Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административная оперативнопроверочная работа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенностями административной оперативно-проверочной работы относительно другого основного вида ОРД — уголовно-розыскной работы, являются следующие. Во-первых, в ходе оперативно-проверочной работы ОРО вправе и обязаны собирать характеризующие личность гражданина (проверяемого) данные не в связи с совершением им преступления, а для решения административно-режимных вопросов. Потому… Читать ещё >

Административная оперативнопроверочная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие административной оперативно-проверочной работы

Административная оперативно-проверочная работа является одним из пяти ныне существующих, имеющих свои особенности, направлений (видов) ОРД (см. 1.1 настоящего учебника).

Административная оперативно-проверочная работа — это вид ОРД, предусмотренный Законом об ОРД и заключающийся в обеспечении административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, методов и средств путем сбора о лицах информации, необходимой для принятия юридически значимого решения.

В ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД дан перечень вопросов, которые связаны с регламентацией задач ОРД, оснований для проведения ОРМ и полномочий ОРО в ходе оперативно-проверочной работы, осуществляемой в административно-правовых режимных целях. Это вопросы:

  • 1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • 2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  • 3) о допуске к участию в ОРД или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  • 4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
  • 5) по обеспечению безопасности ОРО;
  • 6) о предоставлении либо аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

Таким образом, оперативно-розыскное законодательство определяет три направления (или конкретные участки) оперативно-проверочной работы в зависимости от характера и содержания административно-режимных мер:

  • 1) по оперативно-розыскному обеспечению безопасности государства (оперативно-розыскное обеспечение двух административно-правовых режимов: охрана сведений, составляющих государственную тайну; защита и охрана Государственной границы РФ);
  • 2) но оперативно-розыскному обеспечению безопасности самих ОРО и их ОРД (решение вопросов: о допуске к участию в ОРД или доступу к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ);
  • 3) по оперативно-розыскному обеспечению общественной безопасности и общественного порядка (решение вопросов о выдаче разрешений (лицензий) на частную детективную и охранную деятельность; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о безопасности полетов гражданской авиации (ст. 85 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ)).

Под административно-правовым режимом понимается система юридических норм, регулирующих деятельность (отдельные действия) юридических и (или) физических лиц, а равно порядок реализации ими прав, обязанностей и ответственности в некоторых областях государственного регулирования по обеспечению безопасности общества и государства, обороны и охраны общественного порядка в стране.

Особенностями административной оперативно-проверочной работы относительно другого основного вида ОРД — уголовно-розыскной работы, являются следующие. Во-первых, в ходе оперативно-проверочной работы ОРО вправе и обязаны собирать характеризующие личность гражданина (проверяемого) данные не в связи с совершением им преступления, а для решения административно-режимных вопросов. Потому в оперативнопроверочной работе основными правоотношениями являются не уголовно-розыскные, характерные для уголовно-розыскной работы, а административно-правовые, регулируемые нормами административного права. Во-вторых, принятие необходимого решения на основании данных, полученных в ходе ОРМ, затрагивает право каждого на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). В-третьих, оперативно-проверочная работа предназначена для обеспечения не всех административных мер, а только административно-правовых режимов. В-четвертых, в ходе оперативно-проверочной работы законодатель из закрепленных ст. 6 Закона об ОРД 15 ОРМ разрешил использовать только 11, запретив осуществление ОРМ, указанных в п. 8—11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД (ч. 9 ст. 8 Закона об ОРД) (запрет не распространяется на обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, — п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД (ч. 10 ст. 8 Закона об ОРД)).

Известны общие требования проведения административной оперативно-проверочной работы:

  • 1) сбор тех данных (или получения ОРО информации путем осуществления ОРМ), в совокупности достаточных для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса, возможен путем только тех ОРМ, которые законодателем разрешены к использованию для этих целей;
  • 2) данные в ходе оперативно-проверочной работы ОРО вправе собирать только в пределах своих полномочий;
  • 3) порядок и сроки проведения проверочных мероприятий устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами[1];
  • 4) начало сбора данных в ходе оперативно-проверочной работы должно быть связано с юридически значимым поводом (запросом и т. п.) соответствующего уполномоченного на то субъекта (государственного органа, должностного лица и др.) о необходимости проверки конкретного лица в связи с допуском к определенному виду деятельности;
  • 5) возможность обжалования оформляемыми лицами в судебном порядке отказа ОРО в допуске к соответствующему виду деятельности или отказа в выдаче лицензии (т.е. разрешения) на занятие частной детективной либо охранной деятельностью.

Прямыми основаниями административного оперативно-проверочного характера для проведения ОРМ являются те, что непосредственно изложены в ч. 2 и 3 ст. 7 Закона об ОРД.

Граждане, оформляющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, или подлежащие проверке по иным основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, именуют изучаемыми лицами.

  • [1] Например, приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросахпоступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» проверка достоверности сведений гражданина, поступающим на службув органы внутренних дел (кандидата), проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел. Проводитсяполная проверка в отношении кандидата, его супруга (супруги), родителей, детей, попечителей, родных, братьев и сестер (проверка по учетам органа внутренних дел, проверка по местужительства и (или) пребывания кандидата, проверка, но учетам ФСБ России).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой