Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика профилактики экономических преступлений органами внутренних дел

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из эффективных форм профилактики правонарушений в сфере экономики, особенно при декриминализации ведущих, бюджетообразующих отраслей, пресечении наиболее опасных экономических преступлений, является организация и проведение комплексных оперативно-профилактических операций и мероприятий («Энергия», «Алкоголь-Табак», «Лес», «Образование» и др.) — Например, неизменно высокую эффективность… Читать ещё >

Характеристика профилактики экономических преступлений органами внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На основании п. 10 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагаются обязанности осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях предупреждения преступлений и обеспечения собственной безопасности.

В этой связи МВД России осуществляет следующие полномочия:

  • — разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  • — выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс[1].

В связи с тем что процесс реализации настоящих положений за короткий срок действия (со времени подписания) еще не позволяет проанализировать ожидаемые результаты, сложно дать исчерпывающие рекомендации по эффективному применению этих нормативных правовых актов. Поэтому на основе существующей нормативной базы, регулирующей деятельность ОВД по профилактике экономических преступлений, представляется целесообразным сформулировать организационно-правовые основы такой системы профилактики в целях разработки мер по дальнейшему ее совершенствованию с учетом продолжающейся реформы ОВД.

По данным ДЭБ МВД России[2], основной задачей профилактики экономической преступности является создание условий, способствующих устранению экономической выгоды от совершения преступления.

Систему профилактики экономических преступлений ОВД можно представить в виде следующих элементов:

  • 1) основные формы и методы профилактики правонарушений и преступлений в сфере экономики;
  • 2) система оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых на конкретных объектах экономики;
  • 3) меры индивидуальной профилактики преступлений в сфере экономики (специальные профилактические меры в отношении конкретного лица, замышляющего либо подготавливающего преступление экономической, налоговой или коррупционной направленности; профилактика преступлений, осуществляемая в рамках возбужденного уголовного дела);
  • 4) контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.
  • 1. Основные формы и методы профилактики правонарушений и преступлений в сфере экономики.

В соответствии с п. 16 Инструкции № 19 сотрудники подразделений ЭБиПК реализуют следующие основные направления работы в сфере профилактики:

  • — выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики; вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики;
  • — проводят оперативно-разыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством РФ;
  • — осуществляют ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством РФ меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;
  • — поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц;
  • — осуществляют оперативно-разыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики;
  • — обобщают наиболее характерные способы уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения;
  • — участвуют в освещении СМИ деятельности и результатов работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и, но налоговым преступлениям;
  • — организуют и проводят в пределах своей компетенции оперативно-разыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирования террористических и экстремистских организаций;
  • — осуществляют комплексные мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о причастности к финансированию терроризма и экстремизма;
  • — осуществляют комплексные мероприятия по проверке причин и условий, приведших к прекращению финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, т. е. ликвидации потенциального налогоплательщика. К сожалению, следует констатировать, что данный аспект правоохранительными органами практически не изучается, хотя при ликвидации налогоплательщика государству причиняется ущерб на сумму недополученных налогов.

Однако в чистом виде проверочные мероприятия профилактикой не являются, они лишь показывают, что при определенных условиях лицо, замышляющее преступление, вынуждено отказаться от его совершения или возместить уже нанесенный ущерб во избежание уголовного преследования.

Кроме того, такого рода профилактические меры относятся к компетенции контролирующих органов, так как именно они являются инициаторами проверок. К сожалению, при выявлении фактов нарушения финансового, налогового и других отраслей законодательства они не всегда вовремя информируют правоохранительные органы, искусственно продлевая срок, в течение которого возможно погашение ущерба, нанесенного в результате нарушения данного законодательства, или вынесение решения вопроса в арбитражный суд.

Как показывает практика, основные усилия подразделений ЭБиПК сосредоточиваются на наиболее значимых сферах экономической деятельности, которых в настоящее время насчитывается свыше 40, а в ходе организации и ведения профилактической деятельности комплекс мероприятий осуществляется в следующей очередности:

  • — мониторинг состояния оперативной обстановки в приоритетных сферах (отраслях) экономики. Для этого изучается общественное мнение, материалы печатных и электронных СМИ, социально-экономическое положение обслуживаемой территории, криминогенные факторы в экономике региона, состояние, динамика и структура преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности, а также имеющиеся в распоряжении ОВД силы и средства;
  • — подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ, законодательства субъектов РФ, нормативных правовых актов МВД России в целях повышения эффективности профилактики экономических и налоговых преступлений;
  • — обеспечение координации работы по профилактике экономических и налоговых преступлений. Создание временных организационных структур (штаб, рабочая группа, оперативная группа и т. д.), как показывает практика, позволяет эффективно управлять собственными и приданными силами и средствами;
  • — рассмотрение обращений граждан, должностных лиц и предприятий (учреждений и организаций), связанных с предупреждением экономических и налоговых преступлений;
  • — направление в органы исполнительной власти и местного самоуправления информации об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений на конкретных объектах экономики, в учреждениях государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, рекомендуется практиковать проведение совместных совещаний по вопросам профилактики преступлений экономической и коррупционной направленности, участие в комиссиях по недоимке, тендерах, круглых столах и т. п.;
  • — участие в проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых законодательных актов в субъектах РФ, нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Подразделения экономической безопасности в пределах своей компетенции вносят инициативные предложения, замечания, дополнения в проекты законодательных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов исполнительной власти в части устранения содержащихся в них предпосылок для коррупционных проявлений;
  • — проведение оперативно-профилактических мероприятий (операций) по каждому приоритетному для конкретного региона направлению деятельности.

Одной из эффективных форм профилактики правонарушений в сфере экономики, особенно при декриминализации ведущих, бюджетообразующих отраслей, пресечении наиболее опасных экономических преступлений, является организация и проведение комплексных оперативно-профилактических операций и мероприятий («Энергия», «Алкоголь-Табак», «Лес», «Образование» и др.) — Например, неизменно высокую эффективность имеют оперативно-профилактические мероприятия «Контрафакт» (по пресечению оборота контрафактной и фальсифицированной аудио-, видеои печатной продукции, программ для ЭВМ, а также промышленных и продовольственных товаров), что позволяет успешно предупреждать и пресекать преступления в сфере нелегального оборота объектов интеллектуальной собственности, имеющие достаточно высокую латентность.

Важно также отметить, что положительные профилактические результаты дает только надлежащая подготовка к проведению подобных мероприятий, в частности:

  • — взаимодействие с органами прокуратуры, суда, ФСБ России, ФСКП России, другими заинтересованными ведомствами. Такое взаимодействие осуществляется в следующих основных формах: 1) направление подразделением ЭБиПК оперативно значимой информации о фактах совершения преступлений экономической и коррупционной направленности в другие правоохранительные органы;
  • 2) получение подразделением ЭБиПК территориального ОВД информации из других правоохранительных органов;
  • 3) совместное планирование оперативно-разыскных и профилактических мероприятий; 4) направление в налоговые органы информации и предложений о ликвидации и исключении в судебном порядке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) предприятий и организаций, используемых в преступных схемах совершения преступлений (фирмы-" однодневки", юридические лица, необоснованно декларирующие возмещение НДС, и т. п.);
  • — осуществление информационно-пропагандистской работы по информированию граждан о деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, организация взаимодействия с институтами гражданского общества и СМИ.

Информационно-пропагандистская работа в сфере профилактики экономических и налоговых преступлений является одной из важных составных частей оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК, а с учетом региональных особенностей определяются приоритетные направления их деятельности. В СМИ разъясняются возникающие проблемные вопросы по каждому приоритетному для конкретного региона направлению оперативной деятельности.

Не менее важным среди приоритетных направлений деятельности является противодействие коррупции, определяемое Федеральным законом «О противодействии коррупции» как «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» (ст. 1 Закона).

Отсюда следует вывод, что деятельность подразделений экономической безопасности по противодействию коррупции носит преимущественно профилактический характер. Среди первоочередных профилактических мер в этом направлении необходимо назвать следующие:

  • — внесение в планы работы по борьбе с коррупцией на очередной год корректив, предусматривающих проведение комплекса профилактических мероприятий, которые целесообразно направлять на защиту малого и среднего бизнеса от вымогательства взяток должностными лицами за согласование и выдачу разрешительных документов, на проведение проверок надзорными и контролирующими органами;
  • — принятие мер по активизации взаимодействия с правоохранительными органами, комиссиями по урегулированию конфликтов интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления по линии противодействия коррупции;
  • — инициирование предложений в адрес органов государственного финансового контроля по надзору в сфере размещения заказов о заключении соглашений о порядке информационного взаимодействия. Подписание такого документа позволит иметь доступ к закрытой информационной зоне сайтов по размещению государственных заказов и формированию электронной торгово-информационной системы региона. Это, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для ведения мониторинга размещенных и исполненных заказов в режиме онлайн;
  • — повышение уровня информационной открытости, информационно-пропагандистской работы, взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными организациями, ассоциациями предприятий малого и среднего бизнеса и т. п.;
  • — проведение оперативно-разыскных и профилактических мероприятий в отношении высокопоставленных должностных лиц;
  • — создание по мере возможности интернет-сайтов, «телефонов доверия» с целью получения информации о коррупционных проявлениях, оказания правовой и иной помощи гражданам и предпринимателям.
  • 2. Осуществление профилактики на конкретных объектах экономики.

Деятельность подразделений ЭБиПК территориальных ОВД по профилактике экономических и налоговых преступлений в сфере экономики во многом осложняется многочисленностью ее объектов. В связи с этим возникает проблема, связанная с выбором из общего количества тех из них, которые наиболее нуждаются в оперативном обслуживании. Речь идет о ранжировании объектов и выделении из них наиболее важных, крупных налогоплательщиков (плательщиков сборов) и тех, которые в масштабах региона считаются градои бюджетообразующими предприятиями. Для проведения такой работы необходим тщательный предварительный анализ.

Как уже говорилось, меры по профилактике экономических и налоговых преступлений подразделениями ЭБиПК осуществляются в основном в приоритетных сферах (отраслях) экономики: кредитно-финансовой сфере, ТЭК, социально-бюджетной и других сферах.

Комплексный анализ состояния оперативной обстановки на этих объектах позволяет определить:

  • — зависимость предпринимательской, торговой, финансовой и иной деятельности от государственных структур, включая органы местного самоуправления;
  • — наличие на объектах экономики и предпринимательской деятельности возможностей противоправного обогащения;
  • — благоприятные условия для нелегального бизнеса, приносящего большие доходы;
  • — объекты, находящиеся под криминальным влиянием организованных преступных сообществ и отдельных лиц, в том числе должностных.

Необходимо иметь в виду, что осуществление подразделениями ЭБиПК профилактики рассматриваемых видов преступлений на конкретных объектах предполагает не только выявление и устранение криминогенных факторов, но и выявление лиц, склонных к совершению экономических и налоговых преступлений, для оказания в их отношении профилактического воздействия. В этом случае рассматриваемая разновидность профилактики действительно носит комплексный характер, включая в себя оба направления.

В рамках этой профилактической деятельности решаются следующие основные вопросы:

какие мероприятия, в какой последовательности и с использованием каких возможностей (негласные сотрудники, подразделения оперативно-разыскной информации, оперативно-поисковые подразделения и др.) следует осуществить в целях выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности, для их нейтрализации;

  • — как, кем и когда должен быть осуществлен контроль за принятием мер реагирования со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, органов власти и управления;
  • — как обеспечить недопущение совершения преступлений лицами, состоящими на профилактическом учете и продолжающими занимать руководящие и материально ответственные должности на обслуживаемых объектах, каковы дополнительные источники, из которых могут быть получены данные об их образе жизни и поведении;
  • — когда, кому, какие и в отношении каких лиц целесообразно провести дополнительные оперативно-разыскные, оперативно-профилактические, оперативно-аналитические и информационно-поисковые мероприятия.

Как уже было отмечено, одной из целей профилактической деятельности является пополнение бюджетов всех уровней. Сокращение объемов поступлений в доходную часть бюджетов зависит и от ненадлежащей организации деятельности подразделений ЭБиПК. Нередко отдельные налогоплательщики, в том числе крупные, вступают в коррупционные отношения с сотрудниками налоговых и таможенных органов, которые, применяя неправомерные льготы к таким налогоплательщикам, содействуют уводу в теневой оборот части налогов и сборов.

В сфере налогового администрирования основная работа подразделений ЭБиПК должна быть сконцентрирована на своевременном выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности, связанных с занижением налоговых претензий, незаконным возмещением налога на добавленную стоимость (НДС), разблокировкой расчетных счетов предприятий, организаций, предпринимателей. Непременным условием противодействия коррупции в сфере реализации законодательства о налогах и сборах является устранение правового нигилизма населения и создание для граждан различных механизмов доведения информации до органов внутренних дел и их специализированных подразделений.

Освещение в СМИ фактов задержания коррумпированных чиновников оказывает достаточно высокий профилактический эффект и положительно влияет на имидж органов внутренних дел. В этих целях необходимо регулярно проводить брифинги, круглые столы и другие общественные мероприятия с участием предпринимателей, представителей СМИ и иных заинтересованных лиц.

3. Осуществление индивидуальной профилактики.

Одним из основных направлений деятельности подразделений ЭБиПК по профилактике экономических и налоговых преступлений является индивидуальная профилактика, которая предполагает выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них воздействия в целях недопущения преступлений.

Лица, в отношении которых необходимо индивидуальное профилактическое воздействие с постановкой их на учет, выявляются, как правило, из числа следующих субъектов:

  • — высказывающих намерения либо желания или уже осуществляющих подготовительные действия к занятию криминальным бизнесом;
  • — живущих не по зарабатываемым средствам, в том числе несоразмерно своим доходам владеющих движимым и недвижимым имуществом, и выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в исполнительном органе управления юридического лица;
  • — осуществляющих незаконное предпринимательство посредством использования фальсифицированных учредительных и иных документов;
  • — фактически не осуществляющих предпринимательскую деятельность, установочные данные которых используются лишь для регистрации фиктивных фирм, обоснованно подозреваемых в незаконном предпринимательстве (числящиеся руководителями, учредителями фирм-" одноднсвок");
  • — изготавливающих фальшивые разрешения на работу и регистрацию по месту пребывания иностранных граждан;
  • — индивидуальных предпринимателей, заподозренных в поддержании преступных связей с представителями криминальных структур, контролирующих наиболее доходные отрасли экономики;
  • — отбывших уголовное наказание за совершение экономических, налоговых и должностных преступлений либо приговоренных к мерам, не связанным с лишением свободы, и продолжающих вести антиобщественный образ жизни;
  • — криминальных элементов, которые оказывают противодействие органам предварительного расследования по делам об экономических и налоговых преступлениях;
  • — допускающих административные правонарушения в области охраны собственности; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; в области предпринимательской деятельности; в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
  • — физических лиц, лишенных права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ)[3];
  • — лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

К мерам индивидуального предупреждения экономических преступлений относятся:

  • — профилактическая беседа;
  • — направление информации о причинах и условиях противоправного поведения;
  • — наблюдение и контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята и не погашена;
  • — выявление и постановка на профилактический учет;
  • — административный надзор.
  • 3.1. Специальные профилактические меры в отношении конкретного лица, замышляющего либо подготавливающего преступление экономической, налоговой или коррупционной направленности.

Анализ результатов борьбы органов внутренних дел с экономическими преступлениями показал, что основными источниками получения информации о замышляемом либо готовящемся преступлении экономической, налоговой или коррупционной направленности являются специалисты, осведомленные о деятельности различных субъектов хозяйствования (юрисконсульты, бухгалтеры, ревизоры, аудиторы и др.). Благодаря им оперативному работнику удается своевременно получать сведения не только о подготавливаемых либо совершаемых экономических и налоговых преступлениях, но и о криминогенных факторах, способствующих их совершению, а также о лицах, причастных к ним[4].

Так, сотрудники ЭБиПК, осуществляя профилактическую работу в рамках конкретного дела по факту предпринимаемых криминально активными лицами попыток создания параллельных с государственными органами коммерческих структур по оказанию платных услуг населению, злоупотребляя при этом полномочиями по осуществлению разрешительных и контрольных функций, обязаны устанавливать факт возможной причастности чиновников к лоббированию интересов криминальных структур.

Носителями информации о причинах и об условиях, способствующих совершению экономических и налоговых преступлений, являются: внутренние документы хозяйствующего субъекта (учредительные документы фирм, контракты по экспортным операциям, грузовые таможенные декларации, сертификаты, платежные документы и т. д.); его внешние документы (лицензии, нормативные документы).

Профилактика преступлений осуществляется и в режиме инициативного поиска, когда в ходе его проведения охватывается большое число объектов профилактики (подучетных лиц, предприятий, учреждений, организаций, органов власти и управления).

3.2. Профилактика преступлений, осуществляемая в рамках возбужденного уголовного дела.

Существенной особенностью профилактической работы, осуществляемой в рамках возбужденного уголовного дела, является то, что появляется «новый» субъект профилактики в лице следователя, расследующего дело, а также процессуальные рычаги воздействия на лицо, совершившее преступление, а криминогенные факторы, подлежащие устранению в целях недопущения повторных деяний, могут устраняться в данном процессуальном порядке.

С возбуждением уголовного дела сотрудники подразделений экономической безопасности не должны снимать с себя ответственность за выявление всех причин и условий, способствовавших совершению экономических и налоговых преступлений. При этом основной процессуальной формой взаимодействия следователя и оперативного работника выступают отдельные поручения.

Профилактическая работа, осуществляемая сотрудниками подразделений экономической безопасности, в этом случае направлена на решение следующих задач:

  • — изобличение преступников, которые причастны к подготавливаемому либо совершенному преступлению экономической направленности;
  • — выявление свидетелей, чьи показания могут быть положены в основу принятия решения о внесении следователем представления в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона (в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ);
  • — установление круга лиц, оказывающих криминальное противодействие в ходе расследования по делу, принятие мер по их нейтрализации.

При осуществлении профилактической работы в рамках уголовного дела сотрудники рассматриваемых подразделений должны руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к этой деятельности: на этапе оперативного сопровождения расследования уголовного дела необходимо добиваться наиболее полного предупреждения совершения новых эпизодов преступлений экономической и налоговой направленности; осуществлять мероприятия, нацеленные на установление источников — носителей информации о фактах, событиях, лицах и обстоятельствах расследуемого преступления.

Оперативно-разыскное обеспечение расследования создает необходимые предпосылки для подготовки следователем и внесения по результатам расследования информационно емкого представления, которое содержит конкретные предложения по устранению обстоятельств, способствовавших совершению экономических или налоговых преступлений.

4. Контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

На стадии осуществления контроля следует иметь в виду, что на практике наиболее часто возникают три группы ситуаций, когда появляется необходимость применения данного метода.

К первой группе следует отнести случаи, когда его применение вытекает из анализа внесенных представлений и полученных по ним с предприятий, организаций, учреждений сообщений. Следователи нередко не отслеживают ситуацию с рассмотрением внесенных ими представлений и принятием по ним необходимых мер.

Ко второй группе относятся ситуации, складывающиеся в процессе подготовки представлений по имеющимся в уголовном деле материалам. Нередки случаи, когда представления вносятся во многом формально.

Третья группа включает в себя случаи, когда хозяйствующие субъекты в силу невозможности оперативного реагирования на поступившие в их адрес представления присылают отписки, а причины и условия, способствовавшие совершению экономических и налоговых преступлений, не устраняются. Такие ситуации возникают, например, при отсутствии должного контроля со стороны инициатора внесения представления.

Организация контроля включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:

  • — комплексный анализ состояния деятельности подразделений экономической безопасности по профилактике экономических и налоговых преступлений и иных правонарушений;
  • — принятие решения о целесообразности учета внесенных представлений и предоставленной информации в органы исполнительной власти и местного самоуправления;
  • — обеспечение предварительного расследования информации о криминогенных факторах на объектах, где было совершено преступление экономической направленности.

Знание наиболее распространенных причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, на определенных объектах экономики дает возможность лучше разобраться в применяемых преступных схемах, механизме совершения преступлений криминально активными лицами.

Итак, по содержанию меры по профилактике экономических преступлений и других правонарушений органами внутренних дел можно разделить:

  • — на уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые;
  • — оперативно-разыскные;
  • — организационные;
  • — меры по обеспечению деятельности ОВД по профилактике экономических преступлений и других правонарушений.
  • 1. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения экономических преступлений:
    • — обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство;
    • — контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений;
    • — применение предусмотренных законодательством РФ мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений;
    • — внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений;
    • — внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер па реальное отбывание наказания;
    • — изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений.
  • 2. Оперативно-разыскные меры предупреждения экономических преступлений:
    • — сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-разыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений;
    • — своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения.
  • 3. Организационные и иные меры предупреждения экономических преступлений:
    • — оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах;

накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер;

  • — проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел;
  • — привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических преступлений;
  • — осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, федеральной службой безопасности, таможенной службой, налоговой инспекцией), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, трудовыми коллективами в процессе работы по предупреждению экономических преступлений[5];
  • — инициативное оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;
  • — организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.
  • 4. К мерам обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений можно отнести:
    • — организационно-методическое обеспечение деятельности ОВД по предупреждению экономических преступлений и правонарушений (реализация перечисленных мер предупреждения преступлений и других правонарушений возлагается на отраслевые службы и подразделения ОВД на всех уровнях управления в пределах их компетенции);
    • — кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности ОВД по предупреждению экономических преступлений и правонарушений.

Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.

Образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на работе по предупреждению преступлений, по программам, согласованным с Департаментом государственной службы и кадров и отраслевыми главными управлениями, департаментами и управлениями МВД РФ по направлениям деятельности.

Научно-методическое обеспечение деятельности по предупреждению преступлений должно возлагаться на образовательные учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, указанные в ст. 38 Федерального закона «О полиции» .

В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений должны быть расширены меры по стимулированию сотрудников служб и подразделений ОВД, имеющих высокие показатели оперативно-служебной деятельности.

Для осуществления мероприятий по предупреждению преступлений могут использоваться внебюджетные фонды и иные источники финансирования.

Таким образом, анализ действующего законодательства, в частности Федерального закона «О полиции», Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации[6], иных нормативных актов, позволяет раскрыть содержание и представить структуру системы профилактики экономических преступлений органами внутренних дел. Эта структура включает в себя: основные формы и методы профилактики; систему оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых на конкретных объектах экономики; меры индивидуальной профилактики преступлений; контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

Меры, применяемые органами внутренних дел по профилактике экономических преступлений и иных правонарушений, по содержанию подразделяются: на уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры; оперативно-разыскные меры; организационные меры; меры по обеспечению деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений и других правонарушений.

  • [1] См.: поди. 9, 10 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г, № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» .
  • [2] В связи с реформой ОВД некоторые департаменты в структуре центрального аппарата МВД России поменяли названия, иные стали главными управлениями. Так ДЭБ МВД России преобразован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПБ).
  • [3] В ГИАЦ МВД России и информационных центрах МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ ведется реестр дисквалифицированных лиц (см.: приказ ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7—6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц» .
  • [4] Это лица, осведомленные о негативных факторах, но роду своей деятельности (счетно-бухгалтерские работники, сотрудники банка, специалисты и технический персонал коммерческих структур, контрольно-надзорных органов и др.)
  • [5] Так, согласно ст. 10 Федерального закона «О полиции» полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами (оказывает им содействие), а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений.
  • [6] См.: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой