Гуманизация образования.
Менеджмент в образовании
Внимание к личности, ее интересам и потребностям формирует общественные требования и способы реализации идеи личностного развития, которые ложатся в основу демократических основ образования. Согласно, Конституции РФ каждый человек имеет право на образование, а образовательная система обязана создавать необходимые условия для реализации личностью этого права. Сегодня это достигается путем… Читать ещё >
Гуманизация образования. Менеджмент в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гуманизация предполагает, что центром образования становится Человек с его индивидуальными возможностями и способностями, что приводит к необходимости создания условий, которые позволили бы учитывать в образовании интересы и особенности личности. Значимым становится индивидуальный образовательный маршрут. Развитие личности начинает преобладать над обучением. Важнейшими образовательными результатами становятся способность к самоанализу, самооценке, рефлексии.
Демократизация образования.
Внимание к личности, ее интересам и потребностям формирует общественные требования и способы реализации идеи личностного развития, которые ложатся в основу демократических основ образования. Согласно, Конституции РФ каждый человек имеет право на образование, а образовательная система обязана создавать необходимые условия для реализации личностью этого права. Сегодня это достигается путем децентрализации управления образованием, создания государственно-общественной системы управления, предоставления более широких прав и свобод самим образовательным организациям, что также выступает одной из сторон демократизации образования, обеспечивая повышение открытости образовательных систем, реализацию права потребителя образовательных услуг на свободный выбор учебного заведения и права педагога на свободу творчества.
Важным аспектом становится доступность образования. По оценкам ведущих специалистов в области образования — научного руководителя института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И. Д. Фрумина и директора центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Л. Г. Каспржака — российская система образования обеспечивает его доступность на уровне стран с высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) надушу населения[1]. Так, доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в нашей стране менее 2% — это один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, ОЭСР), а доля населения России со средним профессиональным и высшим образованием превышает средние значения для стран ОЭСР. Однако этот номинально высокий уровень доступности образования таит в себе и «подводные камни». Имея большое число населения, охваченного образованием, российская система образования не всегда может обеспечить равную доступность к качественному преподаванию, высокой технологической и материально-технической оснащенности и финансовой обеспеченности образовательного процесса, существует также серьезная разница в возможности оплатить получение высшего образования у различных слоев населения.
Интеграция образования.
Сегодня идет процесс интеграции образовательных пространств различных стран, во многом обусловленный глобализацией. С 1999 г. запущен Болонский процесс как механизм сближения и гармонизации систем высшего образования в Европе и создания общеевропейского образовательного пространства. В качестве интеграционных механизмов этого процесса в европейском образовательном пространстве сформированы Ассоциация европейских университетов (EUA), Национальный Союз Студентов Европы (ESIB), Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASIIE), Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании (ENQA). Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. подписала и Россия, что, безусловно, привело к усилению международного сотрудничества в области образования: возросла академическая мобильность как учащихся, так и преподавателей; реализуются совместные образовательные программы, в которых наряду с российскими вузами и школами участвуют зарубежные образовательные учреждения; расширяется практика получения «двойных» дипломов. Подобные процессы можно определить, как внешнюю интеграцию образования. Следует отметить, что она напрямую зависит от геополитической ситуации, и в нынешних условиях вполне возможно ожидать смены вектора интеграции с европейского на азиатский. Наличие глобальных мировых проблем приводит к необходимости совместного поиска путей их преодоления. Создаются всемирные организации, в том числе и в образовательной сфере, такие, в частности, как ЮНЕСКО[2] — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которая осуществляет всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования, синтезирует и анализирует мировой опыт в образовательной сфере, содействуя распространению позитивного опыта и согласованию образовательных политик стран с общими тенденциями развития. Интеграция усилий различных стран для сотрудничества в области образования — это одна из сторон деятельности ООН и ЮНЕСКО, в которой Россия принимает активное участие.
Интеграционные процессы наблюдаются и внутри образовательной системы (внутренняя интеграция). Современные образовательные стандарты нового поколения ориентируют на тесное взаимодействие образовательных организаций с рынком труда, социальным окружением, на взаимосвязь учебного и внеучебных процессов, на усиление межпредметных связей, на разработку интегрированных занятий и целых курсов.