Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Историко-этнографические общности. 
Этнология (Этнография)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Западноевропейская провинция делится на четыре области: 1) Центральноевропейскую (Германия); 2) Южноевропейскую (Средиземноморье); 3) Атлантическую (приатлантические страны); 4) Североевропейскую (государства Северной Европы). Для ее территории характерно значительное разнообразие географических условий — от холодных зон Скандинавии и о-вов Атлантического океана до субтропиков Средиземноморья… Читать ещё >

Историко-этнографические общности. Этнология (Этнография) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы историко-этнографической классификации

Классификация народов мира по критерию историкоэтнографических отличий, как и по ХКТ, была разработана советскими этнографами. Основы ее были заложены С. П. Толстовым, а в целостном виде она была изложена в трудах М. Г. Левина и ?. Н. Чебоксарова и впоследствии уточнялась другими исследователями, в частности, Б. В. Андриановым. Эта классификация тоже основана на сходстве народов по облику их культуры, однако главной ее причиной является не близость уровня развития и однотипность экологии обитания, как у ХКТ, а взаимообмен культурными достижениями в условиях тесного соседства.

Ее высший иерархический уровень сначала был определен как «область», поэтому она получила название классификации по «ИЭО». Однако в ходе дальнейших исследований был выделен еще один уровень, более высокий, под названием «провинция» («регион»). Поэтому использование понятия «область» в ее определении утратило логику, и есть необходимость в его замене. Для этого можно использовать слово «провинция» (или «регион»), но, учитывая опыт возникающей необходимости смены понятий для обозначения таксонов (названий уровней классификации), в качестве более «нейтрального» термина лучше использовать слово «общность», что и отражено в названии параграфа.

Данному понятию можно дать следующее определение: историко-этнографическая общность — часть ойкумены, у народов которой в силу единства исторического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. В первую очередь, эти особенности характерны: для материальной культуры — орудий труда, средств передвижения, жилища, одежды, пищи; духовной — норм поведения, обрядов жизненного цикла, религиозных верований; общественных отношений — традиционных видов семьи, общины и других форм социальной организации. Возможно ареальное взаимодействие в лексическом фонде, которым обслуживается круг интегрированных явлений культуры. При этом между ее народами могут быть значительные различия по экологии обитания, языковой принадлежности, антропологическому типу, соотнесенности с ХКТ и их вариантами, уровню социального развития. Как уже было отмечено, классификация народов по историко-этнографическим общностям имеет таксономический характер. В качестве ее высшего уровня выделяется историко-этнографическая провинция (регион), которая делится на области, области делятся на подобласти, подобласти — на историко-этнографические районы.

Как и ХКТ, ИЭО — историческая категория, на протяжении существования человечества эти общности формировались, изменялись их границы и характерные для них признаки, наконец, они исчезали, сменяясь другими. Но, в отличие от ХКТ и их вариантов, занимающих разные и часто удаленные друг от друга районы Земли, историкоэтнографические общности всегда включали в свои границы этносы, проживающие на смежных территориях, а иногда и чересполосно, и реально связанные между собой. Кроме того, каждая конкретная общность такого типа возникает и исчезает один раз в истории человечества. Приводимое ниже описание историко-этнографических общностей дается на хронологический период конца XIX — начала XX в., применительно к которому выделено 16 историкоэтнографических провинций (регионов), охватывающих всю территорию ойкумены.

Историко-этнографические общности европейского региона

Для этой территории выделяется две провинции.

1. Западноевропейская провинция делится на четыре области: 1) Центральноевропейскую (Германия); 2) Южноевропейскую (Средиземноморье); 3) Атлантическую (приатлантические страны); 4) Североевропейскую (государства Северной Европы). Для ее территории характерно значительное разнообразие географических условий — от холодных зон Скандинавии и о-вов Атлантического океана до субтропиков Средиземноморья. Население этого региона относится к большой европеоидной расе и говорит на индоевропейских языках: германской группы (норвежцы, англичане, немцы и др.); романской (французы, итальянцы, испанцы и др.); славянской (поляки, чехи, болгары и др.); кельтской (бретонцы, ирландцы и др.); греческой и албанской групп, исключение составляют венгры, финны и саамы, говорящие на языках финно-угорской группы урало-юкагирской семьи, и баски, язык которых относится к числу изолированных. В религии доминируют различные ветви христианства.

Поскольку эта провинция довольно рано вступила на путь капиталистического развития и связанного с ним промышленного производства, многие элементы традиционной культуры ее населения оказались утраченными. Основным занятием населения было пашенное земледелие с выращиванием преимущественно зерновых культур, дополняемое животноводством. Сельские поселения имели разные размеры и планировку — свободную, рядовую, квартальноуличную и др. Главным строительным материалом было дерево, в ряде районов преобладали каменные постройки. Традиционная одежда мужчин — штаны (иногда юбка — у шотландцев и албанцев) и рубаха, у женщин — широкая юбка с корсажем, кофта, фартук. Верхняя одежда — куртки и плащи. В питании доминировали мучные изделия, протертые супы, различные каши, дополняемые мясными блюдами в виде бифштексов и т. д., овощи и фрукты, разнообразные напитки — пиво, вино, привозное кофе. Традиционные социальные отношения были представлены малой семьей, сельской и городской общинами. На духовную культуру значительное влияние оказало христианство при сохранении ряда традиционных верований.

2. Восточноевропейская провинция делится на четыре области: 1) Северную и Центральную (русско-белорусскую); 2) Прибалтийскую; 3) Волго-Камскую; 4) Юго-Западную. Для ее территории характерны различные природные условия: тундра и тайга — на севере и сухие степи, и участки пустынь — на юге. Большинство населения относится к европеоидной расе (латыши, русские, молдаване, карелы и др.), но в восточной части региона проживают народы монголоидного расового типа (калмыки, часть татар и др.). В лингвистическом отношении в провинции представлены языки: индоевропейской семьи — славянская группа (русские, украинцы и др.). балтийская (латыши, литовцы), романская (молдоване); урало-юкагирской семьи — финно-угорская группа (эстонцы, коми, мордва и др.); алтайской семьи — тюркская группа (татары, башкиры, чуваши), монгольская (калмыки). Доминирующей религией было христианство, на юго-востоке региона значительную роль играл ислам, у калмыков — буддизм в форме ламаизма, на севере — верования и обряды.

Основное занятие населения традиционно составляло пашенное земледелие, на востоке у некоторых групп населения — скотоводство в кочевой форме, на севере иногда преобладали охота и рыболовство. Стационарные поселения имели разные размеры с застройкой, в основном, из дерева, на временных стоянках скотоводов-кочевников ставились переносные юрты, на севере у охотников и рыболовов бытовали чумы и полуземлянки. Одежда была сшитой, нижняя представляла собой рубахи, штаны, у женщин также виды поясной одежды типа юбок. Верхняя одежда шилась из суконной ткани или меха. Традиционная пища у земледельцев была мучно-крупяной с добавлением мяса, овощей, фруктов, у скотоводов — молочно-мясной, в рационе северного населения преобладали рыба и дичь. Семья была двух типов — большая и малая, существовали различные типы общинной организации, у скотоводов и охотников долго сохранялись родоплеменные отношения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой