Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Начало войны. 
Театр военных действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международное право не содержит специальных норм об установлении каких-либо границ или специальных зон для ведения войны на море. Практика показывает, что многие воюющие государства с целью обеспечения безопасности морской и воздушной навигации устанавливают в открытом море специальные зоны ведения боевых действий (оборонительные, операционные, патрулирования, осмотра, безопасности, блокадные… Читать ещё >

Начало войны. Театр военных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало войны — это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим не следует фактического начала боевых действий. Началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Гаагская конвенция III об открытии военных действий 1907 г. устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Мотивированное объявление войны может быть взято назад, если государство, которому объявлена война, ликвидирует обстоятельства, послужившие причиной объявления войны. Ультиматум (категоричное объявление войны) нс допускает никаких возражений против требований одного государства к другому под угрозой начала против него боевых действий (1999 г. — ультиматум США, предъявленный Сербии).

Сам факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, не превращает войну противоправную в войну законную и в соответствии с Определением агрессии 1974 г. представляет собой акт агрессии. Само объявление войны — это преступление против мира, угроза применения силы. Однако начало войны без ее предварительного и недвусмысленного предупреждения является отягчающим обстоятельством другого преступления против мира — ведения агрессивной войны. На Нюрнбергском процессе был специально отмечен факт нападения Германии на СССР без объявления войны, т. е. нарушение нормы Гаагской конвенции III.

Институт объявления войны не потерял своего значения и в современном мире — он должен использоваться при реализации нрава на индивидуальную или коллективную самооборону, при начале операций по поддержанию мира по мандату ООН (в соответствии с резолюцией СБ ООН 1990 г. Ираку была предоставлена «пауза мира» для вывода войск с территории Кувейта).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается фактическим началом боевых действий, является началом юридического состояния войны вплоть до его официального прекращения (хотя фактическое начало военных действий между государствами может и не привести к началу состояния войны — советско-китайский конфликт в 1969 г.). Так, например, несмотря на то, что наличие вооруженного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 г. очевидно, состояния войны не было, поскольку война не объявлялась и официальные отношения не прекращались.

Наступление состояния войны независимо от фактического начала военных действий влечет за собой следующие международно-правовые последствия:

  • — прекращаются мирные отношения между участниками конфликта. Дипломатический и консульский персонал вправе беспрепятственно покинуть территорию государства пребывания. В соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях (1961 и 1963 гг.) государство пребывания обязано оказать содействие для выезда таких лиц и при необходимости предоставить им средства передвижения;
  • — между воюющими сторонами прекращают действовать двусторонние договоры, рассчитанные на мирное время. Вступают в силу договоры, специально заключенные на случай войны, — прежде всего, Гаагские 1907 г. и Женевские 1949 г. конвенции (которые запрещено денонсировать во время войны);
  • — запрещаются торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельского государства, личные и коммерческие отношения между гражданами воюющих государств;
  • — к гражданам неприятельского государства, пребывающим на территории военного противника, применяются различные ограничения (специальный негативный режим), включая интернирование или принудительное проживание в определенном районе на период войны. Интернированные лица сохраняют свою гражданскую правои дееспособность и вправе осуществлять их в той мере, в какой это совместимо с интернированием;
  • — имущество, принадлежащее вражескому государству (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств), подлежит конфискации. Имущество частных лиц в принципе считается неприкосновенным;
  • — торговым судам воюющих сторон, находящимся к началу войны в неприятельских водах и портах, дается определенный срок («индульт»), в течение которого они должны покинуть территорию вражеского государства. По истечении этого срока суда могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от их принадлежности (государству или частным лицам).

С началом состояния войны вступает в действие система «держав-покровительниц» (установлена Дополнительным протоком I). Держава-покровительница — это неучаствующее в конфликте государство (несколько государств), признанное воюющими сторонами и назначенное для охраны интересов обеих воюющих сторон. Если такой Державы нет, ее функции обязаны выполнять Международный комитет Красного Креста или другие международные организации («субституты»). Представлять интересы воюющих государств может любое нейтральное государство (во время Второй мировой войны интересы СССР в Германии представляла Швеция; она же представляла германские интересы в СССР). Через Державу-покровительницу, субститут или нейтральное государство поддерживается связь между воюющими сторонами.

Театр военных действий (театр войны) — это пространственная сфера вооруженного конфликта, т. е. сухопутная, водная и воздушная территория воюющих сторон. Без ущерба для интересов других государств боевые действия могут проводиться в открытом море, воздушном пространстве над ним, в космическом пространстве. Международное право устанавливает изъятия из театра войны, в том числе в пределах территории воюющих сторон. В театр войны не могут включаться:

  • — отдельные международные проливы и каналы: Магелланов пролив (Договор 1981 г. между Аргентиной и Чили), Суэцкий (Константинопольская конвенция 1888 г.) и Панамский каналы;
  • — полностью демилитаризованные и нейтрализованные территории: Аландские острова (Мирный договор между победителями во Второй мировой войне и Финляндией 1947 г.), архипелаги Шпицберген (Парижский договор о Шпицбергене 1920 г.) и Антарктика (Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г.), Луна и другие небесные тела (Договор по космосу 1967 г. и Соглашение о Луне 1979 г.);
  • — сухопутная, водная и воздушная территория нейтральных и других невоюющих государств;
  • — созданные на территории воюющих государств специальные санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы;
  • — районы расположения АЭС, дамб и плотин (имеющие специальные опознавательные знаки). Исключение этих объектов из театра военных действий вызвано особо опасными последствиями, которые могут наступить в случае их разрушения. Специальное разрушение АЭС, дамб и плотин в ходе войны подпадает под действие Конвенции о запрещении военного воздействия на природную среду 1977 г. и является экологическим преступлением;
  • — открытые города и центры сосредоточения культурных ценностей (открытые города во время Второй мировой войны — Рим и Париж). Защита этих объектов и запрет ведения в этих районах военных действий закреплены в ст. 8 Пакта Рериха и в ст. 59 и 60 Дополнительного протокола I. Нападение на открытые города и культурные центры, их разрушение и превращение в театр военных действий образуют самостоятельный состав международного преступления — уничтожение культурных ценностей;
  • — безъядерные зоны (космическое пространство, Африка, Латинская Америка и т. д.) в целом не исключаются из театра военных действий, но не могут быть театром ядерной войны.

Если одна из воюющих сторон введет свои войска в районы, исключенные из театра военных действий, или создаст там свои военные базы, то другая сторона вправе совершить ответное действие — считать такие районы театром военных действий. Ведение войны в подобных районах будет считаться отягчающим обстоятельством (в некоторых случаях — самостоятельным составом преступления) при решении вопроса об ответственности государства за агрессивную войну.

Международное право не содержит специальных норм об установлении каких-либо границ или специальных зон для ведения войны на море. Практика показывает, что многие воюющие государства с целью обеспечения безопасности морской и воздушной навигации устанавливают в открытом море специальные зоны ведения боевых действий (оборонительные, операционные, патрулирования, осмотра, безопасности, блокадные). Другие государства должны быть оповещены о введении таких зон, поскольку там ограничиваются международное судоходство и воздушная навигация вплоть до полного их запрещения. Во время американо-вьетнамской войны (1968−1978 гг.) США объявляли 100-мильную зону боевых действий вокруг Вьетнама; Великобритания — «зону войны» шириной в 200 миль вокруг Фолклендских островов (1982 г.); Египет и Сирия — районы военных действий в Средиземном и Красном морях (1973 г.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой