Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Целеустановка текста. 
Русский язык и культура речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Текст-вопрос может быть адресован любому количеству коммуникантов, каждый из которых может или должен ответить (сообщить информацию) инициатору. Вопрошающие тексты по сути дела являются своеобразной разновидностью текстов побуждающих: инициатор побуждает других коммуникантов к речи. К этому классу относятся такие жанры, как экзамен, анкета, запрос, письмо в газету и др. Например, писатель… Читать ещё >

Целеустановка текста. Русский язык и культура речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При всем разнообразии намерений инициатора коммуникации независимо от стилевой принадлежности того или иного жанра в каждом конкретном случае тексты можно разделить на четыре большие группы: информирующие, декларирующие, побуждающие и вопрошающие.

Текст-информация возникает в тех случаях, когда инициатор намерен донести до кого-либо определенную информацию, причем ответная реакция других коммуникантов не является обязательной. К этому классу относятся такие жанры, как объявление о переносе встречи ветеранов или собрания, раздаваемый на родительском собрании список необходимых учебников, научная статья, повесть, служебная записка. Очень часто информирующие жанры совмещают в себе несколько целеустановок.

Например, писатель не просто сообщает читателям о своих мыслях по какому-то поводу, но и самовыражается; преподаватель публикует научную статью, чтобы поделиться с коллегами результатами своих исследований, а также подтверждает свой статус ученого, обеспечивает себе возможность сдать в конце года отчет о научной работе.

Текст-декларация во многих отношениях сближается с текстоминформацией; они обязательно содержат информацию для других коммуникантов и не предполагают обязательной ответной реакции. Специфическая особенность декларирующих текстов состоит в том, что информация, которую они несут, сообщает об изменении/неизменности чьего-либо статуса и тем самым определяет возможные взаимоотношения коммуникантов в будущем. Подавляющее большинство декларирующих текстов относится к сфере государственной и организационно-производственной деятельности.

Это, к примеру, объявление о реструктуризации и переименовании органов государственной власти, сообщение о назначении нового посла, объявление благодарности сотруднику, а также опубликованный автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук, купон на скидку, творческий манифест и т. п.

Текст-побуждение используется в ситуациях, когда инициатору общения нужно побудить коммуниканта (или коммуникантов) к какому-либо действию. По своей природе побуждением является разнообразная реклама, в том числе политическая (за исключением скрытой, которая обычно маскируется под информирующий текст). Тексты-побуждения широко представлены в деловом стиле: это такие жанры, как приказ, распоряжение, инструкция, рекламация на испорченный товар и проч. Встречаются побуждающие тексты и в научном стиле — рекомендации по выполнению лабораторных работ, указания к применению лекарств и т. п.

Обратим внимание: в различных актах коммуникации один и тот же текст может выступать в разных качествах: скажем, ГОСТ по отношению к исполнителю является побуждающим, а по отношению к потребителю — информирующим текстом.

Текст-вопрос может быть адресован любому количеству коммуникантов, каждый из которых может или должен ответить (сообщить информацию) инициатору. Вопрошающие тексты по сути дела являются своеобразной разновидностью текстов побуждающих: инициатор побуждает других коммуникантов к речи. К этому классу относятся такие жанры, как экзамен, анкета, запрос, письмо в газету и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой