Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность, предмет и пределы, организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, и полномочия прокуроров по его осуществлению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статья 37 УПК РФ, раскрывая статус прокурора как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, определяет, что прокурор осуществляет в уголовном процессе две функции — уголовное преследование, о чем подробнее см. гл. 13 настоящего издания, и прокурорский надзор в рамках отраслевого надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К сожалению… Читать ещё >

Сущность, предмет и пределы, организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, и полномочия прокуроров по его осуществлению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было отмечено в предыдущем параграфе, в Законе о прокуратуре надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, объединен в единую отрасль наряду с вопросами проверки законности в деятельности органов, осуществляющих ОРД и предварительное следствие. С точки зрения специфики осуществления дознания и стоящих перед соответствующими органами задач, данная деятельность наиболее близка к предварительному следствию, поскольку тоже регулируется нормами УПК РФ (далее также Кодекс) и их можно рассматривать соответственно как простую и квалифицированную формы расследования преступлений. В то же время законодатель тесно связал дознание с ОРД в ст. 40 Кодекса, о чем будет упомянуто ниже.

В ст. 37 УПК РФ для идентификации надзорной деятельности в рассматриваемой сфере применяется несколько отличное от закрепленного в ст. 29 Закона о прокуратуре название — надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, что лишь подчеркивает допустимость проверки прокурорами законности в деятельности таких органов па предмет соответствия ее требованиям Кодекса. Данное обстоятельство в свою очередь не исключает возможности проведения прокурорами проверок исполнения органами дознания и их должностными лицами иных законов, например, при прохождении федеральной государственной службы, по это не входит в предмет рассматриваемой деятельности.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, является:

  • • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  • • соблюдение установленного порядка проведения расследования;
  • • законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является общей составляющей в предмете не только рассматриваемой отрасли прокурорского надзора, но и в других его сферах, не говоря уже о наличии самостоятельной отрасли с таким названием1. Осуществляемая органами дознания деятельность сопряжена с применением мер процессуального принуждения, с необходимостью учета прав и законных интересов как потерпевших, так и лиц, которые подозреваются (обвиняются) в совершении преступления. При этом важным является обеспечение конституционных положений:

  • запрещающих подвергать граждан пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ);
  • гарантирующих каждому право на квалифицированную юридическую, в том числе бесплатную помощь (ч. 1 ст. 48);
  • предоставляющих право каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48);
  • не допускающих презюмировать виновность каждого обвиняемого в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным закона порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49);
  • исключающих обязанность обвиняемого доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);
  • обязывающих толковать неустранимые сомнения в виновности лица в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49);
  • разрешающих подозреваемым и обвиняемым не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом (ч. 1 ст. 51);
  • презюмирующих охрану прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52) и др.

Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях имеет важное значение в деятельности органов дознания, поскольку согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат в том числе:

  • • заявление о преступлении, сделанное как в устном, так и в письменном виде;
  • • явка с повинной, которая является добровольным сообщением лица о совершенном им преступлении;
  • • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Статья 144 УПК РФ определяет порядок рассмотрения сообщений о преступлении, а ст. 145 предусмотрены виды решений, принимаемых по результатам такого рассмотрения. Надзорная практика свидетельствует, что одной из серьезных проблем является сокрытие органами дознания преступлений от учета, особенно в случаях, когда не видны перспективы удачного расследования уголовного дела за неустановлением личности подозреваемого, истечением значительного срока со дня совершения преступного деяния, что отрицательно влияет на статистические показатели и последующее стимулирование труда дознавателей. В этой связи прокурорам приходится решать вопросы как о постановке на учет сокрытых преступлений, так и об уголовной ответственности должностных лиц, допускающих подобные отступления от выполнения служебного долга.

Соблюдение установленного порядка проведения расследования означает недопустимость малейшего отступления от требований процессуального законодательства при осуществлении расследования, поскольку собранные или зафиксированные ненадлежащим образом доказательства, ложащиеся в основу обвинения, не могут быть приняты за истину и исключаются из материалов уголовного дела, в той числе и прокурором.

Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание, подразумевает вынесение надлежащим должностным лицом органа дознания процессуальных и иных актов в строгом соответствии с требованиями закона при наличии к тому оснований. Например, ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ предусматривает, что указания начальника подразделения дознания по уголовному делу могут даваться только в письменном виде.

К органам дознания ч. 1 ст. 40 УПК РФ относит:

  • 1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;
  • 2) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • 3) таможенные органы;
  • 4) органы Федеральной службы судебных приставов;
  • 5) органы Федеральной службы безопасности;
  • 6) органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы;
  • 7) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД;
  • 8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Частью 3 ст. 151 УПК РФ определяется подследственность уголовных .тел органам дознания.

В свою очередь ч. 3 ст. 40 Кодекса определяет, что возбуждение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также:

  • 1) на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений России — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Поскольку ст. 37 УПК РФ определяет предназначением прокурора в рассматриваемой сфере надзор за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание, то пределы осуществляемых им проверок ограничиваются рамками Кодекса. Иными словами, прокурор не уполномочен осуществлять надзор за исполнением органами дознания тех же служебных инструкций и других подзаконных правовых актов.

Кодекс, к нормам которого в части надзорных полномочий отсылает ст. 30 Закона о прокуратуре, не ограничивает возможность проведения проверок в органах дознания определенными временными рамками и не связывает вмешательство прокурора исключительно с поступившей в орган прокуратуры жалобой или иным обращением. Однако любая ставшая достоянием прокурора информация, в том числе озвученная (опубликованная) в СМИ, об имеющем место нарушениях закона в деятельности органов дознания, должна являться побудительным мотивом для проведения проверки. К слову, речь может идти и о проверке жалобы самого дознавателя на указания начальника органа дознания, а также о не согласии с указанием прокурора, которое обжалуется вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Пределы надзора определяются также территориальной или пообъектной компетенцией соответствующих территориальных и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, о чем речь пойдет при раскрытии вопросов организации надзора в рассматриваемой сфере.

Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, складывается следующим образом. На уровне Генеральной прокуратуры РФ существует четкое закрепление за подразделениями сферы ответственности, исходя из установленного разграничения компетенции. В этой работе принимают участие управления:

  • — по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • • но надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;
  • • по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • • по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • • методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью.

Вопросы дознания в закрепленной за ней сфере курирует Главная военная прокуратура.

В определении компетенции прокуроров при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания важную роль играет упомянутый в параграфе 10.1 приказ № 84, п. 1 которого на прокуроров субъектов РФ возложен надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять дознание, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Проверку законности — при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; осуществления дознания уполномоченными органами внутренних дел по преступлениям указанной категории — проводят подчиняющиеся прокурорам субъектов РФ:

прокуроры районов, городов и иные равные им по статусу территориальные прокуроры несут основное бремя надзора в рассматриваемой сфере на поднадзорной им территории;

прокуроры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществляют надзор за исполнением законов подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять дознание, на объектах оборонно-промышленного комплекса и в ЗАТО;

прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях надзирают за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях ФСИН России, а также за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

природоохранные прокуроры (па правах районных).

В случае отсутствия в субъекте РФ соответствующих специализированных прокуроров их обязанности выполняют территориальные прокуроры районного звена.

Пунктом 3 приказа № 84 транспортным прокурорам регионального звена предписано осуществлять надзор за законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Минобороны России и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления дознания по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами.

В свою очередь на Волжского межрегионального природоохранного прокурора возложено осуществление надзора за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзора за законностью осуществления дознания уполномоченными органами внутренних дел при расследовании преступлений указанной категории, совершенных в бассейне реки Волги.

Прокуроры ЗАТО Межгорье и комплекса Байконур надзирают за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять дознание на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур.

Военным прокурорам регионального звена предписано надзирать за исполнением законов:

  • • органами, осуществляющими дознание, при расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;
  • • органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения — до их установления.

Постановка перед прокурорами задач в рассматриваемой сфере надзора осуществлена в нескольких организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ, важнейшее место среди которых занимает приказ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (далее — приказ № 137), который предписывает прокурорам:

  • • обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу;
  • • считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда;
  • • систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая при этом информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях СМИ, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений;
  • • обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении;
  • • обеспечить надлежащий надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность;
  • • обеспечить надлежащий надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам и отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять па исход дела;
  • • проверять ежемесячно в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования, а также выполнять иные поставленные приказом № 137 задачи.

Согласно п. 8 приказа № 137 во всех прокуратурах ведутся Книга учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, поступивших от органов дознания, и Книга учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, поступивших из органов дознания.

В связи с введением с 1 марта 2013 г. производства дознания в сокращенной форме приказом Генерального прокурора РФ от 03.07.2013 № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме» (далее — приказ № 262) перед прокурорами поставлены специальные задачи, ориентирующие, в частности:

  • • на обеспечение неукоснительного соблюдения требований гл. 32.1 УПК РФ, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу;
  • • проверку соблюдения требований закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления;
  • • акцептирование в ходе изучения материалов уголовного дела внимания на обеспечении в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок;
  • • проверку неукоснительного выполнения органами дознания положений ст. 226.4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме;
  • • оценку правильности квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения;
  • • проверку соответствия содержания поступившего с обвинительным постановлением уголовного дела требованиям, перечисленным в подп. 1—8 ч. 1 ст. 225 УПК РФ, а также на достаточности данных в прилагаемой к нему справке, зафиксированных в соответствии с ч. 10 ст. 226.7 УПК РФ.

Прокурорам субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур предписано по итогам за полугодие и год анализировать состояние надзора в рассматриваемой сфере.

Согласно приказу № 262 в прокуратурах ведется Книга учета уголовных дел, дознание по которым осуществляется в сокращенной форме.

Задачи более детализированного характера в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов дознания ставятся перед прокурорами в приказах Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора», сто указании от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел» и ряде других организационно-распорядительных документов.

На ведомственном уровне учет работы прокуроров, но надзору за исполнением законов органами дознания ведется по форме НСиД «Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства» (полугодовая).

Непосредственно надзор за исполнением законов органами дознания осуществляется прокурорами с применением полномочий, предусмотренных исключительно УПК РФ. Этот вывод строится на основе отсылочного характера положений ст. 30 Закона о прокуратуре, где закреплено, что полномочия прокурора, в том числе и в рассматриваемой сфере, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Некоторые авторы, а также практические работники органов прокуратуры делают упор на то, что в указанной норме Закона о прокуратуре упоминаются и иные федеральные законы, обосновывая тем самым возможность применения прокурорами положений ст. 22 данного законодательного акта, в том числе в части реагирования на выявленные нарушения закона. В этой связи отметим, что прокуроры праве руководствоваться при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания исключительно нормами Кодекса, в ч. 1 ст. 1 которого презюмируется эксклюзивный характер регулирования уголовно-процессуальных правоотношений только его статьями. Нет на сей счет иных указаний и в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ.

Статья 37 УПК РФ, раскрывая статус прокурора как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, определяет, что прокурор осуществляет в уголовном процессе две функции — уголовное преследование, о чем подробнее см. гл. 13 настоящего издания, и прокурорский надзор в рамках отраслевого надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К сожалению, дальнейшее законодательное разграничение двух видов указанных видов прокурорской деятельности в Кодексе не нашло отражения. Названные выше организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ в досудебном производстве также не разграничивают функции по полномочиям, в связи с чем автор оставляет за собой право на определение собственной позиции по этому дискуссионному вопросу с учетом мнения, отраженного в параграфе 13.1, посвященного характеристике полномочий прокурора в рамках уголовного преследования в досудебной стадии.

В наиболее сконцентрированном виде полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания представлены в ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Исходя из классического подхода к характеристике надзорных полномочий прокурора, выделим в первую очередь те, которые связаны с выявлением нарушений законов. Речь идет о нраве прокурора (руководителя органа прокуратуры или его заместителя):

  • проверять:
    • — исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
    • — доказательства путем сопоставления их с другими доказательства, имеющимися в уголовном деле (ст. 87);
  • знакомиться с материалами находящегося в производстве органа дознания уголовного дела по мотивированному письменному запросу (ч. 2.1 ст. 37);
  • рассматривать:
  • — ходатайство начальника подразделения дознания об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 40.1);
  • — уголовные дела, направленные прокурору для определения подследственности (ч. 2. ст. 146);
  • — жалобы дознавателя, в том числе с письменными пояснениями на указания начальника подразделения дознания по уголовному делу (ч. 2 ст. 40.1);
  • — жалобы дознавателя на указания нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 124);
  • — жалобы участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, защитника, гражданского ответчика, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого) и иных лиц, чьи интересы затрагиваются процессуальными решениями или действиями (бездействием) органа дознания, дознавателя, начальника подразделения органа дознания (ч. 1 ст. 124).
  • — материалы уголовного дела, поступившие к прокурору с обвинительным актом (ч. 1 ст. 226) или обвинительным постановлением (ч. 1 ст. 226.8).

В свою очередь полномочиями прокурора, направленными на устранение нарушений законов, являются права:

  • требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • отменять:
    • — незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора (п. 6 ч. 2 ст. 37). При этом следует отметить, что речь не идет о надзоре вышестоящего прокурора за исполнением законов нижестоящим. Данное полномочие символизирует особенности надзорной деятельности в процессуальной сфере, нигде более в других сферах прокурорского надзора не встречающиеся;
    • — незаконные или необоснованные постановления дознавателя, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 6 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования с возобновлением производства по уголовному делу (ч. 1 ст. 214);
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований Кодекса (п. 10 ч. 2 ст. 37);
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37);
  • разрешать споры о подследственности (ч. 8 ст. 152);
  • передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 Кодекса (п. 12. ч. 2 ст. 37);
  • признавать доказательство недопустимым, в том числе по ходатайству подозреваемого или обвиняемого (ч. 2 и 3 ст. 88);
  • принимать решение по жалобам участников уголовного судопроизводства и иных лиц, чьи интересы затрагиваются процессуальными решениями или действиями (бездействием) органа дознания, дознавателя или начальника подразделения органа дознания (ч. 2 ст. 124). Такие решения могут быть: о полном или частичном удовлетворении либо об отказе в удовлетворении;
  • возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 226);
  • принимать решение: по полному дознанию:
  • — о прекращении уголовного дела, но основаниям, предусмотренным ст. 24−28 Кодекса (п. 3 ч. 1 ст. 226);
  • — об исключении из обвинительного акта отдельных пунктов либо о переквалификации обвинения на менее тяжкое (ч. 2 ст. 226);

по дознанию, проведенному в сокращенной форме:

  • — о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае несоответствия сто требованиям ч. 1 ст. 226.7 Кодекса (п. 2 ч. 1 ст. 226−8);
  • — о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке (п. 3 ч. 1 ст. 226.8);
  • — о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24, 25, 27, 28, 28.1 (п. 4 ч. 1 ст. 226.8);
  • — об исключении из обвинительного постановления отдельных пунктов обвинения либо о переквалификации обвинения на менее тяжкое (ч. 2 ст. 226.8).

Особое место занимают надзорные полномочия прокурора, связанные с утверждением процессуально значимых решений. К таковым относится его право: утверждать:

  • — постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (и. 13 ч. 2 ст. 37);
  • — обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37).

Таким образом, из приведенного перечня полномочий видно, что прокурор вправе оказывать серьезное влияние на осуществляемое уполномоченными на то органами дознание в целях обеспечения законности в его проведении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой