Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности внешнеэкономической деятельности в сфере военнотехнического сотрудничества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решения о предоставлении организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по освидетельствованию… Читать ещё >

Особенности внешнеэкономической деятельности в сфере военнотехнического сотрудничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственная монополия на внешнеторговую деятельность сохранена в области военно-технического сотрудничества. Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее — Закон о военно-техническом сотрудничестве) предусмотрено, что государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается, в частности, введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения.

В соответствии с данным Законом под военно-техническим сотрудничеством понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.

Закон запрещает осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российским юридическим лицам, не получившим в установленном порядке право на осуществление этой деятельности, а также российским физическим лицам.

Субъектами военно-технического сотрудничества могут быть только те российские организации, которые получили право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Статья 12 Закона о военно-техническом сотрудничестве раскрывает, что:

  • 1) организациями, участвующими в осуществлении военнотехнического сотрудничества, являются государственные посредники — специализированные организации, созданные по решению Президента РФ в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100% акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации. Распоряжение указанными акциями (продажа и иные способы отчуждения, передача в залог и в доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона;
  • 2) право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения имеют организации — разработчики и производители продукции военного назначения при условии закрепления не менее 51% их акций (долей) в федеральной собственности и размещения остальных акций (долей) среди российских юридических и физических лиц. При этом не допускаются продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим лицам, иностранным юридическим лицам, а равно российским физическим лицам и российским юридическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами.

Право на осуществление организацией внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения не переходит к другим субъектам предпринимательской деятельности, в том числе в случае ее реорганизации. Не допускается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения через представителя.

Таким образом, внешнеторговая деятельность в области военно-технического сотрудничества осуществляется исключительно на основе разрешений, которые могут быть выданы только предусмотренным в Законе российским юридическим лицам. При этом их деятельность подчинена строгому государственному контролю, установленному Законом о военно-техническом сотрудничестве и иными специальными правовыми актами в этой области.

Порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения определяется Президентом РФ с учетом возможностей реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества. Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» было утверждено соответствующее Положение.

Рассмотрение вопроса о предоставлении организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возлагается на Правительство РФ и Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству.

Решения о предоставлении организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и о лишении такого права принимаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Решения о предоставлении организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, обучения иностранных специалистов проведению таких работ, могут приниматься Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству по уполномочию Президента РФ. Решение об уполномочивании Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству принимается в виде распоряжения Президента РФ в отношении нескольких организаций по представлению Правительства РФ. Решения о лишении в установленном порядке организаций указанного права принимаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Решение о предоставлении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения принимается по конкретной номенклатуре (перечню) этой продукции, являющейся предметом производственной деятельности организации, на срок, который, как правило, не должен превышать пять лет.

В данную номенклатуру (перечень) может включаться только продукция военного назначения, указанная в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. В качестве иностранных заказчиков могут выступать уполномоченные органы и субъекты военно-технического сотрудничества иностранных государств, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств.

Для подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения организация, подающая заявление о предоставлении ей такого права, представляет в федеральное агентство, к сфере деятельности которого она относится, документы по перечню согласно приложению к Положению о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Документы представляются в виде подлинников либо копий, заверенных организацией-заявителем.

Представляемая организацией-заявителем информация по вопросам ее производственной деятельности должна быть согласована с аккредитованным при этой организации военным представительством Минобороны России.

Представление документов и информации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в порядке, установленном Законом РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне» и другими нормативными правовыми актами РФ.

Заключения на заявление организации-заявителя, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти, подписывают руководители или заместители руководителей этих федеральных органов, курирующие вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией-заявителем документов и информации, а также за их согласование в необходимых случаях с соответствующими федеральными органами исполнительной власти несет ее руководитель.

Федеральное агентство, к сфере деятельности которого относится организация-заявитель, регистрирует представленные ею документы и в месячный срок организует проверку правильности оформления этих документов и полноты содержащихся в них сведений, после чего направляет эти документы и проект соответствующего решения с необходимыми обоснованиями в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству для внесения в Правительство РФ для дальнейшего рассмотрения и представления Президенту России или для рассмотрения и принятия решения Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Подготовка проекта соответствующего решения Президента России или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству осуществляется с учетом возможностей реализации организацией-заявителем целей и принципов военно-технического сотрудничества, соответствия представленных ею документов и содержащейся в них информации требованиям законодательства РФ.

По итогам рассмотрения проекта решения о предоставлении организации-заявителю права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения Президент России или Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству предоставляет организации-заявителю право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения либо отказывает в предоставлении такого права.

В случае отказа в предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству дает организации-заявителю мотивированный ответ с обоснованием отказа.

Организация, получившая право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, включается в реестр организаций, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Ведение реестра возложено на Федеральную службу по военнотехническому сотрудничеству.

Организации, включенной в реестр, выдается соответствующее свидетельство, подписанное руководителем Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и заверенное гербовой печатью.

Передача указанного свидетельства другому юридическому лицу или физическому лицу запрещается.

Право на осуществление организацией внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения не переходит к другим субъектам предпринимательской деятельности, в том числе в случае ее реорганизации. Однако в случае реорганизации организации такое право может быть предоставлено реорганизованному юридическому лицу, являющемуся правопреемником организации, по решению Президента РФ или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Указанное право предоставляется при условии соответствия реорганизованного юридического лица требованиям Закона о военно-техническом сотрудничестве.

Организациям в пределах номенклатуры продукции военного назначения, в отношении которой им предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности, по согласованию с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству разрешается:

  • а) вести в государствах, включенных в список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, поиск иностранных заказчиков, вступать с ними в переговоры, сообщать им согласованный с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству уровень внешнеторговых цен на предлагаемую для экспорта продукцию военного назначения;
  • б) осуществлять рекламную и иную маркетинговую деятельность, участвовать в выставках (показах) продукции военного назначения, в ходе переговоров с иностранными заказчиками знакомить их с тактико-техническими характеристиками продукции военного назначения, основными параметрами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации) в объеме, предварительно согласованном с Минобороны России;
  • в) подписывать в установленном порядке в пределах своей компетенции контракты с иностранными заказчиками, осуществлять командирование российских специалистов для работы за рубежом и принимать в Российской Федерации в установленном порядке иностранные делегации (специалистов), исключив возможность посещения ими режимных объектов, принадлежащих организациям, без предварительного согласования с этими организациями;
  • г) осуществлять в установленном порядке внешнеторговые операции в отношении продукции военного назначения в соответствии с заключенными контрактами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения эти организации обязаны:

  • а) соблюдать положения нормативных правовых актов РФ в области внешнеэкономической деятельности, экспортного, валютного, финансового, налогового и таможенного контроля, а также в области защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности в организациях;
  • б) не допускать нарушения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного, химического, иных видов оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также в области обеспечения международной безопасности;
  • в) не допускать нарушения законодательства иностранных государств, а также действий, в результате которых Российской Федерации может быть нанесен политический, военный или экономический ущерб;
  • г) не допускать экспорта продукции военного назначения в ущерб формированию и выполнению государственного оборонного заказа;
  • д) не допускать при расчетах с другими организациями, в том числе не являющимися субъектами военно-технического сотрудничества, нарушения сроков и обязательств, предусмотренных договорами с ними; осуществлять работу по минимизации рисков при поставках (закупках) продукции военного назначения, в том числе с использованием механизмов страхования;
  • е) координировать свою деятельность в иностранных государствах с посольствами РФ в этих государствах, а также с другими субъектами военно-технического сотрудничества;
  • ж) выполнять согласованные с Минюстом России и Минобороны России планы мероприятий по обеспечению правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предлагаемой для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;
  • з) производить расчеты, осуществлять таможенные платежи и продажу иностранной валюты, полученной от внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения, только через банковские счета, указанные в реестре, незамедлительно информировать Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству в случае изменения этих банковских счетов;
  • и) не допускать по отношению к другим субъектам военнотехнического сотрудничества конкуренции на внешнем рынке, в том числе не допускать внесения иностранным заказчикам коммерческих и иных предложений, совершения юридических и иных действий в отношении обращений иностранных заказчиков, проработка которых поручена в установленном порядке этим субъектам военно-технического сотрудничества;
  • к) принимать меры к недопущению реэкспорта или передачи третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, без согласия Российской Федерации. При выявлении таких фактов немедленно информировать о них Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству;
  • л) предоставлять иностранным заказчикам при ведении переговоров с ними в пределах номенклатуры продукции военного назначения, в отношении которой организациям предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности, информацию о тактико-технических характеристиках продукции военного назначения и параметрах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации) в объеме, согласованном с Минобороны России, а также об уровне внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, согласованном с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству;
  • м) представлять в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству сведения об изменении состава учредителей, организационно-правовой формы организации, о кадровых изменениях в ее руководстве не позднее чем через пять рабочих дней со дня такого изменения, а также отчеты о ее внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения по установленной Службой форме;
  • н) информировать Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, Минобороны России, Службу внешней разведки РФ, Федеральную службу безопасности о контактах с иностранными юридическими и физическими лицами по вопросам производства и поставки продукции военного назначения независимо от того, будут ли данные контакты реализованы в виде коммерческих соглашений.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения не разрешается посредническая деятельность в любой форме российских юридических и физических лиц, за исключением государственной посреднической деятельности, осуществляемой государственным посредником.

В случае нарушения организацией требований, установленных Законом о военно-техническом сотрудничестве, а также Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, Федеральная служба по военнотехническому сотрудничеству направляет в Правительство РФ представление о лишении этой организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения для дальнейшего представления Президенту РФ или принимает указанное решение самостоятельно в рамках своих полномочий.

По результатам рассмотрения представления Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о лишении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения Правительством РФ может быть внесено Президенту РФ предложение о лишении этой организации такого права.

Проект решения Президента РФ о лишении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения вносится Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в Правительство РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в п. 16 приложения к названному выше Положению.

В случае принятия Президентом РФ или Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству решения о лишении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству в течении пяти рабочих дней уведомляет организацию, лишенную права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и другие заинтересованные российские и иностранные организации о принятом решении, исключает эту организацию из реестра, аннулирует ранее выданные лицензии на ввоз или вывоз продукции военного назначения.

Контракты на поставку продукции военного назначения, заключенные данной организацией, передаются государственному посреднику либо иному субъекту военно-технического сотрудничества для выполнения.

Внешнеторговая деятельность организации в отношении продукции военного назначения прекращается с момента принятия решения о лишении ее права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Осуществление организацией внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения прекращается без компенсации ее убытков и потерь.

Еще одно исключение из общего права осуществления внешнеторговой деятельности российских предпринимателей установлено Федеральным законом «Об экспортном контроле». Этот закон регулирует отношения органов государственной власти и российских участников внешнеторговой деятельности в отношении товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, и содержит ряд ограничений по субъектному составу их участников.

Федеральным законом «Об экспортном контроле» установлен разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования. При этом генеральная лицензия может выдаваться только такому российскому юридическому лицу, которое создало внутрифирменную программу экспортного контроля и получило в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации, согласно положениям данного Закона.

Ограничение круга участников внешнеторговой деятельности в названных областях вызвано необходимостью защиты национальных интересов России и выполнения ее международных обязательств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой