Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правопреемство государств в международной экономической системе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случае создания нового независимого государства к нему переходит вся недвижимая собственность государства-предшественника (в том числе за границей, если она была приобретена предшественником в период колониальной зависимости). Движимая собственность переходит к государству-преемнику. Одно государство распадается на два или более. Пример: в 1992 г. на территории Социалистической Федеративной… Читать ещё >

Правопреемство государств в международной экономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому называется правопреемством. Вопрос о правопреемстве в международной экономической системе может возникать, среди прочего, в отношении: а) международных договоров; б) государственной собственности; в) государственных долгов.

Проблема правопреемства возникает в следующих случаях:

  • — одно государство распадается на два или более. Пример: в 1992 г. на территории Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) возникли, в частности, Македония, Словения, Хорватия; в 1993 г. Чехословакия распалась на Чехию и Словакию;
  • — два или более государств объединяются в одно новое государство. Пример: в 1990 г. Народная Демократическая Республика Йемен и Республика Йемен объединились в одно государство Йемен;
  • — на части территории государства создается новое государство. Пример: в 1991 г. от СССР отделились Латвия, Литва, Эстония; в 1947 г. из состава Индии выделился Пакистан; в 1971 г. из Пакистана выделилось государство Бангладеш;
  • — одно государство входит в состав другого, в том числе на правах федеративного. Пример: в 1990 г. Германская Демократическая Республика — ГДР вошла в состав Федеративной Республики Германия — ФРГ;
  • — часть территории одного государства переходит к другому. Пример: продажа Россией Аляски США;
  • — вместо одного государства в результате определенных изменений в его положении возникает другое государство. Пример: образование на месте России в 1917- 1918 гг. РСФСР — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в 1922 г. — СССР, в 1991 г. вместо СССР- РСФСР, впоследствии Российской Федерации (РФ); императорский Китай в 1949 г. стал Китайской Народной Республикой;
  • — возникает государство на месте колонии (зависимой территории) путем приобретения ею суверенитета. Пример: развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки.

Как правило, вопросы правопреемства решались на основе международных обычаев или путем соглашений заинтересованных сторон. Практика правопреемства была кодифицирована Комиссией международного права ООН, которая приняла две Венские конвенции: о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.); о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.) (в силу не вступила).

Нормы Венских конвенций являются в большинстве своем диспозитивными — применяются, если государства не договорились об ином.

Общие принципы при правопреемстве в отношении международных договоров сводятся к следующему:

  • — при переходе части территории соответственно переходят и международные обязательства по международным договорам, касающиеся этой территории;
  • — при объединении государств их международные договоры сохраняют силу в отношении соответствующей части объединенного государства;
  • — при разделении государств сохраняются обязательства по международным договорам той части, которая продолжает существовать как государство-предшественник (кроме обязательств, касающихся отошедшей территории);
  • — при образовании государства на отделившейся территории возможны два варианта развития событий:
    • 1) обязательства по международным договорам распространяются также и на это государство как преемника;
    • 2) это государство рассматривается как новый субъект международного права, свободный от обязательств по международным договорам государства-предшественника;
  • — при образовании нового независимого государства оно не обязано соблюдать международные договоры государства-предшественника (метрополии); путем уведомления оно может определить свой статус по отношению к многосторонним договорам; участие такого государства в договоре с ограниченным числом участников возможно с их согласия.

Общие принципы при правопреемстве в отношении государственной собственности сводятся к следующему:

  • • состав «государственной собственности» и принадлежность имущества данному государству определяются внутренним правом этого государства; при этом положения Венских конвенций не применяются к ядерному оружию;
  • • переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если стороны не договорились об ином;
  • • собственность объединяющихся государств переходит к объединенному государству;
  • • при передаче части территории, разделении государства или образовании государства на отделившейся территории недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, если стороны не договорились об ином. Движимая собственность (транспортные средства, вооружения и т. п.) переходит, если была связана с деятельностью на передаваемой территории;
  • • при разделении государства его собственность за рубежом переходит к государствам-преемникам «в справедливых долях»; допускается возможность компенсации;
  • • в случае создания нового независимого государства к нему переходит вся недвижимая собственность государства-предшественника (в том числе за границей, если она была приобретена предшественником в период колониальной зависимости). Движимая собственность переходит к государству-преемнику.

Общие принципы при правопреемстве в отношении государственных долгов сводятся к следующему:

  • — правопреемство не должно наносить ущерба кредиторам;
  • — долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к преемнику в связи с долгом;
  • — никакие долги государства-предшественника не переходят на новое независимое государство, если стороны не договорились об ином.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой