Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классные руководители сдерживают эмоции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от хозяйственных работ, которые может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя… Читать ещё >

Классные руководители сдерживают эмоции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Систематические опросы классных руководителей показывают, что особенно трудно им работается теперь со старшеклассниками. Отмечается грубость у значительной части школьной молодежи, нарушение норм поведения в обществе, граничащее с хулиганством; безответственность, пренебрежительное отношение к физическому труду. Молодые люди нередко не замечают, где начинается высокомерие, пренебрежение к опыту старших, неуважение к родителям.

Только 6% опрошенных классных руководителей ответили, что не испытывают затруднений и не наблюдают отрицательных качеств у своих воспитанников. В табл. 21 приводятся сведения о тех недостатках в личности учащихся старших классов, на которые указывают классные руководители.

Отрицательные качества старшеклассников, выделенные педагогами.

Таблица 21

Отрицательные качества старшеклассников.

% к числу опрошенных.

Пренебрежение к опыту старших, претензии на абсолютную взрослость.

Пассивность в обучении, безответственность, равнодушие и безразличие к делам класса и школы.

Несерьезное отношение к учебе, отсутствие стремления к овладению основами наук.

Невоспитанность, развязность, лень, неумение трудиться, подражание отрицательному из жизни.

Неуравновешенность.

Особенно остро у старших школьников выражены две взаимно связанные тенденции: стремление к общению и стремление к обособлению. Обе они чрезвычайно важны для организации воспитательного влияния на учеников и руководства их жизнедеятельностью. Создается ситуация, при которой старший школьник, с одной стороны, находясь на грани самостоятельной жизни, особенно нуждается в совете и внимании взрослых, в их помощи, а с другой — опасается потерять свою самостоятельность. Он испытывает потребность говорить со взрослыми об их опыте, о жизни, и тут же, опасаясь поддаться «давлению» на его сознание, замыкается, уходит от общения с родителями, воспитателями.

Учителя отмечают пассивное отношение старшеклассников к учебе, равнодушие и безразличие к делам класса и школы. Изучение вопроса показывает, что классные руководители в большинстве случаев ответственность за дела класса берут на себя — 56,9%, и поэтому даже в старших классах общение педагога с учениками складывается по принципу «взрослые — детям».

Недостатки в поведении старших школьников определяются рядом причин, на которые указали классные руководители (табл. 22).

Таблица 22

Причины, обусловливающие поведение школьников.

Причины.

% к числу опрошенных.

Семья: излишняя опека, захваливание, пресыщение материальными благами, высокое служебное положение родителей.

Семья: бедность, недовольство жизнью, необходимость подрабатывать.

Школа: захваливание с младших классов, опекунство в учебе, прощение проступков, предоставление привилегий за спортивные успехи и участие в общественной работе.

Окончание табл. 22

Причины.

% к числу опрошенных.

Особенности возраста.

Среда: улица, двор, друзья.

Низкий уровень культуры.

По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях своих учеников.

Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от хозяйственных работ, которые может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной.

Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияний на различных ступенях становления личности.

Вдумчивый учитель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.

Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня — все это благотворно влияет на воспитательный процесс. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: «от родителей к детям», «от детей к родителям».

Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрят на нее по-разному. Учителя склонны считать главными причинами неуспеваемости недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи, а родители — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимание не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудшается.

Естественно, все ситуации, с которыми столкнется классный руководитель, предусмотреть невозможно. Смысл педагогической подготовки в том и заключается, чтобы вооружить специалиста общими методами анализа возникающих ситуаций и поиска оптимальных вариантов выхода из них.

Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностироватъ конкретную семейную ситуацию. (Методы педагогической диагностики подробно рассматривались выше.).

Обратим внимание на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Определить уровень родительского мастерства можно, отвечая на вопросы анкеты С. Т. Шацкого, ценность которой заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой