Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование деятельности коммерческих банков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Германии на верхнем уровне действуют два органа: Немецкий федеральный банк и Федеральное ведомство надзора за кредитным делом. Во Франции действуют четыре органа: Банк Франции, Комитет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия. В США это Федеральная резервная система, окружные Федеральные резервные банки, Служба финансового контролера, Федеральная… Читать ещё >

Государственное регулирование деятельности коммерческих банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Банковская система является центральным звеном кредитно-финансовой системы, институтом рыночной экономики, функционирующим во всех ее сегментах, обеспечивая движение всех денежных средств. Как составная часть финансовой системы любого государства банковская система играет важную роль в его экономическом и социальном развитии, что, в свою очередь, предопределяет заинтересованность государства в регулировании банковской деятельности.

Банковские системы современного мира в основном имеют двухуровневый характер: первый уровень представлен Центральным банком и государственными органами контроля, второй — коммерческими банками и другими финансовыми организациями. В банковскую систему включены и вспомогательные организации — так называемая «банковская инфраструктура», обеспечивающая жизнедеятельность банков.

В Германии на верхнем уровне действуют два органа: Немецкий федеральный банк и Федеральное ведомство надзора за кредитным делом. Во Франции действуют четыре органа: Банк Франции, Комитет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия. В США это Федеральная резервная система, окружные Федеральные резервные банки, Служба финансового контролера, Федеральная корпорация страхования вкладов. Подобное распределение обязанностей на верхнем уровне банковской системы между различными органами обеспечивает наличие механизма взаимных сдержек и противовесов, что позволяет страховать банковскую систему (а значит, и экономику страны) от непродуманных решений какого-либо из управляющих органов.

Российское законодательство употребляет два термина — «банк» и «кредитная организация». Кредитную организацию можно определить как юридическое лицо, действующее на основании специально выданного разрешения (лицензии) Банка России, осуществляющее банковские операции и преследующее в качестве основной цели извлечение прибыли.

Кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации. По законодательству России под банком понимается кредитная организация, которая на основании лицензии Центрального банка привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц и размещает их от своего имени и под свою ответственность на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные и другие банковские операции.

Небанковские кредитные организации — это юридические лица, не являющиеся банками, с установленным законодательством уставным фондом, которым по лицензии Центрального банка предоставляется право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами. Несмотря на трудности определения банка как особого института в современных условиях в связи с универсализацией банковских систем, банк в отличие от специальных кредитных учреждений выполняет три основные операции, которые являются базовыми для любого коммерческого банка:

  • 1) привлечение депозитов;
  • 2) осуществление денежных платежей и расчетов;
  • 3) предоставление кредитов.

Именно эти операции образуют фундамент, на котором строится работа банка. Благодаря выполнению этих операций банки обеспечивают беспрепятственное движение денежного капитала, поэтому в рыночной экономике они являются главным звеном, осуществляющим взаимосвязь предпринимателей, повышающим результативность их деятельности. Более того, аккумулирование денежных средств и перераспределение временной свободной части общественного капитала делают банк одним из важнейших субъектов воспроизводственного процесса, предоставляющим необходимый для обеспечения экономического роста капитал в денежной форме. С одной стороны, банковская система функционирует на основе капитала, выраженного в денежной форме, а с другой взаимодействует с производственным и торговым секторами экономики, а также физическими лицами, имеющими сбережения. Тенденция развития банковского капитала параллельно с развитием производственного и торгового секторов экономики характерна для всех развитых стран.

Рыночная банковская система характеризуется отсутствием монополии государства на банки и банковскую деятельность. При этом в национальной экономике действует множество банков по различным организационно-правовым формам функционирования (акционерные, долевые, государственные) и собственности (паевые, смешанные, совместные, муниципальные, иностранные, государственные и др.), которые выполняют различные функции.

Вместе с тем мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г., подтвердил положение о необходимости государственного регулирования деятельности коммерческих банков. Важнейшее место в системе государственного регулирования банковской деятельности занимает Центральный банк — главное звено банковской системы любой страны. В разных государствах он называется по-разному: центральный, национальный, резервный, федеральный или просто по имени страны (Банк Англии, Банк Италии). В России Центральный банк именуется так: Центральный банк Российской Федерации, или Банк России.

Первоначально центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Затем за ними закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, главного проводника государственной денежнокредитной политики.

Центральные банки различных стран обладают разной степенью независимости от правительства. Центральные банки Франции, Италии характеризуются незначительной степенью зависимости. В Великобритании, Нидерландах, Швеции законом установлено право правительства вмешиваться в дела центрального банка. В большинстве стран центральный банк подотчетен парламенту, а управляющий центральным банком не входит в состав правительства. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, США, Франция, Германия, Швейцария, Япония и Россия.

Как правило, центральный банк — один государственный банк: Банк Англии (Центральный банк Соединенного Королевства), Банк Франции, Дойче бундесбанк, Банк Японии, Швейцарский национальный банк, Банк Финляндии, Банк России и т. д. В США центральный банк представлен 12 региональными федеральными банками, возглавляемыми Советом управляющих Федеральной резервной системы (ФРС). С 1 июля 1998 г. центральным банком европространства является Европейский Центральный банк (ЕЦБ), которому национальные центральные банки 11 стран — членов экономического и валютного союза ЕС передали свои основные полномочия и валютные резервы[1].

Центральные банки различаются по характеру собственности:

  • • государственные центральные банки — капитал принадлежит государству;
  • • акционерные центральные банки — капитал принадлежит общественным, государственным и частным организациям;
  • • смешанные центральные банки.

Несмотря на различия, объединяет центральные банки выполнение ими следующих задач:

  • • обеспечение устойчивости национальной валюты внутри страны и на международных рынках, сохранение ее покупательной способности и минимизация спекуляции;
  • • обеспечение стабильного развития банковской системы;
  • • эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов в интересах вкладчиков и кредиторов.

Задачи и функции Банка России сформулированы и закреплены в Конституции РФ и в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В них установлены организационно-правовой статус Банка России, процедура назначения или выборов его руководящего состава, принципы его взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. За Банком России закреплено монопольное право на эмиссию денежных знаков. Законом определены следующие основные цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Перед Банком России ставятся следующие задачи:

  • 1) быть эмиссионным центром государства (монопольное право на выпуск банкнот);
  • 2) быть банком банков, т. е. совершать операции преимущественно с банками страны, а не с предприятиями и физическими лицами;
  • 3) быть банкиром правительства, т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить золотовалютные резервы;
  • 4) быть главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками при совершении безналичных расчетов;
  • 5) быть органом регулирования экономики, использующим с этой целью денежно-кредитные инструменты.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России, однако это не означает, что он не должен стремиться к получению прибыли. Будучи некоммерческой организацией, тем не менее Банк России должен покрывать свои расходы только за счет собственных доходов. В этом заключается суть его экономической независимости. В то же время, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Банк России по итогам финансового года обязан перечислить в федеральный бюджет 50% фактически полученной им прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов.

Основными функциями Банка России являются:

  • • разработка и проведение единой денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ;
  • • монопольная эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения;
  • • рефинансирование кредитных организаций;
  • • установление правил осуществления расчетов и банковских операций в РФ;
  • • осуществление на безвозмездной основе обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов;
  • • регистрация, лицензирование и надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • • организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля в РФ;
  • • определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • • установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
  • • составление платежного баланса РФ;
  • • проведение анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютнофинансовых и ценовых отношений; публикация соответствующих материалов и статистических данных.

С 2013 г. к функциям Центрального банка РФ добавились контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности страховых фондов.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление им. В Совет директоров входят 12 членов и Председатель Банка России, который утверждается Государственной Думой сроком на четыре года (но не более трех сроков) по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России, назначаются на должность Центральный банк и его структурные подразделения (учреждения) вместе составляют первый уровень банковской системы. Кредитные организации образуют второй уровень банковской системы. Их основные количественные параметры представлены в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций (2017 г.)

Кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций, всего.

В том числе: — банки.

— небанковские КО.

— привлечение вкладов населения.

— осуществление операций в иностранной валюте.

— генеральные лицензии.

— на проведение операций с драгметаллами.

Кредитные организации, включенные в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов, всего.

Зарегистрированный уставный капитал действующих КО (млн руб.).

2 511 411.

Источник: по данным Банка России.

По данным Банка России на (2017 г.).

Важным звеном системы регулирования денежного обращения являются контроль и регулирование деятельности коммерческих банков, которые выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности. Между тем финансовая стабильность — важнейшее условие обеспечения социальной стабильности в обществе. Именно поэтому потребность в институте государственного надзора за банковской системой возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. Кризис доверия к финансовым институтам вследствие их неспособности выполнять взятые на себя обязательства ведет к «набегам вкладчиков», дезорганизации денежного обращения, росту социальной напряженности и недоверия к институтам государства.

Банковский надзор — одна из функций ЦБ РФ. Она заключается прежде всего в контроле за соблюдением кредитными организациями требований банковского законодательства и установленных Банком России нормативов.

Выделяют три основных направления государственного регулирования деятельности коммерческих банков:

  • 1) лицензирование;
  • 2) контроль за выполнением экономических нормативов деятельности;
  • 3) регулирование норм резервирования коммерческих банков.

На стадии лицензирования целью Банка России является создание входных барьеров для желающих создать коммерческий банк. При этом особые требования предъявляются к объему, структуре и порядку формирования уставного капитала кредитной организации, размеру ее резервного фонда, финансовому состоянию учредителей, системе управления, в том числе составу и компетенции ее органов управления и др. Кроме того, ЦБ РФ принял ряд мер, направленных на обеспечение прозрачности структуры собственности на доли кредитных организаций, повышение минимальных требований к уставному капиталу банка до 5 млн евро, повышение требовательности к квалификации и деловой репутации топ-менеджмента кредитных организаций.

  • [1] Сейчас евро является национальной валютой 19 странчленов ЕС.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой