Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проза в годы эмиграции: «Отверженные»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В романе «Труженики моря» — история простых людей труда. В центре повествования — моряк Жильет, в котором писатель воплотил глубоко притягательные черты человека из народа: скромность, трудолюбие, мужество и упорство в борьбе с морской стихией. На исходе своей эмигрантской поры Гюго создает еще один масштабный роман — «Человек, который смеется», романтическую, окрашенную трагизмом историю лорда… Читать ещё >

Проза в годы эмиграции: «Отверженные» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оторванный от родины, Гюго чрезвычайно активен как художник слова. В эти годы он создает прославленные романы — своеобразную трилогию «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869).

«Отверженные» — главная книга Гюго. Один из вершинных романов XIX в. Произведение, аккумулировавшее глубинные для романиста темы, мотивы, образы, долгие годы вынашивалось. Замысел романа возник еще в 1820-е гг.; в 1840-е гг. набрасываются его первые фрагменты. Концепция книги складывалась под влиянием расширявшегося социального опыта писателя. Гуманистический пафос романа подчеркнут в писательском посвящении тем, «кто трудится, тем, кто мыслит, тем, кто страдает». «Отверженные», написанные в ключе романтической поэтики, отмечены широтой, эпичностью размаха, композиционной сложностью, развитием нескольких сюжетных линий. А они строятся на сцеплении событий и обстоятельств, необычных, экстремальных. В жанровом отношении это роман социально-романтический. А это определяет постановку писателем трех проблем: унижение мужчины, принадлежащего к пролетариям (Жан Вальжана); падение женщины из-за голода (Фантина); увядание ребенка — жертвы жестокости и мрака невежества (Козетта).

В памяти поколений читателей, прежде всего, юных, остается судьба Жана Вальжана, «доброго несчастного зверя, травимого целым гончим обществом». Благородный поступок епископа Бьенвеню, проявившего ошеломившую Вальжана доброту, способствует моральному перерождению героя. Он великодушен по отношению к Козетте, Мариусу, Шанматье. Идет на самоотречение, даже спасает своего злейшего врага Жавера. Жертвой социального строя является и Фантина. Трагична участь маленькой Козетты, страдающей от жестокости и алчности трактирщика Тенардъе. Художественным завоеванием Гюго стал парижский подросток, бродяга Гаврош, имя которого стало нарицательным. Вальжан, Фантина, Гаврош, с их высокими нравственными качествами, выписаны Гюго с сочувствием и любовью. Людям из народа противостоят носители зла и жестокости. Среди них Жавер, который «туп до идиотизма» и слепо служит бездушному закону.

В романе ощутимо живое дыхание истории. Ярко описаны баррикадные бои в Париже в 1832 г., выведены фигуры революционеров — представителей разных направлений радикальной мысли и их друзей из тайного общества «Друзья азбуки». Незабываемо описание битвы при Ватерлоо. Прибегая к броским романтическим краскам, Гюго дает совершенно иную картину события, чем-то, что описано мастером реалистической словесной живописи Стендалем в «Пармской обители» (1838).

Писатель-гуманист, Гюго задается вопросом, вырастающим из самой логики художественных образов: как достичь социальной справедливости, сделать достойной жизнь народа? Для него очевидно: призывы к милосердию, альтруизму — неэффективны. Есть путь революционных баррикад, но его Гюго не принимает. Он сторонник мирной реформы, которую представляет Вальжан со своей фабрикой. В ней реализуются концепции христианского и утопического социализма, вызывавшего симпатии у Гюго.

Поэтика романа. От просветителей XV1I1 в., от мыслителей-утопистов Гюго воспринял комплекс идей, в том числе две главенствующие: убеждение в доброй природе человека и в том, что мироздание подчинено закону прогресса. С еще большей отчетливостью, чем в «Соборе Парижской Богоматери», мир для Гюго-романтика — это арена неутихающей борьбы двух начал: Добра и Зла, Света и Тьмы, Плоти и Духа. Подобное противоборство — универсально.

Художественный мир Гюго поэтичен и одновременно двупланов. За сюжетными коллизиями просвечивают то сказка, то притча, то легенда; за реальными фигурами — образы мифов, античности, Библии. Гюго склонен к сюжетным перепадам: Жан Вальжан с каторжных галер попадает в кресло мэра, оттуда — снова на каторгу, из парижской трущобы — в монастырь; он обретает и вновь теряет Козетту. Гюго не склонен к бытовому правдоподобию. Его герои романтически преображены, воспринимаются как персонификации, символы авторских идей. Общая поэтическая атмосфера этого этического романтического полотна усиливается лирическими отступлениями Гюго.

В его художественном арсенале — антитезы. Мир предстает в резких контрастах, в чередовании света и мрака. Человеческие страсти доведены до высших точек выражения. В характерах главенствуют либо пороки, либо добродетели — Гюго прибегает к гротеску.

Конец 1860-х годов. На долю романа выпала мировая слава, он нс раз экранизировался, по нему делались телеверсии.

В романе «Труженики моря» — история простых людей труда. В центре повествования — моряк Жильет, в котором писатель воплотил глубоко притягательные черты человека из народа: скромность, трудолюбие, мужество и упорство в борьбе с морской стихией. На исходе своей эмигрантской поры Гюго создает еще один масштабный роман — «Человек, который смеется», романтическую, окрашенную трагизмом историю лорда Гуинплепа, ставшего жертвой придворных интриг, попавшего в детстве к торговцам людьми.

В 1864 г. Гюго публикует одну из важнейших теоретических работ — «Вильям Шекспир». «Гений существует не для гения, а для человека», — настаивает он. Таков был и сам Гюго.

Возвращение на родину. Коммуна и «Грозный год». В эмиграции Гюго не раз говорил: «Я вернусь во Францию вместе со свободой». С началом франко-прусской войны (1870), завершившейся крушением ненавистного Гюго режима Второй Империи, писатель, после почти 20-летнего изгнания, ступает на землю Франции. Ему оказывают восторженный прием. Драматические события войны и Парижской Коммуны потрясают писателя: он отзывается на них в поэтическом сборнике «Грозный год» (1872); стихи в нем организованы по числу месяцев с августа 1870 г. по июль 1871 г.

Не одобряя идеологию и цели Коммуны, Гюго, художник-гуманист, протестовал против жестокой расправы над коммунарами, взывал к милосердию («Вот пленницу ведут», «Я видел кровь» и др.). Стихотворения «За баррикадою, на мостовой старинной» — героическая история юного парижанина, добровольно вставшего в ряд со старшими товарищами, коммунарами, которых должны расстрелять версальцы. Так Гюго вернулся к теме Гавроша.

Уроки войны и Коммуны побудили Гюго вновь задуматься над актуальными проблемами морали, милосердия, смысла исторического процесса в романе «Девяносто третий год» (1874). Он вновь обращается к прошлому, к 1793 г., кульминации Великой Французской революции. В основе сюжета — мятеж, поднятый в Вандее при активном пособничестве иностранных контрреволюционных сил и монархистов. Вандейцев возглавляет тайно прибывший из Англии маркиз Лантенак, с появлением которого развязывается клубок белого террора. Ему противостоит отряд республиканцев, возглавляемый дальним родственником Лантенака Говэном и комиссаром Конвента Симурденом.

Три главных действующих лица в романе исполнены символического значения. Симурден испытывает жгучую ненависть к врагам Республики, мечтает о светлом будущем Франции; в то же время ои беспощаден и суров, олицетворяет революционный террор. Говэн — символ революции милосердия, который, в сущности, совершает преступление. Он отпускает злейшего врага Лантенака, спасшего из огня трех осиротевших крестьянских детей. Высоко ценя Говэна, Симурден вынужден приговорить его к смерти.

Но в тот момент, когда Говэн кладет голову под нож гильотины, Симурден стреляет себе в сердце.

Художник-гуманист еще раз напоминает своим романом, сколь мучительны вопросы, поставленные революцией, ведь в каждой ив двух «истин», Симурдена и Говэна, есть доля правды. Вместе с тем Гюго показывает, что подлинный творец истории — народ. Его лучшие черты воплощает сержант Радуб. Вдохновенно рисует Гюго панораму революции, жизнь столицы (в главе «Париж»), воссоздает сцены массового патриотического воодушевления граждан, готовых на любые жертвы во имя спасения Республики.

В последние годы «старый Орфей», как называли Гюго, вопреки возрасту и утратам близких людей, демонстрирует неугасающую творческую энергию. В 1883 г. выходит заключительная часть его лироэпического поэтического шедевра: «Легенда веков». Это воплощение преданий, восходящих к Библии, античности, Средневековью, поэтическое воссоздание духовного пути человечества.

Гюго скончался в мае 1885 г. Ему были устроены национальные похороны, за гробом шло около двух миллионов человек. Тело писателя покоится в Пантеоне — усыпальнице великих людей Франции.

В России Гюго стал известен еще в 1820-х гг., А. С. Пушкин высоко отзывался об «Эрнани»; влияние творчества Гюго заметно в некоторых произведениях М. IO. Лермонтова. Гюго находился в личных контактах с русскими писателями — И. С. Тургеневым и А. И. Герценом. «Великой вещыо» назвал «Отверженных» Ф. М. Достоевский. Толстой же считал этот роман, любимый им, лучшим во всей французской литературе.

Долгое время марксистская критика адресовала Гюго неправомерные упреки в том, что писатель менял свои взгляды, приспосабливаясь к политической конъюнктуре, дабы завоевать популярность. На самом деле, писатель эволюционировал, рос и обогащался политическим опытом, извлекая уроки из исторических событий.

Переломным для восприятия творчества Гюго стал юбилей 1952 г., подчеркнувший актуальность писателя как художника-гуманиста и страстного противника войны. В советское время Гюго не раз занимал первое место среди зарубежных авторов по тиражам своих произведений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой