Механизм государства.
Теория государства и права
Для многих современных государств в последние десятилетия характерны государственные реформы, призванные обеспечить их более эффективное построение и, функционирование. В России проведение судебной, федеративной и административной реформ приводит к преобразованию государственных институтов и изменению их удельного веса и соотношения между собой, к поискам меры централизации и демократизации… Читать ещё >
Механизм государства. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения дайной темы студент должен:
знать
- — природу и назначение механизма государства;
- — соотношение механизма государства и государственного аппарата;
- — характеристику основных элементов механизма государства;
- — систему, структуру и функции государственных органов;
- — характеристику государственных организаций;
уметь
- — выделять признаки механизма государства;
- — определять основные элементы механизма государства;
- — выделять признаки и виды государственных органов и других элементов механизма государства;
владеть
- — навыками самостоятельного анализа механизма государства;
- — навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.
Природа и назначение государственного механизма
Государство как сложная социальная система со своими элементами — публичная власть, граждане, территория и границы, общие дела, бюджет и налоги, правовой порядок, официальное участие в мировом сообществе — выявляет свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Государственное воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным.
Управление государственными делами требует высокой организованности и компетентности, профессионализма. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и масс людей, рационально использовать ресурсы общества.
Как же этого можно добиться?
Путем обеспечения строгой структурной и функциональной связи всех элементов государства. Речь идет о своего рода «скелете» государства, о его опорной конструкции, без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия иа политические, экономические и социальные процессы. Сказанным объясняется использование понятия «механизм государства» для отражения соответствующих государственно-правовых явлений, процессов и действий.
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 1920- 1930;х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть — партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства.
В 1960—1980;х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов.
Такой подход был общепринятым в 1950—1980 гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного российского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства[1].
При таком понимании специфика данного явления и соответствующего ему понятия исчезает.
Близкое понимание допускалось авторами при трактовке механизма осуществления государственной власти. Акцент был сделан на трех основных каналах участия граждан в осуществлении власти — непосредственно, через представительные органы и путем профессионализма.
Основным орудием государственной власти считается государственный аппарат и государственные органы как его структурно оформленные звенья.
Вместе с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти[2].
Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий признак и неясно соотношение механизма государства и госаппарата. Более того, увлеченность функциональными характеристиками и доктриной разделения властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «понимание государственного механизма в узком смысле как совокупности органов государства дополняется его трактовкой в широком смысле как совокупности государственных органов и организаций»[3].
В современных условиях понятие «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не зарубежной.
Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты государства, форма государства, формы правления[4]. И тем не менее для обогащения понятийного аппарата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправданно использовать данное понятие.
Вполне объяснимы вопросы: каково его содержание? Какие явления государственной жизни оно позволяет познавать?
Попытаемся дать ответ.
Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Думается, понятие «механизм государства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл.
Механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:
- — государственные органы;
- — публичные службы и корпорации;
- — процедуры принятия государственных решений;
- — ресурсное обеспечение;
- — государственные служащие.
Думается, в таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весомых доказательств служат конституционные характеристики государства.
В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции РФ установлены основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственной собственностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. В конституциях и уставах субъектов РФ регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.
В конституциях иностранных государств чаще всего содержатся нормативные характеристики государства, власти и видов государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, институты президента и монарха.
Тем не менее применяются и другие конституционные понятия.
Так, в Конституции Республики Молдова есть разд. III «Публичные власти», в нем гл. VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Полыни в разд. VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разд. VII — территориальное самоуправление, в разд. IX — статус Верховной Палаты контроля[5]. В Конституции Греции есть разд. VI «Администрация». В Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о государственном управлении, где кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразд. 3 (Федеральные органы безопасности); 4 (Федеральная армия (с ее традиционными и иными функциями)); 5 (Федеральные школьные органы). Раздел пятый посвящен Счетной палате. В Конституции Бельгии ч. VI посвящена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службу, в ст. 87а3 и 8761 — статус вооруженных сил.
Возникновению и развитию механизма государства присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил приводит к слому старого и созданию нового механизма, причем всех его элементов.
Так было во Франции в конце XVIII в., такие «сломы» происходили в нашей стране в 1917 г. и 1989−1991 гг.
Реформы чаще всего направлены на планомерные изменения отдельных элементов государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет применительно к территориальному устройству и построению региональных структур.
Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства. Так, например, медленно меняются государственные институты в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и палата лордов британского парламента.
Зарубежный опыт в целом поучителен государственноправовой преемственностью, что менее характерно для России.
Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:
- — обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов;
- — последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;
- — правильно использовать методы правового регулирования в экономической[6], социальной и политической сферах; например, оправданны три формы государственно-правового регулирования экономической жизни — утверждение единых экономических правил для всех субъектов, установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов, использование индивидуальных административных актов управления — и поиск их гибкого соотношения[6];
- — поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других;
- — способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.
В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от конституционной модели механизма государства.
Нередко возникают неформальные структуры, которые действуют параллельно с государственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастаются лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс и уровни принятия государственных решений.
Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений.
" Для многих современных государств в последние десятилетия характерны государственные реформы, призванные обеспечить их более эффективное построение и, функционирование. В России проведение судебной, федеративной и административной реформ приводит к преобразованию государственных институтов и изменению их удельного веса и соотношения между собой, к поискам меры централизации и демократизации в управлении государственными делами, к перераспределению государственных функций и изменению способов их осуществления вплоть до отказа от излишних и передаче местным властям и саморегулируемым организациям. Расширяется применение судебных и административных процедур. Укрепляются связи национальных структур с международными структурами и органами межгосударственных объединений"[8].
Государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания.
Оно исходит из общности решаемых задач в сфере экономики и социального развития. И вместе с тем закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства. Государство контролирует реализацию переданных полномочий.
Взаимодействие механизма государства с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной власти.
Реализации конституционного нрава граждан на участие в управлении государственными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественными объединениями граждан — партиями, профсоюзами, обществами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договоренности между государственными органами и объединениями граждан приводят в итоге к общественному согласию. Оппозиционные действия и политическое давление нередко порождают конфликты.
Для гражданского общества и механизма государства ключевой проблемой является доверие и поддержка населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет государственный механизм. Подчас его жесткие действия и бюрократический стиль порождают отчуждение от власти и создают «плохие образы» ее институтов.
Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринимательства, творческих союзов и др.). Это позволяет правильно сочетать публичные и корпоративные интересы.
Неумелые действия должностных лиц и государственных органов и учреждений, плохое владение ситуацией нередко порождают скорее «протестные», чем позитивные формы политического участия граждан. Поэтому нужно создавать подлинно демократический стиль отношений между властями и населением. Гласность, доступность и высокая политико-правовая культура служат средствами решения этой задачи.
- [1] Теория государства и права. М., 1997. С. 98−100.
- [2] Общая теория государства и права. Т. 1. Теория государства. М., 1998. С. 158−160.
- [3] Морозова Л. Л. Теория государства и права. М., 2002. С. 115−116.
- [4] Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.
- [5] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы / отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1997. С. 732−733.
- [6] Мильнер Б. З. Теория организаций. М., 1998. С. 248−250.
- [7] Мильнер Б. З. Теория организаций. М., 1998. С. 248−250.
- [8] Тихомиров Ю. Л. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. № 4; Его же. Теория компетенции. М., 2001.