Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правонарушения и юридическая ответственность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенностью гражданско-правовых нарушений является то, что они могут нарушать не только непосредственно предписания нормативных правовых актов, но и не противоречащие закону условия договоров. Такое понятие признака противоправности этого вида правонарушений обусловлено тем, что гражданское законодательство содержит большое количество норм, допускающих определение прав и обязанностей участников… Читать ещё >

Правонарушения и юридическая ответственность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во всех случаях слово ответственность характеризует взаимную связь человека с другими людьми, с обществом, с государством. Человек, вступая в разнообразные общественные отношения, должен учитывать предъявляемые к нему требования и соотносить свои поступки с существующими правилами и ценностями. Ответственность в широком смысле означает осознание лицом своих обязанностей и способность отвечать за свои поступки.

В праве термин «ответственность» представляет собой реакцию государства на нарушение правовых норм, т. е. на совершение правонарушения. При этом государство реагирует (или должно реагировать) на нарушения в установленной самим государством (законодательным органом государства) форме, так называемой процессуальной форме. Поэтому возможность наступления неблагоприятных последствий для личности, ее имущества и сами последствия, которые возлагаются государством на нарушителя права, и означают юридическую ответственность. Другими словами это можно выразить так.

Юридическую ответственность можно определить как необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия или как вид и меру принудительного лишения лица известных благ. В любом случае юридическая ответственность — это способ реагирования государства на правонарушение, осуществление предусмотренных законом санкций.

Цели юридической ответственности наглядно проявляются в ее функциях, которые в какой-то мере раскрывают сущность права в целом. В научной литературе обычно выделяется пять таких функций: карательнаяштрафная; предупредительная, или превентивная-, воспитательная-, компенсационная, или правовосстановительная. Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации.

Юридическая ответственность, как и любое явление, имеет свои признаки. К основным признакам юридической ответственности можно отнести:

  • • государственное принуждение;
  • • негативные последствия (лишения) для правонарушителя;
  • • меры принуждения, которые установлены законодательством;
  • • наступление ответственности только за совершенное правонарушение.

Суть признака наступления ответственности только за совершенное правонарушение в том, что меры государственного принуждения применяются только в тех случаях, когда лицом совершено деяние, признаваемое законом правонарушением. Иными словами, для привлечения лица к юридической ответственности необходимо установить в его действиях признаки правонарушения, зафиксированные в правовой норме.

Поэтому правонарушение является единственным фактическим основанием юридической ответственности. Правонарушение — это противоправное, волевое, виновное деяние (действие или бездействие) вменяемого и достигшего установленного законом возраста лица, наносящее вред государству, обществу или личности. Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций). Основными признаками правонарушения будут: общественная вредность; противоправность; деяние (действия или бездействие); дееспособность нарушителя; виновность нарушителя.

В правоведении под виной принято понимать внутреннее отношение дееспособного лица к своему неправомерному поведению и его результатам. Лицо действует виновно, когда из реально возможных вариантов поведения избирает именно противоправный, учитывая или игнорируя его негативные последствия. Такой подход к пониманию вины как субъективного отношения к совершаемому правонарушению характерен для таких отраслей права, как уголовное, административное, где ответственность носит карательный, штрафной характер.

В гражданском нраве в большинстве случаев вина характеризуется несколько иначе — как неосуществление лицом всех возможных мер для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Иными словами, лицо признается виновным в совершении гражданского правонарушения, когда не принимает всех объективно возможных мер, но недопущению негативных последствий своего поведения. Такая трактовка вины гарантирует устойчивость гражданского оборота и объясняется не карательным, а компенсационным характером гражданской ответственности.

Следовательно, говорить о правонарушении можно только при наличии в содеянном поступке всех описанных выше признаков.

Экологическим правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

В законодательстве описываются все признаки состава экологического правонарушения — объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

Объектом экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые общественные отношения по поводу:

  • — окружающей среды в целом или отдельных ее свойств, качеств;
  • — земли, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха и т. д.;
  • — экологической безопасности населения и территорий;
  • — экологического правопорядка;
  • — жизни, здоровья и имущества людей.

Объективная сторона представляет собой деяние (действие или бездействие), состоящее в нарушении предписаний, установленных нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды. В целом ее образуют следующие признаки:

  • — нарушение экологических правил путем деяния (действия или бездействия);
  • — причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;
  • — наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.

По конструкции объективной стороны составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные. Формальные составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака — нарушения экологических правил путем деяния (действия или бездействия). Материальные это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три вышеперечисленных признака объективной стороны. В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, обстановка, способы совершения правонарушения.

Субъективная сторона — вина в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

Субъектами экологического правонарушения являются физические и юридические лица (в зависимости от вида юридической ответственности). За совершение многих экологических правонарушений к ответственности могут быть привлечены только специальные субъекты (лица, наделенные по закону, распоряжению или специальному уполномочению правами и обязанностями в сфере осуществления функций, задач, видов деятельности).

По законодательству РФ юридические лица могут нести административную или гражданско-правовую ответственность, а физические лица помимо этого еще и уголовную ответственность.

Совершаемые правонарушения весьма разнообразны и неоднородны. В зависимости от характера и степени общественной вредности их принято разделять на две основные группы — преступления и проступки. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Преступления — это наиболее тяжкий вид правонарушений. Их отличительный признак — повышенная общественная вредность, не случайно именуемая общественной опасностью. Преступления посягают на наиболее существенные общественные ценности, угрожают самым значимым интересам личности и общества.

Все иные правонарушения, не отнесенные законодателем к преступлениям, называются проступками. Проступки — это виновные противоправные деяния, наносящие вред общественным интересам, но не являющиеся общественно опасными. Проступки, в свою очередь, классифицируются в зависимости от области общественных отношений, в которой они совершаются. Отметим и дадим определение некоторым из них.

Административным правонарушением (проступком) признается виновное противоправное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Общественная вредность административных проступков состоит в том, что они, нарушая общеобязательные требования, дестабилизируют общественный порядок, мешают нормальной управленческой деятельности государственных органов, ущемляют права граждан. К административным проступкам относятся правонарушения в области финансов, охраны окружающей среды, нарушения различных правил: на транспорте, в промышленности и т. д.

Дисциплинарным проступком называется виновное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой или служебной дисциплины, невыполнение трудовых или служебных обязанностей работниками организаций или государственными служащими. Данные правонарушения совершаются в сфере трудовых и служебных отношений и причиняют вред нормальному функционированию организаций.

Гражданско-правовые нарушения — это противоправные деяния в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Они могут выражаться в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, нарушения имущественных и личных неимущественных прав (например, права собственности, авторских прав), в форме причинения вреда имуществу или личности. Общественная вредность этого вида правонарушений состоит в том, что они дезорганизуют нормальный гражданский оборот, препятствуют осуществлению гражданами и организациями их гражданских прав, наносят материальный и моральный ущерб субъектам гражданских правоотношений.

Особенностью гражданско-правовых нарушений является то, что они могут нарушать не только непосредственно предписания нормативных правовых актов, но и не противоречащие закону условия договоров. Такое понятие признака противоправности этого вида правонарушений обусловлено тем, что гражданское законодательство содержит большое количество норм, допускающих определение прав и обязанностей участников гражданского оборота по взаимному соглашению. Единственное требование в данном случае — согласованные сторонами, но не предусмотренные законом условия договоров должны соответствовать обязательным нормам и общим принципам гражданского законодательства.

Налоговые правонарушения — это нарушения норм законодательства о налогах и сборах, отрасли законодательства, регулирующей исключительно правоотношения в сфере налогообложения. Налоговым кодексом РФ установлен специальный порядок привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, значительно отличающийся от порядка привлечения к административной ответственности. Различаются, в частности, сроки давности привлечения к ответственности и взыскания санкций, порядок производства по делам о налоговых и административных правонарушениях.

Применяемые на практике к правонарушителям меры государственного принуждения отличаются друг от друга в зависимости от видов правонарушений. Можно выделить два крупных вида юридической ответственности, каждому из которых свойственны свои основания возникновения, функции и порядок осуществления:

  • — карательная, или штрафная, ответственность;
  • — правовосстановительная ответственность.

Карательная юридическая ответственность наступает за уголовные преступления, административные и дисциплинарные проступки. Ее основная цель — наказание виновного и предупреждение правонарушений. Такая ответственность всегда осуществляется в установленной законом процессуальной форме и при обязательном участии органов государственной власти или должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. Различают следующие разновидности карательной (штрафной) ответственности:

  • — уголовная ответственность;
  • — административная ответственность;
  • — налоговая ответственность;
  • — дисциплинарная ответственность.

Правовосстановительная юридическая ответственность направлена не столько на формальное наказание правонарушителя, сколько на восстановление нарушенных законных прав и интересов других лиц, устранение вреда, причиненного нормальным общественным отношениям. В таких случаях на правонарушителя возлагается обязанность возместить вред, причиненный пострадавшему лицу. В отличие от карательной правовосстановительная ответственность может быть реализована без вмешательства органов государственной власти или уполномоченных должностных лиц. Правонарушитель может добровольно исполнить свои обязанности по компенсации вреда, причиненного его деянием. Можно выделить следующие разновидности правовосстановительной ответственности — гражданско-правовую и материальную ответственность.

Обстоятельствами, исключающими привлечение лица к юридической ответственности (даже при наличии признаков совершенного правонарушения), являются следующие:

  • недостижение установленного законом возраста;
  • невменяемость — неспособность лица понимать значение своих действий и руководить ими вследствие психического заболевания. Невменяемость устанавливается в результате специальной медицинской экспертизы, после которой суд может объявить данное лицо недееспособным. Ограниченно дееспособные лица несут юридическую ответственность;
  • крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный;
  • причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;
  • обоснованный риск (если вред причинен ради достижения общественно полезной цели);
  • исполнение приказа или распоряжения. Лицо освобождается от юридической ответственности, если оно нарушило правовые нормы в период исполнения обязательного для него приказа (распоряжения). Пример — выполнение противоправных действий природопользователем по распоряжению контролирующего органа;
  • • физическое или психическое принуждение (если лицо потеряло способность руководить своими действиями в результате физического или психического насилия);
  • • объективно-противоправное деяние (казус), (случай), г. е. деяние, совершенное без вины. Это причинение вреда в результате обстоятельств, которое лицо не могло предвидеть и предотвратить;
  • необходимая оборона — самостоятельная защита индивидуумом своей жизни, прав и свобод других лиц.

Характеризуя юридическую ответственность за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, необходимо отметить, что правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности, представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный ииститут экологического права. Этот правовой институт объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсных отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т. п.).

Юридическая ответственность является следствием совершенного правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды, за нарушение которого устанавливается гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в данной области, обязаны возместить его в полном объеме. Субъекты деятельности, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде либо исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Учитываются также понесенные убытки, в том числе упущенная выгода. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде может быть возмещен посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Если вред причинен здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате деятельности юридических и физических лиц, то он подлежит возмещению в полном объеме.

В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить различные виды юридической ответственности. Лица, виновные в нарушении законов или международных договоров, в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба привлекаются:

  • — к уголовной ответственности — физические лица;
  • — административной ответственности — физические и юридические лица, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностные лица юридических лиц.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой