Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные изменения в государственном строе Великобритании в XX — начале XXI в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Низшие суды в Англии и Уэльсе — это суды графств и магистратские суды. Суды графств (более 350) — основные органы гражданского правосудия, рассматривающие около 90% дел по первой инстанции в зависимости от категории иска (рассмотрению подлежат все дела по искам из договоров и деликтов, сумма штрафа по которым до 5 тыс. фунтов стерлингов). Магистратские суды (без присяжных) рассматривают основную… Читать ещё >

Основные изменения в государственном строе Великобритании в XX — начале XXI в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гражданское право. До середины XX в. в Великобритании при регулировании вопросов гражданства использовалась доктрина общего нрава о верноподданстве[1]. В соответствии с ней подданными Великобритании являлись обладатели гражданства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также Нормандских островов и о. Мэн. В 1981 г. был принят Закон о гражданстве, который установил следующие категории британского гражданства:

  • 1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
  • 2. Граждане британских независимых территорий.
  • 3. Граждане британских заморских территорий.
  • 4. Специальный статус для лиц, проживающих в других странах, но утративших там британское гражданство.

Наиболее полноправными являются граждане первой категории, в том числе они имеют право беспрепятственного въезда и выезда. Законом 1981 г. определены следующие основные способы приобретения гражданства:

  • — ребенок, родившийся на территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является гражданином страны или постоянно в ней проживает, беспрепятственно получает британское гражданство;
  • — британским гражданином является ребенок, который родился за пределами Соединенного Королевства, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином;
  • — предоставление гражданства путем натурализации иностранцев, которые удовлетворяют требованиям, установленным законом 1981 г.

При этом предусмотрены льготы для лиц, вступивших в брак с гражданином Великобритании, и для граждан бывших английских колоний.

Избирательная реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам, но участвовать в выборах могли женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 фунтов стерлингов. Реформа 1928 г. распространила право участия в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив в Великобритании всеобщее избирательное право. После Второй мировой войны процесс демократизации избирательного права получил логическое завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал «двойной вотум»[2], а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

Особенности государственного устройства. Полномочия и прерогативы короля (королевы) в Соединенном Королевстве зависят от характеристики монархии на каждом исторической этапе ее развития, в частности соответствуют принципу «Король царствует, но не правит». Поэтому формально за главой государства закреплены: право абсолютного вето на принимаемые парламентом билли, роспуска палаты общин, назначение на должность премьер-министра. Король (королева) является верховным главнокомандующим и главой Британского Содружества Наций, осуществляя формально руководство 50 государствами. Однако фактически все эти действия осуществляются либо главой кабинета самостоятельно, но от имени короны, либо по его согласию и одобрению. При этом король (королева) имеет право председательствовать на заседаниях Тайного совета[3] и заслушивать доклад премьер-министра о делах в стране не менее одного раза в неделю.

Целью парламентской реформы (Акт о парламенте, 1911 г.) было усиление значимости палаты общин, при значительном ограничении законодательных полномочий палаты лордов в финансовой сфере. Теперь закон в этой области, даже без утверждения палатой лордов, представлялся королю на промульгацию. Такое же правило действовало в отношении биллей, принятых палатой общин в течение трех сессий подряд (при условии, что между первой и третьей сессией проходило не менее двух лет) и не утвержденных палатой лордов. Кроме того, срок полномочий палаты общин был сокращен с семи до пяти лет. Для палаты лордов предлагался переход к выборной системе формирования, что было осуществлено только в 2000 г. В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., установивший срок в один год, в течение которого палата лордов могла отклонять билли, регулировавшие иные сферы жизни общества, кроме финансовой.

Кабинету министров Великобритании было предоставлено право осуществления законодательной власти, что выразилось в праве принятия законодательных актов практически по всем направлениям правотворческой деятельности, изначально представлявшей собой исключительную прерогативу палаты общин. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях кабинета министров, который предусматривал принятие указа о чрезвычайном положении от имени короля правительством страны только при угрозе наличия перебоев в сферах жизнеобеспечения общества. Указ подлежал утверждению парламентом в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Последнее условие было изменено в 1964 г., когда кабинет министров получил право на применение исключительных мер в чрезвычайных обстоятельствах.

С 1937 г. все высшие должностные лица в государстве, к числу которых стали относить премьер-министра (лидера партии, получившей большинство мест в парламенте страны) и лидера оппозиции, стали получать фиксированный размер жалования, что и было законодательно закреплено Актом о министрах короны.

В течение Второй мировой войны и в послевоенный период роль премьер-министра в осуществлении государственной политики стала еще более весомой. Так, он получил право назначения и смещения с государственных должностей внутри правительства, созыва и роспуска палаты общин, определения порядка работы кабинета министров.

Система английского управления представляет собой жесткую иерархическую систему, принципами деятельности которой являются профессионализм и министерская тайна. Чиновникам запрещается находиться на выборных постах в политических партиях, они не имеют права баллотироваться в палату общин, чем достигается осуществление принципа разделения властей.

Судебная система. Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве — палата лордов в своем судебном составе (лорд-канцлер и 11 лордов-юристов) — является высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам (кроме Шотландии). Дела в суде палаты лордов от имени всей палаты рассматривает не менее трех лордов. Принятое большинством голосов заключение суда палаты лордов передают в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями.

Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией для заморских территорий, церковных судов и некоторых специальных судов по определенным делам. Он принимает к рассмотрению апелляции, главным образом, по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам судов Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам судов Шотландии.

Помимо этого, все чаще первым в системе судов именуется Европейский суд справедливостиу что отражает официальное признание его наднациональной юрисдикции.

Согласно Закону о судах 1971 г. весь судебный аппарат организационно стал подчиняться лорду-канцлеруу который, в частности, организует работу Верховного суда (системы высших судов) на местах. Для этого территория Англии и Уэльса была разделена на шесть округов, в каждом из которых создан многочисленный штат постоянных судей, именуемых окружными.

Верховный суд Англии и Уэльса включает в себя три самостоятельных судебных учреждения, структура и юрисдикция которых регулируются Законом 1981 г. о Верховном суде:

  • — Высокий суду в который входят лорд-канцлер, другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей, имеет три. Отделение королевской скамьи занимается рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистратских судов по уголовным делам. Канцлерское отделение рассматривает в качестве первой инстанции дела, связанные с управлением имуществом, деятельностью компаний, банкротством. Семейное отделение занято рассмотрением жалоб на решение магистратских судов по всем вопросам семейных отношений: развода, опеки, алиментов;
  • — Апелляционный суд рассматривает апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд — главный судья, и до 18 лордов — апелляционных судей;
  • — Суд короны, созданный в 1971 г., взамен ряда прежних судебных учреждений рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных заседателей (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, т. е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. В качестве судей выступают судьи Высокого суда, окружные судьи и рекордеры — юристы, исполняющие обязанности судей по совместительству.

Низшие суды в Англии и Уэльсе — это суды графств и магистратские суды. Суды графств (более 350) — основные органы гражданского правосудия, рассматривающие около 90% дел по первой инстанции в зависимости от категории иска (рассмотрению подлежат все дела по искам из договоров и деликтов, сумма штрафа по которым до 5 тыс. фунтов стерлингов). Магистратские суды (без присяжных) рассматривают основную массу уголовныхдел (до 98% в год). Они могут приговаривать к наложению штрафа либо лишению свободы на срок до шести месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что обвиняемый заслуживает более сурового наказания, они передают дело на рассмотрения Суда короны. Магистраты (мировые судьи) не являются профессиональными юристами и рассматривают дела в коллегиях из двух-трех человек. Платные магистраты (профессиональные юристы) рассматривают дела единолично.

Наряду с судами общей юрисдикции, существуют специализированные суды различной компетенции, некоторые из которых носят название трибуналов (имеют второстепенное значение): промышленные трибуналы (административные суды, 1958 г.) имеющие дополнительно право рассматривать трудовые споры (с 1964 г.)[4], Суд, но рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства (1956 г.), Служба парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсмена) (1967 г.), Суд коронера (расследование «загадочных смертей» и самоубийств), военные суды, церковные суды, административные трибуналы (для разрешения трудовых конфликтов, земельные, налоговые и т. п.).

Значительную роль в отправлении правосудия играют также генеральный атторней и его заместитель — генеральный солиситор, которые считаются представителями интересов короны и могут возбуждать уголовное преследование (давать на него согласие, прекращать его) по отдельным делам. В ведомство генерального атторнея входят также директор публичных преследований, который возглавляет службу государственных обвинителей (1986 г.) (участие в уголовных процессах, начатых полицией, возбуждение преследования, поддержание обвинения) и директор управления по борьбе с «серьезными мошенничествами», обладающий правом возбуждать преследование и вести расследование по таким делам.

Адвокаты делятся на барристеров и солиситоров. Первые — наиболее опытные и выступающие во всех судебных инстанциях, вторые выступают в низших судах, готовят гражданские и уголовные дела к слушанию. Законом о судах и правовом обслуживании (1990 г.) в Англии был создан новый для страны институт — адвокатура, в которую принимаются юристы, удовлетворяющие поделенным требованиям и получившие соответствующий сертификат.

Значение традиционного института присяжных неуклонно понижается. Законы 1960—1970;х гг. отменили для присяжных имущественный ценз и снизили возрастной до 18 лет; был отменен также принцип единогласия (в меньшинстве могут, однако, остаться не более двух присяжных), установлена возможность участия как в уголовном, так и в гражданском процессе менее 12 человек. Законодательство 70—80-х гг. XX в. расширило перечень дел, рассмотрение которых возможно в суммарном порядке, без участия присяжных. В Шотландии никогда не существовало требования единогласного вердикта присяжных, а с 1980 г. для присяжных были установлены те же требования и условия, что и в Англии[5].

В 2005 г. был принят Акт о конституционной реформе, в соответствии с которой был учрежден Верховный суд Великобритании (Supreme Court, of the United Kingdom). Он является апелляционной инстанцией для решений судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии, а также апелляционных жалоб по гражданским делам из судов Шотландии. Кроме этого, Верховный суд имеет право разрешения споров, связанных с передачей отдельных полномочий центральных органов Великобритании местным правительствам и законодательным органам Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии. Верховному суду переданы судебные полномочия палаты лордов и частично Судебного комитета Тайного совета. Верховный Совет обязан в своей деятельности руководствоваться законодательством Великобритании, так как не имеет полномочий конституционного правосудия (отменить действие билля может только парламент). Однако, Верховный суд имеет право отменять подзаконные акты, в случае их противоречия действующему законодательству.

Судебная система Шотландии. Высшей и окончательной инстанцией по уголовным делам в этой части Великобритании выступает Высокий суд юстициариев, в состав которого входят лорд — генеральный судья Шотландии, лорд-судья-клерк и лорды — члены суда. Высокий суд вместе с 15-ю присяжными слушает дела по первой инстанции о наиболее серьезных преступлениях.

Высшая судебная инстанция, но гражданским делам — Сессионный суд в составе лорда-президента, лорда-судьи-клерка и сессионных лордов, одновременно являющихся членами Верховного суда юстициариев.

Низшее звено представляют шерифские суды. Шерифы — профессиональные судьи, среди них выделяют главных шерифов и шерифов-заместителей; первые рассматривают жалобы на решения, вынесенные вторыми по гражданским делам, но и те и другие могут рассматривать дела о преступлениях с участием 15 присяжных.

Низшая инстанция по уголовным делам — окружные суды, которые иногда рассматривают споры семейного характера.

В Шотландии существует развитая система органов публичного уголовного преследования, которые по своему усмотрению принимают решение о передаче дела в суд, который возглавляет лорд-адвокат. Обвинение поддерживают в отличие от «коронных обвинителей» (государственных обвинителей) прокураторы-фискалы. Защита представлена адвокатами и солиситорами (юридическими агентами).

Судебная система Северной Ирландии во многом копирует английскую систему правосудия. Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний, зависимых территорий и некоторых государств, входящих в Содружество, является Судебный комитет Тайного совета, возглавляемый лордом-канцлером. Его суждение по спорным правовым вопросам, возникающим при рассмотрении конкретных судебных дел, носят характер рекомендаций.

  • [1] Была положена в основу Законов о гражданстве 1948 г. и 1964 г.
  • [2] Двойной вотум — принцип избирательного права, в соответствии с которым собственнику земельного участка разрешалась одновременно голосовать, но месту жительства и номесту регистрации недвижимости — двойное голосование.
  • [3] Тайный совет — совещательный орган при монархе, включающий высших должностных лиц Великобритании.
  • [4] В 1958 г. был принят Закон о трибуналах и расследованиях, действующий в ред.1992 г. Процедура рассмотрения споров административными трибуналами устанавливается специальными положениями и регламентами, которые принимаются административными органами (например, Правила промышленных трибуналов 1985 г.). Единого процессаздесь не существует, однако принципиальным является то, что жалобы рассматриваютсяадминистративными трибуналами в порядке искового производства. См. подробнее: Анарова Т. В. Суды и судебный процесс в Великобритании: Англия, Уэльс, Шотландия. М. :Триада, Лтд, 1996. URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php7newsid-l 182 (дата обращения:16.02.2015).
  • [5] Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. URL: http://lib.rus.ec/b/319 879, http://ihtik.lib.ru/jur/ihtik_jur202.rar (дата обращения: 05.03.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой