Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политико-правовое учение Аристотеля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аристотель предлагает организовать землевладение таким образом, чтобы оно могло обеспечить гражданам пропитание и в то же время возможность дружески предоставлять свою собственность в пользование другим гражданам. Предлагается разделить всю землю в государстве на две части — общественную и частновладельческую, каждую из которых также поделить на две части. Одна часть общественной земли будет… Читать ещё >

Политико-правовое учение Аристотеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аристотель (384−322 гг. до н.э.) — великий древнегреческий философ, ученик и одновременно оппонент Платона, оказал сильнейшее влияние на последующее развитие философских и политико-правовых идей.

Аристотель, или Стагирит (второе имя философа, упоминаемое в литературе), родился в греческом городе Стагире на северо-западном побережье Эгейского моря. Аристотель был сыном известного врача Никомаха, являвшегося придворным врачом македонского царя Аминты III и занимавшего высокое общественное положение в Македонии. Воспитываясь в семье врача и изучая медицину, Аристотель, тем не менее, не связал свою жизнь с этой профессией. Однако медицина, видимо, осталась для него близкой и понятной областью, и впоследствии в своих философских трактатах он не раз давал пояснения на примерах из медицинской практики.

В возрасте 17 лет Аристотель отправился в Афины и поступил в школу Платона. В 364 г. до н.э. произошла его встреча с Платоном. Аристотель представлялся поначалу принципиальным платоником, а впоследствии отошел от строгого платонизма. Некоторые античные источники говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон также очень неодобрительно относился к свойственной Аристотелю манере держать себя и одеваться. Будучи худощавым, имея худые ноги, маленькие глазки и шепелявя, Аристотель был суетлив, быстро и много говорил. Платону он представлялся ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Аристотель придавал большое значение своему внешнему виду, любил одеться, носил много дорогих перстней и делал необычную прическу. Платон же считал, что это неприемлемо истинному философу. Наряду с этим Аристотель, по-видимому, еще и дерзил Платону, вступая с ним в философские полемики. Об этих спорах добродушный Платон говорил, что «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать». В течение 17 лет Аристотель общался с Платоном. После смерти учителя и прихода к руководству школой Спевсиппа, с которым у Аристотеля не сложились отношения, последний принимает решение оставить Афины. В течение трех лет Аристотель прожил в Ассосе, в Малой Азии, где обзавелся семьей и имел прекрасные условия для работы, предоставленные ему правителем города Атарнея тираном Гермием. После смерти покровителя философ уезжает в Мигилену на о. Лесбос. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа II и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости, Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою собственную школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок, и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической» (греч. ??? — прогулка), а принадлежащие к ней — стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Смерть Александра Македонского в 323 г. до н.э. вызвала антимакедонское восстание в Афинах, и Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был подвергнут гонениям и обвинен в «безбожии» на том основании, что он сочинил в память Гермия пеан[1] и надпись к его статуе в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Аристотель вынужден был бежать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Покидая Афины, Аристотель иронически заметил, что поступает так, не желая, чтобы афиняне вновь, как это произошло с Сократом, согрешили против философии. Но когда оказалось, что и на острове ему не скрыться от преследований и с ним могут расправиться так, как до этого с Сократом, Аристотель, как предполагают, принял яд.

Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Аристотель обладал поистине энциклопедичными знаниями. Об этом свидетельствуют его разнообразные аутентичные труды, посвященные вопросам психологии, медицины, физики, биологии, философии, этики, риторики, политики и экономики.

Проблемам политической философии и философии права посвящены прежде всего трактаты " Политика", «Никомахова этика» , а также " Риторика" . Помимо перечисленных трудов определенное значение для понимания и реконструкции политико-правового учения Аристотеля имеет трактат " Афинская полития", посвященный политическим институтам Афин в их исторической эволюции.

Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допуская существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Отсюда знаменитое выражение: «Платой мне друг, но истина дороже» .

Происхождение государства Аристотель понимал как естественный процесс, обусловленный природой человека как существа политического (общественного). Человек в силу своей природы стремится к общению с себе подобными, это приводит сначала к возникновению семьи, затем союза семей — селения, из нескольких селений образуется государство как наивысшая форма человеческого общения. Только в государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство, по Аристотелю, — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни»[2]; «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех»[3].

Необходимым условием существования государства является его самодостаточность. В аристотелевском и вообще античном понимании государство-полис должно быть «достаточным» по территории и населению для самодовлеющего существования. Большое значение Аристотель придавал географическому положению и климатическим условиям государства. Греческие государства-полисы отвечали всем требованиям: имели выход к морю и умеренный климат, обеспечивающие достаток граждан. Более того, климат, по мнению Аристотеля, влияет и на личностные качества граждан: на севере люди храбры, но у них наблюдается недостаток ума, тогда как на юге (в Азии), напротив, разумны, но не обладают храбростью. Эллины же соединяют в себе лучшие качества.

В своем учении о государстве Аристотель исходит из представления об эллинском полисе как высшей форме общения между людьми. Только в полисе в отношениях свободных и равных граждан реализуется природа человека как существа политического. При этом к политическому общению, по мнению Аристотеля, способны по своей природе только одни лишь эллины. Варвары уровня политического общения не достигли и не могут быть гражданами государства; по нравственно-культурному уровню развитию их философ приравнивает к рабам.

Рабство является естественным, существующим от природы, как семья и государство. Наличие рабов в государстве Аристотель считает общественно необходимым, поскольку они нужны гражданам для удовлетворения их насущных потребностей.

Понимание Аристотелем государства как единого целого созвучно платоновскому. Вместе с тем Аристотель критикует своего учителя за стремление сделать государство «чрезмерно единым», предусмотрев в нем общность имущества, жен и детей. В полемике с Платоном он отстаивает «природное» (естественное) право гражданина на индивидуальную семью и собственность. «Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, но внедрено в нас самой природой, — писал Аристотель. — С другой стороны, как приятно оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым или товарищам! Это возможно, однако, лишь при условии существования частной собственности. Наоборот, у тех, кто стремится сделать государство чем-то слишком единым, этого не бывает, не говоря уже о том, что в таком случае, очевидно, уничтожается возможность проявления на деле двух добродетелей: целомудрия по отношению к женскому полу (ведь прекрасное дело — воздержание от чужой жены из целомудрия) и благородной щедрости по отношению к своей собственности; при общности имущества для благородной щедрости, очевидно, не будет места, и никто не будет в состоянии проявить ее на деле, так как щедрость сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром»[4]. Кроме roro, общность имущества Аристотель находил экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей: «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо всего прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны другого, как это бывает с домашней прислугой: большое число слуг иной раз служит хуже, чем если бы слуг было меньше»[5].

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. Рассмотрение различных теорий государственных устройств Аристотель начинает с анализа проектов Платона и некоторых других мыслителей. Он подчеркивает трудность осуществления этих проектов на практике, находит утверждения авторов произвольными, а в некоторых случаях непродуманными и грозящими при проведении их в жизнь теми или иными затруднениями и нежелательными результатами.

Аристотель стремится соотносить построения теоретической мысли с политической реальностью и оценивать их с точки зрения условий и потребностей последней. Аристотель предъявляет авторам проектов государственного устройства требование: можно придумывать разное, но при этом не следует предлагать ничего заведомо неисполнимого. Совершенно явственно видна практическая направленность социально-политического учения Аристотеля в тех частях его произведения, где представлена классификация видов государственного устройства.

Классификация государств проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. По первому критерию Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются «правильные» государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и «неправильные», где правители руководствуются интересами личной выгоды.

Аристотель насчитывает шесть видов государственного устройства; три из них рассматриваются им как правиль;

ные, три — как неправильные, т. е. как извращения первых трех.

К " правильным" государствам относятся:

  • 1) монархия (царская власть) — правление одного, имеющего в виду общее благо;
  • 2) аристократия — правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан;
  • 3) полития — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе;

К «неправильным» государствам относятся:

  • 1) тирания — правление одного, руководствующегося собственной выгодой;
  • 2) олигархия — правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде;
  • 3) демократия — правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства.

В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в «правильных» видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, в «неправильных» — отсутствие добродетели. Из «правильных» форм государства Аристотель отдавал предпочтение политии, в которой смешиваются лучшие черты демократии и олигархии. При политии смягчается противостояние между бедными и богатыми, власть находится в руках людей среднего достатка, удовлетворяющих требованиям небольшого имущественного ценза и управляющих государством в интересах всех граждан, средний слой граждан количественно превосходит богачей и бедняков, вместе взятых, или, по крайней мере, один из этих слоев. Полития для Аристотеля — это условно образцовый строй для греческих полисов.

В трактате " Политика" содержится изложение проекта наилучшего государственного устройства, при котором все граждане будут счастливы. Сочинение таких проектов не было новшеством во времена Аристотеля: у философа были предшественники, теории которых разбираются во второй книге «Политики». Как видно из слов Аристотеля, а также из известных произведений Платона, сочинители проектов, задаваясь целью построить идеальный город-государство, не очень заботились о практическом осуществлении своих предложений. Подобные проекты не удовлетворяли Аристотеля. Излагая свое учение об идеальном строе, он исходил из того, что в этом учении «не содержится ничего неосуществимого»[6].

Для создания наилучшего государства, по Аристотелю, необходимо:

  • 1) определенное количество населения (чтобы количество граждан было достаточным для обеспечения всех нужд государства, и в то же время они могли знать друг друга и следить за порядком в обществе);
  • 2) определенные размеры территории (она должна быть достаточной для пропитания и в то же время легко обозримой);
  • 3) удобное положение относительно моря (территория должна быть расположена достаточно близко к морю, но при этом необходимо упредить негативные последствия этой близости — ограничить пребывание иностранцев, не допустить роста морской черни и не предоставлять морякам гражданских прав).

Аристотель предлагал исключать из числа полноправных граждан ремесленников и торговцев, так как образ жизни тех и других, полагал он, не способствует развитию добродетели. Полноправными гражданами автор «Политики» согласен считать только тех, кто в молодости были воинами, а в старшем возрасте стали правителями, судьями, жрецами. Они не должны заниматься ни ремеслом, ни торговлей, ни земледелием. Земледельцами, чей труд кормит граждан, по проекту Аристотеля, должны быть рабы, не принадлежащие к одному племени и не отличающиеся горячим темпераментом (чтобы предотвратить всякую опасность возмущения с их стороны).

Политическое устройство аристотелевского идеального государства в целом представляет собой рабовладельческую демократию, при которой все граждане поочередно управляют и подчиняются.

Аристотель предлагает организовать землевладение таким образом, чтобы оно могло обеспечить гражданам пропитание и в то же время возможность дружески предоставлять свою собственность в пользование другим гражданам. Предлагается разделить всю землю в государстве на две части — общественную и частновладельческую, каждую из которых также поделить на две части. Одна часть общественной земли будет давать средства на покрытие расходов для отправления религиозного культа, другая — на сисситии (совместные трапезы), необходимые для поддержания чувства единения и сплоченности граждан. Разделение частновладельческой земли на две части должно быть сделано с тем расчетом, чтобы у каждого гражданина было два участка земли — один у границ, другой в центре государства. Таким образом предполагалось соблюсти равенство и справедливость, а также создать необходимый стимул для объединения в случае войны с соседями. Аристотель был уверен, что хорошую организацию государство может получить не по счастливой случайности, а благодаря знанию и сознательному плану. Особое значение он придает брачным законам, которые должны быть направлены на то, чтобы рождалось нормальное в физическом отношении молодое поколение. В последней книге подробно описывается воспитание будущих граждан. В проекте идеального государства Аристотеля, как и в проекте Платона, при всей их несхожести, очень сильны коллективистские начала: высшее благо в общественной и частной жизни — одно и то же.

Правовое учение Аристотеля изложено главным образом в " Никомаховой этике" . Право, по Аристотелю, — это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения. Понимание им права как политической (полисной) справедливости означает, что право существует только в государстве, вне политического общения права нет. Поэтому право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, а также при деспотической власти, поскольку, но Аристотелю, деспотия не является политической (государственной) формой. Право (политическая справедливость) делится на естественное и условное (узаконенное, волеустановленное). К естественному праву Аристотель относит все общественные явления, существующие «от природы»: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные гражданами государства, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Согласно Аристотелю, естественное право стоит выше закона, а среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Только в идеальном государстве нет расхождений между естественным и условным (волеустановленным) правом. В реально существующих формах государства такое расхождение всегда имеет место, но все же в рамках права как политической справедливости. В противном случае, например когда властвование осуществляется вопреки праву (в тиранических правлениях), сама власть утрачивает политический характер[7].

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. Под понятием «естественное (природное) право» Аристотель имеет в виду политическую природу человека, поскольку человек, по определению философа, есть по своей природе существо политическое.

  • [1] Пеан или иэан (др.-греч, παιήων, παιάν, παιών) — в Древней Греции заклинательная песнь, обращенная к богу Аполлону; позднее — стихотворное восхваление.
  • [2] Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. /общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 603.
  • [3] Там же. С. 460.
  • [4] Аристотель. Политика. Книга вторая. Разбор политических проектов Платона. URL: philosophy.ru/library/aristotle/polit/polit2-l.htm (дата обращения: 31.03.2013).
  • [5] Аристотель. Политика. Книга вторая. Разбор политических проектов Платона.
  • [6] Аристотель. Соч. Т. 4. С. 47.
  • [7] Муковская Д. И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V — вторая половина IV вв. до н.э.): Аристотель // История государства и права. 2008. № 16. С. 37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой