Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественно-правовой подход к пониманию соотношения государства и права основан на естественно-правовых воззрениях, сторонники которого выводившие понятие государства из общественного договора, исходят из ограничения государства правом, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного… Читать ещё >

Соотношение государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено и обусловлено экономикой, порождается не ею, а государством в процессе особой государственной деятельности — правотворчества.

Как справедливо подчеркивает О. Э. Лейст, почти во всех своих сущностных качествах право зависит от государства, вплоть до того, что авторитетность права предопределяется авторитетностью государства, его отношением к им же созданному праву, степенью налаженности государственных служб, силой (или слабостью) самого государства[1].

Традиционно в науке различаются два подхода к вопросу о соотношении государства и права.

Этатистский подход означает приоритет государства над правом: право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится в подчиненном к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила юридическая практика, склонная видеть в праве только некий придаток государства, так как право рассматривается только как совокупность норм, издаваемых государством.

Естественно-правовой подход к пониманию соотношения государства и права основан на естественно-правовых воззрениях, сторонники которого выводившие понятие государства из общественного договора, исходят из ограничения государства правом, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой подход имеет определенные преимущества, но только с точки зрения утверждения в теории государства и права идеи господства права.

Интегративный подход позволяет выйти за рамки двух перечисленных ранее подходов и в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций, избежать крайностей в оценке соотношения государства и права. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или из права рождается государство). Связь между государством и правом носит более сложный характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать. Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между правом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении права.

Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т. п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой — мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это «позволяет»[2].

Государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму. Отсюда возникает видимость самостоятельности, независимости права.

Непосредственным источником права является государство. Творя право, оно создает иллюзию, будто право не обусловлено экономикой, а является произвольным порождением государственной воли, свободной от экономики. На самом деле государственная воля формируется под непосредственным воздействием экономических интересов.

Механизм перехода потребностей и интересов в право заключается в том, что, как у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли, точно так же и все потребности гражданского общества — независимо от того, какой класс в данное время господствует, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение (Ф. Энгельс).

Государство по отношению к праву определяет необходимость правового регулирования тех или иных отношений; устанавливает политические, правовые и организационные формы правотворчества; выявляет волевое содержание права; обеспечивает соблюдение и исполнение права всеми социальными субъектами и в необходимых случаях прибегает к принуждению, если нормы права нарушаются (общеизвестно, что право — ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению его норм).

Став самостоятельной силой по отношению к обществу, государство немедленно порождает новую идеологию.

У политиков по профессии, теоретиков государственного права и юристов, занимающихся гражданским правом, связь с экономическими факторами теряется окончательно. Поскольку в каждом отдельном случае экономические обстоятельства, чтобы получить санкцию в форме закона, должны принимать форму юридического мотива и поскольку при этом следует, разумеется, считаться со всей системой уже существующего права, постольку теперь кажется, что юридическая форма — это все, а экономическое содержание — ничто. Государственное право и гражданское право рассматриваются как самостоятельные области, которые имеют свое независимое историческое значение, которые сами по себе поддаются систематическому изложению и требуют такой систематизации путем последовательного искоренения всех внутренних противоречий.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.

  • [1] См.: Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. С. 124.
  • [2] См.: Теория государства и права: учебник / Под ред. проф. В. Я. Кикотя, проф.В. В. Лазарева. С. 93—94.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой