правовой акт характеризуется следующими признаками:

  • • он основывается на положениях законов и нс должен им противоречить;
  • • имеется упрощенный, по сравнению с законом, порядок его принятия, опубликования и введения в действие;
  • • он быстрее реагирует на потребности интересов общества;
  • • нормы подзаконных нормативных правовых актов имеют, как правило, узкое (видовое) значение, в отличие от норм законов, которые имеют родовое значение.

Различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют, во-первых, различную юридическую силу, разную форму, однако все они, являясь подзаконными актами, находятся в иерархической зависимости от закона; во-вторых, помимо иерархической зависимости у всех подзаконных нормативных правовых актов имеется содержательная зависимость от закона, которая выражается в том, что закон регулирует наиболее важные отношения, он осуществляет первичное регулирование, а все менее значимые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами (вторичное регулирование).

Однако сфера регулирования подзаконными нормативными правовыми актами может быть не меньше, а даже больше сферы регулирования законом, они более глубоко проникают в деятельность субъектов права.

Подзаконные нормативные правовые акты дифференцируются на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и т. п.

Основная классификация подзаконных нормативных правовых актов основывается на принадлежности к органам, их издающим. Положение того или иного органа в системе органов государственной власти существенно влияет на юридическую силу подзаконного акта.

В Российской Федерации к подзаконным нормативным правовым актам относятся:

  • • указы Президента РФ;
  • • постановления Правительства РФ;
  • • акты федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
  • • акты органов местного самоуправления и др.

Указы и распоряжения Президента РФ. Особое место в системе нормативных правовых актов занимают акты Президента РФ. Издание указов и распоряжений Президентом РФ предусмотрено действующей Конституцией РФ.

Указы — нормативные акты, относящиеся к неопределенному кругу лиц. Распоряжения — как правило, акты индивидуального характера.

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Будучи изданными в пределах компетенции Российской Федерации, акты Президента РФ имеют прямое действие и не нуждаются в каком-либо одобрении (ратификации) законодательных и исполнительных органов субъектов РФ.

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на нормативные (содержащие нормы общего характера) и индивидуальные акты.

Нормативные указы и распоряжения заключают в себе общие правила, рассчитаны на неопределенный круг лиц и на многократность применения. Например, Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»; Распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2005 № 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»; Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О климатической доктрине Российской Федерации»; распоряжение президента РФ от 21 октября 2006 г. № 507-рп «О бланках документов к государственным наградам Российской Федерации и государственным наградам СССР» и др.

Индивидуальные указы и распоряжения, имея в своем содержании отдельные, конкретные правила поведения, обращены к конкретному лицу или лицам, издаются по конкретному случаю и рассчитаны на однократность применения. Например, Указ Президента РФ от 10 октября 2015 г. № 505 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 28 ноября 2014 г. № 741 «О награждении орденом Почета Медведева А. И.»; Распоряжение Президента РФ от 24 апреля 2003 г. № 200-рп «О поощрении Гнездилова В. С.» и др.

Важным является вопрос соотношения правовых актов Президента РФ с правовыми актами субъектов РФ. Он решается по аналогии с соотношением федеральных законов и законов субъектов РФ. В случае если правовые акты президента республики в составе Российской Федерации или иного главы субъекта РФ, изданные, но предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречат актам Президента РФ, то действуют акты Президента РФ. Если же акт Президента РФ противоречит акту главы субъекта РФ, изданному по предмету ведения субъекта РФ, то действует акт главы субъекта РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу. Будучи подзаконными актами, они не должны противоречить также федеральным конституционным законам. Вопрос о соответствии нормативных указов и распоряжений Президента РФ в случае необходимости решается Конституционным судом РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ. Правительство РФ издает акты, выступающие важным звеном правовой системы Российской Федерации. Решения Правительства РФ, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений на его заседании при наличии кворума и путем голосования.

Постановления — акты, имеющие нормативный характер. Распоряжения — акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство списочного состава членов Правительства РФ, т. е. более половины всех членов Правительства РФ.

Что касается распоряжений, то они, как правило, принимаются по оперативным и другим текущим вопросам. Процедура принятия распоряжения на заседании Правительства РФ аналогична процедуре принятия постановления.

Постановления и распоряжения обычно подписываются Председателем Правительства РФ. Распоряжение может быть подписано первым заместителем Председателя Правительства РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия распоряжений и единолично Председателем Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ всеми субъектами РФ, всей системой органов государственной власти: их должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и др.

Акты Правительства РФ обязательны к исполнению всеми предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности), а также гражданами.

К постановлениям Правительства РФ относятся, например, Постановление Правительства РФ от 27 октября 2007 № 709 «О координационных совещательных органах, образованных Правительством РФ»; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 38 «Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации».

В качестве примеров распоряжений Правительства РФ можно привести распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019;р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)»; распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 449-р «О внесении изменений в комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий»; распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой