Система платежей в сфере природопользования
Ресурсоемкостъ производства: величина платы должна стимулировать ее снижение, однако следует избегать также и ситуации, когда излишне высокие цены на ресурс приводят к резким колебаниям на рынке; Система платежей за природопользование должна быть составной частью налоговой системы государства, а платежи за природопользование включены в общую структуру налогообложения в государстве; Региональные… Читать ещё >
Система платежей в сфере природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Платежи за использование ресурсов и за загрязнение окружающей среды — один из наиболее эффективных методов регулирования эффективности природопользования. С помощью этого экономического инструмента удается эффективно регламентировать воздействие предприятий па окружающую среду, делая невыгодными нежелательные (неблагоприятные для окружающей среды) направления деятельности.
Система платежей в области природопользования в России включает платежи за пользование недрами, компенсационные платежи за выбытие определенного вида ресурсов и платежи за загрязнение окружающей среды. Статус экологического налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ) при этом имеют только платежи за загрязнение. В целом система платежей включает следующие основные виды выплат[1].
Платежи за пользование ресурсами осуществляются в соответствии с ЗК РФ, Законами РФ от 11.10.1991 № 1738−1 «О плате за землю», от 21.02.1992 № 2395−1 «О недрах» и др. При определении платежей за пользование природными ресурсами необходимо учитывать следующее:
- — качество ресурса (плата за лучший ресурс должна быть выше);
- — ресурсоемкостъ производства: величина платы должна стимулировать ее снижение, однако следует избегать также и ситуации, когда излишне высокие цены на ресурс приводят к резким колебаниям на рынке;
- — региональные и местные условия, а также рыночную ситуацию (т.е. необходимо обеспечить равновесие региональных (местных) интересов и ситуации на рынке при установлении цен на ресурсы);
- — система платежей за природопользование должна быть составной частью налоговой системы государства, а платежи за природопользование включены в общую структуру налогообложения в государстве;
- — все имеющиеся ресурсы должны быть оценены, а их стоимость должна корректироваться с течением времени. То, что в настоящий момент ресурс не используется активно, не должно приводить к его недооценке;
- — система платежей должна соответствовать необходимым общественным затратам на поддержание и улучшение качества окружающей среды.
Размеры платежей основываются на рентных экономических оценках стоимости природных ресурсов. Это позволяет учесть их качество, доступность, эффективность использования. В платежи включена дифференциальная составляющая (лучший ресурс — больше цена) и постоянная составляющая (взимается за использование всех ресурсов, вне зависимости от качества и места расположения).
- [1] Хаустов А. П., Редина М. М. Управление природопользованием: учеб, пособие. М. :Высшая школа, 2005.