Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественный строй. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аграрная реформа предусматривала, во-первых, упразднение общины путем разрешения крестьянам закрепить на праве собственности свой земельный надел, при этом глава двора признавался собственником имущества, до сих пор принадлежавшего всему двору; во-вторых, предоставление государственной поддержки крестьянам через кредиты Крестьянского банка, организация агрономической, мелиоративной помощи… Читать ещё >

Общественный строй. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация российского общества, развернувшаяся после реформы 1861 г., привела к количественному и качественному росту буржуазии, укрепившей свои позиции за счет оттеснения помещиков, прежних землевладельцев. В стране складывается группа крупных монополистов, определяющая в значительной мере общий курс экономического развития и стремящаяся к созданию своего политического господства.

Вместе с тем старый класс — помещики все еще сохраняет свое влияние в экономике, хотя оно постепенно слабеет. Революция, а также последующие события наносят по нему новый сильный удар.

Накануне и в ходе революции российский пролетариат, еще не составляющий большинства трудящихся, сплачивается и представляет собой серьезную политическую силу, создает свои классовые организации.

Изменяется и крестьянство. Его бунтарскую энергию, вылившуюся в решительные действия против помещиков, особенно в 1906 г., правящие круги пытались погасить путем проведения известной столыпинской аграрной реформы, имевшей две цели. С одной стороны, правительство хотело решить аграрный вопрос за счет самих же крестьян, за счет передела общинного землевладения. С другой стороны, этот передел должен был создать новый класс сельской буржуазии — кулачество, который царизм надеялся сделать своей социальной опорой.

Первой попыткой умиротворить крестьянство была отмена выкупных платежей, произведенная 3 ноября 1905 г. К этому моменту большинство крестьян уже выкупили свои земли.

Принципиальное решение крестьянского вопроса по-разному виделось различными политическими партиями. В I Государственной думе, открывшейся 27 апреля 1906 г., партия либеральной буржуазии — кадеты выдвинула проект принудительного возмездного отчуждения помещичьей земли, сдававшейся до сих пор в аренду, а в случае необходимости — и остальной земли, превышавшей определенную норму. Большая группа депутатов — трудовики — предлагала безвозмездное отчуждение всех частновладельческих земель. Большевики, бойкотировавшие Думу, предлагали национализацию земли как первый шаг к решению аграрного вопроса.

Для правительства было важно отстоять помещичье землевладение. 20 июня 1906 г. газеты опубликовали официальное сообщение, в котором отрицалась возможность принудительного отчуждения земли.

Царизм начал проводить аграрную реформу без участия Думы, в порядке неотложного законодательства (ст. 87 Основных государственных законов Российской империи). Предполагалось развязать энергию отдельных крестьянских хозяйств путем перераспределения земли внутри общины, для чего упразднить ее саму.

Аграрная реформа предусматривала, во-первых, упразднение общины путем разрешения крестьянам закрепить на праве собственности свой земельный надел, при этом глава двора признавался собственником имущества, до сих пор принадлежавшего всему двору; во-вторых, предоставление государственной поддержки крестьянам через кредиты Крестьянского банка, организация агрономической, мелиоративной помощи; в-третьих, изыскание возможностей для дополнительного наделения крестьян землей, в частности, создание фонда крестьянских земель.

Прежде всего, правительство озаботилось созданием фонда земель, продажа которых должна была осуществляться через Крестьянский банк. Специальными указами был определен порядок продажи части удельных и казенных земель, а также использования кабинетских (на Алтае). Кроме того, Крестьянский банк активно скупал поместья для продажи их крестьянам. После бунтов лета 1906 г. помещики охотно избавлялись от земли: за 14 месяцев у них было приобретено свыше 8 млн десятин — больше, чем за предшествовавшие 25 лет.

19 октября 1906 г. было признано право частной собственности домохозяина на участок земли, а Крестьянскому банку предоставлено право давать ссуды под залог этого участка. 9 ноября царь утвердил основной нормативный акт реформы: указ Правительствующему Сенату «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», который предоставил право крестьянам выходить из общины с закреплением в собственность их мирского надела в любое время. П. А. Столыпин, в том же году занявший пост председателя Совета министров, так лицемерно охарактеризовал этот документ: «В целях достижения возможности выхода крестьян из общины издан закон, облегчающий переход к подворному и хуторскому владению, причем устранено всякое насилие в этом деле и отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и человеческого труда»[1].

Согласно указу крестьянская земля не могла продаваться лицам иного сословия. Допускались заклад ее только в Государственный Крестьянский банк и завещание по крестьянскому обычному праву. Продажа земли за долги запрещалась.

II Государственная дума, созванная в начале 1907 г., отрицательно отнеслась к Указу, и он был утвержден лишь послушной царю III Думой, несмотря на многочисленные возражения. Грабительский характер реформы к этому времени был уже очевиден, поэтому Дума в связи с массовой скупкой кулаками бедняцких земель внесла поправку в ст. 56 Указа, ограничив размер земли, продаваемой в одни руки. Указ от 9 ноября 1906 г. был утвержден как закон 14 июня 1910 г.; 29 мая 1911 г. был опубликован закон о землеустройстве, развивший идеи указа.

Проведение аграрной реформы на местах было возложено на уездные землеустроительные комиссии, в состав которых входили: уездный предводитель дворянства, председатель уездной управы, непременный член от Министерства земледелия, член окружного суда, трое выборных от крестьян, местный земский начальник, представитель общины, где производились землеустроительные работы. За первые два года реформы было образовано 374 комиссии, через пять лет — 463. Число землемеров увеличилось с 200 до 5 тыс. На землеустроительные комиссии возлагалось: 1) простое закрепление земли в собственность; 2) выделение закрепленной земли в одном месте (отруб); 3) создание особых мелких имений (хутор); 4) утверждение нового межевания без закрепления в собственность. Особенно поощрялось выделение отрубов и хуторов. Деревни, где со времен освобождения крестьян не было переделов, автоматически считались перешедшими к единоличному владению. Выделившийся член общины получал в качестве надела ту землю, на которую имел право по местным обычаям. Он сохранял свою долю участия в пастбищах, лесах и других угодьях общины.

Землеустроительные работы распадались на четыре стадии: 1) подача прошений, 2) составление планов, 3) фактическое размежевание, 4) утверждение нового межевания. Работы проводились медленно, к 1 мая 1916 г. хутора и отруба охватили лишь 8% крестьянских земель.

Готовя и проводя реформу, П. А. Столыпин предполагал, что своих результатов она достигнет через «20 лет мира и покоя». Однако ее половинчатый характер не дал и трех лет мира в деревне. Реформа не достигла своей цели.

  • [1] Дебаты о земле в Государственной думе (1906—1917 гг.). Документы и материалы. М, 1995. С. 101.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой