Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Род и родонлеменные отношения в Китае

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общественное положение женщины-матери было достаточно высоким, что было обусловлено тем, что китайцы совершали жертвоприношения как в честь предков-мужчин (цзу), так и в честь иредков-женщин (би). Сохранились даже сведения, что в древнюю эпоху китайцы практиковали собственные сатурналии — некий аналог группового брака. Термин цзя — семья обозначал не то, что принято у индоевропейцев: семья… Читать ещё >

Род и родонлеменные отношения в Китае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По этому вопросу наиболее достоверными знаниями наука обладает, начиная с эпохи Шан-Инь (1819−1123 гг. до Р. X.). В эту эпоху влияние института матриархата становится несущественным. Так, известно, что с самого начала китайцы боготворили общую прародительницу Юй. Иероглиф, обозначающий ее, изображал ребенка, выходящего из чрева матери.

Общественное положение женщины-матери было достаточно высоким, что было обусловлено тем, что китайцы совершали жертвоприношения как в честь предков-мужчин (цзу), так и в честь иредков-женщин (би). Сохранились даже сведения, что в древнюю эпоху китайцы практиковали собственные сатурналии — некий аналог группового брака. Термин цзя — семья обозначал не то, что принято у индоевропейцев: семья (от habere — «иметь» или лучше всего — familia «имущество семьи»), а общий ряд известных восходящих предков. Именно этим объясняется культ предков, существующий в Китае до сего дня. Племя в древнейшую эпоху носило название цзу; таких цзу, например, в государстве Инь было четыре.

Эпоха Чжоу, пришедшая на смену эпохе Инь, характеризуется еще большим влиянием родовых пережитков на государственную жизнь. Ученые связывают этот факт с тем, что племя Чжоу, которое сами иньцы вовлекли в собственные междоусобия, стояло на более низкой ступени развития внутренних социальных связей, и, как это часто бывает, было более воинственно и выносливо в сражениях. Во-первых, у чжоусцев был сильно развит тотемизм, чего иньцы практически не знали. Во-вторых, пережитки матриархата у них были зримее, что проявлялось в таком явлении, как чжао му. Чжао му — это система учета родства, при котором дети принадлежат роду матери, а внуки — роду отца. Два экзогамных рода, таким образом, взаимно переплетаясь, составляют в конце концов один эндогамный род. Вначале, правда, эта форма эндогамное™ выражалась в культе одного общего предка — тай цзу (эпонима), который служил своеобразным тотемом родового объединения. В его честь воздвигался главный родовой храм, несмотря на то, что одновременно с ним существовали храмы предков агнатов и когнатов — чжао му.

Внутренняя структура этого объединения также была сложна. Выделялись две возрастные группы: фу сюн — «отцы — старшие братья» и цзы ди — «сыновья — младшие братья». Фу сюн — это коллектив paterfamilias объединения цзу; они главные действующие лица на родовых церемониях и жертвоприношениях, а цзы ди — все подчиненные им, входившие в состав рода. Орган управления цзун цзу — сань лаоу «совет старейшин» (из трех наиболее почитаемых лиц), т. е. представителей наиболее прямых нисходящих линий от тай цзу. Естественно, помимо родового культа их связывала общность имущества, распоряжаться которым могли только фу сюн, но в пределах цзу (рода), общность кровной мести друг за друга и, что немаловажно, военное дело. Китаеведы подчеркивают, что цзун цзу имели помимо всего прочего военное назначение. На поле боя все они строились вместе, как родовые клинья германцев, о которых нам сообщает Тацит. Территория, которую занимала эта патронимия, совпадала с административной единицей внутри государства. Цзун цзу, таким образом, были уже огосударствленными родами-уделами, которые входили в состав удела, пожалованного ваном (сюзереном) своему чжухоу (вассалу).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой