Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Профессиональный имиджбилдинг на рынке труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совет третий. Предполагайте в людях лучшее, во всех без исключения: незнакомых, первых встречных, довольно нам смотреть на сограждан «с прищуром», видеть врагов, видеть в каждом потенциального недоброжелателя. Все мы — ЛЮДИ. В каждом из нас плохого и хорошего «пятьдесят на пятьдесят». Будем же думать о ближнем позитивно, обращаться к лучшему в нем (пусть в ком-то лучшего не пятьдесят, а десять… Читать ещё >

Практикум. Профессиональный имиджбилдинг на рынке труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семинарское занятие

  • 1. Подготовка к семинару включает следующие элементы:
    • — заблаговременное знакомство с планом семинарского занятия и методическими рекомендациями к плану;
    • — прочтение конспекта лекций по соответствующей теме;
    • — проработка основной рекомендованной литературы (соответствующего раздела учебника и источников) и дополнительной литературы;
    • — ознакомление с терминологией;
    • — обдумывание и составление планов ответа по каждому вопросу семинарского занятия;
    • — выполнение задания по самостоятельной работе;
    • — запись непонятных положений для уяснения их на семинаре;
    • — консультация у преподавателя (по мере необходимости).

Ответ должен начинаться с четкого названия вопроса. Затем идет изложение вопроса (логично, с аргументами). В заключении необходимо сделать выводы по вопросу. При ответе используются источники, но конспект постоянно не читается. При хорошей подготовке к занятиям и частых выступлениях на семинарах студенты приобретают навыки устного выступления в аудитории.

В конце семинара необходимо записать в тетрадь уточнения, дополнения, выводы, сделанные преподавателем.

Вопросы к семинару.

  • 1. Значение профессионального имиджа в современном мире и на рынке труда.
  • 2. Какова главная цель создания имиджа?
  • 4. Какие виды имиджформирующей информации вы знаете?
  • 5. Ваши основные умения в построении имиджа.
  • 6. Структура и компоненты имиджа специалиста.
  • 7. Этапы формирования профессионального имиджа.
  • 8. Ваши представления о будущей работе.
  • 2. Терминологический диктант: «имидж», «репутация», «персональный имидж», «профессиональный имидж», «имиджмейкинг», «имиджелогия», «имиджевая культура», «профессиональная культура», «готовность к профессиональной деятельности», «образованность», «компетенция», «компетентность», «имиджелогическая компетентность» и др.
  • 3. Упражнение «Законы общения».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Руководитель: «Я хочу вам сегодня напомнить законы общения». Народная мудрость формулирует законы общения просто и образно. «Как аукнется, так и откликнется». «Не рой другому яму — сам в нее попадешь». В суматохе будней мы редко вспоминаем знакомые с детства поговорки, еще реже задумываемся над ними.

Совет первый. «Относитесь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к Вам» — это «золотое правило» лежит в основе общения.

Совет второй. Помните о Законе «Озеркаливания»: как вы к людям, так и они к вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомому человеку — люди просто не смогут не ответить тем же! Глядишь, светлее вокруг станет, и общество наше просветлеет. Излучайте только положительную энергию!

Совет третий. Предполагайте в людях лучшее, во всех без исключения: незнакомых, первых встречных, довольно нам смотреть на сограждан «с прищуром», видеть врагов, видеть в каждом потенциального недоброжелателя. Все мы — ЛЮДИ. В каждом из нас плохого и хорошего «пятьдесят на пятьдесят». Будем же думать о ближнем позитивно, обращаться к лучшему в нем (пусть в ком-то лучшего не пятьдесят, а десять процентов; но ведь есть). Ищите в других хорошее, подчеркивайте это лучшее — и им ЗАХОЧЕТСЯ соответствовать Вашей оценке, они СТАНУТ лучше!

Совет четвертый. Полюбите себя, поверьте в себя. Ах, если бы люди знали, как это ВАЖНО! «Только человек любящий и уважающий себя, может любить и уважать других», написал кто-то из великих. А вот что сказала американская студентка, стажировавшаяся в Москве: «Вы говорите о себе: „Я — совок“, „У нас — страна дураков“. Для нас такое — дико, недопустимо, немыслимо! Надо же любить себя, свой народ, свою страну, иначе как жить…».

Нам, россиянам, есть, за что уважать и себя и страну. Что бы там ни было — разве мы утратили национальные качества как доброта, всепрощение, хлебосольство? Давайте же не забывать о личностном и национальном достоинстве. Любить и верить в себя.

Совет пятый. Не обижайтесь! Учитесь прощать того, кто нанес Вам обиду сознательно, не копите в себе зло, не будьте мстительны. Случайная же, нечаянная обида и вовсе не дает повода для скорби — допустивший по отношению к нам бестактность и сам наверняка об этом сожалеет.

Совет шестой. «И отходя ко сну, спроси себя — и чем порадовал людей ты за день», — советует один философ. «Давайте говорить друг другу комплименты!» — предлагает другой [51, 52].

5. Упражнение «Кинетический имидж».

Цель — собрать «банк» пантомических и жестикулярных проявлений, характерных для того или иного состояния.

Участники группы садятся кругом.

Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния. Они прочитают то, что написано на корточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки молча изображает это состояние. Делать надо это по очереди, выйдя в центр круга. Наша задача — определить какое состояние или чувство изображено.

После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния, а тренер называет его. Затем задается вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?» «.

6. Упражнение «Наблюдательность».

Цель: сформировать и развить наблюдательную сензитивность.

Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых выписаны имена участников группы.

Инструкция: «Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы (тренер раздает карточки). Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет «раз» (считать буду я) вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей карточке; при этом, не переставая вести наблюдение. Каждый время от времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее движения: например, качает головой, закрывает глаза, потирает руки и т. д. Когда я скажу «два», а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на два вопроса: «Кто наблюдал за вами?», «Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?» «.

Через три минуты тренер обращается к одному из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает «Кто наблюдал за вами?» и, если ответ правильный, то следующие два вопроса уже к наблюдателю, который должен ответить, какие движения выполнял подопечный.

7. Упражнение «Невербальная коммуникация».

Цель: овладение навыками невербального общения.

Руководитель показывает участникам картинки с изображением потенциальных работодателей в определенной позе. Необходимо описать позу, мимику, жесты, и определить, что выражает невербальная коммуникация.

8. Упражнение «Фотография».

Группа делится помолам: одна половина выходит за дверь, другая часть участником представляет зрителей. Руководитель двум участникам придает позу для фотографирования: один сидит, другой стоит, положив ему руку на плечо (достаточно формально). Затем один студент из-за двери делает свою фотографию и т. д. Зрители наблюдают позу, жесты, мимику фотографирующихся, определяют межличностную дистанцию между ними.

9. Изучение самооценки.

Цель: оценить представления о самом себе по разным критериям.

Преподаватель проводит на чистом листе бумаги вертикальную черту и говорит: «вверху — востребованные на рынке труда специалисты, внизу — нет. Отметьте место, где, как Вам кажется, находитесь Вы». (Задание можно разъяснить и повторить, но обсуждать решение испытуемого не следует).

Затем рядом с первой линией проводят такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить людей по счастью, вверху будут самые счастливые, внизу — самые несчастные. Где бы Вы определили свое место?» По желанию преподавателя подобные линии можно провести также по таким показателям, как ум, трудолюбие и т. д.

Большинство студентов обычно определяют свое место по всем шкалам точно в середине или чуть выше. Поэтому для изучения самооценки важна не столько отметка, сколько последующий опрос, который проводится после выполнения всех заданий.

Опрос по шкале «Характер» проводится по следующей схеме.

  • 1. Почему Вы выбрали именно это место?
  • 2. Каких людей Вы считаете самыми лучшими по характеру?
  • 3. Что Вам мешало отнести себя к ним?
  • 4. Каких людей Вы считаете самыми плохими по характеру?
  • 5. Почему вы себя не отнесли к ним?

Опрос по шкале «Счастье» проводится по схеме.

  • 1. Почему Вы выбрали именно это место?
  • 2. Каких людей вы считаете самыми счастливыми?
  • 3. Что Вам мешало отнести себя к ним?
  • 4. Каких людей Вы считаете самыми не счастливыми?
  • 5. Почему Вы себя не отнесли к ним?

После этого руководитель старается развернуть дискуссию по тезису К. Пруткова «Мы счастливы настолько, насколько хотим быть счастливыми».

Американская декларация независимости помимо других неотъемлемых прав человека — право на жизнь, на свободу и т. д. провозглашает и право добиваться счастья. А что такое счастье? Американские психологи, специально занимающиеся проблемами счастья, утверждают, что это просто пребывание в хорошем настроении. Кроме того, в список компонентов счастье они относят умение побороть негативные эмоции, создать внутри себя атмосферу радости, а так же удовлетворение собственной жизнью или по крайне мере некоторыми ее аспектами.

Как измеряется количество счастья с течением времени? Оказалось, почти никак. Удивительно, что в бедных странах счастливых людей примерно столько же, сколько в богатых промышленно развитых странах. Следовательно, счастье не зависит от материального благосостояния. «Не в деньгах счастье» поистине.

Уважаемый студент!

Ответьте на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас подготовка в вузе к имиджмейкингу?».

Группа_дата проведения экспертизы_.

Оценка удовлетворенности студентов подготовкой в вузе к имиджмейкингу.

Группа.

Кол.

чел.

Ответы студентов (%).

Максимально удовлетв.

Удовлетв.

Не удовлетв.

Максимально не удовл.

Затрудн.

ответить.

10. Литературно-библиографический обзор по теме.

Самостоятельная работа студента

Рефераты по профессиональному имиджу. Темы:

  • 1. Имидж при поиске работы.
  • 2. Требования к интервьюируемому человеку при трудоустройстве.
  • 3. Особенности формирования профессионального имиджа.
  • 4. Роль самомаркетинга в профессиональном имидже.
  • 5. Значение самопрезентации в имидже профессионала.
  • 6. Составление резюме.
  • 7. Имидж и самопрезентация во время собеседования с работодателем.
  • 8. Имидж в телефонном разговоре.
  • 9. Роль первого впечатления.
  • 10. Специфика имиджа специалиста в сфере коммуникации.
  • 11. Профессиональная карьера.
  • 12. Эффективное самоимиджирование.
  • 13. Студенческий имидж.
  • 14. Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
  • 15. Поведение специалиста на рынке труда.
  • 16. Как сохранить работу.
  • 17. Роль улыбки при общении.
  • 18. Планирование карьеры.
  • 19. Визуальный контакт при общении.
  • 20. Технология самопродвижения.

Требования к содержанию реферата В содержании реферата должны быть полно и последовательно изложены основные положения реферируемых источников, проведен разбор очерченных темой реферата проблем.

При работе над рефератом необходимо иметь в виду, что одним из основных критериев его оценки является творческий подход автора, предполагающий активное осмысление материала. Нельзя допускать прямого списания с текста реферируемого источника. Если есть необходимость привести цитату, то она обязательно должна сопровождаться комментариями и получить соответствующее оформление. Автор должен показать хорошее владение темой и исчерпывающее знание источников, включенных в библиографический список; все они должны быть отражены в тексте реферата.

Структура реферата. Следует избегать сложной структуры реферата. Достаточно небольшого вступления, содержащего краткую и четкую постановку задачи, 15—20 страниц машинописного текста, композиционно разбитого на смысловые отрезки в соответствии с поэтапной разработкой темы. И лаконичных выводов по реферируемому материалу.

Критерии оценки реферата определяются в соответствии с предъявляемыми требованиями к его содержанию и оформлению. Оценка может быть снижена при несвоевременной подаче реферата преподавателю.

Метод определения ведущего типа мотивации в процессе выбора

профессии

  • 1. Что знает о содержании избираемой профессии (5-минутка на знание профессиональных терминов)? Намерения.
  • 2. Что знает о требованиях избираемой профессии к человеку? Намерения.
  • 3. Что советуют близкие и значимые люди? Согласен ли с их мнением? Намерения.
  • 4. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)? Интересы.
  • 5. Какие интересы связаны с выбираемой профессией? Интересы.
  • 6. Была ли раньше «проба сил» в области выбираемой профессии? Склонности.
  • 7. Что лучше всего получается? Какими навыками и способностями обладает? Способности.
  • 8. Каково мнение значимых людей об этих способностях? Согласен ли с этим мнением? Способности.
  • 9. Какие личные качества больше всего нравятся тебе? Окружающим? Личные качества.
  • 10. Какие качества потребует развить выбираемая профессия? Личные качества.
  • 11. К каким качествам, возможно, применить метод самовоспитания? Личные качества.
  • 12. При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами:
    • — общественная значимость профессии,
    • — престиж,
    • — заработок,
    • — возможность продвижения по службе и др.

Внутренние мотивы выбора профессии возникают на основе потребностей самого человека, что позволяет трудиться без внешнего давления, с удовольствием. Внутренними мотивами профессии являются:

  • — общественная и личная значимость;
  • — удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;
  • — возможность общения;
  • — возможность руководства другими людьми и т. д.

Внешние мотивы могут быть как положительными:

  • — заработок,
  • — стремление к престижу,
  • — возможность продвижения по службе,
  • — одобрение коллектива;

так и отрицательными:

  • — боязнь осуждения неудачи;
  • — воздействия на личность путем давления;
  • — наказание;
  • — критика;
  • — другие санкции негативного характера.

Преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и о положительной внешней мотивации.

Методика «Мотивы выбора профессии»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

№.

Утверждения.

Оценка.

Тип мотива.

Требуется общение с разными людьми.

и.

Нравится родителям.

;

Предполагает высокое чувство ответственности.

с.

Окончание таблицы

№.

Утверждения.

Оценка.

Тип мотива.

Требует переезда на новое, место жительства.

Соответствует моим способностям.

и.

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием.

;

Дает возможность приносить пользу людям.

с.

Способствует умственному и физическому развитию.

и.

Является высокооплачиваемой.

Позволяет работать близко от дома.

Является престижной.

;

Дает возможность для роста профессионального мастерства.

и.

Единственно возможная из сложившихся обстоятельств.

;

Позволяет реализовать способности к руководящей работе.

с.

Является привлекательной.

и.

Близка к хобби.

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других.

с.

Выбрана моими друзьями.

;

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы.

Дает большие возможности проявить творчество.

и.

ИТОГО: подсчитывается сумма в баллах по каждому показателю. Максимальная указывает на преобладающий вид мотивации.

«И» — внутренние индивидуально значимые мотивы.

«С» — внутренние социально значимые мотивы.

«+» — внешние положительные мотивы.

«-» — внешние отрицательные мотивы.

Психо геометрический тест

С. Деллингер (адаптация А. А. Алексеева, Л. А. Громовой).

Цель: определение черт характера для составления в последующем профессионального профиля.

Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.

При интерпретации результатов предполагается исходить из символического значения формы используемых стимулов.

  • 1. «Квадраты» — люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.
  • 2. «Прямоугольники» — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
  • 3. «Треугольники» — люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
  • 4. «Зигзаги» — люди-творцы с развитой интуицией, высокой степенью креативности. Доминирующий стиль мышления — синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.
  • 5. «Круги» — люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность — люди, их благополучие.

Подробная интерпретация в тесте [171].

Тест «Определение степени мотивации личности к успеху»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

  • 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на какое-то время?
  • 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
  • 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  • 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  • 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  • 6. В некоторые дни мои успехи ниже среднего.
  • 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  • 8. Я более доброжелателен, чем другие.
  • 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  • 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.
  • 11. Усердие — это не основная моя черта.
  • 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  • 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  • 14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
  • 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  • 16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
  • 17. У меня легко вызвать честолюбие.
  • 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  • 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  • 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  • 21. Нужно полагаться только на самого себя.
  • 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
  • 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю.
  • 24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  • 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  • 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
  • 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  • 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  • 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  • 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  • 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  • 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  • 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  • 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  • 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
  • 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  • 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.
  • 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  • 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  • 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ к тесту.

Оцените свои результаты. С этой целью поставьте себе по одному баллу: за каждый ответ «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41; за каждый ответ «нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Сложите суммы.

  • 28—32 балла. У вас очень сильная мотивация к успеху. Вы упорны в достижении цели, готовы преодолеть любые препятствия.
  • 15—27 баллов. У вас средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к вам в форме приливов и отливов. Порой вам хочется все бросить, так как вы считаете, что цель, к которой вы стремитесь, недостижима.
  • 0—14 баллов. Мотивация к успеху у вас довольно слабая. Вы довольны собой и своим положением. На работе «не горите». Вы убеждены, что независимо от ваших усилий все пойдет своим чередом.

Тест-опросник «Исследование уровня ассертивности»

(модифицированный В. Каппони, Т Новак).

Одним из врожденных свойств, присущих человеку, является стремление удовлетворить свои потребности, интересы, желания. Большинство людей хотят, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Умение договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для противников, встречается не так уж часто. Такой способ поведения называется ассертивным. Он предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в данной конкретной ситуации), и может это четко сформулировать.

Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа.

По мнению чешских психологов В. Каппони и Т. Новак, ассертивный человек умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Ответьте «да» или «нет».

  • 1. Меня раздражают ошибки других людей.
  • 2. Я могу напомнить другу о долге.
  • 3. Время от времени я говорю неправду.
  • 4. Я в состоянии позаботиться о себе сам.
  • 5. Мне случалось ездить «зайцем».
  • 6. Соперничество лучше сотрудничества.
  • 7. Я часто мучаю себя по пустякам.
  • 8. Я человек самостоятельный и достаточно решительный.
  • 9. Я люблю всех, кого знаю.
  • 10. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами.
  • 11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть начеку, чтобы суметь защитить свои интересы.
  • 12. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками.
  • 13. Я уважаю авторитеты и восхищаюсь ими.
  • 14. Я никому не позволю вить из себя веревки. Я заявлю протест.
  • 15. Я поддерживаю всякое доброе начинание.
  • 16. Я никогда не лгу.
  • 17. Я практичный человек.
  • 18. Меня угнетает один лишь факт того, что я могу потерпеть неудачу.
  • 19. Я согласен с изречением: «Руку помощи прежде всего ищи у собственного плеча».
  • 20. Друзья имеют на меня большое влияние.
  • 21. Я всегда прав, даже если другие думают иначе.
  • 22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие.
  • 23. Прежде чем что-либо предпринять, я хорошенько подумаю, как это воспримут другие.
  • 24. Я никогда никому не завидую.

Теперь подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях:

  • 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23. Счет «А» =
  • 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22. Счет «Б» =
  • 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24. Счет «В» =

Самый высокий показатель достигнут в счете «А»: вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.

Самый высокий показатель достигнут в счете «Б»: вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностью. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки поступать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек!

Самый высокий показатель достигнут в счете «В»: несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностью. Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.

Наименьший показатель достигнут в счете «Б»: то, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь — не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать.

Наименьший показатель достигнут в счете «А»: ассертивности можно научиться.

Наименьший показатель достигнут в счете «В»: вот это уже проблема. Вы себя переоцениваете и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете. Неплохо было бы поразмыслить над собой [177].

Определение профессионально важных качеств

Цель: помочь установить личностно-профессиональный профиль, чтобы попытаться профессионально сориентироваться.

Сегодня продолжим инвентаризацию опыта, навыков, умений, качеств личности. Необходимо заполнить бланки самоинвентаризации, используя опыт предыдущей учебы, работы. Заполнить максимальное количество того, что студенты умеют делать, своих сильных сторон. Это упражнение чрезвычайно полезно с точки зрения будущего трудоустройства. После того, как участники заполнят бланки, руководитель подводит итог, подчеркнув, что у всех есть ряд ценных качеств и навыков. Очень важно представить, что человек знает и умеет делать, это поможет не только в трудоустройстве, но и в принятии решения об обучении новой профессии.

Руководитель раздает участникам список возможных навыков и сильных сторон (их всего 36) и просит выбрать три, которыми они обладают и которые являются наиболее ценными. Какие из них были обозначены в прежних бланках, как они используют эти три качества.

БЛАНК самооценки деловых и личностных качеств.

№.

Качества

Оценка

Способность выполнять работу по реализации информационной политики предприятия.

Способность осуществлять разработку содержания и организацию проведения брифингов, пресс-конференций и др. мероприятий и акций информационно-рекламного характера.

Способность готовить пресс-релизы и другие информационные материалы для журналистов, тексты публикаций и сообщений в СМИ, проводить мониторинг электронных и печатных СМИ.

Способность содействовать эффективной работе внутренних каналов коммуникаций между подразделениями предприятия.

Способность обеспечивать исполнение решений начальника отдела, своевременно информировать его о текущем ходе работ и результатах.

Умения и навыки использования ПК.

Способность выполнять работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов и составлять базы данных предприятия.

Способность идти на компромиссы.

Умение подмечать новые тенденции в общественной жизни и использовать опыт коллег.

Умение убедить в правильности своей позиции.

Способность внимательно реагировать на заявления и предложения общественности.

Способность проявлять уважение к личности, ее правам и достоинству.

Способность анализировать собственные действия и работу других.

Умение расположить к себе людей.

Умение контролировать ход выполнения поставленной задачи.

Способность оперативно принимать решения.

Умение планировать свою работу.

Окончание таблицы

№.

Качества.

Оценка.

Способность самостоятельно отвечать за принятое решение.

Умение находить общий язык с коллегами.

Умение выразить свою мысль четко, доступно, грамотно (устно и письменно).

Способность быстро переключаться с одной работы на другую.

Способность к самообразованию.

Умение поддерживать высокую работоспособность.

Способность по-деловому, безукоризненно вести себя.

Умение в конфликтных ситуациях сохранять выдержку.

Наличие чувства юмора и умение отдыхать.

Способность к творческим видам деятельности.

Шкала оценок — пятибалльная Дата заполнения_.

Подпись_.

Группа_.

Ведение дневника

Дневник является одним из самых полезных инструментов в познании и совершенствовании себя. В процессе ведения дневника студент погружен в непосредственную практическую деятельность по изучению себя, в ходе которой происходит работа по формированию его сознания.

Дневник — это личный документ, позволяющий фиксировать события, происходящие с человеком, и выражать свое искреннее отношение к ним. Его цель заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность выражать свои мысли, чувства, наблюдения, состояние; анализировать их; отслеживать достигнутые результаты и происходящие в его внутреннем мире изменения, повысить уровень самоорганизации.

Наш опыт позволяет утверждать, что дневник непосредственно учит студента сосредоточиваться, быть внимательным, наблюдательным к себе, другим, понимать, что с ним происходит и почему, и принимать себя, окружающих. Дневник способствует: 1) четкому выражению мысли человека, так как в процессе записи мысль становится более ясной;

2) глубокой работе ума, так как выражение переживаний в словесной форме позволяет глубже осознать событие, осмыслить новые подходы в сложившейся ситуации и принять нужное решение; 3) выражению любой эмоции, которая благодаря прописыванию ослабевает, в результате снимается скопившееся напряжение, и становятся видны причины их появления; 4) воспроизведению прошлого опыта с целью использования его в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности; 5) анализу результатов деятельности; 6) самохарактеристике.

Студенты пришли к выводу, что дневник помогает сохранять здоровье, например, робкий и застенчивый человек при записи своих переживаний может раскрыть себя более свободно, чем при непосредственном общении. Более того, во время ведения дневника студент наблюдает за собой, анализирует, осмысливает себя, свою деятельность, и становится более спокойным, так как видит многие перспективы в будущем, выходы из сложившихся ситуаций, способы разрешения проблем с имиджем, ведь он выступает в роли наблюдателя, который спокойно регистрирует каждый этап происходящего. Отметим, что запись в дневнике создает определенный резонанс внутри человека, который направлен на решение его проблем, даже если переключиться на другие занятия, внутренняя работа по поиску необходимой информации и анализу ее идет, в результате чего происходит рождение решения.

Фиксирование результатов самоанализа помогает студенту принимать себя таким, каков он есть на самом деле, не «приклеивая» при этом себе «ярлыков» («а я такой», «у меня такой характер», «что поделаешь, коль так случилось», «такова жизнь»), осознавая свои достоинства и отрицательные проявления. Как показывает наш опыт, часто этого достаточно, чтобы произошли существенные изменения личностных качеств студента.

Студентам предлагается для ведения несколько видов дневников: «размышления о себе», «карта успеха», «дневник профессионального роста».

«Размышления о себе» — это вид дневника, предназначенный для фиксирования в нем студентами:

  • а) наиболее устойчивых стереотипов своего поведения, свойственных ему в наиболее типичных ситуациях (для составления перечня стереотипов поведения студенту предлагается список ориентации и специальных вопросов, помогающих наблюдать за собой, выявлять свои характерные особенности);
  • б) собственных выводов, результатов после выполнения специальных упражнений, направленных на анализ прожитого дня, недели, месяца;
  • в) сочинений-размышлений («Я глазами других людей», «Мой имидж», «На кого из специалистов-практиков я хотел бы быть похожим», «Имиджелогия как наука и искусство», «Самопрезентация в современном мире», «Я — профессионал XXI века» и др.). Это помогает студентам задуматься о себе, своих профессиональных знаниях и умениях, способствует более глубокому погружению в свой внутренний мир и приобретению рефлексивных умений;
  • г) самохарактеристик.

«Карта успеха» — разновидность дневника, в котором фиксируются только положительные результаты своей деятельности (успехи, достижения) за день. Вести этот дневник можно в любой форме, например, в виде таблицы, расчертив тетрадь «сеткой», как в календаре, но обязательно ежедневно. Через неделю, месяц целесообразно подвести итог. Для этого студентам предлагается:

  • а) написать сочинение «Мои успехи за неделю (месяц)»;
  • б) поучаствовать в упражнении «Минута хвастовства», по правилам которого каждый из студентов располагает одной минутой для того, чтобы вслух представить свои «успехи» за день (неделю, месяц — выбор временного промежутка для анализа положительных результатов определяет преподаватель в зависимости от целей этого упражнения).

Отметим, что при ведении дневника «Карта успеха» у студента включается память для запоминания своих «успехов»: он запоминает свои радостные состояния, которые могут помогать ему в последующих делах. Так же будущий специалист учится самонаблюдению, анализу результатов своей деятельности, изучает соответствие своих возможностей с полученным результатом.

«Дневник профессионального роста будущего специалиста» — вид дневника, в котором будущий специалист фиксирует уровень развития своих профессиональных качеств и умений, включая культуру внешнего вида, культуру общения, культуру речи, культуру саморегуляции. Для ведения данного дневника целесообразно использовать таблицу [119, 184].

АНКЕТА

Формирование имиджелогической компетентности будущих специалистов

Уважаемый студент!

В вузе проводится исследование с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов. Ваши ответы будут способствовать поиску путей формирования имиджелогической компетентности в процессе обучения. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и предложенные варианты ответов. Обведите цифрой код ответа, который соответствует Вашему мнению, или напишите свой ответ там, где это требуется.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

  • 1. Что побудило Вас поступить на специальность «Реклама и связи с общественностью»?
  • 001 — желание получить высшее образование
  • 002 — возможность самопознания и саморазвития
  • 003 — занять престижное место в обществе
  • 004 — стремление стать хорошим специалистом
  • 005 — за компанию с друзьями
  • 006 — (напишите свой вариант ответа)_
  • 2. Выберите наиболее подходящее для Вас утверждение:
    • а) 007 — для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения
  • 008 — для меня не важно, разделяют ли другие мою точку зрения
  • б) 009 — я часто задумываюсь над тем, соответствует ли мое поведение ситуации
  • 010 — я редко задумываюсь над тем, соответствует ли мое поведение ситуации
  • в) 011 — я чувствую себя уверенно в отношениях с другими людьми
  • 012 — я чувствую себя неуверенно в отношениях с другими людьми
  • г) 013 — мне кажется, что в общении с другими, люди должны следить за своим внешним видом
  • 014 — мне кажется, что в общении с другими, люди не должны следить за своим внешним видом
  • д) 015 — я заметил, что самоимиджирование и самопрезентация влияет на успех моей деятельности
  • 016 — я заметил, что самоимиджирование и самопрезентация не влияет на успех моей деятельности
  • е) 017 — я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации
  • 018 — я не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации
  • 3. Какими личностными качествами должен обладать специалисткоммуникатор для эффективного имиджа? (отметить не меньше двух пунктов)
  • 019 — знание этикетных формул
  • 020 — использование невербальных средств общения
  • 021 — культурой речи
  • 022 — культурой внешнего вида
  • 023 — уверенным поведением
  • 024 — (напишите свой вариант ответа)_
  • 4. Считаете ли Вы, что обладаете рядом умений для эффективного имиджа?
  • 025 — да
  • 026 — нет
  • 027 — думаю, что да
  • 028 — думаю, что нет
  • 029 — (приведите свой вариант ответа)_
  • 5. Умеете ли Вы определять состояние собеседника, коллеги по внешним проявлениям психических состояний? (выражение лица, телодвижения и т. д.)
  • 030 — да
  • 031 — нет
  • 032 — никогда не задумывался над этим
  • 033 — меня совершенно не интересует состояние собеседника
  • 034 — скорее да, чем нет
  • 035 — скорее нет, чем да
  • 036 — (напишите свой вариант ответа)_
  • 6. Можете ли Вы управлять собственными психическими состояниями?
  • 037 — да
  • 038 — нет
  • 039 — скорее да, чем нет
  • 040 — скорее нет, чем да
  • 7. Всегда ли Вы умеете вести себя с аудиторией?
  • 041 — да
  • 042 — нет
  • 043 — (напишите свой вариант ответа)_
  • 8. Вы всегда уверены в правильности своей речи?
  • 044 — да
  • 045 — нет
  • 046 — скорее нет, чем да
  • 047 — скорее да, чем нет
  • 048 — (напишите свой вариант ответа)_
  • 9. Согласны ли Вы с утверждением русского историка В. О. Ключевского: «Голос, склад речи, манера, прическа, платье, походка — все это окна, через которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь…»?
  • 049 — да
  • 050 — нет
  • 051 — (приведите свой вариант ответа)_
  • 10. Какую роль имеет имиджмейкинг в системе профессиональной деятельности специалиста-коммуникатора?
  • 052 — большую
  • 053 — небольшую
  • 054 — не имеет никакой роли
  • 055 — не задумывался над этой проблемой
  • 056 — (приведите свой вариант ответа)_

11. Перечислите качества необходимые человеку для эффективного имиджа (не менее трех)_.

  • 12. Какими из вышеперечисленных качеств обладаете Вы?_
  • 13. В какой мере Вы согласны с тем, что необходимо корректировать свой внешний вид по ситуации?
  • 057 — очень необходимо
  • 058 — нет необходимости
  • 059 — (напишите свой вариант ответа)_
  • 14. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с сообщением, докладом на каком-нибудь семинаре, конференции, собрании?
  • 060 — да
  • 061 — нет
  • 062 — иногда
  • 15. Что означают следующие жесты?

А. Скрещивание рук на груди.

  • 063 — человек думает
  • 064 — человек мечтает
  • 065 — человек не настроен на общение
  • 066 — (напишите свой вариант ответа)_

Б. Открытые ладони рук, разведенные в сторону.

  • 067 — растерянность
  • 068 — открытость
  • 069 — задумчивость
  • 070 — (приведите свой вариант ответа)_
  • 16. Вы опоздали на лекцию, входите в аудиторию, Ваши действия:
  • 17. Проранжируйте 7 положительных качеств личности специалиста в сфере коммуникации, необходимых для имиджмейкинга (на первом месте самое значимое качество).

Ранг.

  • 071 — компетентность
  • 072 — общительность
  • 073 — уверенность
  • 074 — обаяние
  • 075 — доброжелательность, тактичность
  • 076 — креативность
  • 077 — открытость
  • 18. Легко ли Вы вступаете в контакт с незнакомыми людьми?
  • 078 — да
  • 079 — нет
  • 080 — скорее да, чем нет
  • 081 — скорее нет, чем да

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Возникновение и становление имиджа как многофакторного феномена.
  • 2. Степень разработанности проблемы имиджмейкинга в России и за рубежом.
  • 3. Определение и характеристики имиджа.
  • 4. Понятие личностного и профессионального имиджа.
  • 5. Понятие готовности в профессиональной деятельности. Виды готовности.
  • 6. Готовность к профессиональной деятельности как аспект профессиональной квалификации.
  • 7. Готовность к профессиональной деятельности как аспект образованности.
  • 8. Структура целостного имиджа специалиста.
  • 9. Алгоритм построения имиджа.
  • 10. В чем заключается специфика имиджа специалиста-коммуникатора?
  • 11. Определение компетентности и компетенций.
  • 12. Что такое имиджелогическая компетентность?
  • 13. Условия выбора профессии. Трудовая и профессиональная деятельность.
  • 14. Классификация профессий. Психологическая карта профессий.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой