Значение качества для потребителя и изготовителя
В России функционирует Совет по присуждению премий правительства в области качества продукции. Учрежденный приз за качество включает диплом, благодарность правительства и право изобразить символ качества на продукции. Победители конкурса, таким образом, могут повысить эффективность рекламы своей продукции. По мере экономического развития в России качеству уделяется все большее внимание… Читать ещё >
Значение качества для потребителя и изготовителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В целом в повышении качества товаров и услуг заинтересованы: производители, отдельные потребители и общество в целом.
Потребитель заинтересован получить:
- — пригодное к применению и надежное изделие;
- — в ожидаемый (обещанный поставщиком) срок;
- — качественный и своевременный технический сервис;
- — соответствие цепы характеристикам изделия.
Общество в целом заинтересовано:
- — в уменьшении риска для общества и для каждого человека в отдельности;
- — минимальном загрязнении окружающей среды;
- — сбережении ресурсов;
- — решении социальных вопросов.
Изготовители заинтересованы в повышении качества своей продукции, так как это дает возможность:
- — проникнуть на рынок, расширить там свое присутствие и увеличить объем продаж;
- — повысить производительность за счет совершенствования производственных процессов и снижения уровня дефектности;
- — уменьшить риск потерь в период гарантийного обслуживания и при возмещении ущерба за выпуск дефектной продукции;
- — увеличить прибыль.
Для того чтобы процесс повышения качества был ориентирован на потребителей, фирме-изготовителю необходимо последовательно осуществить следующие шаги:
- 1) выявить потребителей;
- 2) определить требования потребителей;
- 3) преобразовать требования потребителей в технические условия поставки;
- 4) определить этапы в рабочем процессе;
- 5) выбрать критерии эффективности процесса;
- 6) установить возможности процесса;
- 7) оценить результаты;
- 8) обеспечить удовлетворенность потребителя.
Для оценки уровня удовлетворенности потребителей рассматривают процесс удовлетворения запросов потребителей (включая этапы разработки продукции, доставки продукции потребителям, обслуживания и сбыта, выпуска на рынок новой продукции) и степень фактической удовлетворенности потребителей (продукцией, обслуживанием, торговыми операциями и другими средствами, связанными с качеством).
Определение степени удовлетворенности потребителей обычно проводится опросным (экспертным) методом.
Основными причинами, по которым фирмы теряют своих потребителей, являются:
- — безразличное отношение со стороны каких-либо работников фирмы — 68%;
- — неудовлетворенность продукцией — 14%;
- — конкуренция — 9%;
- — переезд на новое место — 3%.
Стратегия завоевания рынка производителем продукции состоит в том, чтобы обеспечить необходимый уровень качества в отношении основных функциональных характеристик продукции и одновременно наделить продукцию новыми свойствами, делающими ее более привлекательной для потребления. При этом придание изделию новых свойств и показателей качества не должно осуществляться в ущерб основным функциональным и эксплуатационным показателям.
По мере экономического развития в России качеству уделяется все большее внимание, направленное на создание систем качества, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособной продукции на внутреннем и международном рынках.
Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы, широко использующиеся в мировой практике.
В России функционирует Совет по присуждению премий правительства в области качества продукции. Учрежденный приз за качество включает диплом, благодарность правительства и право изобразить символ качества на продукции. Победители конкурса, таким образом, могут повысить эффективность рекламы своей продукции.
Обеспечение качества требует определенных затрат, в которых сегодня высока доля интеллектуального труда ученых, инженеров, менеджеров и других специалистов.
В России с начала 1990;х гг. проводится конкурс на звание «Лучший менеджер года по качеству», имеющий целью:
- — расширить круг предприятий, обеспечивающих качество на основе международных стандартов ИСО 9000 и концепции TQM;
- — повысить профессиональный уровень специалистов в области качества;
- — распространить опыт наиболее эффективно работающих менеджеров, но качеству;
- — пропагандировать достижения российских менеджеров по качеству.
Исторически яркими примерами отечественных систем качества являются: общесоюзная КС УКП (комплексная система управления качеством продукции), саратовская система БИП (бездефектного изготовления продукции), горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), ярославская система НОРМ (научная организация работ по управлению моторесурсами), рыбинская система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) и др.
При изготовлении изделий с заданным уровнем качества может обнаружиться разброс значений в показателях качества, т. е. отклонение от требований нормативно-технической документации. Степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации, называют степенью соответствия техническим требованиям.
Для установления степени соответствия продукции установленным требованиям и предполагаемым потребностям рассмотрим показатели качества продукции и принципы их формирования.