Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право США. 
История государства и права зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Движение по пути расширения гражданских прав в США было медленным и противоречивым. Так, еще в 1965 г. 90% проживавших на Юге афроамериканцев не могли участвовать в выборах, но уже в 1987 г. но сравнению с 1970 г. более чем в четыре раза увеличилось число черных американцев, занимающих выборные посты в Америке. Однако это лишь 13% всех выборных должностных лиц страны, хотя они составляют 11… Читать ещё >

Право США. История государства и права зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные тенденции развития американского права в XX в. В XX в. США остались без общего права в том смысле, что сохранились концепции, способ мышления и система источников английского права, которые были рецептированы в американскую правовую систему. Право США — это право судебной практики. Его нормы устанавливаются судами, а принципы складываются на основе этих норм. В отличие от Англии, американское общее право выступает не столько как совокупность прецедентов, сколько как своеобразный судейский метод регулирования общественных отношений. Кроме того, конфликт между системой общего права и романо-германской системой, возникший в США после завоевания независимости, не был бесплодным, он оказал влияние на американское право. Правовая система США приобрела черты, сближающие ее с романо-германской правовой семьей.

Первой тенденцией в развитии американского права XX в. является тенденция рационализации. Это проявилось не только в том, что правовые нормы приведены в соответствие с требованиями времени, были отброшены старые формы исков и формальные процедуры, был ликвидирован дуализм общего права и права справедливости, образовавшие теперь единую систему казуального прецедентного права. Но главное состояло в том, что право перестало рассматриваться только лишь как средство разрешения споров и все более стало представлять в глазах граждан и юристов инструмент, способный создать общество нового типа, в котором человек, его права и свободы станут высшей ценностью.

Вторая тенденция в развитии американского права XX в. состоит в стремлении к унификации, причем унификация должна была осуществляться в форме сближения правовых систем 50 штатов, а не путем выработки федерального права федеральными судами. Дело в том, что федеративное государственно-территориальное устройство США обусловило существование наряду с федеральной правовой системой 50 систем общего права 50 штатов. Поэтому общее право в США не стало единым для всей страны и имеет существенные различия в отдельных штатах. Хотя формально федеральное общее право в США отсутствует, однако, Конституция США обязывала суды штатов решать дела в соответствии с «верховным правом страны» (ст. VI), т. е. федеральным правом, утверждая принцип верховенства федерального права над правом отдельных штатов. Даже по тем вопросам, по которым законодательствует Конгресс США, штатам предоставлена остаточная компетенция. Им разрешается дополнять федеральное право, восполнять пробелы, но запрещается принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права. Именно на суды штатов возложена задача уточнения и развития американского общего права по тем вопросам, которые не входят в законодательную компетенцию Конгресса США. В свою очередь федеральное общее право XX в. имеет безусловную силу лишь в сфере федеральной юрисдикции, причем там, где нет соответствующего законодательного акта Конгресса и судебные споры разрешаются на основе норм, выработанных судебной практикой.

Третьей тенденцией в развитии американского права XX в. является стремление к систематизации общего права, необходимость которой вызвана потребностями судебной практики. Попытки кодификации американского права в XX в. предпринимались неоднократно. Общепризнанной из всех существующих является многотомная кодификация, подготовленная Институтом американского права в 1952 г. " Обновленное изложение права". В данном издании систематизации подверглись главным образом те правовые институты, которые были слабо урегулированы законодательством: гражданские деликты, договоры, коллизия законов, доверительная собственность и т. д. Это издание не является официальным, но пользуется большим авторитетом у американских судей, которые используют ссылки на него в судебных решениях.

Система источников американского права. Несмотря на то что право США относится к семье общего права, доминирующую роль в системе источников в XX в. занимает закон. Законодательство регламентирует наиболее значимые сферы общественной жизни. Законодательство США состоит из федеральных законов и законов штатов. Среди федеральных законов особое место занимает Конституция США. Издаваемые законы не должны противоречить Конституции, в противном случае Верховный Суд США признает их недействительными. Существенный рост числа законов начинается с 30-х гг. XX в. Ежегодно Конгресс США принимает до 900 законов, в то время как легислатуры штатов — до 30 тыс. законодательных актов. Не менее важным источником американского права остаются судебные прецеденты — решение вышестоящего суда, вынесенное по конкретному делу и обязательное для нижестоящих судов при разрешении аналогичных дел. Правило прецедента (statdecisis) действует в США не столь строго и неотвратимо, как в Англии. Чтобы избежать возникновения непреодолимых различий между правом, применяемым в разных штатах, действие правила прецедента смягчается. В зависимости от обстоятельств американские судьи делают упор либо на необходимую жесткость, либо на необходимую гибкость прецедентного права.

Потребность в единообразном толковании и применении правовых норм по всей стране востребовала к жизни такой источник права, как кодексы. Это касалось в первую очередь торгового, уголовного, административного права. В 1892 г. была создана Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов, которая работала в течение 20 лет вместе с Американским институтом права. Конференция рекомендовала штатам одобрить около 200 проектов законов, преимущественно по торговому праву. В числе этих актов в 1952 г. к принятию штатами был рекомендован Единообразный торговый кодекс (ЕТК), содержащий 400 статей. В 1909 г. был принят федеральный Уголовный кодекс, который предусматривал меры ответственности за общественно опасные деяния, отнесенные к ведению федерации (государственная измена, подделка валюты, пиратство и т. д.). Позже были созданы типовые кодексы по уголовному процессу и доказательственному праву.

Следует заметить, что американские кодексы отличаются от европейских, их толкуют иначе. Американские юристы видят в них просто плод более или менее удачной консолидации действующего законодательства, а не основу для выработки и развития нового права. Презюмируется, что законодатель хотел воспроизвести в кодексе прежние нормы, созданные судебной практикой. В глазах американских судей кодификация всегда была иллюзией, поскольку закон не имеет смысла, пока он не истолкован судами. Судебные решения, не ссылающиеся на судебные прецеденты, а просто применяющие законы, носят исключительный характер.

Рост числа законов в XX в. потребовал проведения крупномасштабных работ по их систематизации. Так возник еще один источник — собрания законодательства, которые именуются также кодексами. В 1926 г. был составлен федеральный Свод законов, который раз в шесть лет периодически обновляется. Он включает 50 разделов, связанных с определенной сферой правового регулирования («сельское хозяйство», «промышленность и торговля», «уголовный процесс и судопроизводство»). Главная цель этих сводов и сборников — классифицировать американские законы, оставляя в стороне общее право. Хотя американское право не знает деления на отрасли, однако условно можно выделять совокупность правовых норм, направленных на регулирование однородных общественных отношений (имущественных, управленческих, семейных и т. д.).

Конституционное право США. Конституционное законодательство США в XX в. развивалось преимущественно в направлении демократизации государственного строя и ликвидации наиболее очевидных пороков политической жизни — коррупции, произвола «партийных машин», дискриминации гражданских прав. Конституционные поправки XX в. составляют третий цикл поправок. Условно их можно разделить на две группы.

Первая группа поправок касалась системы организации верховной власти, в первую очередь функционирования президентской власти.

Поправка XX (1933 г.) устанавливала порядок вступления в должность президента и сенаторов. После выборов полномочия президентов и вице-президентов начинаются не с 4 марта, как это было раньше, а с 20 января, а сроки полномочий сенаторов и представителей — с 3 января. Поправка XXII (1951 г.) ввела ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками. Поправка XXV (1967 г.) определяла порядок замещения должности президента вице-президентом в случае отстранения (импичмента) президента, либо его смерти, либо отставки. Поправка XXVII (1992 г.), которая находилась на ратификации 203 года (с 1789 по 1992 г.), увеличивала компенсацию к жалованию президента, сенаторов и членов палаты представителей в два раза.

Вторая группа поправок касалась демократизации избирательной системы, реформы избирательного права.

Поправка XVII (1913 г.) изменила порядок избрания сенаторов. Теперь они избирались не легислатурами штатов, а их народом. Поправка XIX (1920 г.) предоставила избирательные права женщинам наравне с мужчинами. Поправка XXIII (1961 г.) наделяла правом участвовать в выборах президента и вице-президента избирателей столичного округа Колумбия. Поправка XXIV (1964 г.) отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога» (до этого избирательный налог лишал права голоса 10 млн бедняков). Поправка XXVI (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет.

Принятые конституционные поправки привели к ликвидации наиболее очевидных пороков политической системы США, сохранив различные формы экономического, политического и социального неравенства в отношении этнических меньшинств. Возникающие при этом конституционные пробелы восполняются законами Конгресса, актами президента, судебными прецедентами, конституционными обычаями, которые составляют содержание «живой конституции» США, отражающей жизненные реалии современного мира.

Доминирующей тенденцией развития американской демократии в XX в. стало массовое движение негритянского населения за избирательные, гражданские права, против практики расовой сегрегации (от позднелат. segregatio — «отделение»), т. е. политики дискриминации прав по признакам расы, цвета кожи, национальной принадлежности.

Движение за гражданское равноправие афроамериканцев вызвало адекватную реакцию председателя Верховного Суда Э. Уоррена, возглавившего Высшую судебную коллегию в 1953 г. По его инициативе суд последовательно признал неконституционными те многочисленные законы штатов, которые закрепляли практику «раздельного сосуществования рас». Решения Верховного Суда в этот период принято называть Второй реконструкцией Уоррена. В 1957 г. был принят Закон о гражданских правах, дополненный в 1960 г., который давал некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав афроамериканцам. С этой целью была создана Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе «цвета кожи, расы, религии или национального происхождения». Эта Комиссия, входящая в Исполнительное бюро президента, действует до сих пор и состоит из лиц, назначаемых президентом с согласия Сената. Наряду с административной, устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику. Комиссии вменялось в обязанность «расследовать, изучать, собирать информацию», рассматривать заявления граждан в случае отказа им в избирательных правах. В особую задачу комиссии входили также изучение и сбор информации о нормативных актах, дискриминирующих или отказывающих в равной защите закона лицам по вышеназванным основаниям. Однако в реальной жизни практика массового отстранения афроамериканцев от участия в выборах и ущемления их гражданских прав сохранялась и основывалась на многочисленных правовых ограничениях — цензах (образовательном, имущественном, оседлости, вероисповедания, цвета кожи и т. д.). Это привело к радикализации движения за гражданские права: в крупных городах протесты приобрели форму бунтов и массовых погромов, которые назвали " негритянской революцией" .

Конгресс США был вынужден принять в 1964 г. Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию черных американцев во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. Во-первых, Закон признавал противоправной дискриминационную практику предпринимателей при отказе в найме, увольнении, ущемлении статуса работника «на основании расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и национальной принадлежности», а также при отказе в «подготовке и переподготовке по программе ученичества». Во-вторых, Закон провозглашал принцип равных прав американцев на труд. Была создана особая Комиссия содействия равной занятости, которая, однако, не смогла решить эту проблему, так как действие Закона не распространялось на рабочих мелких предприятий с числом занятых менее 15 человек. Если работник обращался в Комиссию содействия равной занятости или в суд, предприниматель мог всегда сослаться на его низкую квалификацию. В-третьих, Закон требовал применения одних и тех же норм, процедур ко всем избирателям в пределах того или иного административно-территориального подразделения. Им частично ограничивалось применение ценза грамотности, отстраняющего от участия в выборах в основном черных американцев. Министру юстиции предоставлялось право назначать федеральных инспекторов (маршалов) в те места, откуда поступали жалобы о дискриминации на выборах.

Новым шагом в расширении избирательных прав был Закон об избирательных правах 1965 г. Он распространил действие Поправки XXIV — запрет на ограничение избирательных прав по причине неуплаты налогов — на выборы в штатах. В 1966 г. Верховный Суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа «равной защиты закона». Кроме того, согласно Закону 1965 г., применение специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к ограничению избирательных прав граждан на основании «расовой принадлежности или цвета кожи». Наряду с этим федеральному правительству было разрешено посылать своих регистраторов в штаты и избирательные округа, на которых возлагалась ответственность за исправления избирательных списков, составленных в нарушение Закона.

Однако проведенные преобразования не сделали избирательное право в США равным и всеобщим. Для соблюдения принципа равного избирательного права необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей. С учетом этой нормы образуются избирательные округа. В США мажоритарная избирательная система относительного большинства по выборам в Конгресс до 1962 г. использовала неравную нарезку избирательных округов, чтобы дать преимущество одной из партий. Такая практика, когда один округ значительно больше другого, что искусственно увеличивает вес голосов из малых округов, в США называется " джерримэндеринг" (по имени губернатора одного из штатов Джерри), или " избирательной геометрией" , «избирательной географией». В 1962 г. решением Верховного Суда была признана необходимость изменения избирательных округов с тем, чтобы они были «существенно равными» .

Сохраняются неравные условия для кандидатов на высшие должности благодаря пробелам в законодательном регулировании финансирования избирательных кампаний. Несмотря на запрет оказывать непосредственную финансовую поддержку кандидатам со стороны большого бизнеса, корпорации осуществляют ее через подставных лиц, в частности через Комитеты политических действий (КПД). Они созданы по инициативе профсоюзов после того, как по Закону Смита — Конелли 1943 г. профсоюзам было отказано в праве вкладывать свои средства в политические кампании. В 60-х гг. XX в. стали широко создаваться КПД бизнеса и промышленности. Уже в начале 80-х гг. XX в. общее число КПД достигло 8 тыс., из них 1700 были созданы корпорациями. Закон о финансировании избирательных кампаний 1971 г. ограничивал общую сумму пожертвований со стороны физических и юридических лиц, а поправка 1974 г. требовала полного раскрытия источников и способов расходования средств избирательного фонда каждым кандидатом на выборные должности.

Движение по пути расширения гражданских прав в США было медленным и противоречивым. Так, еще в 1965 г. 90% проживавших на Юге афроамериканцев не могли участвовать в выборах, но уже в 1987 г. но сравнению с 1970 г. более чем в четыре раза увеличилось число черных американцев, занимающих выборные посты в Америке. Однако это лишь 13% всех выборных должностных лиц страны, хотя они составляют 11% среди американцев, обладающих избирательными правами. Более того, в 1988 г. Конгресс США вынужден был признать существование в стране практики дискриминации в области избирательных прав в отношении языковых меньшинств. В целях гарантии прав лингвистических меньшинств Конгресс запретил проведение выборов только на английском языке, если более 5% граждан какого-либо политико-административного подразделения, региона являются представителями языковых меньшинств. Кроме того, он обязал суд назначать федеральных инспекторов, если поступила жалоба от 20 человек или более, для подготовки списков лиц, имеющих право голосовать на федеральных или местных выборах. Предусматривалось назначение и других должностных лиц по просьбе Генерального атторнея для проверки хода голосования, подсчета голосов. Ему же предоставлялось право предъявлять иски для оказания помощи гражданам «в случае их принуждения с целью уплаты избирательного налога». Уголовное наказание грозило и тем, кто запугивал избирателей и угрожал им, предоставлял ложные сведения на выборах. Недостаточная эффективность судебных гарантий гражданских прав обусловила необходимость разработки в 1990 г. нового законопроекта о гражданских правах, который предусматривал денежную компенсацию от дискриминации национальным меньшинствам (испаноязычным, арабоязычным) и женщинам при найме на работу. Однако он был отклонен президентом Дж. Бушем-старшим.

Административное право США. Административное право — относительно новая и специфическая отрасль права в США, возникшая в конце XIX в. Это было время становления корпоративного капитализма: ускоренной монополизации экономики, господства гигантских трестов, обнищания широких слоев населения. В этих условиях возрастало значение экономической и социальной функций государства. Регулирование экономики и разрешение социальных конфликтов требовали применения новых методов и создания управленческих органов, выходящих за рамки традиционных представлений об исполнительной власти. Согласно правовой доктрине США, в обществе появилась четвертая власть — административная, отличающаяся от трех традиционных властей. Как и исполнительная, административная власть принадлежит, в конечном счете, президенту США. В отличие от исполнительной власти, она осуществляется в сотрудничестве и под контролем ряда крупных комиссий, учрежденных Конгрессом. Первой среди них была Комиссия по торговле между штатами 1887 г., затем Федеральная комиссия по торговле, Национальное бюро трудовых отношений и т. д. Эти постоянные федеральные органы наделялись не только исполнительными, но также нормотворческими и квазисудебными полномочиями, были управомочены составлять регламенты и разрешать споры. Это новое право — administrativelaw носит полуадминистративный, полусудебный характер, выработано и применяется органами, функционирующими под контролем традиционных судов. Формирование отрасли административного права происходило в результате обобщения юридической практики. С точки зрения американских юристов, предметом регулирования в административном праве США являются полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией. Организация административной системы и структура отдельных учреждений не выступают в качестве предмета правового регулирования в американском административном праве.

Особое внимание американские юристы уделяют так называемому " внешнему административному праву" , т. е. той части отрасли права, которая регулирует взаимоотношения учреждений с частными лицами. Они склонны рассматривать свое административное право как совокупность правовых норм, призванных защитить частное лицо от произвола бюрократии. " Внутреннее административное право" , регламентирующее организацию публичной администрации и взаимоотношения между отдельными ее составными частями, представляют интерес для американских юристов лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания правовой помощи частным лицам. Следовательно, согласно Э. Фройнду, «административное право — это право, контролирующее администрацию, а не право, созданное администрацией». При столкновении интересов частного лица и учреждения особую роль в справедливом разрешении спора играет административная процедура.

До 1964 г. отсутствовало единообразие в деятельности независимых агентств и департаментов. В целях унификации административной практики в 1946 г. был принят Закон об административной процедуре, ставший основным законом административного права. Он сформулировал важнейшие положения, регулирующие порядок информирования граждан о деятельности администрации, административное нормотворчество и квазисудебную деятельность, проверку судом решений административных учреждений. Административно-процессуальными нормами был четко установлен порядок ответа на запрос частного лица в учреждение и выдача ему документов в течение 10 дней. Отказ может быть обжалован в суде в течение 20 рабочих дней. За несоблюдение сроков решения по существу дела виновному должностному лицу учреждения может быть назначен штраф до 5 тыс. долл.

В 1966 г. Конгресс США кодифицировал пятый раздел Свода законов США, получивший название " Правительственная организация и служащие" . Этот раздел посвящен административным учреждениям: часть I. Учреждения в общем, часть II. Управление гражданской службой, часть III. Служащие. Среди важных источников административного права необходимо отметить Федеральный закон о претензиях из причинения вреда 1946 г. Он предусматривает имущественную ответственность федеральной казны за вред, причиненный неправомерными действиями госслужащих. Существенную роль в развитии административного нрава в США сыграло большое количество бюро, комиссий, административных судов. Они действовали преимущественно в экономической и социальной сферах, стремясь обеспечить применение новых законов в специфических формах.

Гражданское право США. В истории США никогда не существовало единого гражданского кодекса. Правовое регулирование имущественных отношений входит в компетенцию штатов. По этой причине во многих штатах действуют типовые законы о полных и коммандитных товариществах, и получил широкое распространение Примерный закон о предпринимательских корпорациях. Однако в законах Федерации также содержатся нормы, регламентирующие предпринимательскую деятельность (антитрестовское законодательство, налоговое законодательство, законы о выпуске и о контроле над обращением ценных бумаг). Поэтому современное гражданское право США представляет собой совокупность норм, образующих отдельные правовые институты: договорное право, корпоративное право, право собственности и т. д.

Центральное место в гражданско-правовых отношениях занимает правовой институт договора. Он основан на принципе неограниченной свободы заключения любых соглашений, имеющих юридическую силу. Если до конца XIX в. договорные отношения закреплялись преимущественно в прецедентном праве, то в XX в. они регламентировались законодательством штатов и Единообразным торговым кодексом США (1952 г.). Данный Кодекс не только кодифицировал традиционные договоры (купли-продажи, займа, ссуды) и закрепил новые договоры (например, договор лизинга), но и предусмотрел способы имущественного обеспечения исполнения договорных обязательств. Особое значение для договорных отношений имеет антитрестовское законодательство (Закон Шермана 1890 г., Закон Клейтона 1914 г., Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. и др.). Так, согласно Закону Клейтона, юридически ничтожными признавались " связывающие" и " исключительные" контракты, если в результате их исполнения произойдет существенное ослабление конкуренции или обнаружится тенденция к созданию монополий. Более того, антитрестовский Закон Робинсона — Патмена 1936 г. запрещал контракты, предусматривающие поддержание единой схемы цен, а также продажу товаров по демпинговым, т. е. но неразумно низким ценам с целью устранения не столько конкуренции, сколько самих конкурентов.

По мере становления корпоративного (монополистического) капитализма свобода договора ограничивалась так называемым формулярным правом. Формуляр, или «договор присоединения» , содержит общие условия поставки, разработанные крупными фирмами. Монополии вынуждают покупателей товара в рассрочку, клиентов страховой компании и многие мелкие фирмы принимать предложенные условия. Типовые договоры не являются правовыми нормами, но они дополняют существующие нормы. Эта практика означает ограничение свободы договоров, она позволяет представителям большого бизнеса навязывать свою волю более слабым контрагентам. Но если исполнение договора оказывается невыгодным для монополий, то у крупной корпорации имеется достаточно способов аннулировать его, сославшись на невозможность осуществления контракта. В таких случаях корпорации защищают свои интересы, ссылаясь на правовые нормы или исключительные обстоятельства, а также используя широту судейского усмотрения.

После Первой мировой войны наряду с такой формой организации, как акционерное общество или корпорация, появляются держательские компании. В XX в. законодательство штатов о предпринимательских корпорациях предусмотрело достаточно гибкие формы выпуска ценных бумаг, что позволяло руководителям компаний контролировать весь акционерный капитал при обладании сравнительно небольшой частью акций. С одной стороны, тенденция демократизации акционерного капитала поощряла распространение ценных бумаг корпораций среди относительно широкого круга лиц (мелких буржуа, квалифицированных рабочих). С другой стороны, произведено деление акций по их фактическому значению. Обладателями обыкновенных акций, не дающих каких-либо преимуществ, кроме получения дивидендов, были мелкие акционеры. Держатели таких бумаг реально не имели никакого отношения к контролю финансов и деловых операций корпораций. Привилегированные акции, дающие право голоса при выборе правления, а следовательно, фактическую власть, находились в руках хозяев компании. Они входили в директорат (правление) корпораций. Однако для повседневного управления владельцы компании нанимали профессиональных управленцев-менеджеров. Законодательство США предусматривало разделение функций собственника в руках держателей контрольного пакета акций и функций оперативного управления производством менеджерами.

Широкое распространение приобретают в XX в. холдинги — акционерные компании, использующие свой капитал для приобретения акций других компаний. Активы холдинга представлены преимущественно акциями других акционерных обществ. Холдинговые компании включают головную компанию, дочерние компании и внучатые фирмы. В США контроль за всеми акционерными компаниями возложен на Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

Серьезным изменениям подвергся институт собственности. В США все имущественные права рассматриваются как различные разновидности собственности. Центральным институтом является право собственности. Право собственности как право субъективное по существу утрачивает свой абсолютный характер. Исключительные правомочия собственника подвергаются существенным юридическим ограничениям. Они касаются закрепленных законами принудительных, но соизмеримо компенсированных, отчуждений некоторых видов частной собственности, или обязательного порядка их эксплуатации, иных ограничительных мер по их гражданско-правовой реализации. В первую очередь, это относится к праву собственности на землю.

В США все более широкое распространение получает так называемое зонирование, т. е. регулируемое законами или постановлениями местных властей обязательное для земельных собственников размещение жилых, торговых, промышленных зон, зон отдыха и т. д. «Зонирование», начавшееся еще в 1920;е гг. с городских земель, теперь распространилось и на сельскохозяйственные земли и проводится с учетом сохранения окружающей среды, борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. д. Образцом в этой области считается законодательство штата Вермонт, где установлен разрешительный порядок не только для землепользования, но и для продажи. Решением суда по делу " Берман против Паркера" (1954 г.) о передаче (принудительной продаже) земли с трущобами другому лицу для нового строительства, но существу признана конституционной: при наличии «справедливой компенсации и общественной необходимости». Более того, собственники не должны препятствовать прокладке газопроводов, линий электропередачи при условии «справедливой компенсации». Устанавливался особый административноправовой режим производственной эксплуатации недр, предусматривающий приобретение у государства концессии на разведку и добычу полезных ископаемых.

Дальнейшее распространение приобретает доверительная собственность — траст. Это была удобная правовая конструкция, позволяющая монополиям избежать обвинений в «нечестных методах конкуренции» по антитрестовскому законодательству. Траст предусматривал передачу имущества, акций в распоряжение доверительного собственника. Особенность этой формы собственности состоит в том, что одно лицо является собственником имущества, отчужденного ему другим лицом для определенных целей, указанных отчуждателем. Доверительный собственник использует приобретенное имущество не свободно, а только в соответствии с целями учредителя. В результате происходит расщепление права собственности, одна часть полномочий — управление и распоряжение имуществом — принадлежит одному лицу, а вторая — использование выгод, доходов от этого имущества — другому. Траст использовался для создания холдингов, которым входящие в них фирмы передавали свои ценные бумаги доверенным лицам с правом голоса.

Торговое право. В области торговых отношений в первой половине XX в. Национальной конференцией уполномоченных были подготовлены акты о ценных бумагах, купле-продаже, об условной продаже и т. д., одобренные во многих штатах. В 1952 г. был издан Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы (сегодня действует в редакции 1990 г.). Все штаты, кроме Луизианы, приняли его. Однако с 1974 г. и здесь действуют многие его разделы.

ЕТК регулирует широкий круг вопросов внутренней и внешней торговли. Он направлен на максимальное развитие торговли в системе свободного предпринимательства, обеспечение гарантий от злоупотреблений как для участников сделок, так и для потребителей. ЕТК состоит из десяти основных разделов: торговые бумаги; банковские депозиты и инкассовые операции; аккредитивы; комплексное отчуждение; складские свидетельства, коносаменты и другие товарораспорядительные документы; инвестиционные ценные бумаги и т. д.

С законодательством, регулирующим предпринимательскую деятельность, тесно связано экологическое право. Потребность в отраслях, связанных с охраной окружающей среды, остро обнаружилась во второй половине XX в., когда промышленный рост показал свое разрушительное воздействие на среду обитания человека. Это заставило Конгресс США сформулировать принципы экологической политики и закрепить их законодательно. В 1969 г. был принят Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды. Тогда же было создано Федеральное агентство по охране окружающей среды. В 1970 г. был принят Закон об улучшении качества окружающей среды, а на его основе, ряд более частных актов, в тексты которых постоянно вносятся уточнения и дополнения: о контроле над загрязнением вод; о чистоте воздуха; о контроле над вредными шумами; о ликвидации отходов и т. д. Так, Закон о чистоте воздуха 1970 г. (с дополнением 1990 г.) устанавливает стандарты качества воздуха, контроль за их соблюдением и, главное, судебное преследование с наказанием виновных штрафом до 250 тыс. долл, или тюремным заключением до пяти лет, а для корпораций штраф увеличивается до 500 тыс. долл. В то же время граждане, сообщающие соответствующую информацию о нарушениях, получают 10 тыс. долл. В 1982 г. был принят новый Закон о политике в области ликвидации отходов ядерного производства, создающий правовые гарантии безопасности ядерной энергетики.

Семейное право. Среди гражданско-правовых институтов особое место занимает брачно-семейное право. Исторически сложилось так, что сфера брачно-семейных отношений относилась к компетенции штатов. Однако в 1970 г. Национальная конференция уполномоченных разработала Закон о браке и разводе. Его целью было достижение единообразия в регулировании вопросов семьи и брака. Но полное одобрение Закон о браке и разводе получил лишь в 11 штатах, в 39 штатах он интерпретировался в соответствии с местными традициями. Отсутствие единства подходов выражается уже в процедуре регистрации брака. Законы ряда штатов признают правомерной только гражданскую форму регистрации брака, в других штатах юридической силой обладает церковный брак при условии, что ему предшествует получение лицензии от муниципалитета. Наконец, в отдельных штатах признаются юридические последствия фактически установленных брачных отношений. Это касается в первую очередь признания прав внебрачных детей, число которых постоянно растет. Подобная практика имеет распространение благодаря решениям Верховного Суда, который высказался за расширение прав внебрачных детей.

Режим владения имуществом также по-разному интерпретируется в разных штатах. Чаще всего имущество супругов после заключения брака продолжает оставаться в их раздельной собственности. В других штатах признается режим общности имущества. Подобный режим был рекомендован Национальной конференцией уполномоченных в 1984 г., единообразными законами о брачных договорах и имуществе супругов.

Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь непоправимый распад брака, другие штаты ставят условие о предварительном раздельном проживании в течение 6 месяцев, третьи штаты требуют доказательства в суде случаев грубого обращения одного из супругов или неверности. Лишь в штате Невада для развода достаточно нотариально заверенного согласия одного из супругов без указания мотивов.

Порядок наследования имущества очень разнообразен. Наследование имущества допускается как по закону, так и по завещанию. В отношении небольших по сумме наследств действуют упрощенные правила принятия наследственной массы. Крупные же состояния требуют соблюдения большого количества формальностей, существует особый судебный контроль над решением вопроса о переходе имущества. Для управления наследуемым имуществом судом назначаются особые лица («личные представители») в качестве исполнителей завещания и гарантов соблюдения интересов законных наследников.

Трудовое право США. В развитии трудовых правоотношений в США в XX в., т. е. отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником, можно выделить два этапа. Первый этап (XIX в. — 30-е гг. XX в.) — это период антагонистического противостояния предпринимателей и рабочих, подавления прав последних. Второй этап (с 30-х гг. XX в.) — складывание отношений социального партнерства бизнеса и профсоюзов, основанных на создании справедливых условий труда и развитой системы социальных гарантий.

В начале XX в. монополии используют силу государства для подавления организованного движения рабочих за свои права. Например, Закон Шермана 1890 г. приравнивал профсоюзы к " монополиям" , а их деятельность — к «сговорам с целью ограничить торговлю». Широкое распространение получает практика издания запретительных приказов против забастовок. Так, законы о труде на железнодорожном транспорте 1926 г., о междуштатных авиакомпаниях 1936 г. предусматривали создание специального арбитражного органа — Национального Совета по посредничеству. Его решения не имели обязательной силы, по если Совет находил, что конфликт между рабочими и предпринимателями может нарушить торговлю между штатами, то он передавал разрешение спора на усмотрение Президента, который создавал комиссию для расследования конфликта. В течение всего периода конфликта плюс 30 дней борьба рабочих за изменение условий труда фактически запрещалась. Постепенно государство переходит к роли арбитра и посредника в отношениях «работодатель — наемный работник». В 1936 г. был образован Национальный железнодорожный совет для разбора конфликтов, возникающих в результате нарушения соглашений об оплате за груд, правил внутреннего распорядка и т. д. В него вошли представители железнодорожных компаний и делегации профсоюзов, но последние не получили решающего веса, так как этот орган подчинялся Совету по посредничеству. Запретительные приказы могло издавать созданное в 1933 г. на правах арбитражного органа Национальное управление труда.

Последствия «Великой депрессии» вызвали массовое недовольство политикой большого бизнеса в сфере трудовых отношений. Это вынудило Конгресс сделать некоторые уступки трудящимся. Законом Норриса Ла Гардия от 20 марта 1932 г. было ограничено право судов вмешиваться в трудовые конфликты, т. е. фактически срывать любую стачку по своему усмотрению. Отменялся так называемый договор «желтой собаки» , по которому предприниматель перед зачислением рабочего требовал от него письменного обязательства о том, что он не вступит в профсоюз.

Радикальный поворот в отношениях бизнеса и профсоюзов произошел в период «Нового курса» Ф. Рузвельта. В области трудовых отношений он проводил политику социального партнерства рабочих и предпринимателей и социальной ответственности государства за благосостояние трудящихся. В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера) для устранения препятствий, возникающих на пути свободного развития торговли. Он распространялся только на отрасли производства, связанные с торговлей между штатами. Закон официально разрешил организацию профсоюзов, давал рабочим право на заключение коллективных договоров, санкционировал стачки, бойкоты, пикеты. Тем самым он впервые запретил властям и предпринимателям применять репрессии за принадлежность к профсоюзам и ограничил вмешательство в их внутренние дела. Судей обязали рассматривать жалобы профсоюзов на нарушение данного Закона. Закон Вагнера запретил «нечестную трудовую практику». Предприниматели не могли игнорировать предусмотренные законом права профсоюзов на заключение коллективных договоров. Был создан Национальный совет по трудовым отношениям (члены которого назначались президентом с согласия Сената), но на практике его запретительные приказы со временем все чаще издавались против профсоюзов. Многие положения Закона Вагнера были отменены Законом Тафта-Хартли 1947 г.

В 1935 г. на федеральном уровне устанавливается разветвленная государственная система социальной защиты. По Закону о социальном страховании 1935 г. рабочие в возрасте старше 65 лет впервые в истории США стали получать пенсию за счет отчислений из их заработной платы и взносов предпринимателей. Выплачивались пособия по безработице в течение 10 недель. Половина американских рабочих, работающих по найму, добилась платных отпусков, увеличения заработной платы, сокращения рабочего дня, повышения платы за сверхурочные работы. Трудовое и социальное законодательство второй половины XX в. продолжало линию социального партнерства и создания благоприятных условий труда всем категориям наемных работников. В 1963 г. был принят Закон о равной оплате труда мужчин и женщин. Запрещается дискриминация при найме и оплате труда, продвижении по службе по этническому, возрастному признакам, состоянию здоровья (Закон о гражданских правах 1964 г. (титул 7), Закон о дискриминации в трудовых отношениях по возрасту 1967 г., Закон о правах инвалидов 1990 г.). Однако федеральное и региональное трудовое законодательство определяет лишь общие направления создания справедливых условий труда и его оплаты, которые конкретизируются в коллективных договорах.

Уголовное право США. Сфера уголовно-правовых отношений находится в компетенции Федерации и штатов. Федеральное уголовное законодательство XX в. представлено Уголовным кодексом 1909 г., который был переработай в 1948 г. и в виде кодифицированного акта включен в качестве части I раздела 18 Свода законов США. В этом виде он являет собой действующий федеральный уголовный закон. Однако эффективное применение и толкование его ограничено серьезными изъянами как с точки зрения внутреннего содержания, так и со стороны юридической техники изложения. Во-первых, по содержанию Уголовный кодекс представляет собой плохо упорядоченное собрание отдельных федеральных уголовных законов. Во-вторых, содержащиеся в нем нормы имеют весьма ограниченную область регулирования. Они устанавливают ответственность за преступления федеральных служащих и в случаях, когда совершение преступления сопряжено с пересечением границ между штатами. Поэтому большинство лиц, привлекаемых в США к уголовной ответственности, обвиняются в нарушении не федерального законодательства, а уголовного законодательства штатов.

В конце 60-х гг. XX в. предпринимались неоднократные попытки радикальной реформы федерального уголовного законодательства, итогом которой должен был стать новый уголовный кодекс. Но они оказались безрезультатными, в том числе и потому, что среди политической элиты и в судейском сообществе США долгое время шла борьба двух подходов к уголовной политике — либерального и консервативного (репрессивного).

Известным шагом на пути модернизации федерального уголовного законодательства является принятие нового отдельного уголовного закона, касающегося организованной преступности. В 1984 г. при президенте Р. Рейгане в период разгара борьбы с возросшей преступностью, особенно организованной, Конгресс принял Комплексный закон о контроле над преступностью. В нем возобладала линия сторонников жесткой уголовной репрессии. Он предусматривал усиление уголовной ответственности по отношению к рецидивистам и особо опасным видам преступности (терроризм, сбыт наркотиков и т. д.). Практика применения этого Закона показала, что для эффективной борьбы с преступностью нужны не отдельные уголовные законы и изолированные меры, а направленная и скоординированная государственная политика, осуществляемая как штатными, так и федеральными органами. В свою очередь уголовные кодексы 50 штатов представляли собой собрания плохо систематизированных положений, отражавших различные направления в уголовной политике (либеральное и репрессивное), преобладавшие на различных этапах развития уголовного законодательства штатов. Со временем обнаружились значительные различия в законодательстве штатов в определении круга наказуемых деяний, признаков составов, систем наказаний и т. д. Эти обстоятельства породили движение за реформу уголовного законодательства. В 1962 г. Американский институт права подготовил Примерный уголовный кодекс. Он не имел официального характера. Его задача состояла в сближении уголовного законодательства штатов, в выработке критериев трактовки основных институтов уголовного права. Примерный уголовный кодекс оказал большое влияние на уголовное законодательство штатов. В более чем 40 штатах были приняты новые уголовные кодексы, основанные на достаточно либеральных его положениях.

Наряду с тенденцией либерализации уголовной политики, современная конституционная история США знает трагические периоды уголовного преследования за политические убеждения, тотального подавления инакомыслия, осуществлявшегося в рамках чрезвычайного законодательства. Под флагом антикоммунизма в 1938 г. была создана Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. По Закону Хэтча 1939 г. госслужащим возбранялось состоять членами партии или организации, которые «проповедуют свержение конституционной формы правления в Соединенных Штатах». 28 июня 1940 г. был принят Закон Смита — Акт о регистрации иностранцев. К преступлениям были отнесены всякие действия в устной или печатной форме, которые могут вызвать у военнослужащих неподчинение, нелояльность или отказ выполнять свои обязанности. Закон грозил карой всем, кто состоит в организации или примыкает к группе, которая проповедует или готовится силой свергнуть правительство США. Санкция — тюремное заключение до 10 лет и штраф до 10 тыс. долл. Официально Закон считался антифашистским, направленным против «пятой колонны». Но он ставил другую цель — давал правовую основу для разгрома компартии. Так, в октябре 1949 г. по этому Закону были отправлены за решетку руководители компартии США. Вторая часть Закона Смита разрешала в любой момент выдворить из страны любого иностранца.

По Закону Вурхиса от 17 октября 1940 г. министр юстиции мог требовать обязательной регистрации любой организации, находящейся «под иностранным контролем», если она занимается политической, военизированной деятельностью, а тем более ставит своей целью установление контроля над правительством, планирует захват власти, готовит свержение правительства и т. д. Виновные в таких преступлениях приговаривались к штрафу в 10 тыс. долл, и тюремному заключению сроком на пять лет. В 1950 г. был принят Закон о внутренней безопасности (Маккарэна — Вуда), по которому создавалось Управление по контролю над подрывной деятельностью. Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация «коммунистически действующей организацией» или «организацией коммунистического фронта». Такие организации подлежали обязательной регистрации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничивались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции. В случае объявления «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и интернировании любого лица, если имелось «…разумное основание полагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США». 24 августа 1954 г. был принят Закон о контроле за подрывной деятельностью (Хэмфри — Батлера), объявлявший вне закона компартию США, которая характеризовалась как «орудие заговора, замышляющего свержение правительства». На основе данных законов, а также исполнительных приказов № 9835 и 10 450 была развернута кампания, но «проверке лояльности», в ходе которой преследованию подверглись не только коммунисты, но и просто демократически мыслящие интеллигенты. Все эти законы и исполнительные приказы были явным нарушением конституционных прав граждан, что вынужден был признать позднее и Верховный Суд США.

Американское уголовное законодательство подразделяет преступные деяния на две основные категории — фелонии и мисдиминоры в зависимости от а) общественной опасности и процедуры ареста; б) условий отбывания наказания и в) юридических последствий уголовного осуждения. К фелонии относятся более тяжкие преступления, которые наказываются лишением свободы на срок свыше одного года. Мисдиминоры — это менее тяжкие преступления. Кроме того, существуют и процессуальные различия. Так, лицо, подозреваемое в совершении фелонии, подлежит аресту с меньшими формальностями. Хотя для человека, подозреваемого в мисдиминоре, участие адвоката в судебном разбирательстве не обязательно. Наконец, осужденные за фелонию отбывают наказание в колониях строгого режима, а по выходе на свободу они лишаются права занимать публичные должности. На лиц, осужденных за мисдиминоры, эти правила не распространяются. Все эти особенности материального и процессуального уголовного права США являются результатом влияния английского общего права.

В зависимости от меры наказания фелонии и мисдиминоры делятся на классы (А, В, С и т. д.), которые и определяют пределы наказаний. В системе уголовных наказаний США выделяются четыре основных наказания (смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф) и множество дополнительных (конфискация имущества, обязанность возместить ущерб, лишение какого-либо права, общественные работы и т. д.). За особо тяжкие преступления (общегосударственные и общеуголовные) в США применяется смертная казнь. Усиление демократических начал в конце 60-х гг. XX в. привело к тому, что в 1967 г. был установлен мораторий на исполнение смертных приговоров, который не имел официального характера. В 1972 г. Верховный Суд признал, что смертные приговоры, вынесенные на основе действовавших тогда уголовных законов штатов в качестве «жестоких и необычных» мер наказания и противоречащих Конституции (поправке VIII), являются противоправными. В 1976 г. Верховный Суд признал, что в существующих условиях роста преступности смертная казнь не является антиконституционной, но ограничил ее применение рядом условий. Смертные приговоры в штатах могут быть вынесены лишь за тяжкое убийство или же за лишение жизни, явившееся результатом другого тяжкого преступления. Возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением предоставляется суду присяжных. В 1988 г. Верховный Суд ввел еще одно ограничение: смертная казнь не может применяться к несовершеннолетним в возрасте 16 лет. Федеральное законодательство США предусматривает смертную казнь за несколько видов особо тяжких государственных, воинских и общеуголовных преступлений. В уголовных кодексах 36 штатов в настоящее время смертная казнь применяется в различных формах: с помощью электрического стула, газовой камеры, расстрела, повешения, а также посредством смертной инъекции.

Согласно статистике, две трети осужденных за фелонию в США приговариваются к лишению свободы. Начиная с 1870 г. в США существовала практика неопределенных приговоров. Согласно ей, судья в рамках, предписанных законом для данной категории преступных деяний, устанавливает в приговоре лишь минимальный и максимальный срок лишения свободы. Реальный срок заключения зависит от решения Комиссии по условно-досрочному освобождению (т.е. административного органа, а не суда). Комплексный закон о контроле за преступностью 1984 г. запретил подобную практику, он предписывал федеральным судам устанавливать строго фиксированные сроки лишения свободы для осужденных за насильственные преступления и рецидивистов. Альтернативной лишению свободы мерой наказания является пробация (т.е. испытание). Пробация назначается за большинство преступлений, кроме тяжких: осужденного оставляют на свободе под наблюдением специальной службы. Малозначительные преступления влекут за собой штраф. По федеральному уголовному закону и кодексам штатов штраф применяется в качестве альтернативной санкции за весьма тяжкие преступления, включая и те, которые предусматривают лишение свободы от 10 до 20 лет. По Комплексному закону о контроле за преступностью (1984 г.) все чаще допускается одновременное назначение штрафа, пробации и лишения свободы.

Важным направлением деятельности правоохранительных органов США в 80-е гг. XX в. была борьба с организованной преступностью и наркотрафиком. Разработано федеральное законодательство (Закон о контроле над организованной преступностью 1970 г. с дополнениями в 1986 г., Закон о борьбе с наркотиками 1986 г.). Специальный закон 1988 г. ужесточает ответственность за убийство наркоторговцами федерального служащего, устанавливая смертную казнь для убийцы. Закон 1986 г. предусматривает ответственность за компьютерные преступления: незаконное использование базы компьютерных данных, а также за другие злоупотребления в сфере электронной техники. Под влиянием этого Закона к концу 1980;х гг. в США легислатуры 47 штатов приняли аналогичные законы.

После террористических актов 11 сентября 2001 г. в США главным направлением уголовной политики стала борьба с международным терроризмом, которая потребовала перестроить правоохранительную систему. В конце 2004 г. Конгрессом США была осуществлена радикальная реформа спецслужб: был создан Антитеррористический центр по борьбе с международным терроризмом. Координацию деятельности всех 15 спецслужб США осуществляет Служба национальной разведки.

Суд и процесс. Современная судебная система США дуалистична, она состоит из федеральных судов и судов штатов. Возглавляет федеральную судебную систему Верховный Суд США, состоящий из девяти судей, назначаемых президентом с согласия Сената. Его основная функция — рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут федеральный вопрос. Кроме того, Верховный Суд — орган конституционного контроля, определяющий соответствие издаваемых нормативных правовых актов Конституции США. Основным звеном федеральной судебной системы являются окружные суды. Вся территория страны поделена на округа таким образом, что в каждом штате имеется от одного до четырех округов. Всего их 95, в которых заседают от двух до 27 судей. Окружные суда заняты рассмотрением гражданских и уголовных дел. Пересмотр дела в случае апелляции возможен в федеральном апелляционном суде. В США насчитывается 14 федеральных апелляционных судов, каждый из которых охватывает территорию от трех до 10 штатов. Они были созданы в качестве судов промежуточной юрисдикции между Верховным Судом США и окружными судами. Наряду с этим, Конгресс США для разрешения специфических дел вправе учреждать специальные суды. Разновидность специального суда — Военный апелляционный суд и Претензионный суд. Каждый штат в США имеет собственную судебную систему. Большинство из них организовано по тому же принципу, что и федеральные. Основным звеном судебной системы в штатах выступают суды общей юрисдикции, которые чаще всего именуются окружными судами. Для рассмотрения жалоб на приговоры судов общей юрисдикции были учреждены апелляционные суды штатов. Наконец, высшей судебной инстанцией является Верховный Суд штата. Во многих штатах действуют и специальные суды.

Уголовный процесс и судопроизводство в США складывались под влиянием судебных традиций английского общего права и характеризуются сохраняющимся многообразием форм в различных штатах. Попытки унифицировать уголовно-процессуальное законодательство в первой половине XX в. с помощью Примерного уголовно-процессуального кодекса (1930 г.) и Примерного кодекса о доказательствах (1942 г.) провалились. Консолидация уголовно-процессуального законодательства на федеральном уровне была осуществлена в 1948 г. Тогда многие положения, связанные с производством ареста и обыска, разбирательством дела в суде, обжалованием приговоров, были собраны в части II раздела 18 Свода законов США, получившей название Уголовный процесс. Кроме того, важные положения процессуального права изложены в разделе 28 («Судопроизводство и судебная практика») Свода законов США (в редакции 1948 г. с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно этим источникам права в США функционирует состязательная форма процесса. Для него характерно: 1) процессуальное равенство сторон; 2) бремя доказывания вины обвиняемого лежит на обвинителе, который должен убедить в своей правоте коллегию присяжных; 3) арбитром в споре выступает суд, который обычно является судом присяжных, оценивающим доказательства по внутреннему убеждению; 4) большую роль играет правило о допустимости и недопустимости доказательств, поскольку осуждение подсудимого возможно только на основе доказательств, полученных законным путем. Доказательства, добытые с нарушением процессуальных правил, особенно в результате таких процессуальных действий, как обыск и арест, не могут быть использованы обвинением и отвергаются судьей. Как нарушение должной правовой процедуры рассматриваются, например, доказательства, добытые полицией при обыске в присутствии понятых и экспертов, но без представителей защиты.

Уголовный процесс на федеральном уровне и в штатах складывается из нескольких стадий. Первая стадия — предварительное расследование, установление фактических обстоятельств дела, которое осуществляют многие органы и должностные лица: полиция, атторнетура (структура, близкая к европейскому пониманию прокуратуры), специальные следственные комиссии (постоянные и временные), коронеры (следователи по делам о скоропостижной либо ненасильственной смерти), в определенных случаях большое жюри присяжных. В основном расследование преступлений осуществляет полиция, а правом возбуждать уголовные дела обладают федеральные атторнеи.

Вторая стадия — предварительное производство в суде, представление обвинителем и защитником собранных ими доказательств судье. На их основании судья решает вопрос о привлечении к уголовной ответственности, мерах пресечения, возможности освобождения под залог и т. п. В зависимости от результатов предварительного производства решается вопрос о предании суду. Это компетенция атторнея, а по наиболее важным делам — Большого Жюри, состоящего из постоянных заседателей. Особенностью Большого Жюри является рассмотрение материалов следствия в состязательной форме в присутствии прокурора, обвиняемого или его защитника. Большое Жюри либо выносит вердикт о прекращении дела, либо о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности и передаче дела в суд.

Третья стадия — судебное разбирательство дела. Эта стадия предусматривает: 1) объявление подсудимому обвинительного акта и выявление его отношения к нему (признание или отрицание подсудимым вины); 2) формирование жюри присяжных — 12 человек, отобранных из различных слоев общества; 3) судебное следствие (показания под присягой свидетелей, экспертов, прокурора, адвоката, обвиняемого); 4) прения сторон; 5) принятие вердикта присяжными заседателями; 6) в случае признания ими виновности подсудимого — установление меры наказания и вынесение приговора. Вердикт (приговор), который выносит жюри, должен быть единогласным. Если единогласия не достигнуто, то судья объявляет суд недействительным и назначает новое судебное разбирательство. Малозначительные уголовные дела рассматриваются судьей единолично в рамках суммарного производства, т. е. в упрощенном порядке, без соблюдения строгих формальных правил.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой