Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности средств индивидуализации как объектов интеллектуальной собственности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства индивидуализации не являются «продуктом» творческой деятельности, не имеют научного или культурного значения. Ценным активом они становятся только когда выступают идентификаторами конкретного бизнеса, связанной с ними положительной репутации. Как было отмечено Р. Познером в отношении товарных знаков, такие объекты не является общественными благами, — они обладают социальной ценностью… Читать ещё >

Особенности средств индивидуализации как объектов интеллектуальной собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средства индивидуализации не относятся к результатам интеллектуальной деятельности. Их правовой режим лишь приравнен к режиму таких объектов интеллектуальной собственности. Объекты патентного и авторского права представляют собой результаты творческого труда, вклад в научно-техническое, культурное развитие общества.

Средства индивидуализации не являются «продуктом» творческой деятельности, не имеют научного или культурного значения. Ценным активом они становятся только когда выступают идентификаторами конкретного бизнеса, связанной с ними положительной репутации. Как было отмечено Р. Познером в отношении товарных знаков, такие объекты не является общественными благами, — они обладают социальной ценностью, только когда используются для обозначения конкретного бренда[1][2]. Подобные характеристики средств индивидуализации определяют особенности регулирования прав на них.

Во-первых, в отличие от объектов авторского и патентного права на средства индивидуализации не возникает личных (неимущественных) прав, в том числе право авторства. Автором результатов интеллектуальной деятельности признается лицо, творческим трудом которого созданы такие результаты. Конечно, некоторые изобразительные товарные знаки могут представлять собой сложные рисунки, над созданием которых трудились художники, дизайнеры. Вместе с тем это не влияет на сущность средств индивидуализации как идентификаторов. Если конкретное обозначение является результатом творческого труда, то правовая охрана ему будет предоставлена не только как товарному знаку, но и как объекту авторского права и (или) промышленному образцу.

Во-вторых, с использованием средств индивидуализации иными по отношении к правообладателям лицами (в отсутствии на то согласия правообладателя) не могут быть сопряжены значимые законные частные и общественные интересы. Следовательно, в отношении таких объектов не могут и не должны предусматриваться случаи свободного использования; право преждепользования; выдаваться принудительные лицензии.

Не возникает необходимости обеспечивать переход таких объектов во всеобщее достояние. Права на такие объекты интеллектуальной собственности при наличии в том заинтересованности правообладателя могут являться (в отличие от исключительных прав на авторские и патентоохраняемые объекты) бессрочными. Так, в отношении исключительного нрава на фирменное наименование срок в принципе не установлен. Исключительное право на коммерческое обозначение сохраняется до тех пор, пока правообладатель не допустил периода годичного его неиспользования. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака. Вместе с тем срок действия исключительного права может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя. Подобное продление при этом возможно неограниченное число раз.

В-третьих, учитывая, что подобные объекты приобретают ценность только при их эксклюзивном использовании правообладателем для индивидуализации своей деятельности, товаров (работ), неиспользование большинства таких объектов (товарные знак, коммерческие обозначения) может явиться основанием прекращения прав на них.

В гл. 76 ГК РФ выделяются четыре средства индивидуализации: товарный знак (знак обслуживания), фирменное наименование, коммерческое обозначение и наименование места происхождения товара. Данный перечень является закрытым. Это означает, что на любые иные используемые субъектами предпринимательской деятельности идентификаторы исключительных прав возникать не будет.

Так, например, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» у некоммерческих организаций возникает исключительное право использования их наименования. На практике на основе данного положения такие субъекты зачастую пытаются защитить свои интересы, связанные с таким обозначением, с использованием правовых средств защиты исключительных прав. Однако наименование некоммерческой организации нс является объектом интеллектуальной собственности по смыслу главы четвертой ГК РФ, право на него не может защищаться способами, предусмотренными названной главой[3].

Не рассматривает современное законодательство как самостоятельное средство индивидуализации и доменное имя. В ГК РФ такой объект упоминается лишь в качестве отдельного способа использования товарного знака.

Средства индивидуализации могут быть классифицированы, во-первых, по тем объектам, которые они индивидуализируют. Товарные знаки (знаки обслуживания) индивидуализируют товары, работы, услуги. Так, примерами товарных знаков являются такие известные обозначения, как Nike, Reebok, Cartier, IMAGINE CHANEL. Фирменные наименования — самих субъектов предпринимательской деятельности (например, ОАО «Газпром»), Коммерческие обозначения служат индивидуализации предприятий. Одно юридическое лицо может обладать правами на несколько подобных обозначений. Так, например, фирма Х5 Retail Group (фирменное наименование) владеет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»[4]. Во-вторых, в зависимости от оснований возникновения прав на них. Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации самого юридического лица, права на товарные знаки (знаки обслуживания), наименование места происхождения товара — с момента государственной регистрации таких объектов, на коммерческое обозначение — в связи с использованием такого объекта, обеспечившим его известность на определенной территории.

Основополагающим принципом регулирования прав на средства индивидуализации является принцип «старшинства прав»: если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Важно учитывать, что для каждого средства индивидуализации применяется определенный порядок признания приоритета исключительного права. В частности, для товарных знаков значение имеет первенство при государственной регистрации. Для коммерческого обозначения — момент начала фактического использования такого обозначения. Размещение вывески со спорным обозначением, внутренние документы организации об утверждении обозначения в качестве коммерческого, договоры, которые не свидетельствуют о непосредственном широком использовании обозначения на определенной территории, нельзя признать достаточными для возникновения права на коммерческое обозначение. Необходимо, чтобы употребление коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия было известным в пределах определенной территории[5].

  • [1] Spence М. Intellectual property. Oxford, 2007.
  • [2] Posner R. A., Landes W. A. The economic structure of intellectual property law. Harvard, 2003. P. 172.
  • [3] См.: Постановления Президиума Суда по интеллектуальным правам от 21 ноября2014 г. № С01−1034/2014 по делу № СИП-310/2014, от 26 марта 2015 г. № С01−50/2015по делу № СИП-747/2014.
  • [4] См., подробнее: Рожкова М. А., Ворожевич Л. С. Фирменное наименование — «чужой"среди объектов интеллектуальных прав // Хозяйство и право. 2014. № 10. С. 57—68.
  • [5] См.: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12 ноября 2014 г. № С01−1068/2014 по делу № А40−139 596/2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой