Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инновационный маркетинг как направление развития современного маркетинга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наш взгляд, необходимо поменять менталитет российского бизнеса. На финансирование инноваций сейчас настроены в основном крупные компании, где менеджмент более продвинутый и где идет диалог с властью. В настоящее время большинство российских компаний, при росте экономики, вместо того чтобы модернизировать производства, внедрять новые технологии, покупать зарубежные технологии, тратили свою… Читать ещё >

Инновационный маркетинг как направление развития современного маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие «инновационный маркетинг» и его составляющие;
  • • понятие «маркетинг взаимоотношений», его возможности и способы внедрения;
  • • основные определения, формы и особенности их применения;
  • • стратегии инновационного маркетинга и факторы среды при формулировании маркетинговых целей;

уметь

  • • определять переход от трансакционного маркетинга к маркетингу партнерских отношений;
  • • формулировать маркетинговые цели с учетом факторов внутренней и внешней среды;
  • • проводить маркетинговое исследование с применением инновационных интернет-технологий;
  • • управлять всем комплексом инновационного маркетинга;
  • • определять добавленную ценность во всей цепочке маркетингового планирования;

владеть

  • • навыками применения маркетинговых инновационных моделей при решении управленческих задач;
  • • приемами ранжирования маркетинговых целей и задач в зависимости от степени их приоритетности на основе заданных критериев;
  • • приемами анализа и корректировки выбранных стратегий в условиях турбулентности.

Инновационный потенциал экономики России

Сложившаяся в России ситуация непреодоленного кризиса остро ставит вопрос о дальнейшем пути, о тех мерах, которые не обязательно называть реформами, но которые должны способствовать радикальному изменению курса развития.

Сегодня много говорят и пишут о необходимости стратегического прорыва, о дефиците стратегических инициатив, о равнодушии и адаптации, наблюдаемых в жизнедеятельности целых социальных групп.[1]

Опыт последних 15 лет убедительно показывает, что Россия подошла к необходимости формирования новой парадигмы своего развития, новой парадигмы модернизации, в основу которой должна быть положена идея инновационного пути развития.

В связи с этим встает вопрос о необходимости определения приоритетов в модернизацийных процессах, которые смогли бы сыграть роль объединяющего начала для всех созидательных сил страны.

На наш взгляд, создание инновационной экономики с инновационной инфраструктурой и инновационным укладом — это и есть приоритет геополитический и геоэкономический императив развития России XXI в., одна из доминант экономической стратегии развития страны на ближайшие годы.

Инновационная экономика — необходимый элемент новой экономики, это такая экономическая система, в которой ключевым фактором роста развития становятся инновации. Они связаны с новым более высоким качеством жизни, а значит, и с прогрессом в развитии всех элементов производительных сил.

Любая инновация есть разрешение противоречия между повой потребностью и старыми возможностями. Простая истина заключается в том, что все возможности, которыми обладает современный человек, связаны с развитием науки и техники.

По оценкам В. В. Иванова[2], инновационная экономика — экономика, в условиях которой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. Он выделяет два основных критерия, которые присущи инновационной экономике[3]:

  • 1) прирост ВВП за счет выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг должен составлять более 80%;
  • 2) темпы возрастания финансирования фундаментальных исследований должны превышать темпы роста финансирования закупок промышленностью наукоемких технологий.

Российская экономика не отвечает пи первому, ни второму критерию. Так, в структуре ВВП России доминирует природная рента (83%) и амортизация (12%), в то время как объем наукоемкой продукции и услуг составляет всего лишь не более 5%[4]. Возникает тенденция, противоположная критерию, — закупка технологий в значительной мере превышает расходы на финансирование фундаментальных исследований и темпы их возрастания[5].

Основными производителями инновационных товаров и услуг в России являются крупные предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, что объясняет тенденцию сокращения инновационной продукции в условиях экономических кризисов. Основной фактор сдерживания тенденций инновационной экономики кризисное состояние реального сектора национального хозяйства.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) снижение как общего индекса промышленного производства, так и индекса производства в добывающих и обрабатывающих отраслях сопровождается снижением объемов производства инновационной продукции (услуг)[6]. Например, большая часть расходов предприятий данных отраслей в 2007 г. шла не на разработку инновационных технологий (только 9% па исследования и разработки), а на закупку машин и оборудования (54%), производственное проектирование (19%) и иные направления (18%), что сдерживало, в частности, развитие их инновационного потенциала и, в целом, — национальной экономики[7].

Еще одним сдерживающим фактором развития инновационного потенциала России, по оценкам II. И. Протопоповой[8] возрастают расходы на фундаментальные исследования и в то же время сокращается финансирование научного сопровождения инновационных проектов государственного значения.

С) проблемах перехода к промышленному росту, основанному на наукоемких технологиях, сегодня много говорят представители руководства страны, ведущие политики, ученые-экономисты. Предпринимаются попытки сочетать антикризисные меры и меры по стимулированию инновационной активности. Так, инновационное движение заложено в концепцию развития России до 2020 г. В настоящее время определены пять основных направлений деятельности: энергоэффективность, ядерные, космические, медицинские и компьютерные технологии. Поэтому сейчасважно уточнить цели движения по инновационному пути, четко представить желаемый инновационный облик российской экономики, определить его параметры для оценки правильности избранного направления и скорости прохождения этого пути, а также для сопоставления достижений с позициями стран — лидеров постиндустриального прогресса.

Среди мер по преодолению негативных тенденций в сфере российской экономики при переходе к инновационной можно выделить:

  • • развитие реального сектора экономики;
  • • формирование спроса на инновационные товары и услуги;
  • • разработку экономических институтов по реструктуризации расходов предприятий на инновации;
  • • преодоление противоречивости государственной инновационной политики.

По мнению А. Новака[9]

в России должно быть создано инновационное мышление и инновационная среда, чтобы все люди жили для себя, а не только бизнесмены и власть. Он считает, что в России на высоком конкурентоспособном уровне находится пока только разработка программного обеспечения, в которое активно внедряются 1Т-технологии.

Оценивая вклад государства в развитие наукоемких технологий, можно отметить, что в большинстве развитых стран соотношение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляет 1/3 к 2/3, т. е. 1/3 вкладывает государство и 2/3 сами компании. В России все наоборот: 2/3 даст государство — эго инновационные расходы, которые финансирует бюджет, они составляют порядка 200 млрд руб., а компании вкладывают всего 1/3 общих расходов. Например, сейчас экономика США и Китая в год тратят от 10 до 15% ВВП па НИОКР, на инновации, на модернизацию и собираются в течение ближайших 10 лет тратить еще больше. Такая удачно выбранная инновационная стратегия уже принесла успехи Китаю в научной сфере, который за период с 1995 по 2007 г. по количеству научных и исследовательских работ поднялся в мировой иерархии с 15-го на 2-е место, а по числу докторов наук в естественно-научных и инженерных областях — на 3-е (семикратный рост за 20 лет — с 1985 по 2005 г.).

На наш взгляд, необходимо поменять менталитет российского бизнеса. На финансирование инноваций сейчас настроены в основном крупные компании, где менеджмент более продвинутый и где идет диалог с властью. В настоящее время большинство российских компаний, при росте экономики, вместо того чтобы модернизировать производства, внедрять новые технологии, покупать зарубежные технологии, тратили свою прибыль на покупку новых активов, капитализировали основной бизнес — это приносит более быстрые деньги, чем модернизация, которая окупается в течение 7 10 лет. Компаниям необходимо задуматься о будущем, чтобы это была постоянная политика, чтобы общественное сознание было нацелено на то, что любое действие должно быть направлено на что-нибудь новое.

В современных условиях приватизация госсектора может помочь созданию конкурентной среды. Обычно в нормальной конкурентной среде бизнес либо модернизируется, чтобы снижать издержки производства, либо уходит с рынка. Когда будет конкурентная среда, бизнес вынужден будет вкладывать средства в новые технологии, иначе он не выживет.

По результатам анализа, проверенного Ю. Симачевым, А. Данильцевым и другими1, государством в настоящее время выделяются антикризисные меры, сосредоточенные на решении следующих задач:

  • • расширение доступа к финансовым ресурсам — прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями;
  • 1 Компенсация потерь без стимулов для развития / Ю. Симачев, А. Данильцев, Б. Кузнецов, Л. Яковлев // Эксперт. 2009. № 15. С. 51.
  • • снижение нагрузки на бизнес — налоговой, таможенной (уменьшение вывозных таможенных пошлин по отдельным видам товаров), административной;
  • • смягчение негативных социальных последствий и поддержка рынка труда — увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на иностранную рабочую силу;
  • • стимулирование внутреннего спроса — госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей;
  • • поддержка малого и среднего предпринимательствафинансирование региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, программа Внешэкономбанка по кредитованию малых и средних предприятий, развитие конкуренции;
  • • стимулирование экспорта, прежде всего высокотехнологического, по развитию конкурентной среды;
  • • стимулирование инновационной активности;
  • • повышение эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний.

Главное внимание уделено поддержке крупных компаний. По экспертным оценкам, половина мер (60% ресурсов) связана с интересами и проблемами крупного бизнеса, около 35% мер (5% ресурсов) направлено на поддержку малого предпринимательства и только 15% мер можно связать с поддержкой бизнеса безотносительно к его масштабам[10]

В настоящее время инновации рассматриваются как главный фактор конкурентоспособности в новой (инновационной) экономике, что приводит к формированию инновационного потенциала страны (отдельных регионов), ориентированного на решение институциональных проблем инновационных процессов.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т. п. С инновационным процессом тесно связаны понятие интеллектуальной собственности, патента, изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, лицензирования и др. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией).

Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволяет осуществить привязку инновационной стратегии к преобладающему типу инновации и разработать соответствующие экономические механизмы и организационные формы управления. В кризисных ситуациях часто применяют не отдельные, а комбинированные стратегии, которые предполагают одновременное или последовательное осуществление нескольких стратегий. Прежде чем приступить к внедрению инноваций на предприятии, рекомендуется внимательно ознакомиться с факторами, препятствующими и способствующими инновационной деятельности, чтобы принять решение об оптимальном способе построения инновационного процесса (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Факторы, влияющие на инновационную деятельность.

Группа факторов.

Факторы. препятствующие инновационной деятельности.

Факторы, способствующие инновационной деятельности.

Экономи ческие, технологи ческие.

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых материальнотехниеских средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Полити ческие, правовые.

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций.

Социально;

психоло гические, культурные.

Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда.

нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Органи;

зационно;

управлен;

ческие.

Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация. авторитарный стиль управления. преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Современные взгляды на инновации и инновационные процессы пополнились за счет возрастания роли социальной составляющей и значимости системы управления со всеми ее составляющими (от персонала и технических средств до информации) (рис. 1.1).

Современный взгляд на составляющие инновационной деятельности.

Рис. 1.1. Современный взгляд на составляющие инновационной деятельности На современном этапе инновационный процесс как объект инновационного менеджмента и маркетинга приобретает новое качество. Он характеризуется ростом неопределенности развития, повышенным риском, комплексностью проблем, усилением зависимости от внешней среды.

Инновации, независимо от области использования, должны обладать тремя важнейшими свойствами: обладать научно-технической новизной, производственной (функциональной) применимостью и коммерческой целесообразностью (реализуемостью). В свою очередь, научно-техническая новизна должна обладать свойствами: новизны, удовлетворения рыночного спроса и обеспечения дополнительной (новой) прибавочной стоимости (рис. 1.2).

Системный характер основных свойств инноваций.

Рис. 1.2. Системный характер основных свойств инноваций Важное условие для практической реализации инноваций в бизнесе — формирование инновационного потенциала и реализация инновационной политики, основанных:

  • • на становлении инновационных систем и институтов;
  • • привлечении инновационных инвестиций;
  • • формировании инновационного климата;
  • • определении инновационной культуры и инновационного уклада;
  • • поиске и отборе инновационных идей;
  • • реализации инновационной стратегии;
  • • последовательном внедрении всего инновационного процесса.

Инновационная политика — это в первую очередь поддержка предпринимателя, который занимается инновациями, и компаний, которые делают НИОКР, содействие их взаимодействию.

Очевидно, что в условиях глобализации, постоянно обостряющейся конкуренции только должным образом разработанная и последовательно осуществленная инновационная политика может привести к успеху.

Экономическое развитие России должно иметь четко разработанную стратегию, одним из элементов которой является инновационная политика.

Активная инновационная политика должна минимизировать риски, связанные с двумя важнейшими проблемами современной России: демографическим спадом и обеспечением гармоничного, устойчивого и сбалансированного развития регионов России. Сбалансированность должна быть достигнута с учетом местных условий, геополитического контекста и географической среды, а также проведением федеральным центром эффективной региональной политики.

Инновационная политика — это не столько новый тип государственной политики, сколько группирование известных методов научно-технической и промышленной политики и использование их для достижения четко определенной цели: стимулирования научно-технических нововведений.

В рамках этого направления можно выделить три широкие категории методов инновационной политики:

  • 1) методы стимулирования предложения нововведений (обеспечение финансовой и технической помощи новаторам, включая создание научиотехн и ческой инфраструктуры);
  • 2) методы стимулирования спроса на новшества (правительственные закупки и контракты, особенно для новых товаров, процессов и услуг);
  • 3) методы создания климата для нововведений (включая налоговую и патентную политику и государственные нормы и правила, регулирующие состояние экономики, условия и безопасность труда и охрану окружающей среды).

Иногда применяют иную классификацию методов инновационной политики: прямые, т. е. предусматривающие непосредственно финансовую помощь, государственные закупки и т. д., и косвенные, т. е. налоги, нормы, подготовка специалистов и др.

Организация инновационной деятельности связана с разделением и кооперацией труда, обеспечением необходимыми ресурсами, выбором и реализацией процедур эффективного осуществления инновационного цикла.

Методологические аспекты формирования современного организационно-экономического механизма инновационной деятельности, на наш взгляд, следует рассматривать с точки зрения инновационных систем. В методологическом плане представление об инновационной системе означает признание необходимости целостного подхода к инновационному процессу, его формированию и протеканию.

Проблемы сущности и трансформации инновационных систем остаются еще малоисследованными. Инновационная система отождествляется многими авторами в большей мере с инновационной инфраструктурой, с элементами, сопутствующими инновационной деятельности. На наш взгляд, акцент следует делать не только на структуру (она есть отображение внутренних элементов организации), а на сущностную сторону — на механизм взаимосвязи. С этой точки зрения под инновационной системой следует понимать экономические отношения, возникающие по поводу осуществления инновационной деятельности.

Инновационные системы — это не просто объекты, где создаются и внедряются новшества. Это особые экономические структуры, главной функцией которых является инновационная деятельность.

Основная функция инновационных систем заключается в производстве нового знания, разного рода новшеств, в использовании нововведений на практике. Эту же функцию должен выполнять и организационноэкономический механизм инновационной деятельности формирования инновационного потенциала и его эффективного использования. При рассмотрении инновационных систем, используя системный подход, следует исходить из эффективности функционирования этих систем. Для этого любая инновационная система должна иметь стратегические цели и пути их реализации.

Инновационные системы можно рассматривать на трех уровнях: микроуровень — постоянное обновление продукции и се параметров на базе улучшающих инноваций; мезоуровень — смена поколений техники, обновление активной части основных фондов, что лежит в основе среднесрочных экономических циклов; макроуровень — развертывающаяся на основе базисных инноваций смена лидирующих технологических укладов как совокупности технологически сопряженных производств примерно один раз в 50 лет.

Инновация представляет собой результат функционирования комплексной системы, которая обладает определенной структурой. Базовыми элементами структуры инновационного процесса выступают сфера НИОКР, производство, потребление. Причем каждый ее элемент выполняет определенную функцию. В сфере НИОКР инновация создается, в сфере производства она тиражируется, в сфере потребления реализуются ее качества. Инновационный процесс эффективен, если информация свободно движется в обоих направлениях, когда каждый компонент инновационной структуры соответствует своему назначению, а переход от одного этапа движения инноваций к другому осуществляется с минимальными издержками. Следовательно, структура инновационной системы, на наш взгляд, зависит от того, какие связи между ее элементами существуют.

Для эффективного развития инновационной деятельности необходимы определенные внешние условия и прежде всего решение проблем ее финансирования и государственного регулирования.

Одна из основных ролей отводится созданию и поддержанию институциональной среды, необходимой для развития инновационной деятельности. Становление инновационных институтов не существует без государства, которое формирует институты, законы, нормы и правила. Инновационный процесс — зона большого риска, участие государства в поддержке и регулировании важнейших элементов национальных инновационных систем больше, чем в других экономических подсистемах.

Создание восприимчивой и способной к эффективному использованию инноваций экономики невозможно без формирования макроэкономического механизма поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Особую роль в этом механизме играют финансовые институты и государство. От их активности и участия в инновационных процессах в существенной мере зависит и активность в инновационной сфере самих предприятий.

Реализация и внедрение инноваций основываются на необходимости привлечения инновационных инвестиций. В свою очередь, процесс привлечения инновационных инвестиций требует оценки инновационного климата.

Инновационный климат — это совокупность факторов внешней среды предприятия, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации его инновационного потенциала и инновационной политики. Он включает в себя макроклимат (факторы дальнего окружения) и микроклимат (факторы ближнего окружения).

Обеспечить стабильное технологическое развитие, надлежащий уровень конкурентоспособности и экономический рост на общемировом фоне призвано формирование инновационного уклада России. Инновационный уклад опирается на фундамент культурной традиции, формирующий инновационную культуру.

Инновационная культура — это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового.

Основной задачей инновационной культуры является достижение устойчивого интенсивного развития, своеобразной инновационной «экодинамики», т. е. оптимального равновесия между старым (традицией), современностью и новым.

В целом, благоприятный инновационный климат и инновационная культура открывают возможности перед выработкой инновационных стратегий. Эффективность реализации отечественной инновационной стратегии и всего поля ее институтов деятельности будет определяться не столько количеством созданных или задействованных структур, сколько их качеством и верной оценкой направления их работы. А основу всего этого процесса должен создать правильный поиск и отбор инновационных идей.

Питер Друкер сформулировал семь источников инновационных идей, разработав которые, можно идентифицировать новые свойства имеющихся ресурсов либо создать новые ресурсы для достижения поставленных целей. К таким источникам инновационных идей относятся:

  • 1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);
  • 2) некойгруэнтность, т. е. несоответствие между реальностью, какова она на самом деле, и нашими представлениями о ней (какова она «должна быть»);
  • 3) нововведения, основанные на потребности процесса (недостатках и слабых местах, которые должны быть устранены);
  • 4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
  • 5) демографические изменения;
  • 6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  • 7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Использование этих источников инновационных идей позволяет разработать и внедрить инновации в различных сферах экономической деятельности.

Поиск инновационных идей является исключительно творческим процессом, а его результативность определяет эффективность всего инновационного процесса.

Инновационный процесс представляет собой преобразование инновационной идеи в коммерчески выгодный результат для достижения поставленной цели. Так, Л. Н. Васильева и Е. А. Муравьева определяют следующие его стадии[11]:

  • • поиск инновационных идей;
  • • отбор наиболее перспективных идей;
  • • оценка жизнеспособности отобранных идей;
  • • разработка детального бизнес-плана инновационного проекта;
  • • экспертная оценка бизнес-плана;
  • • экспертное производство инновационного продукта;
  • • корректировка схемы производства;
  • • продвижение инновационного продукта;
  • • массовое производство инновационного продукта.

Инновационный процесс — это последовательное превращение идеи в товар по соответствующим виду инновации этапам. По оценкам А. И. Базилевич[12], различают следующие инновационные процессы:

  • простой внутриорганизационный (создание и использование новшества внутри предприятия без придания ему товарной формы);
  • простой межорганизационный (создание инновации как объекта купли-продажи и потребление ее вне рамок предприятия-изготовителя);
  • расширенный (организация производства инновации множеством производителей, обеспечение их конкуренции на рынке в целях повышения качества продукции).

Инновационный процесс может быть пионерным, т.с. направленным на обеспечение лидерства в какой-либо области (ориентация на базисные инновации), и догоняющим, направленным на поддержание конкурентоспособности товаров и услуг с ориентацией на улучшающие и псевдоинновации.

При рассмотрении инновационного процесса в содержательном и временном аспектах возникает понятие «инновационный цикл». Содержательная форма инновационного цикла характерна для базовых инноваций, основой которых служат результаты фундаментальных и прикладных исследований (рис. 1.3).

Полный инновационный цикл базовых инноваций.

Рис. 13. Полный инновационный цикл базовых инноваций[13]:

НИР — научно-исследовательские работы Инновационный цикл рыночной реализацией не заканчивается, поскольку потребители по мере эксплуатации инновационного продукта оказывают на него значительное воздействие, вызывая необходимость его постоянного совершенствования. Доля базовых инноваций невысока — не более 3—5%. Наибольшую долю занимают улучшающие и псевдоинновации, инновационный цикл которых имеет и в содержательном, и во временном аспекте другой вид. Для данных инноваций главным являются результаты исследований рынка, направленных на изучение предпочтений потребителей. В результате инновационный цикл становится замкнутым, включая постоянно повторяющуюся деятельность (рис. 1.4).

Инновационный процесс наиболее успешен, если осуществляется в ходе освоения комплексной инновации.

Технологическая отсталость остается одной из важнейших причин низкой конкурентоспособности российских промышленных предприятий.

Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции российских компаний на современном этапе развития, необходимо создать условия для производства и успешного внедрения на рынок инноваций в виде новых продуктов и услуг, а также новых или усовершенствованных технологий.

России не обойти главную проблему — глубоких структурных изменений в реальном секторе в пользу перерабатывающих секторов. Что параллельно может решить две важнейшие задачи: стимулирует естественный рост па инновации и создаст устойчивого партнера банковскому сектору. Связь конкурентоспособности предприятий и уровня их инновационности представлена в табл. 1.2.

Инновационный цикл технологических, улучшающих и псевдоинноваций.

Рис. 1.4. Инновационный цикл технологических, улучшающих и псевдоинноваций[14]

Российские предприятия отстают от конкурентов по технологическому уровню. К 2009 г. сложилась ситуация, при которой инновационно активные предприятия стали более конкурентоспособными, причем уровень конкурентоспособности растет с увеличением глубины инновационных процессов.

Таблица 1.2

Связь конкурентоспособности предприятий и уровня их инновационности, %

Уровень инновационности предприятий.

Конкурентоспособность.

высокая.

средняя.

низкая.

Глобальные ииндикаторы.

42,9.

7.1.

Инноваторы на российском рынке.

42,4.

49,2.

8,5.

Инноваторы только для предприятия.

28,4.

53,7.

17,9.

Имитаторы.

25,5.

15,5.

Пассивные.

14,2.

64,5.

21,3.

Источник: Скляров И. В России формируется инновационное ядро // Экономика и жизнь. 2010. № 14. С. 2.

Характеристики неэффективной России представлены на рис. 1.5.

Для значительной части обрабатывающей промышленности обнаруживается «ловушка недоразвитости». Инновации не могут стать мотором экономического роста, когда отсталое производство не формирует спрос на инновации и подавляет предложение, а отсутствие предложения, в свою очередь, тормозит спрос. 1

Характеристики неэффективной России.

Рис. 1.5. Характеристики неэффективной России[15]

Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост обеспечивают новые знания, которые являются основным конкурентным преимуществом, как малых предприятий, так и крупнейших корпораций.

Конечная цель инновационного пути развития — это переход к обществу экономики знаний. По данным Всемирного банка, в современных источниках экономического роста доля капитала составляет примерно 35%, рабочей силы — 25 и технологий, основанных на новых знаниях, порядка 40%[16].

Прежние теоретические воззрения исходили из необходимости достижения равновесного состояния в экономике, опирались на постулаты ограниченности ресурсов, предельной полезности, приоритета частного интереса, определяющего общую экономическую динамику. Меняется роль крупных, средних и малых предприятий в создании новшеств и их продвижении на рынок, в практическом освоении новых прорывных технологий. А экономика знаний должна учитывать природу знания как всеобщего блага, безграничность его использования, не требующего новых затрат для повторного создания, а также вызываемое нарастающим потоком нововведений постоянное нарушение равновесного состояния; кроме того — возрастающую роль общественного интереса, понимание социальных параметров экономического развития не только в национальном, но и в глобальном масштабе.

Для успешного перехода к новому качеству экономического роста необходимо создавать благоприятную инновационную среду, важнейшими чертами которой являются экономическая свобода, отсутствие бюрократических преград, преодоление гнета коррупции, поддержка среднего и малого бизнеса, конкурентоспособность предприятий, доступность венчурного капитала, четкость механизмов заключения контрактов на проведение и использование результатов исследований, действенная защита интеллектуальной собственности.

Для инновационной активности предпринимателей государство должно использовать не только меры стимулирования и поддержки, но и механизмы регулирования и принуждения. В их числе стоит упомянуть постепенно ужесточаемые стандарты энергопотребления, предельные нормы наносящих ущерб природной среде выбросов и отходов производства, нормы расхода материалов в ключевых отраслях производства, международные требования к качеству важнейших продуктов и услуг.

Финансовый кризис должен заставить российских предпринимателей понять, что единственно правильные антикризисные решения — это решения инновационные. Крупные российские компании в большинстве своем надеются на государственные средства, а не разрабатывают собственные проекты и программы модернизации. Инновационная политика и стратегия компании составляют теперь одно из основных ее конкурентных преимуществ. В выигрыше оказываются те предприниматели, которые поняли, что в инновационной экономике наряду с традиционными факторами производства — земля, труд и капитал — появляется новый фактор — знание, интеллектуальные ресурсы, а также те, кто оценил и научился умело использовать их достоинства и особенности.

  • [1] Подготовлено по материалам: Карпова С. В. Инновационная маркетинговая политика российских компаний: монография. М.: Эльф ИПР, 2010. С. 36—61.
  • [2] Иванов В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества // Инновации. 2004. № 5. С.
  • [3] Иванов В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. 2006. >6 1. С. 47—58.
  • [4] Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009. С. 566.
  • [5] Там же. С. 553, 558.
  • [6] gks.ru
  • [7] Индикаторы инновационной деятельности. 2009: стат. сб. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2009. С. 415
  • [8] Протопопова Н. И. Налоги как инструмент формирования инновационного сектора национальной экономики: {{методологический аспект // Налоги и налогообложение. 2007. № 12. С. 23−31., является противоречивость инновационной политики государства
  • [9] Нас ждет новая гонка — гонка инноваций. Интервью с зам. министра финансов РФ Л. Новаком // РБК. 2010. № 25. С. 2.
  • [10] Компенсация потерь без стимулов для развития / Ю. Симачев, А. Данильцев, Б. Кузнецов, Л. Яковлев. С. 51.
  • [11] Васильева Л. //., Муравьева Е. А. Методы управления инновационной деятельностью: учеб, пособие. М.: Кино Рус, 2005.
  • [12] Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб, пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ-ДАПЛ. 2009. С. 30.
  • [13] Базилевич Л. И. Инновационный менеджмент предприятия. С. 30.
  • [14] Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия. С. 30.
  • [15] Баранов А. Модернизация в головах: увидеть и включить резервы // Эксперт. 2010. № 18. С. 4.
  • [16] Коршунов И. А., Трифилова А. А. Современный инновационный менеджмент // Инновации. 2003. № 2−3. С. 58−63.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой