Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегические и тактические вопросы подготовки к уроку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тактические рекомендации распространяются непосредственно на подготовку к уроку. Каждый хороший урок сродни театральному спектаклю. В его основе лежит какой-то материал — предметное содержание (понятно, что учитель его знает). У урока есть сценарий — методика преподавания этого материала, объясняющая, при помощи каких понятий и в какой последовательности можно наиболее доступно для учащихся этой… Читать ещё >

Стратегические и тактические вопросы подготовки к уроку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными задачами учителя, как известно, являются преподавание и воспитание. Подготовке и организации этих процессов следует уделить внимание. Подробно воспитательный процесс рассматривается в следующем разделе, но здесь нельзя не отметить, что он тесно связан с процессом обучения, и многие аспекты успешности процесса обучения напрямую зависят от сплоченности класса — результата воспитательной работы.

При подготовке к уроку необходимо продумать ряд моментов. Многим кажется, что если сам знаешь то, что собираешься объяснять, этого вполне достаточно. Однако это не совсем так, а иногда и совсем не так. Л. Н. Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик». Какие практические рекомендации можно почерпнуть из этого высказывания? На наш взгляд, такие рекомендации можно представить на двух уровнях: стратегическом и тактическом.

На стратегическом уровне нужно реализовать три направления, обеспечивающие сбалансированное преподавание.

  • • Прямые четкие инструкции — четкое, ясное, опирающееся па различные органы чувств объяснение нового. Фактологический материал предъявляется в виде объяснений, демонстраций, иллюстраций и выделения опорных сигналов, облегчающих его запоминание.
  • • Открытое обсуждение — дискурсивное, диалогическое обсуждение полученной на первом этапе информации, способствующее уточнению и закреплению. Позволяет вовлечь учащихся в дискуссию, найти сложные моменты в материале и разобрать их более подробно.
  • • Проясняющая проверка результатов освоения учебного материала — разносторонняя проверка адекватности сложившейся картины. Она включает разнообразные методы и формы контроля: тестирование как наиболее общий контроль и задачи с творческим компонентом, позволяющие всесторонне рассмотреть изучаемый вопрос. Обязательным моментом контроля является его обучающая составляющая — в ходе контроля непременно должны быть исправлены и разобраны все ошибки.

Реализация стратегии сбалансированного преподавания позволяет мотивировать учащихся к познавательному процессу, развивать их любознательность, позитивное отношение к учебе, стремление к независимым суждениям, гибкость и неординарность мышления. Именно такие задачи ставит перед собой школа будущего.

Тактические рекомендации распространяются непосредственно на подготовку к уроку. Каждый хороший урок сродни театральному спектаклю. В его основе лежит какой-то материал — предметное содержание (понятно, что учитель его знает). У урока есть сценарий — методика преподавания этого материала, объясняющая, при помощи каких понятий и в какой последовательности можно наиболее доступно для учащихся этой возрастной категории раскрыть предлагаемую проблему. Существует постановка — конспект урока, предполагающий пошаговую инструкцию практической реализации «спектакля». За уроком следует осмысление его результатов — рефлексия педагога, помогающая определить сильные и слабые стороны и наметить пути управления качеством педагогического процесса.

Снова обращаясь к Л. Н. Толстому и его пониманию учительского труда, приведем его слова о том, что «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность», которая «встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». Для того чтобы таких жертв было как можно меньше, а процесс обучения радовал всех его участников, нужно, чтобы каждый урок стал спектаклем для учеников и уроком для учителя.

Составляя тактический план рассмотрения темы, необходимо продумать ряд шагов.

Шаг первый. Вводная часть. Подобрать яркую и интересную информацию, которая смогла бы одновременно привлечь внимание обучающихся, сфокусировав его на изучаемой теме.

Шаг второй. Объяснение нового материала. Четко предъявить информацию и разъяснить ее примерами. Возможно обратное решение — предложить серию примеров, приводящих к пониманию базового явления или процесса. Однако сочетание информации и примеров должно выполняться.

Шаг третий. Прогнозирование реакции учеников на информацию. В этой части работы нужно попытаться предсказать возможные вопросы и сконструировать ответы, которые позволят уточнить понимание темы. Такие вопросы можно и нужно провоцировать, так как в процессе дискуссии происходит личностное принятие и самостоятельное приобретение представлений, которое, как известно, гораздо надежнее, чем простая трансляция знаний.

Шаг четвертый. Закрепление. Необходимо организовать надежную обратную связь, одобрить правильное понимание и скорректировать возможные ошибки.

Шаг пятый. Подкрепление познавательного мотива. Показать учащимся реальные, практические возможности для применения полученного знания. Организовать движение к становлению умения, универсального учебного действия и развитию компетенции.

Шаг шестой. Оценка и отметка. Предусмотреть различные формы проверки знаний, рассчитанные на выявление успехов в освоении материала и его применении. Такой контроль должен улучшить, если это необходимо, уровень и качество освоения темы.

Шаг седьмой. Повторение пройденного материала. Обязательно предусмотреть возвращение к пройденному материалу не только на следующем уроке, но и через некоторое время. Так можно способствовать уточнению и более прочному закреплению материала в памяти.

Обычный комбинированный урок содержит все эти элементы, но они, как правило, касаются различных тем: одна объясняется и закрепляется, а представление о другой проверяется и корректируется. Однако перед тем как разбить тематический план на отдельные уроки, нужно его разработать. Разрабатывая план рассмотрения конкретного материала, можно опять вспомнить рекомендации Л. Н. Толстого учителю: «Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя».

Важным понятием в системе обучения и воспитания является коллектив. Под коллективом понимается группа учащихся, объединенная общими целями и задачами, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития и организованности.

В последнее время понятие «коллектив» заменяют понятием «команда», подразумевая самоуправляемую организацию или сплоченную группу. Создание связей, обеспечивающих сплоченное взаимодействие, способствует тому, что класс становится более управляемым, увеличивается мотивация совместной деятельности, возрастает вклад, вносимый отдельными членами в общее дело, растет эффективность совместной деятельности, создается благоприятный социально-психологический климат.

В процессе создания коллектива можно выделить три основные стадии:

  • — структурирование группы для организации совместной социально значимой деятельности, что способствует образованию системы отношений его членов к содержанию и ценностям их деятельности;
  • — возникновение внутри группы устойчивых межличностных отношений на основе совместной деятельности, способствующих ее упорядочению;
  • — возникновение межличностных отношений, опосредствованных ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью.

Третья стадия знаменует возникновение саморегулирующейся структуры, которая соответствует высказыванию А. С. Макаренко о том, что требование преподавателя «усиливается как эхо в горах», если оно поддержано коллективом. Если в группе нет сплочения, получается, что она управляется только «снаружи» — силой указаний руководителя, а если создан коллектив, то группа управляется еще и «изнутри» — за счет того, что члены коллектива разделяют общие ценности и стремятся к единой цели.

Преподавание в рамках классно-урочной системы строится в основном на конкуренции и организации соревнования, что не всегда способствует появлению сплоченности и совместимости в коллективе.

Можно попытаться преодолеть эту конкуренцию и внести элементы сплочения в деятельность класса, организуя мозаичные учебные подгруппы. Для этого нужно разделить детей на подгруппы по пять-шесть человек и дать им темы для подготовки к уроку-конференции. При этом разбивка может быть как произвольной, так и учитывать личные предпочтения учащихся. Однако будет лучше, если в каждую группу войдут как «сильные», так и «слабые» ученики, как общительные, так и замкнутые.

Каждый ученик получает задание, основанное на освоении собственного «кусочка» информации. После того как усвоят свои фрагменты мозаики, они должны объяснить друг другу специфику своего фрагмента. Так выполняется работа в подгруппе. Затем подгруппа вносит свой вклад в деятельность класса. При этом целостная информация может сложиться только в том случае, если будут собраны все «кусочки».

Таким образом каждый учащийся вносит свой вклад в решение общей задачи. Этот вклад одновременно и уникальный, и существенный — без любого одного фрагмента не составится целое. При такой постановке задачи даже самые убежденные индивидуалисты поймут, что достичь успеха можно только сообща, научатся уважать своих товарищей и работать в команде. Существует четыре основных правила организации мозаичных групп:

  • — члены разных групп имеют одинаковый статус в рамках учебной ситуации;
  • — они объединены общей целью, но разбиты на подгруппы в соответствии с частными задачами;
  • — члены подгруппы и отдельных групп осознают необходимость сотрудничества для достижения общей цели;
  • — члены групп в процессе свободного общения проводят достаточное количество времени, чтобы они могли узнать друг друга и между ними могли возникнуть дружеские отношения за рамками поставленных задач.

По такой же схеме в рамках воспитательного процесса строится организация коллективных творческих дел или исследовательских проектов. Естественно, сплочение класса и создание на этой основе коллектива является центральной задачей воспитания, но значительных успехов в этой деятельности можно достичь и в процессе обучения.

Даже если учитель не является классным руководителем, он все равно заботится об успехах своих учеников. Толстой по похожему поводу отмечал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой