Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение дознания и предварительного следствия как двух форм предварительного расследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании ст. 37 УПК РФ пределы полномочий прокурора при осуществлении надзора за деятельность органов дознания шире, чем за органами предварительного следствия. Так, например, прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, о производстве отдельных процессуальных действий. Для органов предварительного следствия… Читать ещё >

Соотношение дознания и предварительного следствия как двух форм предварительного расследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Расследование преступлений может осуществляться в двух формах: в форме предварительного следствия и в форме дознания. Форма — это установленный законом порядок производства по уголовному делу. Законодатель устанавливает различный порядок расследования преступлений, в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Предварительное следствие — это форма предварительного расследования, осуществляемая следователями по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно.

Дознание и предварительное следствие — это направления уголовно-процессуальной деятельности по расследованию преступлений. Эти две формы объединены между собой общим назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), общими принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ), едиными правами участников уголовно-процессуальных правоотношений, общими правилами производства предварительного расследования (гл. 21−22 УПК РФ).

Вместе с тем формы расследования преступлений различаются между собой:

  • • по кругу субъектов. Основным субъектом производства дознания является дознаватель. Однако производить расследование преступлений в форме дознания может дознаватель того ведомства, которое вправе осуществлять расследование в соответствии с пределами установленной законом компетенции, и прежде всего с учетом правил о подследственности. Так, ст. 151 УПК РФ определяет, что дознание вправе производить:
    • 1) дознаватели органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3—6, 9 ст. 151 УПК РФ;
    • 2) дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй ст. 322 и частью первой ст. 323 УК РФ;
    • 3) дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, частью первой ст. 294, ст. 297, частью первой ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ;
    • 4) дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — но уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, частью первой ст. 219, частями первой и второй ст. 261 УК РФ;
    • 5) следователи Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» п. 1 части второй ст. 151 УПК РФ;
    • 6) дознаватели таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой УК РФ.

Субъектом производства предварительного следствия является только следователь, по с учетом правил о подследственности: следователи следственного комитета Российской Федерации, следователи органов федеральной службы безопасности, следователи органов внутренних дел РФ;

  • • сроками расследования. Срок дознания определен законодателем в 30 суток (ст. 223 УПК РФ). При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток, до 6 месяцев, а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев. Первоначальный срок предварительного следствия установлен законодателем продолжительностью 2 месяца (ст. 162 УПК РФ). Дальнейшее продление срока следствия возможно до 3 месяцев руководителем следственного органа, а в случае если расследование представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. Предельного срока предварительного следствия законом не установлено, но его продолжительность зависит от срока давности привлечения к уголовной ответственности;
  • • видами итоговых решений. Предварительное следствие может быть окончено решением о прекращении уголовного дела (гл. 29 УПК РФ), составлением обвинительного заключения (гл. 30 УПК РФ), постановлением о направлении материалов уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ст. 439 УПК РФ) и прекращением уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ). Расследование в форме дознания оканчивается составлением обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ), прекращением производства по делу (гл. 29 УПК РФ), прекращением уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ)[1];
  • • полномочиями субъектов расследования. Полномочия дознавателя определены в ст. 41 УПК РФ, полномочия следователя в ст. 38 УПК РФ.

Дознаватель также самостоятелен в ходе расследования преступлений, как и следователь в вопросах о возбуждении уголовного дела о преступлениях, отнесенных к подследственности органов дознания, в вопросах планирования расследования, выдвижения версий, выбора и тактики производства следственных действий.

Вместе с тем их полномочия различаются:

  • 1) в отдельных случаях, предусмотренных законом, когда процессуальные решения дознавателя требуют согласования с начальником органа дознания, поскольку в противном случае решение нс будет иметь юридической силы. Например, обвинительный акт, требует утверждения у начальника органа дознания. В то же время обвинительное заключение приобретает юридическую силу итогового документа с момента его подписания следователем, и не требуется письменного утверждения у руководителя следственного органа. То есть следователь обладает по ряду вопросов большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель;
  • 2) по отношению к указаниям прокурора.

На основании ст. 37 УПК РФ пределы полномочий прокурора при осуществлении надзора за деятельность органов дознания шире, чем за органами предварительного следствия. Так, например, прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, о производстве отдельных процессуальных действий. Для органов предварительного следствия подобное ходатайство с прокурором не согласовывается.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора. Указания прокурора, данные дознавателю, обязательны для него. При этом дознаватель вправе обжаловать указания прокурора — вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой ст. 226 и частью пятой ст. 226.8 УПК РФ;

• подследственностью преступлений, которая определена в ст. 150 УПК РФ. В ст. 151 УПК РФ разграничена подследственность органов дознания и следователей в зависимости от ведомства, в котором находятся подразделения органов предварительного следствия и подразделения дознания.

  • [1] Решение о производстве дознания в сокращенной форме не является итоговым решением для дознания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой