Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные причины возникновения неполных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О детях, которых воспитывают одинокие матери, можно услышать удивительно противоположные мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет значения, третьи убеждают, что очень много успешных и выдающихся людей было воспитанно одинокой матерью и, в сущности, это даже полезнее. По крайней мере, материнское воспитание еще никому не повредило. И всем известны примеры… Читать ещё >

Основные причины возникновения неполных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Причины, обстоятельства и последствия формирования неполных семей в России.

1. Внебрачное рождение ребенка Семья, которая образуется в результате рождения ребенка незамужней женщиной, в научной литературе называется «материнской», или, «внебрачной» .

В юриспруденции мать, родившую ребенка вне брака, именуют «одинокой матерью» .

В последнее десятилетие в Российской Федерации отмечается рост числа внебрачных рождений. В 1980 году доля детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке, составляла 10,8% от общего числа родившихся, в 1990 году — 14,6%.

Материнская семья разнородна по происхождению: одни женщины обычно в зрелом возрасте (30 — 40 лет) идут на то, чтобы родить ребенка вне брака, совершенно сознательно, другие становятся матерями, отнюдь не стремясь к этому. [7, с.92].

Сознательное материнство, в свою очередь, также является вынужденным, обусловленным ситуацией, которая сложилась на «брачном рынке»: в ряде регионов сохраняется определенная диспропорция полов, потенциальные женихи, часто отстают от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них немало алкоголиков, заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни. Сегодня, в условиях экономического кризиса, многие мужчины, возможно, сознательно отказываются от семьи, основанной на браке, поскольку не уверены, что смогут ее содержать. Кроме того, в советский период в России сложился такой тип семейных взаимоотношений, когда не только все обязанности, но и ответственность за семью ложатся на жену. Поэтому сегодня некоторые женщины видят больше преимуществ в «одиноком материнстве», рассматривая мужчину как дополнительное бремя", без которого «легче прожить» .

Другой тип внебрачной рождаемости отмечается среди совсем молодых женщин — в возрасте 15 — 19 лет. Не все молодые матери в дальнейшем образуют неполную семью — часть выходят замуж или отказываются от ребенка. Причины таких отказов чаще всего объективы — в этом возрасте матери имеют крайне низкие доходы (а государственные пособия не компенсируют необходимых затрат на ребенка), не обладают профессией, нормальными жилищными условиями. [28, с.4−7].

2. Развод родителей Основная причина возникновения неполных семей — разводы. В 1989 году распалось 583 тысячи браков или 3,9 на 1 тысячу населения (причем на каждую тысячу разводов приходилось 822 общих ребенка), в 1990;ом — 560 тысяч или 3,8 на 1 тысячу населения, в 1991;ом — 596 тысяч — 4,0 на 1 тысячу населения. [20, с.3].

Согласно действующему законодательству, при наличии спора между супругами о том, с кем из них будут проживать дети и в каком размере другому родителю следует выплачивать средства на их содержание после расторжения брака, решения по данным вопросам принимает суд. При этом развод не отменяет прав и обязанностей ни одного из родителей в отношении воспитания и содержания детей.

После развода ребенок в большинстве случаев остается с матерью. Отец при этом оказывает ему материальную помощь в виде алиментов, либо по договоренности с бывшей женой, либо в частном порядке. На практике ребенок передается на воспитание отцу лишь в исключительных случаях — когда мать страдает алкоголизмом или психически больна. Доля отцов, остающихся с ребенком (детьми), составляет, менее 1%. В прочем в рамках действующего законодательства: при возникновении споров между разведенными родителями суд обязан всесторонне изучить интересы ребенка. В крайних случаях предусматриваются выяснения на суде точки зрения самого ребенка (если ему исполнилось 10 лет) и рассмотрение показаний свидетелей, непосредственно взаимодействующих с ним и семьей.

Специальные исследования в США, показали, что с точки зрения эффективности воспитания нет существенной разницы между отцовской и материнской заботы о ребенке (в США около 10% детей передают после развода на воспитание отцу). Некоторые исследователи отмечают, что более предпочтительным является вариант, когда ребенка воспитывает родитель того же пола. Установлено, что более склонны к разводу, бывают в последствии те лица, которые воспитывались одним родителем противоположного пола. В то же время в ситуации повторного брака, роль приемной матери считается более сложной, нежели роль приемного отца.

В последнее время все большее распространение получает совместная забота о ребенке, которое в свою очередь подразделяется на два типа. Первый — только юридическая совместная забота, что предполагает равные права родителей при принятии важных решений, касающихся ребенка. Второй — фактическая совместная забота, когда ребенок подолгу живет попеременно с каждым из родителей. По этому вопросу, есть противники и сторонники, поэтому судебное решения такого рода считается не наиболее предпочтительным, одним из возможных. [32, с.220].

Не во всех случаях отец готов действительно жить вместе с ребенком. Очень часто ребенок выступает в качестве средства для выяснения отношений между супругами, которые разводятся или находятся в разводе, а так же между родственниками с обеих сторон. Отец может требовать ребенка не только потому, что любит его и готов воспитывать, но и для того, чтобы «насолить» жене и выйти из ситуации развода «победителем» (если инициатором брака была жена).

Точно так же и матери, настраивая ребенка против отца, препятствуют их встречам, зачастую руководствуются не интересами ребенка, а собственным желанием «отомстить» бывшему мужу. Было проведено исследование, в котором 51% разведенных матерей ответили, что их ребенок встречается с отцом. А на вопрос, почему этого не происходит, 25% ответили, что «отец не хочет их встреч», 8% - ребенок не хочет встречаться с отцом, 4% - возражает против этих встреч кто-то другой.

Иногда женщины противятся таким встречам по вполне объективным причинам: «отец ребенка пьет», «ребенок маленький», «встречи плохо сказываются на ребенке» и другое. Но несомненно также, что многие из них распространяют обиду на бывшего мужа, собственную ненависть, антипатию к нему на восприятие ребенком отца: «отец плохой», «мы с ним враги», «считаю, что встречи не нужны ребенку». [43, с.106−107].

Очевидно, что в таких ситуациях, помимо законодательного упорядочения контактов ребенка с не живущим совместно родителем, необходима квалифицированная помощь психолога, социального педагога, социального работника, которые максимально объективно выбрали бы подходящий для ребенка вариант, настроили бы бывших супругов на сотрудничество ради интересов ребенка.

Нередки ситуации, когда встречи с ребенком могут плохо отражаться на нем или на взаимоотношениях с воспитывающим родителем. Бывают и крайние случаи, когда отец или его родители настраивают ребенка против воспитывающей его матери или даже похищают его. Вряд ли справедлива часто встречающаяся ситуация, когда папа «воскресный», «праздничный», а потому и «хороший», в то время как мама — «будничная», строгая, то есть «плохая». Специалисты подчеркивают, что встречи второго родителя с ребенком, должны происходить так же в будничной атмосфере. Отец, например, может пойти с ребенком к врачу, подготовить вместе с ребенком уроки, взять его к себе на время школьных каникул. [28, с.7−10].

3. Смерть одного из родителей Наконец одной из причин возникновения неполной семьи является смерть одного из родителей несовершеннолетнего ребенка. Вдовство — чаще всего удел женщин. Было подсчитано, что вдов среди них к сорока годам больше, чем тех, кто никогда не был замужем, а после пятидесяти больше, чем разведенных. В последнее время смертность мужчин в трудоспособном возрасте продолжает расти, а значит, увеличивается и число неполных по этой причине семей.

В качестве причин возникновения неполной семьи можно рассматривать и фактическое «разделение» супругов (без юридического оформления развода) по разным причинам (например, муж отбывает заключение в тюрьме, скрывает свое место нахождение и т. д.).

В принципе неполная семья может образоваться в результате усыновления (удочерения) ребенка одинокой женщиной. Однако такие ситуации единицы, поскольку ребенка передают на попечение преимущественно супружеским парам. [32, с.173].

Характеристика воспитательного потенциала неполных семей.

Одинокая мать и ее дети. Один из признаков нашего времени — большое число детей, растущих без отца только с матерью. Статистика показывает, как много внебрачных детей, сколько случаев распада семей и какое развитие получили эти показатели в последнее время.

Картина, которую нам рисуют эти цифры, совсем не утешительна.

О детях, которых воспитывают одинокие матери, можно услышать удивительно противоположные мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет значения, третьи убеждают, что очень много успешных и выдающихся людей было воспитанно одинокой матерью и, в сущности, это даже полезнее. По крайней мере, материнское воспитание еще никому не повредило. И всем известны примеры, когда некоторые женщины вполне сознательно и продуманно хотят иметь собственного ребенка, но не хотят создавать семью и не признают совместной жизни с мужем. Как разобраться в таких противоположных взглядах? Прежде всего, в основе большинства из них лежит скорое и поверхностное обобщение одного случая. Во-вторых, слишком упрощенно понимается воспитание. [17, с.54].

Существует такая точка зрения, что неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Некоторые данные свидетельствуют о том, что доля подростков правонарушителей — выходцев из неполных семей — за последние 30 лет не снизилась и остается все еще относительно высокой — свыше 30%.

Это означает, что неполная семья, по самым скромным подсчетам, более чем в два раза чаще выступает в качестве «поставщика» несовершеннолетних правонарушителей по сравнению с полной семьей.

В большей мере, чем полная неполная семья выступает в качестве «поставщика» педагогически запущенных детей.

Наконец, имеются данные, свидетельствующие о том, что ребенок, воспитанный в неполной семье, обладает менее выраженным или же отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Они чаще остаются холостыми и бездетными.

Названные объективные показатели серьезной ущербности воспитательного потенциала неполной семьи могут быть дополнены свидетельством самих матерей одиночек. Они чаще, чем женщины из полных семей, озабочены плохой учебой сына или дочери (на это указали 60,9% матерей из неполной семьи и 52,1% - из полной), грубостью в общении (соответственно 10,9% и 6,3%), плохим поведением в школе (19,6% и 18,2%), дружбой с плохими друзьями (6,5% и 5,8%), слишком ранним интересом к сверстникам противоположного пола (6,5% и 4,8%) и т. д. [41, с.210−214].

Таким образом, неполная семья, если судить на основании приведенного материала, способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т. д.

Бесспорно, что лучшие условия для творческого воспитательного процесса создаются там, где семья полная и где все ее члены взаимно связаны отношением глубокого понимания, доверия и симпатии. Но сама по себе «полнота» семьи не служит надежной гарантией счастья и успеха воспитания. Она всего лишь создает более выгодную воспитательную ситуацию или несколько лучшие воспитательные предпосылки.

Существует также иная точка зрения, приверженцы этой точки зрения считают, что сам факт, когда ребенок, воспитывается одной матерью, не способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него никаких специфических черт. Дело всего лишь в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, им и придется уделить повышенное внимание.

Ребенок воспитываемый одинокой матерью, не находится в каких-то особенно не выгодных условиях, пока речь идет о поступлении развивающих импульсов. Опасность заключается в другом: одинокая женщина скорее, чем мать из полной семьи может с первых месяцев после рождения ребенка быть занята личными проблемами, либо чрезмерно перегружена работой. И поэтому, есть вероятность, что она станет уделять ребенку меньше внимания, и в том или ином смысле он окажется заброшенным. У одинокой женщины меньше возможностей разделить еще с кем-то работу, радости, заботу.

Второй круг потребностей из эмоциональной области. Здесь нельзя выделить какого-то невыгодного положения одинокой матери. Нет причин, которые помешали бы возникнуть такой же эмоциональной связи между ней и сыном или дочерью, какая создается у детей из полных семей.

И, наконец, мы подошли к потребностям, связанным с включением ребенка в общественную жизнь. Здесь, скорее всего, дети одиноких матерей оказываются в менее выгодном положении, особенно если роль «родного» отца, которого у них не было возможности узнать, не была замещена каким-то подходящим лицом.

Мы столкнулись с возможными затруднениями, и, чтобы понять их причины, нам придется рассмотреть некоторые дополнительные обстоятельства, которые следует принимать во внимание.

Прежде всего, возраст ребенка. Пока малыш в младенческом возрасте у одинокой женщины одно положение, и другое, когда он пошел в школу и вступил в период полового созревания, выбирает себе дорогу в жизни.

В каждый момент развития ребенку и матери необходим иной вид помощи, понимания и руководства.

К сказанному надо добавить еще один усложняющий фактор — пол ребенка. Одни требования вносят в жизнь одинокой матери девочки и другие мальчики. По-разному будет или не страдать от отсутствия отца мальчик в три года и в десять лет. У мальчиков чаще отмечаются сложности, вызванные нехваткой авторитета, который в семье обычно представляет отец, и отсутствием возможности найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивный, технический и другие интересы. Девочки, обладают большей способностью к общественному приспособлению, и воспитательные затруднения с ними возникают реже. Однако, некоторым из них также не хватает фигуры отца, отношения с которым позволяли бы девочкам пережить ситуацию предварительного, эмоционального восхищения и (будь то позитивной либо негативной окраской) создать представления о будущем жизненном партнере. Как мальчикам, так и девочкам, растущим без отца, грозит опасность надолго остаться эмоционально незрелыми. А это значит, что в отношениях с другим полом им легче впасть в крайности, например, вступить в отношения без раздумий или же, напротив решительно отказаться от каких либо контактов с противоположным полом.

Следующим фактором, влияющим на развитие внутренних связей в неполной семье, служат обстоятельства, при которых произошла «потеря» отца. Одно дело если ребенок отца никогда не знал, и другое — если был разлучен с ним в более позднем возрасте. И притом в первом и во втором случае весьма важно, что случилось в семье: развод после эмоционального отчуждения или эмоционального напряжения и конфликтов; смерть и другие трагические события; находится ли отец в тюрьме, уехал ли за границу или лежит в больнице. В конечном счете, все зависит от того, как мать со всеми этими обстоятельствами справляется. Хочет она или не хочет, но она обязательно переносит личные проблемы на отношение к сыну или дочери, и чем больше таких проблем и чем они тяжелее, тем больше угроза воспитанию ребенка. В этом основа известных историй, часто описываемых в рамках, когда дочь воспитана так, чтобы мстить мужчинам за эмоциональные поражения матери, или сын так, чтобы причинять женщинам такие же страдания, какие постигли его мать. И хотя в жизни мы не так часто и не в таком ярко выраженном виде встречаемся с подобными отклонениями, однако, данная тенденция совсем не редкость. Бывают и другие крайности. К примеру, ребенок для матери все или, лучше сказать, единственное, что ей в жизни осталось после всех эмоциональных неудач. Она с тревогой бережет это прибежище своих чувств и забывает, что «ее дитя» — самостоятельная человеческая личность. Она хочет навсегда удержать его при себе, мечтает, чтобы он навсегда остался маленьким, боится его взросления, изолирует от всех «нездоровых» влияний — и доводит или до тупой покорности, или до бунта. Некоторые женщины в подобных обстоятельствах превращают ребенка скорее в инструмент, чем в цель своих стараний. Они требуют, чтобы он обрел все, чего они били лишены. Он обязан быть красивым, успешным, и только так он будто бы вознаградит мать за ее старания. Иногда мы видим, что такая женщина строжайше контролирует все отношения, которые сын или дочь устанавливают вне дома.

Еще раз хочу напомнить, что мы говорим только об опасностях и ни в коей мере об обязательных или обычных сложностях.

В некоторых случаях ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, быстрее созревает и более успешно участвует в общественной жизни, чем ребенок из полной семьи. Умеренные трудности, умеренное напряжение при преодолении препятствий, умеренная тревога возбуждает стремление к деятельности. И тогда если ребенок, у которого хорошая воспитательная основа, окажется в ситуации умеренного затруднения, то его стремление преодолеть препятствие повысится. И если человек в отношениях с матерью проявляет эмоциональную зрелость, тогда и его социальные умения имеют положительную направленность и освобожденная энергия найдет соответствующее приложение. И вполне вероятно, что такой юноша или девушка будет более инициативен, целеустремлен, уверен в своих действиях и поступках, чем тот, кто вырос в материальном и эмоциональном благополучии. У одинокой матери есть определенные возможности избежать опасностей и дать ребенку хорошую основу. Конечно нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца, но уж если такое случилось, наши рассуждения показывают, что воспитательные трудности можно снизить до самой минимальной меры, а немного доброй воли окружающих, и помощь специальных учреждений способных уравновесить чаши весов между благоприятным и неблагоприятным, и даже добиться перевеса в лучшую сторону. [17, с.55−62; 5, с.120−122].

Одинокий отец и его дети. Одинокий отец, который бы сам заботится о ребенке, большая редкость. Но всё же такие бывают.

Судебная практика лишь в исключительных случаях доверяет ребенка отцу, а не матери. Век мужчины в последние десятилетия сокращается, и внезапная смерть чаще настигает представителя сильного пола, чем слабого. Растет число вдов с малолетними детьми, а не вдовцов. Мужчина, в связи с особенностями работы, чаще, бывают в отлучке от семьи, и чаще по другим причинам оставляет семью. Число одиноких матерей настолько больше, что на их фоне отдельные примеры одиноких отцов проходят мимо профессионального внимания. Но с другой стороны, не так уж редки случаи, когда матери в семье нет или она не может выполнять свою функцию и главная тяжесть воспитания и заботы о детях ложится на отца.

И здесь, мы объективности ради признаем, что у отца все же в определенном смысле положение менее выгодное. Биологические и психические процессы глубоко взаимосвязаны, и то, что происходит в теле матери, обязательно имеет психический отклик. Отец не может так интимно сжиться с ребенком, как мать во время беременности, он не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них, он не испытывает интимности кормления и т. д.

И все же современная психология считает, что отец по своей психической приспособленности не может быть дисквалифицирован для роли «материнского» воспитания, хотя ему и приходится для основного взаимодействия с ребенком пройти путь более длинный, более сложный и не такой самоочевидный. И ежедневный опыт это полностью подтверждает. Многие нынешние отцы в заботе о ребенке стали такими прекрасными специалистами, что могут конкурировать с самой умелой матерью.

В пользу отцов косвенно свидетельствуют и социологические исследования последних десятилетий. Они подтверждают, что материнская роль не претерпела таких серьезных изменений, как отцовская, и что эти перемены вытекают из большей вовлеченности отцов в заботу о детях, большей интимности, чуткости, взаимного доверия в совместной жизни. [26, с.213−224].

В случае, когда отец один воспитывает своих детей, по существу ему грозят те же психологические опасности и рифы, которые подстерегают одинокую мать. Однако мера этих опасностей скорее увеличена, чем снижена.

Первый фактор — это тот самый недостаток биологической совместной жизни, о которой уже говорилось ранее.

Второй фактор — наша культурная традиция, которая видит в одиноком отце, воспитывающем детей, нечто «недопустимое». Заботу о детях мы считаем делом чисто женским — и одинокий отец чаще стремится найти себе помощницу, чем одинокая мать помощника. И в обществе у одинокого отца меньше вероятности быть признанным в роли одинокого воспитателя.

Следующие факторы более скрытые, хотя и более важные. Для эмоционального и социального развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли — мужской и женской. Это обязательное условие мужской идентификации у мальчиков и женской у девочек, которая наступает позже. И если отец или мать воспитывает ребенка в одиночку, то он или она должны дать сыну или дочери достаточно стимулов как из мужского, так и из женского мира, для чего одинокому родителю придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или в двух ролях.

Вот тут и возникают некоторые сложности. Первая и наиболее опасная состоит в том, что исполнение двух ролей тягостно и трудно и мало кто, в сущности, это умеет. И тот, кому совместить две роли не удается, воспитывает сына или дочь долее или менее односторонне.

Другая опасность подстерегает в том случае, если отец или мать своей жизненной ролью хорошо овладели, а вторую роль, сознавая свою обязанность, только «играют». Они вынуждены «играть» хотя получается у них неважно. А мы знаем, что перед детьми ничего нельзя «разыгрывать», тем более жизненную роль. Иначе она предстает перед ребенком, лишь нарисованной и искаженной.

Возможен и такой случай, когда воспитатель сумеет принять роль, принадлежащую другому полу, но за счет ослабления собственной роли. И потом он уже действует не как отец, и не как мать, а как что-то среднее между ними.

И теперь мы видим, что самый острый вопрос, который возникает в семье, — сложность сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию. Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества. В последствии бывает, что такие дети переносят отклонения, слабость и незрелость в свои любовные отношения, а затем в супружеские и родительские.

Почему же мы считаем, что отец находится в менее выгодном положении, если все, что здесь написано, касается любой неполной семьи? Потому, что мужская роль сегодня преимущественно характеризуется вовлеченностью в трудовую деятельность, связью с внешним миром, техническими знаниями и умениями, интересом к спорту, к текущей политике, к научным открытиям и т. д. И скорее можно научить или передать эти черты и свойства, чем те, что характеризуют мир женский: более эмоциональный подход к жизненным впечатлениям, мягкость, нежность. Такому «научить» решительно нельзя.

И здесь, еще хочется отметить, что полная семья для воспитания ребенка — великое и трудно заменимое преимущество. Поэтому семья никогда не должна превращаться в неполную по легкомыслию, из-за поверхностных «других интересов», эгоизма и т. д. [17, с.62−66].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой