Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Права на средства индивидуализации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фирменное наименование включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, поэтому должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Например, такое наименование, как «Общество с ограниченной ответственностью «Туристическая фирма» «, не будет признано надлежащим фирменным… Читать ещё >

Права на средства индивидуализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средства индивидуализации: понятие и виды

Права на средства индивидуализации отличаются как объект правовой охраны своим содержанием, особенностями возникновения, реализации и прекращения. Специфичен и круг субъектов-правообладателей средств индивидуализации, однако наиболее важной их особенностью является перечень объектов интеллектуальных прав данной категории.

Средства индивидуализации в юридической литературе рассматриваются как специальные обозначения, которые служат своеобразными сигналами и образами, привлекающими потребителей на определенные сегменты рынков товаров, работ и услуг, и в отношении которых возникают права в установленном законом порядке[1]. Как отмечает О. А. Городов, «средства индивидуализации одновременно являются объектами как гражданских прав, так и интеллектуальной и промышленной собственности». Это подчеркивает их значимость для развития и поддержания стабильности гражданского оборота.

В гражданском законодательстве средствам индивидуализации посвящена гл. 76 ГК РФ «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий». Таким образом, средства индивидуализации классифицированы в зависимости от того, на что направлено их действие: средства, индивидуализирующие юридические лица, — фирменные наименования; средства, индивидуализирующие предприятия, — коммерческие обозначения; средства, индивидуализирующие товары, -товарные знаки и наименования мест происхождения товаров; средства, индивидуализирующие услуги, — знаки обслуживания.

Общим признаком для данных объектов гражданских прав является то, что они находят применение исключительно в коммерческом обороте. Это влияет на состав субъектов-правообладателей средств индивидуализации, из него полностью исключаются физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Гражданам отводится косвенная роль, поскольку они выступают в роли потребителей, которые делают выбор в пользу той или иной фирмы, которой они больше доверяют и приобретают товары той марки, которая зарекомендовала себя с лучшей стороны. Однако прямое участие в отношениях, связанных с приобретением прав на средства индивидуализации, они не принимают. В целом субъектами отношений в сфере приобретения и защиты прав на средства индивидуализации являются юридические лица (причем исключительно коммерческие, в том числе государственные предприятия), индивидуальные предприниматели и т. д.

Право на фирменное наименование: понятие, применение, соотношение с иными средствами индивидуализации

Фирменное наименование — это средство индивидуализации юридического лица, которое используется для обособления его в гражданском обороте и определяется в его учредительных документах. Необходимо различать фирменное наименование и наименование некоммерческих организаций, поскольку первое используется исключительно для индивидуализации коммерческих организаций. По этому поводу в науке высказано мнение, что «поскольку некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а соответственно их интерес в использовании и охране своих наименований должен быть защищен законодателем с не меньшей степенью», необходимо понятие «фирменное наименование» использовать как средство индивидуализации в отношении обоих видов юридических лиц. Мы разделяем данную точку зрения, поскольку некоммерческие организации, хотя и создаются для целей, не связанных с систематическим извлечением прибыли, все чаще участвуют в коммерческом обороте.

Фирменное наименование включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, поэтому должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Например, такое наименование, как «Общество с ограниченной ответственностью «Туристическая фирма» «, не будет признано надлежащим фирменным наименованием, поскольку в силу п. 2 ст. 1473 ГК РФ оно не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Фирменное наименование, сродни имени человека, необходимо организации для того, чтобы осуществлять деятельность под определенным именем, которое позволит отразить его в учредительных документах и в дальнейшем делопроизводстве, при заключении сделок.

В § 1 гл. 76 ГК РФ установлено несколько требований к содержанию и оформлению фирменного наименования.

Во-первых, юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или, соответственно, в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Например, сокращенное фирменное наименование: ООО «Издательский дом «Альбина Паблишер» «.

Во-вторых, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

В-третьих, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту РФ. Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ. В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

В-четвертых, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического .ища.

Применение права на фирменное наименование выражается в использовании исключительного права на фирменное наименование любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, па товарах или их упаковках. Важное отличие в правовом режиме использования фирменного наименования заключается в запрете распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, установленном п. 2 ст. 1473 ГК РФ.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, но при этом такое фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания, оно также охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания (ст. 1476 ГК РФ).

  • [1] Городов О. А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой