Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Представления о коммуникации в Средние века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашу задачу не входит анализ философских, политических и даже этических взглядов великого флорентинца: в рамках настоящей работы «Государь» интересен тем, что его автор значительное внимание уделяет общественному мнению и его влиянию на политическую жизнь и деятельность правителя. Для Макиавелли настроение общества нередко служит определяющим фактором всей деятельности монарха, и именно… Читать ещё >

Представления о коммуникации в Средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Можно отметить, что коммуникационная мысль переживала в Средние века второе рождение после того, как в Риме коммуникация была сведена исключительно к практическому аспекту. Например, в Византии ораторское искусство стало таким же популярным, как некогда в Древней Греции. Михаил Пселл, деятель XI в., пишет: «В те времена я блистал красноречием и был больше известен искусством слова, нежели родовитостью»[1]. Если в раннем Средневековье, пожалуй, только в Византии уделялось внимание теоретической составляющей общественной коммуникации: философии, риторике и смежным наукам, то в XI—XIV вв. изучение этих дисциплин начинается и в Западной Европе: и в университетах, и отдельными учеными.

Склонность к риторике и ее изучению византийцы позаимствовали из Древней Греции, тогда как от Рима была унаследована традиция проповедования своих политических взглядов через исторические сочинения. Например, Прокопий Кесарийский — историограф Юстиниана Великого, написав ряд хвалебных трактатов о своем повелителе, известных под названием «История войн Юстиниана с готами, персами и вандалами», составил и неофициальную «Тайную историю», в которой описал императора самыми черными красками. Кажется, Юстиниану стало известно об этом сочинении, и Прокопий, желая реабилитировать себя, написал панегирическое сочинение «О постройках Юстиниана». Не менее политизированы были исторические труды Михаила Пселла, Никиты Хониата, Георгия Акрополита, Георгия Сфрандзи и других, которые были не только историками, но и политическими деятелями, и императорскими чиновниками высокого уровня. Михаил Пселл одно время даже был проэдром синклита — премьер-министром Византии.

Византийские императоры огромное значение придавали придворному церемониалу, который подчеркивал божественность их власти перед подданными и иностранными послами, посещавшими Византию. Подробное описание церемоний и правил их проведения было дано Константином Багрянородным в сочинении, которое так и называется — «О церемониях».

В трудах западных авторов (преимущественно духовного звания) обосновывались законность действий монархов. Большое распространение получили также жизнеописания королей и императоров, являвшиеся такой же формой политического участия, как и работы римских и византийских историков: в них прославлялись великие монархи, создавалось представление об идеальном правителе. Таковы, например, созданные в IX—X вв. «Жизнь Альфреда» епископа Ассера и «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда. Аналогом сочинения византийского императора «О церемониях» является цитированное ранее произведение Гинкмара «О дворцовом порядке».

Важную коммуникативную роль несло народное творчество. Например, скандинавские саги формировали идеал воина, которому старались следовать викинги: в них воспевалась воинская удаль, умение расправиться с врагом, отмстить за родственника, совершить молодецкий набег. Кроме того, именно саги содержали сведения о легендарной родословной королей Швеции, Норвегии, Дании, обосновывая их право на трон и власть. В Западной Европе большое распространение получили народные легенды и сказания, в значительной степени отражавшие древние языческие верования англов, франков, германцев и потому преследовавшиеся поборниками христианской культуры.

Конечно, говорить о зарождении теории коммуникации не приходится — таковая появляется не ранее XVIII—XIX вв., но отдельные ее элементы можно обнаружить в работах европейских мыслителей Средневековья. Так, вышеупомянутый Михаил Пселл написал ряд трактатов по теории ораторского искусства: «О сочетании частей речи», «Обзор риторических идей», «Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, попросившего написать о богословском стиле» и др. Следует упомянуть труды Фомы Аквинского (1226—1274), много внимания уделявшего вопросам государственного устройства и человеческих взаимоотношений. Вслед за Аристотелем (труды которого, именно благодаря Аквинскому, вошли в обращение в средневековой Европе), Фома видит в человеке «животное социальное и политическое» и размышляет над тем, как следует взаимодействовать людям, чтобы добиться взаимопонимания ради достижения общего блага. Другим выдающимся мыслителем был Роджер Бэкон (1214—1294), который в труде «Opus Majus» («Большой труд») рассматривал систему человеческих заблуждений, в значительной степени появляющихся вследствие опоры на мнимые авторитеты и следования настроениям и мнениям толпы. И Аквинат, и Бэкон представляли схоластическое направление науки и идеологически обосновывали ценность и приоритет христианского, католического учения, но сам факт того, что они задавались этими вопросами, свидетельствует о внимании церкви не только к практике, но и теории формирования общественного мнения.

В Европе в эпоху Возрождения проявляется интерес мыслителей к природе человеческих отношений, механизму формирования настроений общества и способам их регулирования и использования в своих интересах. В отличие от трудов средневековых церковных деятелей, для которых мысли древних авторов (греков и римлян) имели ценность только в том случае, если не противоречили христианской догматике, авторы эпохи позднего Средневековья в гораздо большей степени ориентировались на практическую применимость античных знаний, которые они развивали и дополняли на основании современного им опыта.

Одним из известных авторов второй половины XVI в. был Мишель Монтень, знаменитый труд которого, «Опыты», изначально планировался как публицистическое произведение, рассчитанное на широкий круг читателей, хотя сам автор упирал на то, что пишет его исключительно для родственников и друзей. Ряд глав этого универсального труда посвящен непосредственно вопросам общения: «Час переговоров — опасный час», «О речи живой и речи медлительной», «Рассуждение о Цицероне», «О суетности слов», «О трех видах общения», «Об искусстве беседы». Монтень не только пересказывает мысли предшественников, но и критически анализирует их.

Следует отметить труд Эразма Роттердамского «Похвала глупости», на много лет ставший в Европе одним из самых популярных произведений философско-публицистического жанра. Мыслитель не только проповедует свои взгляды с помощью сатиры, но и теоретически обосновывает способ изложения своих идей с помощью иронии. Ирония, шутка, по мнению Эразма, является одним из эффективных способов доведения суждений до человеческого сознания, облегчает их восприятие и запоминаемость («истину царям с улыбкой говорить»). Нет нужды говорить, что этот способ с успехом и сегодня используется в рекламе, и в публицистике, и в политической коммуникации.

Среди авторов эпохи Ренессанса особое место занимает фигура Николо Макиавелли (1467—1527), которого современные специалисты по СО за его произведение «Государь» склонны считать родоначальником политического консалтинга. Суждение это чаще всего основано на незнании более ранних работ в этой же сфере. В частности, в Китае в IV в. до н.э. появилась «Книга правителя области Шан» (подробнее см. главу 7): многие мысли ее автора перекликаются с идеями Макиавелли. Однако для Европы эпохи Возрождения флорентийский мыслитель, и в самом деле, был одним из первых специалистов по политической философии.

В нашу задачу не входит анализ философских, политических и даже этических взглядов великого флорентинца: в рамках настоящей работы «Государь» интересен тем, что его автор значительное внимание уделяет общественному мнению и его влиянию на политическую жизнь и деятельность правителя. Для Макиавелли настроение общества нередко служит определяющим фактором всей деятельности монарха, и именно расположение народа в свою пользу способно принести государю могущество, а стране — процветание. Соответственно, мыслитель обращает внимание и на необходимость изучения общественного мнения и его использование в повседневной государственной деятельности. Кроме того, Макиавелли стал одним из первых авторов, заинтересовавшихся психологией толпы.

Главной отличительной чертой авторов XV—XVI вв. стало умение оперировать конкретными фактами, историческими и современными, ссылаться на жизненный опыт и говорить простым языком, понятным представителям всех слоев населения. Это выгодно отличало «публицистику» позднего Средневековья от церковной схоластики, отвлеченные мудрствования и символизм которой уже не были для общества достаточно убедительны.

В заключение отметим, что в историографии утвердился стереотип, что раннее Средневековье ознаменовалось резким упадком культуры по сравнению с греческой и римской эпохой. Что же, вполне возможно, что «варварские» государства не оставили такого богатого наследия, как греки и римляне, но их культура все же была не менее значимой. Главное же, что именно в это время в Европе начали складываться те формы общественных взаимоотношений и методы взаимодействия различных слоев общества, которые наиболее ярко проявились в следующий период Средних веков — эпоху развитого феодализма.

Именно в эпоху развитого феодализма сформировались три основных сословия: церковь, дворянство, крестьянство, которым суждено было в течение долгого времени быть главными целевыми аудиториями в процессе коммуникации. Последующая эпоха, «осень Средневековья», позволила выдвинуться на ведущие позиции представителям еще одного сословия — буржуазии, чье возвышение привело к появлению и новых форм коммуникационного взаимодействия.

Завершая разговор о социальной коммуникации в Средние века, можно отметить, что она носила преимущественно сословный характер: участники коммуникационного процесса воздействовали на общественное мнение от лица своего сословия, корпорации. Даже представители торгового сословия, уже начавшие путь к власти, представляли лишь сословие в целом, а не собственные интересы, что, в общем-то, в какой-то мере противоречит духу индивидуальности, характерному для предпринимательской деятельности. Коммуникация в Средние века — это коммуникация сословий, классов, институтов, корпораций.

  • [1] Пселл М. Хронография. М.: Наука, 1978. С. 169.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой