Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие предпринимательского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод автономных решений, включающий метод согласования и метод разрешений. Данный метод предполагает возможность самостоятельного принятия предпринимателем решений при осуществлении предпринимательской деятельности. Реализация данного метода проявляется в предоставлении общей правоспособности коммерческим юридическим лицам. В рамках данной правоспособности указанный предприниматель вправе… Читать ещё >

Понятие предпринимательского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • понятие предпринимательского права;
  • • отношения, входящие в предмет предпринимательского права;
  • • способы и приемы воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права;
  • • понятие и признаки предпринимательской деятельности;
  • • принципы предпринимательского права;
  • • источники предпринимательского права; уметь
  • • выявлять место предпринимательского права в системе отраслей права РФ;
  • • определять признаки предпринимательской деятельности;
  • • раскрывать основные начала предпринимательского права; владеть
  • • юридической терминологией предпринимательского права;
  • • навыками работы с источниками предпринимательского права;
  • • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов.

Предмет и метод предпринимательского права

Возникновению предпринимательского права предшествовало формирование хозяйственного права, которое в своем значении несколько шире предпринимательского.

Хозяйственная деятельность — эго вид экономической деятельности, порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления[1].

Еще ранее, в дореволюционной России сформировались достаточно сложные и многочисленные торговые связи между частными лицами[2].

Формированию данных торговых отношений способствовали (причем взаимообразно) имеющиеся источники торгового права, такие как, например, Общий устав российских железных дорог, Устав торговый, Положение о государственном промысловом налоге, Устав о промышленности, Устав кредитный, Устав о векселях и др.[3]

Наличие определенной группы отношений, сформированная база источников права позволила одним авторам утверждать о наличии отдельной отрасли права — торгового права[4]. Другие же авторы рассматривали торговые отношения как часть гражданскоправовых отношений[5].

Революция 1917 г. изменила отношение к принципам осуществления экономики, формированию торговых и иных имущественных отношений. Плановая экономика требовала и иное правовое регулирование.

«Возникла необходимость формирования принципиально нового типа законодательства, адекватного крайне специфическим социально-экономическим условиям. Зародилась и начала развиваться концепция хозяйственного права»[6].

В данный период рассматривают наличие в экономике частного и социалистического секторов, судьба которых должна быть различной. Развитие первого сектора экономики должно было привести в ближайшее время к своему завершению, а в итоге — к отмиранию. В экономике должен был остаться только социалистический сектор. Соответственно и право должно было только регулировать социалистические отношения экономики.

В этот период появляется концепция формирования единого хозяйственного права, которая определяет данную отрасль права как специфическую форму политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством[7].

Впоследствии, в 1990;е гг., когда в России начал происходить переход от плановой экономики к рыночной, стали формироваться и закрепляться правовые формы предпринимательской деятельности, возрождение частной собственности и иные правовые явления, которые были призваны обеспечить регулирование рыночных основ экономики.

Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) нрава стал профессор В. С. Маргемьянов. Необходимость единого правового регулирования отношений в сочетании частных и публичных интересов лежало в основе трудов В. С. Мартемьянова[8] и определяет концепцию современного предпринимательского 11 ра ва.

Предпринимательское право можно рассматривать в нескольких значениях, например, как:

  • 1) отрасль права;
  • 2) отрасль законодательства;
  • 3) учебную дисциплину;
  • 4) научную дисциплину.

Как отрасль нрава предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу правоотношений. Наличие такой обособленной группы отношений (предмета соответствующей отрасли права) говорит о самостоятельности данной отрасли права. В то же время вопрос, является ли предпринимательское право самостоятельной отраслью или составной частью иной отрасли, остается открытым. В его решении прослеживаются три направления.

Первое направление представляют ученые, отрицающие самостоятельность предпринимательского права. В рамках данного направления предпринимательское право представлено совокупностью отношений, регулируемых гражданским и административным правом[9].

Второе направление определяет предпринимательское право, как комплексную отрасль, сочетающую в себе частноправовые и публично-правовые начала[10]. Данная комплексность проявляется во включении в предпринимательское право иных отраслей права, например коммерческого права. Так, В. С. Белых полагает, что «коммерческое право есть составная часть предпринимательского нрава; та часть (совокупность правовых норм), которая осуществляет регулирование коммерческого оборота»[11].

Представители третьего направления рассматривают предпринимательское право как самостоятельную отрасль права, обладающую собственным предметом и методом правового регулирования[12].

Предметом предпринимательского права, как и любой отрасли права, служат общественные отношения, которые регулируют правовые нормы данной отрасли. В предмете изучаемой отрасли права можно выделить следующие группы отношений.

A. Предпринимательские отношения, возникающие между и с участием субъектов предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Данные отношения построены на началах равенства его участников и в силу своей цели носят возмездно-эквивалентный характер. Данную группу отношений составляют отношения, возникающие по поводу и в отношении имущества. Понятие «имущества» используется в трех значениях, как совокупность:

  • 1) вещей, принадлежащих определенному субъекту на определенном вещном праве;
  • 2) имущественных прав, принадлежащих определенному субъекту;
  • 3) вещей и имущественных прав, принадлежащих определенному субъекту и объединенных общим понятием «иное имущество».

В данных отношениях имущество либо используется самим предпринимателем, который реализует свои права в отношении него без передачи иным лицам. Либо осуществляется переход имущества к другим лицам, в том числе на основании сделок.

Б. Корпоративные отношения. Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» корпоративные отношения определены как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Данная группа отношений не направлена непосредственно на получение прибыли, но создает необходимую основу для осуществления предпринимательских отношений. Так, в данную ipyiniy отношений входят также отношения по созданию, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. В рамках данных отношений формируются и внутрихозяйственные связи участников корпоративных отношений, направленных на осуществление предпринимательской деятельности соответствующим субъектом.

Именно поэтому корпоративные отношения охватываются предпринимательским правом.

B. Отношения между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и государством — с другой, с целью регулирования предпринимательских отношений. Данная группа отношений основана на властном подчинении императивным предписаниям государства. Конституционное право на осуществление экономической, в том числе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции), составляющее одно из правовых элементов содержания правоспособности физического лица (ст. 18 ГК), юридического лица (ст. 49 ГК), может быть ограничено в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности государства, основ конституционного строя, законных интересов других лиц.

Таким образом, предпринимательское право можно определить следующим образом.

Предпринимательское право как отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские и тесно связанные с ними корпоративные и государственные отношения. Предпринимательское право как отрасль законодательства представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся как в нормативных правовых актах, так и обычаев оборота и регулирующих деятельность с участием предпринимателей. Предпринимательское право как учебная дисциплина — совокупность знаний, сведений о предпринимательском праве как отрасли права, отрасли законодательства, имеющейся практике применения, сформированная в определенную систему.

Как и любая юридическая учебная дисциплина, предпринимательское право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть посвящена вопросам, связанным с определением предпринимательского права, права на осуществление предпринимательской деятельности, установлением участников предпринимательских отношений и их правосубъектности, формированием правового режима имущества предпринимателей, выявлением требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, и иным общим вопросам, формирующим базу осуществления предпринимательской деятельности.

В Особенной части исследуются условия, порядок, формы осуществления предпринимательской деятельности, в том числе предпринимательские договоры, внешнеэкономическая деятельность и пр.

Предпринимательское право как научная дисциплина представляет собой совокупность мнений, оценок ученых об исследуемой отрасли нрава, о характеризирующих ее признаках и элементах.

В силу многообразия отношений, входящих в предмет данной отрасли, можно сделать вывод, что предпринимательское право — отрасль комплексного характера, сочетающая в себе частноправовые и публично-правовые начала.

Метод правового регулирования — способы и приемы воздействия на те общественные отношения, которые являются предметом регулирования данной отрасли права.

В силу сложности предмета и наличия в нем правоотношений, характерных для иных отраслей права, метод представляет собой совокупность многогранных способов воздействия, взаимосвязанных в процессе регулирования.

В науке существует концепция единства методов правового регулирования для всей системы права. К подобным общим методам, в частности, относят:

  • — метод обязательных предписаний, включающий метод приказа и метод прямого запрета. Так, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает хозяйствующему субъекту (группе лиц), доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, устанавливать, поддерживать монопольно высокую или монопольно низкую цену товара или изымать товары из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара, а также совершать иные действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
  • — метод автономных решений, включающий метод согласования и метод разрешений. Данный метод предполагает возможность самостоятельного принятия предпринимателем решений при осуществлении предпринимательской деятельности. Реализация данного метода проявляется в предоставлении общей правоспособности коммерческим юридическим лицам. В рамках данной правоспособности указанный предприниматель вправе осуществлять виды деятельности не запрещенные законом и не противоречащие ему;
  • — метод рекомендаций. При данном методе предложения одной стороны предпринимательских правоотношений представлены как рекомендации, которые могут быть приняты, а могут быть и отвергнуты.

Указанные общие методы применяются также и при регулировании правоотношений, составляющих предмет предпринимательского права.

В силу наличия в предмете нескольких групп отношений при их регулировании можно выделить следующие черты, которые также условно можно разделить на две группы.

Первую группу составляют следующие признаки метода правового регулирования:

  • — равенство участников, которое проявляется в равных для всех субъектов предпринимательского права основаниях возникновения, изменения, прекращения их прав и обязанностей;
  • — свобода договора, проявляющаяся как в свободе выбора вида договора, так и в формировании условий данного договора с учетом требований законодательства;
  • — автономия воли участников предпринимательских отношений означает способность и возможность участника предпринимательской деятельности осуществлять свои права и нести обязанности.

Данные черты (свойства) метода предпринимательского права характерны для отношений, складывающихся между участниками предпринимательской деятельности.

Вторая группа включает государственное воздействие путем выдачи обязательных или рекомендательных предписаний, касающихся как самих участников предпринимательской деятельности, так и отношений между ними.

Указанные черты метода правового регулирования находятся в непосредственной взаимосвязи при влиянии на общественные отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

  • [1] Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С. 20.
  • [2] Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2005. С. 17—30.
  • [3] Источники русского торгового права: сб. извлечений из Свода законов, уставов, полисных условий и договоров. М., 1914.
  • [4] Цитович II. II. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 50—52.
  • [5] Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994. С. 27.
  • [6] Российское предпринимательское право: учебник / Д. Г. Алексеева [и др.] ;отв. рсд. И. В. Ершова, Г. Д. Огнюкова. М.: Проспект, 2011. С. 21.
  • [7] Гинцбург Л. Я. О Хозяйственном кодексе СССР. Доклад, прения и заключительное слово. М., 1933.
  • [8] Хозяйственное право: учебник / под ред. В. С. Мартемьянова. М" 1994.
  • [9] Гражданское право: учебник: в 4 т. / под ред. Е. А. Суханова. М., 1998. Т. 1 ;Гражданское право: учебник: в 2 ч. / под ред. В. П. Мозолина, А. И. Масляева. М" 2003. Ч. 1.
  • [10] Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельностив России. М., 2005. С. 32; Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / под ред. Е. II. Губина, II. Г. Лахно. М" 2003. С. 43.
  • [11] Белых В. С. Указ. соч. С. 59.
  • [12] Российское предпринимательское право. С. 5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой