Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Патристика как основа христианского богословия и философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Онтология восточных отцов, изложенная в трудах св. Василия и св. Григория Нисского (Беседы на Шестоднев), основывается, как и вся христианская религиозная философия, на идее творения. Библейская истина, представленная в книге Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю», — по мнению св. Василия, говорит о наличии разумной причины бытия мира, которая была неизвестна эллинским философам. Эта истина… Читать ещё >

Патристика как основа христианского богословия и философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первые века новой эры были временем разложения античной цивилизации и формирования религиозной культуры феодального общества. В этот период формируется патристика (от лат. patres — отцы) — философскобогословские учения ранних христианских мыслителей, многие из которых назывались Отцами Церкви.

Патристика подразделяется на греческую и латинскую, которая в основном совпадает с делением на Восточную и Западную.

Восточной патристике свойственно внимание к теологической проблематике и традиционная ориентация на платоническую онтологию.

Латинский Запад, объединенный римской культурной традицией, проявлял наибольший интерес к проблемам индивида и социума, т. е. к антропологии, этике и праву, и ориентировался на аристотелевскую онтологию.

Ранняя патристика (II—III вв.) — период так называемой апологетики (от греч. apologeomai — защищаю), т. е. защиты основных положений христианства и начала построения универсальных теологических систем.

Среди греческих апологетов наиболее известными были представители Александрийской школы Тит Флавий Климент (ок. 150 — ок. 215), прозванный Александрийским, и Ориген (ок. 185—254), а среди латинских апологетов — Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 155 — после 220).

Климент, основоположник Александрийской богословской школы, поставил перед собой задачу обратить в христианство образованных язычников. Поэтому вынужден был идти на компромиссы: «христианизировать» философию и «философизировать» христианство.

Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии, которая станет одной из ключевых проблем средневековой схоластики, впервые обстоятельно рассматривалась именно у Климента. Он считал, что вера и знание есть лишь разные человеческие проявления одной и той же универсальной силы, пронизывающей мир, — силы разумности. Христианский разум есть та же христианская вера, но доведенная до понимания посредством интеллектуального осмысления.

Системное изложение идей христианства в философском контексте было представлено в трудах греческого христианского теолога, философа и ученого Оригена, возглавившего Александрийскую богословскую школу после Климента.

Тертуллиан был одним из первых теологов, который попытался исследовать феномен религиозной веры. Христианская вера, согласно Тертуллиану, содержит в себе истину в уже готовом виде и потому не нуждается в доказательстве или проверке: «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия»[1].

Для апологета чистой веры, каким был Тертуллиан, полностью исключалось любое вторжение философии в собственную сферу религии. Знаменитая максима «Credo quia absurdum est» (верую, ибо абсурдно) является парафразом фрагмента сочинения Тертуллиана «О плоти Христа», где в полемике с гностиком Маркионом он писал: «И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребенный, воскрес: это несомненно, ибо невозможно»[2]. Согласно Тертуллиану, следует верить тому, что противоразумно с точки зрения античной мудрости, а может быть, только этому и следует верить.

Подведем итоги. Для обоснования христианской веры перед лицом своих языческих современников апологеты использовали понятийный аппарат античной философии и некоторые идеи, например учение о Логосе. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христианской богословской терминологии и поставили ряд проблем, развернутое обсуждение которых начнется на более поздних этапах развития христианской философии.

В период зрелой патристики в IV—V вв. происходила систематизация церковной доктрины, оформление церковной догматики и возникновение классических теологических систем на основе неоплатонизма.

Латинская патристика. Выдающимся христианским мыслителем периода латинской патристики был философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик святой католической и православной церквей Аврелий Августин (354—430), названный Блаженным.

В своих произведениях Августин не проводил четкого различия между философией и теологией. Фрагменты, которые можно считать философскими в современном смысле слова, часто включены у Августина в теологический контекст. Наиболее впечатляющим примером философствования в теологическом контексте являются знаменитые размышления Августина о творении мира Богом и проблемах времени и вечности в одиннадцатой книге «Исповеди».

Говоря о христианской доктрине творения, он вопрошал: «Разве не обветшали разумом те, кто спрашивает нас: „что делал Бог до того, как создал небо и землю?“»[3] Вопрос, о том, что делал Бог до сотворения мира, замечает Августин, предполагает, будто имеет смысл говорить о времени «до» творения. Однако такое предположение ошибочно. Творение Богом мира означает и творение времени. Помимо мира, не существует никакого времени, и «когда не было времени, не было и „тогда“»[2]. Начало творения мира — вместе с тем и начало времени. Поэтому спрашивать о том, что Бог делал до творения мира, — значит задавать бессмысленный вопрос.

Однако сказать, что Бог создал время, не значит разъяснить, что такое время. В современной литературе часто цитируется следующее высказывание Августина: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю»[2].

Он задает поистине философский вопрос: как могут быть прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? А настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое, если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Парадоксальность времени заключается в том, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть.

Размышления Августина о времени, вне зависимости от согласия или несогласия с ними, показывают мощь этого мыслителя, что отмечалось впоследствии многими философами.

В фундаментальном труде «О граде Божием» Августин поставил перед собой задачу защитить христианство и опровергнуть язычество. Задача, как видим, отнюдь не философская, а богословская, но решая ее, он развивает основанную на теологических посылках христианскую интерпретацию истории и параллельно рассматривает исторические судьбы народов вне христианства.

Град Божий являлся в концепции Августина символом Царства Небесного, Иерусалима и противопоставлялся им граду земному, или Вавилону.

Августин отвергал воззрения античных философов на человеческую историю в виде повторяющихся циклов и называл ее «насмешкой» над бессмертной душой. Он был убежден, что история является телеологическим процессом, который движется к конечной цели, определенной Богом. Движущей пружиной исторического процесса, согласно Августину, является Божественная воля — история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Видение истории Августином носит всеохватывающий характер, поскольку простирается от момента сотворения человека до окончательного завершения в Граде Иерусалиме. Заключительные три книги носят эсхаталогический характер: в них рассматриваются проблемы завершения человеческой истории и торжества Града Божьего.

Греческая патристика представлена трудами Отцов Церкви в Восточной Римской империи — Византии, писавших на греческом языке. К их числу обычно относят великих каппадокийцев, земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии: св. Василия епископа Кесарийского, названного Церковью Великим (ок. 330—379), св. Григория Богослова (ок. 330—379) и св. Григория епископа Нисского (ок. 334—394).

Онтология восточных отцов, изложенная в трудах св. Василия и св. Григория Нисского (Беседы на Шестоднев), основывается, как и вся христианская религиозная философия, на идее творения. Библейская истина, представленная в книге Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю», — по мнению св. Василия, говорит о наличии разумной причины бытия мира, которая была неизвестна эллинским философам[6]. Эта истина откровения означает творение двух архетипов бытия (духовного и материального), которые являются онтологически изначальными. Дух и материя всегда в начале — как онтологическая основа бытия они не зависимы от того, насколько меняются их формы.

Мир имеет начало — это утверждение означает существование мира во времени, где есть начало и будет конец. Св. Василий полагал, что время было создано Богом как некая среда для вещественного мира, как преемственность и смена рождения и смерти. В начале, и начале временном, Бог творит мир, но «начало времени еще не есть время, как начало пути еще не есть путь». Если Бог сотворил мир «в начале», то это значит, что действие творения мгновенно и не подлежит времени.

В произведениях отцов Восточной Церкви разрабатывался философский вопрос о единстве сотворенного мира, которое определяется актом творения. Если в мире есть единство, то оно не от мира, но привносится свыше — Богом, который связал мир в единое целое узами любви.

Мир, в котором живет человек, учили отцы Восточной Церкви, можно воспринимать двояко: на уровне явлений и на уровне сущности. Нашими телесными очами и слухом мы улавливаем только внешний поток явлений и на этом строим свои умозаключения. Духовный взор усматривает духовный смысл, истинный корень предметов и явлений. Человек своим логосом, т. е. разумным началом, может постигать смыслы вещей и событий, а через это приближаться к Логосу Предвечному и постигать Бога.

  • [1] Патристика. URL: http://mmkaz.narod.ru/patristic3/lccturcs/105_apology_w.htm.
  • [2] Там же.
  • [3] Августин. Исповедь. Книга одиннадцатая. URL: http://philosophy.ru/library/august/01/0.html.
  • [4] Там же.
  • [5] Там же.
  • [6] См.: Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. М.: Изд-во Подворья Свято-ТроицкойСергиевой Лавры, 2000. С. 64.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой