Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классификация конституций и их внутренняя структура. 
Порядок принятия конституций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постоянные конституции — имеют неограниченный срок действия (большинство современных конституций, например Королевства Испания (далее — Испания), Королевства Швеция (далее — Швеция), Франции, Японии и других современных государств мира). Факт установления неограниченного срока их действия не гарантирует неизменности содержания, а только указывает на намерения законодателя в момент принятия… Читать ещё >

Классификация конституций и их внутренняя структура. Порядок принятия конституций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Классификацию существующих в мире конституций можно провести по следующим основаниям.

  • 1. По способу объективирования основного закона (насколько объективно выражена вовне воля учредителя) выделяют:
  • 1) писаные конституции — составлены в виде единого документа кодифицированного характера, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит:

из преамбулы (содержит торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы, чаще всего не носит нормативного характера);

  • — основного текста (в большинстве случаев подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Включает нормы о правах и свободах, основах общественного строя, системе и статусе государственных органов, государственной символике, порядке изменения конституции);
  • — заключительных положений (устанавливают порядок вступления конституции в силу, иногда содержат нормы о порядке изменения конституции или государственных символов);
  • — переходных положений (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми);
  • — дополнительных положений (содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование некоторых частных вопросов);

приложений (в них может распределяться компетенция между федерацией и субъектами, например в Конституции Республики Индия (далее — Индия)).

Писаная конституция может состоять из нескольких документов (Государство Израиль (далее — Израиль), Королевство Саудовская Аравия, Канада) — в этом случае она имеет некодифицированный характер;

2) неписаные конституции — составлены из законов, содержащих конституционные нормы, судебных прецедентов, имеющих вид писаного источника, и правовых обычаев или соглашения в устной форме. Такие конституции существуют, например, в Великобритании, Новой Зеландии.

Такие конституции имеют тот же объем предмета правового регулирования, что и писаные, но их предписания содержатся не в едином документе, а в большом количестве источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна.

Примером может служить неписаная конституция Великобритании, которая состоит из следующих основных частей:

а) статутное право (некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей.

  • 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о нравах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., Акты о парламенте 1911, 1949 и 1999 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акт о расовых отношениях 1976 г., отменивший положения актов 1965 и 1968 гг., и др.);
  • б) общее право (судебное право, прецедентное право) — было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на принципах справедливости и разума, здравого смысла. Нормы общего права сыграли решающую роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод;
  • в) конституционные соглашения — правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Юридически они не имеют никакой силы и тем не менее составляют важнейшую часть неписаной британской конституции;
  • г) доктринальные источники — мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда (Брэктон Г. Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон У. Комментарии к английским законам: в 4 т. (1765—1769); Кок Э. Институции законов Англии: в 4 кн. (начало XVII в.); Фостер. Решения королевских судов (1763)).
  • 2. По способу изменения у внесения поправок и дополнений. Все без

исключения конституции изменяются в особом порядке. Несмотря на то что для изменения, внесения поправок в их текст не требуется созыва специального органа власти, необходимо квалифицированное большинство голосов от конституционного состава парламента страны — 2/3 или 3/5. Однако в современных конституциях могут содержаться также требования: а) о проведении референдума (Королевство Дания); б) вынесении на референдум после голосования в парламенте; в) о том, что поправки могут вносить только специальные надпарламентские органы (Республика Индонезия).

В зависимости от этого способа выделяют:

1) жесткие конституции — изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и ее изменение относятся к компетенции учредительной власти[1].

Применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три стадии.

  • а) инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства);
  • б) одобрение предложенного проекта конституции (осуществляется парламентом квалифицированным большинством голосов);
  • в) окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).

В конституциях Греческой Республики (далее — Греция), Румынии устанавливается различие в способах внесения поправок и изменений, когда определенные статьи или главы могут быть изменены только на референдуме; в Конституции Индии имеются указания за «укрепленные статьи», для изменения которых необходимо согласие законодательных органов субъектов федерации; конституции Французской Республики (далее — Франция), Федеративной Республики Германия (далее — Германия), Исламской Республики Мавритания (далее — Мавритания) содержат «защищенные статьи», не подлежащие изменениям вообще.

Некоторые положения жестких конституций не могут быть пересмотрены ни при каких обстоятельствах, например: республиканская форма правления во Франции; принцип правового, демократического и федеративного государства — в Германии, принцип многопартийности — в Мавритании, и др. В ряде конституций содержится запрет изменения отдельных разделов основного закона (Греция, Румыния);

  • 2) гибкие конституции — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы (в основном это неписаные конституции).
  • 3. По времени действия выделяют:
  • 1) временные конституции — имеют ограниченный срок действия (принимаются на установленный срок или до наступления определенного события — Конституция Королевства Таиланд (далее — Таиланд) 1959 г.;
  • 2) постоянные конституции — имеют неограниченный срок действия (большинство современных конституций, например Королевства Испания (далее — Испания), Королевства Швеция (далее — Швеция), Франции, Японии и других современных государств мира). Факт установления неограниченного срока их действия не гарантирует неизменности содержания, а только указывает на намерения законодателя в момент принятия. Известны конституции, устанавливавшие собственную неотменяемость (конституции Мексиканских Соединенных Штатов (далее — Мексика) 1917 г., Греции 1975 г.).
  • 4. По способу принятия. Необходимость принятия конституции возникает: при образовании нового государства (такими были конституции государств, образовавшихся в результате распада советской, югославской и чехословацкой федераций в начале 1990;х гг.); смене политического режима в результате революции; если действующая конституция не может быть приведена в соответствие путем частичного изменения с учетом существенных перемен, которые произошли в политической, социальной, экономической жизни общества.

Конституция может быть принята:

  • 1) представительным учреждением (учредительные конституции)х (например, Конституция США (1787) была принята Филадельфийским
  • 1

конвентом (учредительным собранием — конституантой); Боннская конституция Германии (1946) — Парламентским советом Западной Германии; японская (1947), шведская (1974) конституции — парламентами; индийская (1950), португальская (1976), бразильская (1988), камбоджийская (1993) и др. — специально созванными учредительными собраниями);

  • 2) избирательным корпусом (народные конституции) — примером могут служить французская (1958), филиппинская (1987), боливийская (2009), кубинская (1976) и другие конституции;
  • 3) одновременно учредительным собранием и референдумом страны — испанская (1978), перуанская (1993), венесуэльская (1999) и другие конституции. Процедура принятия подобных конституций состоит из двух этапов — разработки проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательного его одобрения (избирательным корпусом);
  • 4) особым надпарламентским органом (часть членов которого или назначается, или делегируется, ши осуществляет полномочия в соответствии с занимаемой должностью, а часть — избирается) — конституции Исламской Республики Афганистан (далее — Афганистан) 2004 г. и Монголии (1992), Основной закон Индонезии (1945);
  • 5) исполнительной властью {октроированные конституции). Впервые подобная конституция была принята во Франции — Хартия 1814 г., на современном этане — в Королевстве Марокко (далее — Марокко), Княжестве Монако (далее — Монако) и др.;
  • 6) путем соглашения между несколькими субъектами — монархом и парламентом, объединяющимися в союз государствами и др. (договорные конституции). Впервые такая форма была использована при принятии английских конституционных актов XVII—XVIII вв. На современном этапе государственно-правового развития такими конституциями являются основные законы Иорданского Хашимитского Королевства (далее — Иордания), Государства Катар (далее — Катар), Малайзии и других стран; низамы Королевства Саудовская Аравия (далее — Саудовская Аравия), Султаната Оман (далее — Оман); конституции Барбадоса, Республики Малави, Ямайки и других государств. В бывших колониях часть конституций утверждались королями метрополий, а затем перепринимались парламентами бывших колоний;
  • 7) на съездах правящих партий, под председательством президентов республик или императора — конституции Конго (1969 и 1973 гг.), Республики Заир[2][3] (1983), Центральноафриканской Республики;
  • 8) на рубеже XX—XXI вв. путем заключения международного договора — в результате подписания Общего рамочного соглашения (Дейтонского соглашения) представителями Боснии и Герцеговины, засвидетельствованного подписями членов делегаций от Европейского сообщества, Франции, Германии, России, Великобритании и США были приняты конституции

Боснии и Герцеговины (приложение 4 данного соглашения); попытка принятия Конституции ЕС в 2004 г. путем заключения договора, который был подписан главами государств и их премьер-министрами, но не ратифицирован на референдумах государств-участников), в 2007 г. ее текст был существенно изменен и она была заменена Лиссабонским договором.

  • [1] См.: Сравнительное конституционное право. С. 133, 134.
  • [2]парламент, в отличие от Учредительного собрания, может быть и двухпалатным органомгосударственной власти.
  • [3] Название Демократической Республики Конго с 27 октября 1971 по 17 мая 1997 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой