Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пределы авторского права (п. 821-826)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хрональные (временные) пределы авторского права для иностранных авторов. Они определяются следующим образом. Нижним пределом такой охраны является дата вступления в силу для России той из международных конвенций, на основании которой иностранный автор испрашивает такую охрану. Так, по нормам Бернской конвенции на территории РФ охраняются только такие произведения иностранных авторов, которые были… Читать ещё >

Пределы авторского права (п. 821-826) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 821. Территориальные границы действия авторского нрава (причины данного явления). Законодательство любого государства действует
  • (1) на всей его территории, т. е. в отношении любых, на ней находящихся лиц (см. подп. 1 п. 1 ст. 1256 ГК) и (2) в отношении любых граждан этого государства, где бы они не находились (см. подп. 2 п. 1 ст. 1256). Следовательно, ни одно государство не в состоянии своим законодательством «достать» иностранцев, находящихся за пределами ее территории. Эта органическая и неизбежная черта всякого национального законодательства в случае с авторским (и любым исключительным) правом — правом на результат творческой деятельности превращается в дефект: идеальная природа объекта исключительного права позволяет эксплуатировать его, не входя в физическое соприкосновение пи с самим объектом, ни с обладателем прав на таковой, т. е. формально не подпадая под действие закона, признающего и охраняющего такое право, по фактически здорово урезая абсолютность этого права'. Стремясь стимулировать другие государства к охране авторских прав своих граждан (подданных), государства отталкиваются от следующего принципа: произведения иностранных авторов, обнародованные за пределами их территории или не находящиеся

на ней в объективной форме, их национальным законодательством не охраняются иначе, как на началах взаимности.

  • 821[1]. Территориальные границы действия авторского права (их преодоление). Режим взаимной охраны авторских прав до некоторой степени позволяет удовлетворить потребности авторов. При невысокой степени тесноты и интенсивности взаимодействия граждан различных государств даже отсутствие взаимной охраны авторских прав особого вреда не приносит: авторы, чьими произведениями пользуются иностранцы, сильно не страдают (ибо сами они возможности такого использования своих произведений за границей все равно фактически лишены), а лица, использующие произведения иностранных авторов без их разрешения, особенно много на них не зарабатывают. Но с течением времени такое состояние превращается в серьезный тормоз не только для международного сотрудничества по линии науки и культуры, но и, как ни странно, международной торговли. На этом этапе охрана прав иностранных авторов на произведения, обнародованные ими за границей, становится не просто желательной, но обязательной. Тот, кто не предоставляет такой охраны, рискует остаться в стороне от развития остального человечества. В итоге участие государств в международной охране авторских прав принимает форму международных договоров или конвенций — сперва двух, а затем и многосторонних — которые не только обеспечивают экстерриториальное действие национальных авторских законов, но и постепенно создают унифицированный материально-правовой режим такой охраны.
  • 822. Источники международной (конвенционной) охраны авторских прав. К числу многосторонних международных договоров, которые являются способом преодоления территориального предела действия авторских прав, относятся: (1) Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886/12.03.1995[1]; (2) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 06.09.1952/27.05.1973;
  • (3) Соглашение (Московское) стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24.09.1993/06.05.1995;
  • (4) Договор ВОИС по авторскому праву (ДЛП) от 20.12.1996/05.02.2009. Кроме того, Российская Федерация (в основном как правопреемница бывшего СССР) связана двусторонними соглашениями о взаимном признании и охране авторских прав с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией и Швецией, смысл которых заключается в том, чтобы расширить объем и число случаев правовой охраны авторских прав по сравнению с теми, которые закреплены соглашениями многосторонними.
  • 822 Г Последствия участия в международной (конвенционной) охране авторских прав. Участие России в перечисленных международных договорах (далее — «Конвенции по авторскому праву», «Авторские конвенции») является основанием нормы подп. 3 и. 1 ст. 1256 ГК, которая позволяет апеллировать к нашему отечественному авторскому праву таким иностранным авторам, которые ни сами, ни посредством своих произведений с Россией и ее территорией никак не связаны, но при том имеют отношение к такому государству, которое участвует по крайней мере в одной из конвенций по авторскому праву. Иными словами, российское авторское право охраняет произведения, не находящиеся на ее территории, не только тогда, когда их авторами (или их правопреемниками) являются граждане РФ, но и тогда, когда их авторами (правопреемниками) являются граждане государств — участников Бернской, Всемирной либо Московской конвенций об авторском праве либо граждане стран — участниц двусторонних соглашений с Российской Федерацией по вопросам признания и охраны авторских прав. Верно и обратное. Исключительные права российских авторов признаются и охраняются не только их национальным (российским) законодательством, но и законодательством стран — участниц любого из трех многосторонних или какого-либо из двусторонних международных договоров с участием России.
  • 823. Хрональные (временные) пределы авторского права для российских авторов. Исключительное авторское право, как и все исключительные права, является срочным. По общему правилу моментом возникновения исключительного авторского права (его нижним пределом существования) повсеместно считается момент наступления такого факта, как создание произведения. Пределом верхним (моментом прекращения авторского права) по общему правилу является истечение 70-летнего срока, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора либо последнего из соавторов (и. 1 ст. 1281 ГК), либо со времени правомерного обнародования произведения (и. 2 и 3 указ, статьи). Семидесятилетний срок охраны исключительного права автора, предусмотренный ст. 1281, применяется в случаях, когда к 1 января 1993 г. не истек предусмотренный прежде действовавшим законодательством 50-летний срок действия авторского права. Говоря короче, норма об охране исключительного права автора в течение 70 лет после его смерти распространяется на произведения авторов, умерших после 1 января 1943 г. Исключения из всех описанных общих правил установлены исчерпывающим образом в п. 4 и 5 ст. 1281 (так называемые «реабилитационное» и «военное» правила), а также в ст. 6 Вводного закона к части четвертой Кодекса.
  • 8231. Хрональные (временные) пределы авторского права для иностранных авторов. Они определяются следующим образом. Нижним пределом такой охраны является дата вступления в силу для России той из международных конвенций, на основании которой иностранный автор испрашивает такую охрану. Так, по нормам Бернской конвенции на территории РФ охраняются только такие произведения иностранных авторов, которые были обнародованы на территории какой-либо из стран — участниц этой Конвенции начиная с 12.03.1995; по нормам Всемирной (Женевской) конвенции — начиная с 27.05.1973 (в ее первоначальной) и начиная с 09.03.1995 (в ее пересмотренной — парижской — редакции). Это означает, что произведения иностранных авторов, обнародованные до наступления этих дат (хотя бы и на территориях стран — участниц Конвенции), на территории РФ по общему правилу не охраняются, если иное не остановлено двусторонними международными договорами с ее участием. Верхний хрональный предел конвенционной охраны исключительных прав иностранных авторов определяется согласно п. 4 ст. 1256 ГК не только законодательством страны, предоставляющей конвенционную охрану, но и законодательством страны происхождения произведения (об этом понятии см. п. 4 ст. 5 Бернской конвенции)1.
  • 824. Содержательные пределы авторского права (свободное использование произведений). ГК РФ и международные договоры предусматривают некоторое количество действий в отношении произведений, охраняемых авторским правом, которые возможно совершить без согласия (разрешения) автора и {или) без выплаты ему авторского вознаграждения. Возможности совершения таких действий должны быть квалифицированы как публичные ограничения авторского права; в законодательстве и литературе они называются возможностями свободного использования произведений. Их реализация не должна наносить неоправданного ущерба нормальному и законному использованию произведения обладателем исключительного авторского права[3][4] и не должна ущемлять необоснованным образом законные интересы автора, в том числе и неимущественные[5].
  • 824 Г Виды случаев свободного использования произведений. ГК регулирует свободное использование произведений в ст. 1245,1273—1280,1456. С точки зрения своего предмета различают случаи свободного использования произведений (1) правомерно обнародованных (ст. 1273, поди. 1, 2, 4, 5 п. 1, п. 3 ст. 1274, ст. 1277, 1279, 1280), (2) правомерно опубликованных (поди. 3 и 6 п. 1 ст. 1274, ст. 1275, 1276), (3) правомерно введенных в гражданский оборот (и. 2 ст. 1274) и (4) всяких вообще произведений, в том числе необнародованных (ст. 1278). Данная классификация больше важна с точки зрения практической, чем научной, вследствие чего мы ограничиваемся здесь простым упоминанием о ней. С точки же зрения дидактической все случаи свободного использования произведений целесообразно разделить по критерию тех целей, достижению которых они служат, на две группы: те, что преследуют целью удовлетворение (1) общественных интересов и (2) таких интересов, удовлетворение которых не может стать предметом добросовестного запрещения. В соответствии с этой систематикой мы и будем рассматривать эти случаи в дальнейшем.
  • 825. Свободное использование произведений в общественных интересах. К числу случаев свободного использования произведения, преследующих удовлетворение общественных интересов, относятся (ст. 1274—1278 ГК):
    • (1) цитирование произведений и (2) их использование в качестве иллюстраций; воспроизведение в периодическом печатном издании, сообщение в эфир или по кабелю и доведение до всеобщего сведения (3) правомерно опубликованных, сообщенных или доведенных до всеобщего сведения статей по текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам, а также (4) публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и т. п. произведений, либо (5) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе текущих событий, либо (6) произведений, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения или видны из этого места, либо (7) любых произведений и любыми способами для целей правоприменения; публичное исполнение (8) правомерно обнародованных произведений в некоторых типах организаций социальной направленности и (9) во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон; (10) запись на электронный носитель и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций; библиотеками (и архивами) — (11) предоставление в бесплатное пользование экземпляров литературных произведений, (12) репродуцирование в целях восстановления или замены либо предоставления другим библиотекам, а также (13) в учебных или научных целях по запросам граждан или образовательных организаций (отдельных статей и малообъемных произведений полностью или частично); (14) тифлокомментирование и сурдоперевод; (15) пародирование и окарикатуривание.
  • 826. Свободное использование, добросовестно не запрещаемое. Это — такие случаи использования, против которых добросовестный обладатель исключительного авторского права обычно ничего не имеет против. По мнению законодателя (ст. 1273, 1279 и 1280 ГК), к их числу относятся: (1) воспроизведение произведения гражданином исключительно в личных целях[6];
  • (2) запись организацией эфирного вещания произведения, в отношении которого она получила право на передачу в эфир в целях его краткосрочного использования и (или) хранения; (3) совершение действий по адаптации программ для ЭВМ или базы данных, необходимых для обеспечения их работы на технических средствах пользователя, а также исправление явных ошибок; (4) копирование программ для ЭВМ и баз данных для целей адаптации, хранения или замены; (5) изучение, исследование или испытание программы для ЭВМ; (6) декомпиляция программы для ЭВМ; в отношении топологий интегральных микросхем — (7) их импорт или введение в оборот, осуществленные добросовестно, а также использование в личных целях, не связанных с извлечением прибыли, оценки, анализа, исследования или обучения.
  • 826[6]. Ограничение права автора на перевод и переиздание произведения. Всемирная конвенция об авторском праве в ред. 1952 г. ввела ряд ограничений правомочия автора па разрешение и публикацию переводов своих правомерно опубликованных произведений. Парижская редакция Конвенции (1971 г.) ограничила также возможность решения вопроса о переиздании однажды изданного произведения. Именно: при наступлении известных условий, свидетельствующих о «недостаточном использовании» автором опубликованного произведения, любое заинтересованное лицо вправе с соблюдением известной процедуры получить разрешение на выпуск в свет перевода или переиздания этого произведения не у самого автора, а у компетентного органа государства, охраняющего права данного автора на соответствующее произведение или же от Международного центра по авторскому праву при ООН (см. ст. V женевской редакции Всемирной Конвенции и ст. V, V bis, V ter и V quater редакции парижской). Условия применения и характер рассматриваемых ограничений таковы, что совершаемые в их рамках действия вряд ли могут стать предметом добросовестного запрета со стороны правообладателя.
  • [1] Здесь и далее (п. 842, 852, 897 Учебника) через дробь дается дата вступления соответствующей Конвенции в силу для Российской Федерации.
  • [2] Здесь и далее (п. 842, 852, 897 Учебника) через дробь дается дата вступления соответствующей Конвенции в силу для Российской Федерации.
  • [3] Общий смысл этих правил следующий: Российская Федерация не предоставляет конвенционной охраны исключительного права на срок, превышающий либо (1) срок охранытакого права, установленный законодательством страны происхождения произведения, либо (2) срок, превышающий срок его охраны, установленный российским законодательством. Почва для применения первого правила возникает тогда, когда срок охраны авторскогоправа по иностранному законодательству короче 70 лет, второго — тогда, когда он длиннее.
  • [4] То есть осуществляться в объеме, лишь минимально необходимом (оправданном)для достижения законной цели пользователя и без извлечения прибыли.
  • [5] Последнее означает, что использование произведения, хотя бы и свободное, должноосуществляться при обязательном указании имени автора и источника заимствования.
  • [6] Кроме случаев воспроизведения (1) произведений архитектуры, (2) баз данных и существенных частей из них, (3) программ для ЭВМ, (4) книг (полностью) и нотных текстов (в том числе частично) путем репродуцирования; (5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном показе в месте, открытом для свободного посещения и (6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования.
  • [7] Кроме случаев воспроизведения (1) произведений архитектуры, (2) баз данных и существенных частей из них, (3) программ для ЭВМ, (4) книг (полностью) и нотных текстов (в том числе частично) путем репродуцирования; (5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном показе в месте, открытом для свободного посещения и (6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой