Личностно ориентированное обучение
В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому прогрессу и связан с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение — собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) целиком сориентирована на саморазвитие. Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми… Читать ещё >
Личностно ориентированное обучение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В конце концов, как своеобразный итог развития педагогической мысли на Западе сформировалось течение, получившее название «обучение, сконцентрированное на личности» (Person Centered Approach — РСА), которое у нас было названо личностно ориентированным. Обрастая подробностями и модификациями, оно постепенно превратилось в своеобразную технологию, которая вобрала в себя новые достижения как рыночного демократического образа жизни, так и педагогической мысли: 1) уважение демократических свобод граждан, прежде всего права на свободный выбор образования; 2) продолжительный опыт функционирования образования в рыночных условиях, которые привели к его полной переориентации на удовлетворение потребностей граждан; 3) распространение идей гуманизации образования, согласно которым человек признается высшей ценностью;
4) обеспечение реальной возможности полного удовлетворения потребностей каждого человека в соответствии с его намерениями, целями, жизненной стратегией.
Личностно ориентированное воспитание (обучение) утверждает воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса. Воспитанник развивается в соответствии с собственными возможностями. Цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать равноправным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Все это возможно лишь на принципах педагогики гуманизма, поскольку гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки следующие:
- — смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, моральных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирование определенного круга знаний, умений и навыков;
- — сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, гражданина, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
- — обеспечение надлежащих финансовых и организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическая личностно ориентированная педагогика требует приспособления школы и учителей к ученикам, обеспечения для них атмосферы комфорта.
Западная практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной личностно ориентированной деятельности, среди которых, в частности следующие.
- 1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.
- 2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.
- 3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
- 4. Формирование однородных по совокупности признаков (гомогенных) групп, классов и параллелей.
- 5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности.
- 6. Социальная безопасность, защита учеников.
- 7. Вера в ученика, его силы и возможности.
- 8. Принятие ученика таким, каков он есть.
- 9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.
- 10. Изменение целевой установки учебного процесса, школы.
- 11. Обоснованность уровня развития каждого ученика.
- 12. Исключение заочного обучения (экстерната, дистанционного обучения), как не обеспечивающего «духовных встреч с учителями».
- 13. Переориентация внутренних личностных установок учителя.
- 14. Усиление гуманитарного образования.
Значительный вклад в формирование идей гуманистической личностно ориентированной технологии сделал американский педагог К. Роджерс, которого не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:
- 1. Учитель владеет знаниями, ученик ожидает их усвоения.
- 2. Основные элементы — уроки и экзамены. Урок — доминирующая форма, а экзамен определяет уровень усвоения приоритетных знаний.
- 3. Учитель является руководителем, а тот, кого обучают, — подчиненным. Оба подчиняются учебным планам. Контроль всегда направлен вниз.
- 4. Учитель как авторитет — центральная фигура процесса. Он вызовет удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.
- 5. Существует минимальное взаимное доверие между учителями и учениками. Учитель не надеется, что ученик будет хорошо работать без его постоянного контроля. Ученик не верит в честность и компетентность учителя.
- 6. Учитель верит, что теми, кого учат, лучше всего руководить, держа их постоянно в страхе. Теперь нет такого количества физических наказаний, как раньше, но публичная критика, высмеивание и постоянный страх перед повторением ошибки действуют намного сильнее. Этот страх возрастает по мере продвижения по ступеням образования, так как ученик всегда теряет больше.
- 7. Те, кого учат, не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.
- 8. В школе место не для личности, а для интеллекта.
Вместо традиционной модели образования К. Роджерс в 1983 г. предложил упоминавшуюся выше новую — РСА. Модель содержит девять основных положений:
- 1. Главное условие: фасилитатор имеет достаточно уважения к себе и к своим воспитанникам, чтобы понять — они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя. Если это условие выполняется, то становятся возможными другие аспекты модели РСА.
- 2. Фасилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
- 3. Учитель руководствуется собственным опытом.
- 4. Тот, кого учат, выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или вместе с другими. Он избирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за следствия своего выбора.
- 5. В классе постепенно создается климат, облегчающий обучение. Сначала всем руководит фасилитатор. Со временем обучаемые поддерживают этот климат сами. Взаимообучение становится доминирующим.
- 6. Все направлено на поддержку постоянно текущего учебновоспитательного процесса. Содержание обучения, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли тот, кого учат, заметный шаг вперед.
- 7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
- 8. Тот, кого учат, сам оценивает уровень своей обученности и воспитанности, собирая информацию от других членов группы и педагога.
В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому прогрессу и связан с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение — собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) целиком сориентирована на саморазвитие.
В гуманистическом личностно ориентированном воспитании много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протяжении его обучения. Ученик самостоятельно:
- — принимает участие в выборе того содержания, которое он сам хочет и будет изучать;
- — находит возможности для собственного творчества;
- — становится более экспрессивным в выражении своих чувств, открытым в мыслях, делах;
- — формирует и развивает доверие к себе, добивается одобрения своих действий;
- — открывает, что учиться интересно;
ожидает, когда же, наконец, придет время идти в школу;
- — любит и уважает учителей, так же как они любят и уважают его;
- — находит в школе место для своих увлечений;
- — развивает свои знания о способах и источниках накопления знаний;
- — открывает, что некоторые вещи очень трудные для изучения и будут требовать усилий, концентрации и самодисциплины;
- — понимает, что такое обучение дает большое удовлетворение;
- — выполняет задачи вместе с другими, овладевая привычками социального поведения.
Так весьма привлекательно сформулированы преимущества обучения в школе, организованной по новой модели. Не удивительно, что среди педагогов нашлось немало желающих присоединиться к ней.
Для реализации личностно ориентированного обучения нужны специально подготовленные педагоги. Вместо традиционного авторитарного воспитателя в классе появляется фасилитатор (от англ, facilitate — облегчать), им может стать не каждый. Кандидат в фасилитаторы должен сам взвесить свои возможности. Для этого нужно ответить на сформулированные К. Роджерсом вопросы. Попробуем?
- 1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир развивающейся личности? Сможешь ли ты, не будучи судьей или критиком (в другом месте священником. — И. Я), войти, увидеть и оценить этот мир?
- 2. Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экспрессивных, взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть самим собою в интенсивных групповых отношениях с молодежью?
- 3. Сможешь ли открыть заинтересованность каждой личности и станешь ее развивать, независимо от того, чем это закончится?
- 4. Сможешь ли помочь молодым людям сохранить одну из наиболее ценных способностей — заинтересованность собою и окружающим миром?
- 5. Сможешь ли проявлять творчество в создании для молодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, которые возбуждают их интерес?
- 6. Сможешь ли воспринять и поддержать безумные и несовершенные мысли, которые сопровождают творческое обучение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные взгляды своих воспитанников?
- 7. Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, которые проникают в идеи, и идеями, которые проникают в чувства, экспрессией, которая захватывает личность?
«Если кто-то каким-то чудом ответит „да“ на большинство этих вопросов, — сомневается К. Роджерс, — то он сможет облегчить жизнь своим школьникам, будет способствовать развитию широких возможностей молодых людей».
Обратили ли вы внимание, что в РСА-модели главное — не содержание, не успехи и не оценки? Акценты расставлены совершенно по-другому. В связи с этим поразмыслите над следующими моментами.
1. На всех трибунах учителей призывают к внедрению новых гуманистических моделей образования и воспитания, а инспектирование по-прежнему опирается на успеваемость и дисциплину. Учителю строго выговаривают за то, что не понравилось проверяющим, забывая, что педагог свободен в выборе методов, форм, значение имеет лишь конечный результат.
Что же можно будет проверить при обучении по технологии личностно ориентированного обучения, если она не предполагает какоголибо определенного конечного результата в виде знаний, умений? Да и оценки совсем не обязательны.
2. Достаточно соотнести каждый пункт личностно ориентированной технологии западного образца с нашими реалиями, и увидим, что от настоящей сущности этой технологии в нашем варианте могут остаться лишь благие пожелания. Западное общество может позволить себе роскошь перекраивать воспитание для состоятельных слоев населения по их личным вкусам. Очевидно, еще не пришло время в чистом виде заимствовать эту модель. Признак зрелости — взвешенность, благоразумие, анализ.
Что же в таком случае нужно заимствовать из западных моделей?
Гуманизация учебно-воспитательного процесса, поворот последнего к ученику, внедрение десятков конкретных приемов, облегчающих и ускоряющих обучение — значимые аспекты личностно ориентированной технологии отечественного образца. В отечественном варианте личностно ориентированного обучения, как следует из анализа многочисленных работ, написанных на эту тему, акценты расставлены несколько иначе.
- 1. Цель личностно ориентированного обучения — акцентирование внимания на развитии ценностно-смысловой сферы.
- 2. Отход от концепции формирования личности и утверждение концепции содействия ее развитию.
- 3. Ученик — субъект не учения, а жизни.
- 4. Работа учителя направлена на удовлетворение потребностей личности.
- 5. Справедливость в действиях педагогов.
- 6. Действенная помощь, а не показной интерес к личности ученика.
- 7. Движущие силы — взаимодействие личности с личностью.
- 8. Усиление диалогового характера общения с учениками.
- 9. Духовное общение с учениками.
- 10. Положительная обратная связь превалирует над отрицательной.
- 11. Личностно значимая цель деятельности.
- 12. Знание пути, который нужно пройти.
- 13. Выбор своего маршрута.
- 14. Положительная оценка, поддержка со стороны учителя.
- 15. Возможность выбора.
- 16. Собственная ответственность.
- 17. Личностное взаимодействие педагогов с учениками.
- 18. Изучение личных качеств и динамики их развития.
- 19. Поддержка положительных тенденций в развитии личности.
- 20. Помощь в преодолении отрицательных тенденций. Сравнивая западные варианты с нашим, видим существенные
расхождения, а по некоторым пунктам полный отход от принципиальных узлов технологии, которая, как мы уже имели возможность убедиться, работает только в полном объеме, при соблюдении всех необходимых условий.