Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сексуальная эксплуатация. 
Международное уголовное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Будучи крайне обеспокоенными значительными и растущими масштабами международной контрабандной перевозки детей для целей торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, будучи глубоко обеспокоенными широко распространенной и продолжающейся практикой секс-туризма, особенно опасной для детей, поскольку она непосредственно стимулирует торговлю детьми, детскую проституцию и детскую… Читать ещё >

Сексуальная эксплуатация. Международное уголовное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важным документом в международной борьбе с рассматриваемыми преступлениями является Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 г., которая заменила все ранее действовавшие по этому вопросу международные соглашения. Конвенция 1949 г. признала международными уголовными преступлениями следующие деяния: сводничество, склонение или совращение в целях проституции другого лица, даже с его согласия; эксплуатацию проституции другими лицами, даже с их согласия (ст. 1); содержание дома терпимости или управление им, а также сознательное финансирование и участие в финансировании дома терпимости; сдачу в аренду или наем здания либо другого места, зная, что они будут использоваться в целях проституции третьими лицами (ст. 2); покушение на совершение вышеуказанных действий, а также подготовку к ним (ст. 3) и умышленное участие в этих действиях (ст. 4).

Конвенция 1949 г. впервые распространялась не только на территорию метрополий государств-участников, но и на все другие территории, за которые они несут ответственность. При этом каждое государство должно было учредить на своей территории специальный орган, который должен был стать центральным и координационным органом борьбы с перечисленными международными преступлениями. Предусмотрен обмен информацией об этих преступлениях по установленной форме и принятие необходимых законодательных мер для обеспечения применения Конвенции.

Принятие Конвенции 1949 г. стало прогрессивным шагом. Однако с самого начала Конвенция подвергается аргументированной критике и вследствие неучтенных или устаревших подходов и аспектов на сегодняшний день не может служить эффективным международным правовым инструментом.

Тот факт, что ее ратифицировали только 72 государства, подтверждает спорность ряда ее положений, которые сегодня вступают в противоречие как с жизненными реалиями, так и с существующим во многих западных странах законодательством. Для сравнения: Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подписали 169 стран[1].

Ранее уже отмечалось, что согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. государства-участники принимают соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

В свою очередь, Венская декларация 1993 г., о которой также говорилось выше, провозгласила права человека женщин и девочек неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека и призвала к искоренению насилия по признаку пола и всех форм сексуального домогательства и эксплуатации.

В Декларации прав ребенка проводится мысль о том, что дети нуждаются в особой охране и заботе и им должна быть предоставлена специальная международно-правовая защита от всех преступных посягательств. В принципе 9 отмечается: «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию» .

Конвенция о правах ребенка нацелена на защиту детей от опасности сексуальной, экономической и других форм эксплуатации, включая продажу детей. Согласно ст. 34 этой Конвенции: «Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах" .

В развитие положений Конвенции о правах ребенка, в том числе и ст. 34, 25 мая 2000 г. в Нью-Йорке был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

В преамбуле Протокола, в частности, отмечается, что государства участники:

" …будучи крайне обеспокоенными значительными и растущими масштабами международной контрабандной перевозки детей для целей торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, будучи глубоко обеспокоенными широко распространенной и продолжающейся практикой секс-туризма, особенно опасной для детей, поскольку она непосредственно стимулирует торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию, признавая, что ряд особо уязвимых групп детей, включая малолетних девочек, в большей степени подвергается риску сексуальной эксплуатации и что доля малолетних девочек является несоразмерно высокой среди сексуально эксплуатируемых детей, будучи обеспокоенными растущей доступностью детской порнографии в Интернете и в рамках других развивающихся технологий и ссылаясь на Международную конференцию по борьбе с детской порнографией в Интернете (Вена, 1999 год), и в частности на ее решение, призывающее к криминализации во всем мире производства, распространения, экспорта, передачи, импорта, умышленного хранения детской порнографии и ее рекламы, и подчеркивающее важное значение более тесного сотрудничества и партнерства между правительствами и индустрией Интернета, считая, что ликвидации торговли детьми, детской проституции и детской порнографии будет содействовать принятие всеобъемлющего подхода, учитывающего все способствующие этим явлениям факторы, включая недостаточное развитие, нищету, экономические диспропорции, неравноправную социально-экономическую структуру, наличие неблагополучных семей, низкий уровень образования, миграцию между городами и сельской местностью, дискриминацию по признаку пола, безответственное сексуальное поведение взрослых, вредные виды традиционной практики, вооруженные конфликты и контрабандную перевозку детей, считая, что для сокращения потребительского спроса на торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию необходимо предпринять усилия по повышению уровня информированности общества, и будучи также убежденными в важном значении укрепления глобальных партнерских отношений между всеми участниками, а также усиления правоприменительных мер на национальном уровне, принимая во внимание положения международно-правовых актов в области защиты детей, включая Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления[2], Гаагскую конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей[3], Гаагскую конвенцию о юрисдикции, применимом праве, признании, правоприменении и сотрудничестве в вопросах родительской ответственности и мерах по защите детей[4] и Конвенцию Международной организации труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" ,.

принимают Протокол и договорились о нижеследующем:

" а) торговля детьми означает любой акт или сделку, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение;

b) детская проституция означает использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения;

c) детская порнография означает любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях" (ст. 2).

В соответствии со ст. 3:

" 1. Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы как минимум следующие деяния и виды деятельности были в полной мере охвачены его криминальным или уголовным правом, независимо от того, были ли эти преступления совершены на национальном или транснациональном уровне или в индивидуальном или организованном порядке:

a) в контексте торговли детьми, определяемой в статье 2:

i) предложение, передача или получение какими бы то ни было средствами ребенка с целью:

a. сексуальной эксплуатации ребенка;

b. передачи органов ребенка за вознаграждение;

c. использования ребенка на принудительных работах;

ii) неправомерное склонение, в качестве посредничества, к согласию на усыновление ребенка в нарушение применимых международно-правовых актов, касающихся усыновления;

b) предложение, получение, передача или предоставление ребенка для целей детской проституции, определяемой в статье 2;

c) производство, распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажа или хранение в вышеупомянутых целях детской порнографии, определяемой в статье 2.

  • 2. С учетом положений национального законодательства государстваучастника аналогичные положения применяются в отношении покушения на совершение любого из этих деяний, а также пособничества или соучастия в совершении любого из этих деяний.
  • 3. Каждое государство-участник предусматривает надлежащие меры наказания за эти преступления, исходя из степени их тяжести.
  • 4. С учетом положений своего национального законодательства каждое государство-участник в соответствующих случаях принимает меры по установлению ответственности юридических лиц за преступления, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи. С учетом правовых принципов государства-участника эта ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданской или административной.
  • 5. Государства-участники принимают все надлежащие правовые и административные меры в целях обеспечения того, чтобы все лица, имеющие отношение к усыновлению ребенка, действовали в соответствии с положениями применимых международно-правовых актов" .

Помимо универсальных международных актов ООН разрабатываются и принимаются международные документы, направленные на борьбу с сексуальной эксплуатацией и на уровне отдельных регионов.

В литературе отмечается, что ряд документов по борьбе с торговлей людьми, принятых на уровне Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейского союза, используют более узкое понятие торговли людьми по сравнению с понятием, которое приводится в Палермском протоколе. Многие из этих документов концентрируют внимание на торговле только женщинами и (или) на торговле исключительно с целью принудительной проституции и сексуальной эксплуатации.

Так, в частности, Комитет министров Совета Европы в Рекомендации R (2000) 11 государствам-членам «О борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации» от 19 мая 2000 г. затрагивает проблему торговли людьми, но ограничивает это понятие торговлей с целью сексуальной эксплуатации. Комитет министров Совета Европы также рекомендовал государствам-участникам осуществлять экстерриториальную юрисдикцию вне зависимости от страны, когда такое преступление совершается более чем в одном государстве. Согласно Рекомендации государства-участники должны ввести гражданско-правовую и уголовную ответственность для юридических лиц с конкретизированными наказаниями[5].

В 2007 г. была принята Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. В ее преамбуле отмечено, что сексуальная эксплуатация детей, особенно детская порнография и проституция, а также все формы сексуальных злоупотреблений в отношении детей, включая деяния, которые совершаются за границей, пагубно влияют на здоровье ребенка и его психосоциальное развитие; сексуальная эксплуатация и сексуальные злоупотребления в отношении детей приобрели тревожные масштабы как на национальном, так и на международном уровнях, в частности в том, что касается расширения использования как детьми, так и правонарушителями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и что предотвращение таких сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей и борьба с ними требуют международного сотрудничества.

Эта Конвенция основана на Плане действий, принятом на Третьей встрече глав государств и правительств Совета Европы (Варшава, 16−17 мая 2005 г.), в котором содержится призыв разработать меры, направленные на прекращение сексуальной эксплуатации детей; Рекомендации R (91) 11 Комитета министров Совета Европы о сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции с участием детей и молодых взрослых, а также о торговле ими[6]; Рекомендации Rec (2001) 16 Комитета министров Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации[7]; Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; пересмотренной Европейской социальной хартии[8] и Европейской конвенции об осуществлении прав детей[9].

При заключении были приняты во внимание Конвенция ООН о правах ребенка, особенно ее ст. 34, Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Палермский протокол, Конвенция № 182 МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.

Также приняты во внимание Рамочные решения Совета Европейского союза о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией (2004/68/JHA), о статусе жертв в уголовном процессе (2001/220JHA) и о борьбе с торговлей людьми (2002/629/JHA).

Были приняты во внимание и другие соответствующие международные документы и программы в этой области, в частности Стокгольмская декларация и План действий, принятые на первом Всемирном конгрессе против сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях (27−31 августа 1996 г.), Иокогамские глобальные обязательства, принятые на втором Всемирном конгрессе против сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях (17−20 декабря 2001 г.), Будапештские обязательства и План действий, принятые на конференции по подготовке второго Всемирного конгресса против сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях (20−21 ноября 2001 г.), резолюция Генеральной Ассамблеи ООН S-27/2 «Мир, пригодный для жизни детей» и трехгодичная Программа «Строим Европу для детей и вместе с детьми», принятая по итогам Третьего саммита и открытая на конференции в Монако (4−5 апреля 2006 г.).

Участники решили эффективно содействовать достижению общей цели, но обеспечению детей надлежащей защитой от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, кто бы их ни совершал, и по оказанию помощи жертвам, при этом учли необходимость подготовки всеобъемлющего международного документа, посвященного профилактическим, защитным и уголовно-правовым аспектам борьбы со всеми формами сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей, и создания особого механизма мониторинга.

Согласно ст. 1 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений ее целями являются:

" а) предотвращение сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей и борьба с ними;

b) защита прав детей — жертв сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений;

c) развитие национального и международного сотрудничества в борьбе с сексуальной эксплуатацией и сексуальными злоупотреблениями в отношении детей" .

В соответствии со ст. 3 рассматриваемой Конвенции:

" b) «сексуальная эксплуатация и сексуальные злоупотребления в отношении детей» включают действия, указанные в статьях 18−23 Конвенции;

с) «жертва» означает любого ребенка, подвергнувшегося сексуальной эксплуатации или сексуальным злоупотреблениям" .

Сексуальными злоупотреблениями согласно ст. 18 данной Конвенции являются умышленные действия:

" а) занятие деятельностью сексуального характера с ребенком, который, согласно соответствующим положениям национального законодательства, не достиг установленного законом возраста для занятия деятельностью сексуального характера;

b) занятие деятельностью сексуального характера с ребенком, когда:

  • — используются принуждение, сила или угрозы; или
  • — имеет место злоупотребление признанным доверием, властью или влиянием на ребенка, в том числе внутри семьи; или
  • — имеет место злоупотребление особо уязвимым положением ребенка, в частности в силу его ограниченных умственных и физических возможностей или в случае сто зависимого положения" .

При этом каждая сторона самостоятельно определяет возраст, до которого запрещено вступать в действия сексуального характера с ребенком, и действие положений подп. «а» не распространяются на деятельность сексуального характера между несовершеннолетними, совершаемую по взаимному согласию.

В соответствии со ст. 19 данной Конвенции, преступлениями, касающимися детской проституции, являются следующие умышленно совершаемые деяния:

" а) вовлечение ребенка в проституцию или склонение ребенка к занятию проституцией;

b) принуждение ребенка к занятию проституцией или извлечение выгоды из нее или иная эксплуатация ребенка для этих целей;

c) использование услуг детской проституции" .

" Детская проституция" означает использование ребенка для деятельности сексуального характера, когда выплачивается или обещается денежное или любое другое вознаграждение или оплата, независимо от того, выплачивается ли такое вознаграждение или производится такая оплата или дается такое обещание самому ребенку или третьему лицу.

Согласно ст. 20 рассматриваемой Конвенции преступлениями, касающимися детской порнографии, являются следующие умышленно и неправомерно совершаемые деяния:

" а) производство детской порнографии;

b) предложение или предоставление детской порнографии;

c) распространение или передача детской порнографии;

d) приобретение детской порнографии для себя или другого лица;

e) хранение детской порнографии;

О преднамеренное получение доступа к детской порнографии при помощи информационно-коммуникационных технологий" .

" Детская порнография" означает любые материалы, которые изображают ребенка, совершающего реальные или смоделированные сексуально откровенные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях.

Каждая из сторон может сохранить за собой право не применять полностью или частично подп. «а» и «е» в отношении производства и хранения порнографических материалов:

  • — представляющих собой исключительно смоделированные или реалистичные изображения несуществующего ребенка;
  • — с участием детей, если такие изображения производятся и хранятся ими с их согласия и исключительно для их собственного частного использования.

При этом каждая сторона самостоятельно определяет возраст, до которого запрещено вступать в действия сексуального характера с ребенком. Также каждая из сторон может сохранить за собой право нс применять полностью или частично подп. «f» .

В соответствии со ст. 21 рассматриваемой Конвенции преступлениями, касающимися участия ребенка в порнографических представлениях, признаются следующие умышленно совершаемые деяния:

" а) вовлечение ребенка в порнографические представления или склонение ребенка к участию в таких представлениях;

b) принуждение ребенка к участию в порнографических представлениях либо извлечение из этого выгоды или эксплуатация ребенка иным образом в этих целях;

c) сознательное посещение порнографических представлений с участием детей" .

Каждая из сторон может сохранить за собой право ограничить применение подп. «с» случаями, когда имело место вовлечение или принуждение детей в соответствии с подп. «а» или «b» .

В соответствии со ст. 22 данной Конвенции под совращением детей понимается умышленное склонение ребенка к наблюдению сексуальных злоупотреблений или деятельности сексуального характера, даже не участвуя в них, в сексуальных целях.

Согласно ст. 23 Конвенции домогательством в отношении детей с сексуальными целями признается любое умышленное предложение о встрече, с которым взрослый при помощи информационно-коммуникационных технологий обращается к ребенку, не достигшему установленного возраста, с целью совершения против него или нее любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 18 или подп. «а» п. 1 ст. 20, если за таким предложением последовали практические действия, направленные на проведение такой встречи.

  • [1] См.: Рогова И. Г. Формирование норм международного права об ответственности за торговлю людьми // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 8. URL: wwv. journal-nio.com/mdex.php?option=com_content&v iew=article&id=502&Itemid=90 (дата обращения: 12.03.2015).
  • [2] Заключена в г. Гааге 29 мая 1993 г. Подписана от имени Российской Федерации 7 сентября 2000 г.
  • [3] Заключена в г. Гааге 25 октября 1980 г.
  • [4] Заключена в г. Гааге 19 октября 1996 г.
  • [5] См.: Рогова И. Г. Формирование норм международного права об ответственности за торговлю людьми.
  • [6] Рекомендация № R (91) 11 Комитета министров Совета Европы «Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними»: принята 9 сентября 1991 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: Спарк, 1998. С. 192−196.
  • [7] Принята 31 октября 2001 г. на 771-м заседании заместителей министров (см.: СПС «КонсультантПлюс»).
  • [8] Принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г. Подписана от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 14 сентября 2000 г. Ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ.
  • [9] Заключена в г. Страсбурге 25 января 1996 г. Подписана от имени Российской Федерации 10 мая 2001 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой