Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судебная система. 
Конституционное право зарубежных стран. 
Особенная часть

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве меры наказания за многие преступления предусмотрена смертная казнь (в частности, за преднамеренное убийство; убийство в ходе совершения других преступлений; отцеубийство; отравление; использование насилия против должностного лица с целью лишения его жизни; вооруженное ограбление; поджог; ряд преступлений против внутренней и внешней безопасности государства и общественного порядка… Читать ещё >

Судебная система. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судебная власть построена на гибриде правовой системы, которая носит смешанный характер; большинство отраслей законодательства основаны на французских правовых образцах, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Таким образом, правовую систему Королевства Марокко можно охарактеризовать как романо-мусульманскую.

До установления французского господства в Марокко применялось только мусульманское право в его традиционном виде. В период протектората здесь был введен ряд гражданских и уголовных законов, основанных на французских образцах.

После обретения Марокко независимости все колониальные законы в нем были сохранены, за исключением тех, которые противоречили статусу независимого государства. Несмотря на проведенные в последующие десятилетия правовые реформы, влияние французской правовой традиции в Королевстве остается непоколебимым.

Одним из важнейших направлений развития марокканской правовой системы является и постепенная демократизация.

Основным источником права в Марокко являются законодательные и другие нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, органические законы, обычные законы парламента, декреты короля (дахиры) и премьер-министра, подзаконные акты других органов власти.

В судебных решениях по гражданским и смежным с ним отраслям права используются элементы романо-германской и мусульманской правовых культур.

Например, обязательственное и торговое право Марокко почти идентичны французскому. С 1913 г. здесь действовал кодекс обязательственного и договорного права. Он представлял собой приспособленный для местных условий вариант соответствующих разделов Французского гражданского кодекса 1804 г.

В сфере личного статуса мусульман (правоспособность, брачносемейные отношения) и наследования действует мусульманское право, кодифицированное в 1957 г. в виде Марокканского кодекса личного статуса и наследования.

В Марокко достаточно развито трудовое законодательство, которое гарантирует трудящимся основные права, включая право на объединение в профсоюзы, забастовку, коллективные переговоры, 48-часовую рабочую неделю.

Использование судами уголовного права в значительной мере основано на французском законодательстве. В 1953 г. был принят Уголовный кодекс (УК), во многом совпадавший с французским УК 1810 г. Однако его в 1962 г. сменил новый УК, который скорее соответствовал французским и иным западноевропейским уголовно-правовым доктринам того времени, чем УК 1810 г.

Уголовный кодекс 1962 г. предусматривает «дуалистическую» систему наказаний и мер безопасности. В частности, он предписывает «релегацию» (заключение в трудовой лагерь) рецидивистов на срок от пяти до 10 лет после отбытия основного наказания, принудительное лечение душевнобольных и наркоманов, принудительное заключение в «сельскохозяйственной колонии» преступников, обнаруживших «привычку к лени» или к существованию на «незаконные доходы», и т. д.

Ряд составов преступлений имеют чисто мусульманскую природу. Так, ст. 274 УК объявляет уголовно наказуемым нарушение мусульманского поста во время рамадана, предусматривая в этом случае лишение свободы и штраф.

В качестве меры наказания за многие преступления предусмотрена смертная казнь (в частности, за преднамеренное убийство; убийство в ходе совершения других преступлений; отцеубийство; отравление; использование насилия против должностного лица с целью лишения его жизни; вооруженное ограбление; поджог; ряд преступлений против внутренней и внешней безопасности государства и общественного порядка). Смертная казнь также предусмотрена Кодексом военной юстиции за такие преступления, как переход на сторону врага.

Особенностью досудебной стадии уголовного судопроизводства в Марокко является право властей удерживать подозреваемого в течение первых 48 часов в полной изоляции, в том числе не допускать к нему адвоката. В делах о государственной безопасности этот период достигает 96 часов. Закон не предусматривает процедуры, подобной «хабеас корпус», т. е. судебного контроля над арестами. Освобождение до суда под залог применяется редко.

Дела о преступлениях, наказуемых смертной казнью, компетентны рассматривать Палата по уголовным делам апелляционных судов и военные суды. Приговоры обоих судов подлежат проверке Верховным судом, который может отменить приговор в связи с процессуальными нарушениями. Если приговор окончательно утвержден Верховным судом, прокурор докладывает дело непосредственно министру юстиции и подает прошение о помиловании от имени осужденного. Право помилования является прерогативой короля.

Конституция (ст. 82) предусматривает независимую судебную власть.

Имеется три уровня общих судов: суды первой инстанции, апелляционные суды и Верховный суд. В последнее время созданы коммунальные и районные суды для разбирательства мелких гражданских исков. За рамками системы судов общей юрисдикции действуют Высокая Палата Правосудия и военные суды. Они рассматривают дела военнослужащих и любых лиц, обвиняемых в преступлениях против внешней безопасности государства.

Самостоятельно действуют и мусульманские суды (суды шариата), рассматривающие дела личного статуса (брак, развод, опека, наследование). Апелляции на решения мусульманских судов подаются в вышестоящий суд общей юрисдикции.

Судьи назначаются королевским декретом по предложению Высшего Совета Магистратуры (ст. 84) и являются несменяемыми (ст. 85). Приговоры выносятся и исполняются именем короля (ст. 83).

Согласно Конституции (ст. 86) Высший Совет Магистратуры возглавляет король. Кроме того, в состав Совета входят министр юстиции, который является его вице-председателем, а также Генеральный королевский прокурор при Верховном суде и несколько судей апелляционных судов и судов первой инстанции. Высший Совет Магистратуры следит за осуществлением предоставляемых судьям гарантий, рассматривает дисциплинарные вопросы (ст. 87).

Помимо судов общей юрисдикции в Марокко существует специальный орган, не входящий в судебную систему и созданный для суда над высшими чиновниками, — Высший суд.

Конституционная формула

ЧАСТЬ 8. ВЫСШИЙ СУД

Статья 88

Члены Правительства могут быть привлечены к ответственности и понести наказание за нарушения закона и уголовные преступления, которые они могут совершить при выполнении своих обязанностей.

Статья 89

Обвинение может быть предъявлено двумя Палатами Парламента и передано в Высший Судебный Совет для осуществления судебного разбирательства.

Статья 90

Предлагаемый вариант предварительного обвинения должен быть подписан не менее чем четвертью членов Палаты, в которую он был изначально внесен. Он должен выдержать проверку в двух Палатах и для его утверждения необходимо, чтобы обе Палаты путем тайного голосования приняли его большинством в две трети членов каждой из Палат, исключая те из них, которые привлекаются для участия в судебном преследовании, проведении расследования и вынесении приговора.

Статья 91

Высший Суд состоит из равного количества членов, избранных от Палаты представителей и Палаты советников. Председатель Высшего Суда назначается на должность Королевским Указом.

Статья 92

Количество членов Высшего Суда, способ их избрания и утверждаемый им регламент работы определяются в соответствии с основным законом.

Система административной юстиции представлена административными судами, в которых обжалуется законность решений органов государственного управления, рассматриваются дела, связанные с административными контрактами, с возмещением ущерба, причиненного деятельностью или актами государственных органов, и т. д.

Особенность Марокко — отсутствие специализированного конституционного суда. Его функции выполняет квазисудебный государственный орган — Конституционный Совет, построенный по французскому образцу 1958 г. (см. «Модель конституционного правосудия». Общая часть учебника).

Ранее, по первоначальной редакции Конституции 1972 г., эти функции были возложены на Конституционную палату Верховного суда.

Конституционный Совет состоит из четырех членов, назначенных королем сроком на шесть лет, и еше четырех, назначенных на тот же срок председателем Палаты представителей после консультации с фракциями. Помимо вышеупомянутых членов король назначает (на тот же срок) председателя Конституционного Совета. Каждая категория членов Конституционного Совета обновляется наполовину каждые три года.

Конституционный Совет осуществляет контроль за соответствием Конституции принятых, но еще не обнародованных обычных и органических законов по запросу короля, премьер-министра, председателя Палаты представителей или членов последней. Помимо этого Конституционный Совет рассматривает вопросы о законности парламентских выборов и референдумов.

Решения Конституционного Совета являются общеобязательными и не подлежат обжалованию.

Выводы

На протяжении веков территория нынешнего Марокко находилась под контролем финикийцев, римлян, вандалов, византийцев. В VII в. страна была завоевана арабами. В 1912 г. Франция навязала султану Марокко договор о протекторате, а северная часть страны перешла под власть Испании. В 1956 г. Королевство добилось независимости.

Марокко — унитарное государство. В административном отношении делится на 37 провинций и две префектуры городов Рабат и Касабланка.

В стране действует Конституция 1972 г. в редакции 1996 г. По форме правления Марокко — конетитуционная монархия. На практике король сохраняет реальные властные полномочия, что позволяет говорить о существовании в стране дуалистической монархии. Тем не менее в политической сфере Марокко является одной из наиболее модернизированных и «либеральных» арабских монархий.

Одним из важнейших направлений развития марокканской правовой системы является постепенная демократизация государственно-политического устройства страны. В 1958 г. провозглашена «Хартия общественных свобод». В 1962 г. принята первая в истории Марокко Конституция, которая устанавливала парламентарную монархию (вместо абсолютной) с сильной королевской властью и двухпалатным парламентом, причем нижняя палата избиралась путем прямых выборов. Конституция также формально закрепила некоторые важные политические и социально-экономические права и свободы.

Основной закон 1962 г. сменила Конституция 1970 г.; она закрепила однопалатную систему, ослабила парламентские полномочия и резко усилила королевскую власть. Однако уже в 1972 г. была принята третья, более демократичная Конституция, которая укрепила позиции парламента, установила статус премьер-министра, несколько по-иному определила положение монарха. Основным нововведением Конституции 1972 г. является некоторое изменение статуса центрального представительного органа страны — Палаты представителей. К ее прежним полномочиям было добавлено право принимать законы о порядке избрания парламента и советов местных коллективов, право создавать государственные учреждения, национализировать и денационализировать предприятия. Стал демократичнее и порядок формирования палаты.

В сентябре 1996 г. на референдуме была одобрена новая редакция Конституции. В соответствии с ней усилился контроль парламента за деятельностью правительства, создан относительно независимый Конституционный Совет, впервые закреплено положение о приверженности Марокко общепризнанным нормам прав человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой