Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Источники права Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Составной частью учредительных документов ЕС являются протоколы, приложенные к ним в разное время (прилагаются одновременно к ДЕС и ДФЕС, т. е. к обоим «Договорам», вместе взятым). Всего в настоящее время действуют 37 протоколов, некоторые из которых действуют с 1957 г. (например, Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка), другие приложены позднее, в том числе при подписании… Читать ещё >

Источники права Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и классификация

Как и в других правовых системах, нормы права ЕС создаются посредством их закрепления в определенных источниках. Источники права Европейского Союза — это внешние формы выражения его правовых норм.

Круг источников права Союза чрезвычайно широк (многие тысячи документов) и разнообразен по предмету и содержанию. Он включает в себя все основные виды документов, характерных для современной правовой цивилизации, прежде всего нормативные акты и нормативные договоры. Место источника права ЕС прочно заняла и судебная практика Суда ЕС, квалифицируемая в англосаксонской доктрине как прецедентное право ЕС. В некоторых случаях формируются обычаи ЕС, однако роль самостоятельного источника за такими стихийно складывающимися правилами поведения официально не признается.

В европейской доктрине к числу источников права Союза принято относить также акты рекомендательного и политического характера, которые не имеют общеобязательной силы. В качестве собирательного их наименования используется термин " мягкое право" (англ. soft law) — в отличие от права «жесткого», т. е. права в традиционном смысле этого слова. Во многих случаях институты, органы, учреждения ЕС издают акты индивидуального характера, адресуемые строго определенным субъектам, в том числе физическим и юридическим лицам (например, решения Комиссии о наложении штрафов на предприятия за антиконкурентные действия).

Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную па иерархических принципах. Документы основополагающего характера, обладающие высшей юридической силой в правовой системе ЕС, составляют источники первичного права, кратко — первичное право (англ. primary law; франц. droit primaire). Подобно конституции государства, они образуют ядро, базис правовой системы ЕС (см. 2.5.2).

На основании первичного права принимаются правовые акты Союза и иные документы, составляющие вместе источники вторичного права, кратко — вторичное, или производное право (англ. secondary/derived law; франц. droit secondaire/derive). Подавляющее большинство юридических норм, из которых складывается правовая система ЕС, закреплено именно здесь. В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречия ему подлежат отмене (см. 2.5.3).

Важную самостоятельную роль в системе источников права ЕС приобрела и судебная практика, создаваемая решениями судебного института ЕС — Суда ЕС (см. 2.5.4).

Источники первичного права

А. Учредительные документы и Хартия Европейского Союза об основных правах

1. Общая характеристика

Источниками «первичного права», как видно из названия, должны выступать документы основополагающего, учредительного характера. Учредительным актом государства (в юридическом смысле) выступает его конституция, принимаемая в демократических странах собранием народных представителей (парламентом, учредительным собранием) или непосредственно народом на референдуме.

Учредителями ЕС выступают его государства-члены, поэтому «конституция» ЕС оформлена не как основной закон, а как международный договор. При этом в силу особенностей истории формирования Союза в его основе лежит несколько учредительных документов, в настоящее время два:

  • 1) Договор о Европейском Союзе 1992 г. (неофициально «Маастрихтский договор») и
  • 2) Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г. (неофициально «Римский договор»).

Первый документ, относительно краткий по объему, учреждает ЕС и закрепляет наиболее общие принципы его устройства, взаимоотношения с государствами-членами и мировым сообществом. Второй документ устанавливает детальные правила функционирования ЕС, что и обусловливает его название.

Несмотря на различия в предмете и содержании, а также разное время заключения, оба учредительных документа ЕС образуют целостную логическую систему. Они предназначены для совместного применения и, по этой причине, наделяются равной (высшей) юридической силой в праве ЕС.

Как гласит ст. 1 ДЕС: «Союз основывается на настоящем Договоре и на Договоре о функционировании Европейского Союза (далее именуемых „Договоры“). Эти два Договора имеют одинаковую юридическую силу» (абз. 3). Аналогичным образом, ст. 1 ДФЕС предусматривает: «Настоящий Договор и Договор о Европейском Союзе выступают в качестве Договоров, на которых основывается Союз. Эти два Договора, которые имеют одинаковую юридическую силу, обозначаются термином „Договоры“» (§ 2 ст. 1 ДФЕС).

С 1 декабря 2009 г. учредительные документы (Договоры) действуют в редакции Лиссабонского договора 2007 г. (вступил в силу 1 декабря 2009 г.), который включил в их содержание основные положения подписанной, но не вступившей в силу Конституции для Европы 2004 г. (см. § 4 гл. I).

Учредительные документы, как и другие источники права ЕС, устанавливают права и обязанности не только субъектов публичной власти (государств-членов, институтов, органов, учреждений ЕС), по и частных лиц. Следовательно, они способны обладать прямым действием. Принцип прямого действия права ЕС применяется к учредительным документам при выполнении общего требования, установленного судебной практикой Суда ЕС — нормы должны быть «безусловными и достаточно четкими» (см. 2.2).

Таким образом, если некоторые нормы учредительных документов являются непосредственно действующими (например, запрет дискриминации между гражданами государств-членов, четко и безусловно зафиксированный в ст. 18 ДФЕС), то другие выступают скорее как «программные положения» для институтов и государств — членов ЕС (так их квалифицирует Суд ЕС), из которых невозможно вывести какие-либо субъективные права (например, повышение занятости и другие цели социальной политики, закрепленные в ст. 151 ДФЕС).

Несмотря на способность к прямому действию, учредительные документы ЕС в современной (равно как и во всех предыдущих редакциях) никогда не включали в себя полноценного «каталога» основных прав и свобод личности, соблюдать которые обязан в ходе своей деятельности Европейский Союз. Этот пробел был восполнен принятием Хартии Европейского Союза об основных правах[1]. Утвержденная в 2000 г. в качестве совместной декларации трех политических институтов ЕС — Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии — благодаря реформе Лиссабонского договора Хартия стала еще одним источником первичного права ЕС.

В соответствии с § 1 ст. 6 ДЕС: «Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г., которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры». Некоторые изъятия из обязательной силы Хартии, предусмотренные для двух государств-членов (Великобритании и Польши), а в дальнейшем и Чехии (см. 2.2), не отменяют общего вывода о том, что в настоящее время этот документ является составной частью первичного права ЕС в целом наравне с Договорами.

Итак, в качестве основных источников первичного права современного Европейского Союза, его «конституции», выступают три взаимосвязанных документа — ДЕС и ДФЕС: учредительные документы, или «Договоры», на основании которых создана и функционирует организация «Европейский Союз», плюс Хартия Европейского Союза об основных правах, которая подтверждает и закрепляет в понятной для каждого человека форме основополагающие права личности, которые должны соблюдаться в процессе всей деятельности ЕС.

Учредительные документы («Договоры») заключены на неограниченный срок (ст. 53 ДЕС, ст. 356 ДФЕС), что не исключает возможности внесения в них в будущем поправок в соответствии с установленной процедурой пересмотра (см. ниже). Действие Хартии также не ограничено каким-либо сроком. Структура и содержание этого своеобразного «билля о правах» будут рассмотрены в гл. 5 при характеристике основ правового положения человека и гражданина в ЕС.

2. Договор о Европейском Союзе: структура и содержание

Договор о Европейском Союзе в современной («лиссабонской») редакции традиционно характеризуется как «мини-договор», поскольку он в довольно краткой, лаконичной форме определяет наиболее общие и фундаментальные начала устройства ЕС как интеграционной организации, а также принципы и цели деятельности ЕС па международной арене. ДЕС имеет простую структуру: преамбула и 55 статей, распределенных в шесть разделов:

Раздел I «Общие положения» (ст. 1−8) учреждает ЕС (ст. 1), закрепляет его ценности (ст. 2), цели (ст. 3), принципы взаимоотношений с государствами-членами (ст. 4) и основополагающие правила, определяющие статус ЕС в целом.

Раздел II «Положения о демократических принципах» (ст. 9−12) устанавливает принципы демократического устройства ЕС как организации политической власти: равенство между гражданами Союза, представительная демократия и др.

Раздел III «Положения об институтах» (ст. 13−19) устанавливает основы правового статуса руководящих органов (институтов) ЕС: Европейского парламента, Европейского совета и др.;

Раздел IV «Положения о продвинутом сотрудничестве» (ст. 20) предусматривает возможность более тесной интеграции в разных областях части (не всех) государств-членов, при условии, что их количество составляет не менее девяти.

Раздел V «Общие положения о внешнеполитической деятельности Европейского Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 21−46) является самым крупным разделом ДЕС, единственным, который включает в себя дополнительные структурные элементы (главы, затем отделы). В нем закреплены правовые основы деятельности ЕС на международной арене, т. е. применительно к взаимоотношениям со странами, не входящими в его состав (третьими странами), и международными организациями.

Раздел VI «Заключительные положения» (ст. 47−55) дополняет положения о статусе ЕС в целом, изложенные в разделе I: наличие у ЕС правосубъектности (ст. 47), порядок пересмотра учредительных документов (ст. 48), условия и порядок приема новых государств-членов (ст. 49) и т. п.

3. Договор о функционировании Европейского Союза: структура и содержание

Договор о функционировании Европейского Союза был подписан в первоначальной редакции в 1957 г. под названием «Договор об учреждении Европейского экономического сообщества» (Договор о ЕЭС), затем (в 1992 г.) переименован в «Договор об учреждении Европейского сообщества» .

Свое современное название и содержание он получил в результате реформы Лиссабонского договора 2007 г., после вступления в силу которого он стал вторым учредительным документом ЕС, детализирующим правила ДЕС. Роль ДФЕС в системе учредительных документов современного ЕС определяет его ст. 1: «Настоящий Договор организует функционирование Союза и определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции» (§ 1 ст. 1 ДФЕС).

Таким образом, ДФЕС сконцентрирован на регулировании деятельности ЕС в разных областях, что обусловливает его значительный объем и довольно сложную структуру: преамбула и 338 статей, распределенных в семь частей. Многие части ДФЕС состоят из нескольких разделов; последние, в свою очередь, могут подразделяться па главы, а главы — на отделы.

Часть первая «Принципы» (ст. 1 — 17) корреспондирует разделу I ДЕС «Общие положения», т. е. закрепляет общие правовые основы деятельности ЕС. В ней оказаны различные категории и сферы компетенции ЕС, а также принципы деятельности ЕС.

Часть вторая «Недискриминация и гражданство Союза» (ст. 18−25) развивает положения раздела II ДЕС «Положения о демократических принципах» путем закрепления принципов правового статуса граждан ЕС, а также важнейших прав, связанных с принадлежностью к европейскому (наднациональному) гражданству.

Часть третья «Внутренняя политика и деятельность Союза» (ст. 26−197), состоящая из 24 разделов, подробно регулирует компетенцию ЕС по управлению общественными отношениями на его территории. Здесь же установлены принципы единого экономического пространства (внутреннего рынка) ЕС, основы правового регулирования экономического и валютного союза, включая правовой режим евро, пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС, положения о деятельности Союза в различных сферах внутренней политики (от сельского хозяйства до гражданской обороны).

Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территориями» (ст. 198−204) устанавливает порядок взаимодействия ЕС с некоторыми колониями государств-членов, которые не включены в территорию ЕС. В настоящее время эта часть, сохранившаяся почти без изменений с момента подписания ДФЕС в 1957 г., имеет ограниченное применение в связи с тем, что «заморскими странами и территориями» выступают только географически отдаленные острова, как правило, незначительных размеров (см. 1.1).

Часть пятая «Внешнеполитическая деятельность Союза» (ст. 205−222) конкретизирует и дополняет правила раздела V ДЕС применительно к установлению правовых основ деятельности ЕС на международной арене, его взаимоотношениям с третьими странами и международными организациями.

Часть шестая «Институциональные и финансовые положения» (ст. 223−334) развивает правила, закрепленные в разделе III ДЕС.

" Положения об институтах", а также в разделе IV ДЕС «Положения о продвинутом сотрудничестве». Большинство норм этой части посвящены установлению правового режима функционирования руководящих органов (институтов) ЕС, а также некоторых вспомогательных органов и учреждений Союза. Здесь же установлены детальные правила продвинутого сотрудничества государств-членов в рамках ЕС и порядок разработки, принятия и исполнения бюджета ЕС.

Часть седьмая «Общие и заключительные положения» (ст. 335−338) дополняет и уточняет нормы, содержащиеся в последнем разделе ДЕС (раздел VI «Заключительные положения»). Например, первая статья раздела VI ДЕС (ст. 47), согласно которой «Союз обладает правосубъектностью», конкретизирована в первой статье части седьмой ДФЕС (ст. 335) правилом о признании Союза в его государствах-членах юридическим лицом с максимально широкой правоспособностью.

4. Протоколы и приложения к учредительным документам

Составной частью учредительных документов ЕС являются протоколы, приложенные к ним в разное время (прилагаются одновременно к ДЕС и ДФЕС, т. е. к обоим «Договорам», вместе взятым). Всего в настоящее время действуют 37 протоколов, некоторые из которых действуют с 1957 г. (например, Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка), другие приложены позднее, в том числе при подписании Лиссабонского договора 2007 г. (например, Протокол о внутреннем рынке и конкуренции или Протокол о переходных положениях). Подобно учредительным документам, все ранее подписанные протоколы к ним действуют сегодня в редакции Лиссабонского договора.

Как видно из приведенных примеров, в протоколы выносятся специальные положения по отдельным вопросам, которые признано нецелесообразным включать в основную часть учредительных документов.

Например, в протоколах содержатся статуты (уставы) Суда ЕС, Европейского инвестиционного банка, Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка (Протокол о Статуте Суда Европейского Союза 2001 г., упомянутый Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка 1957 г., Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка 1992 г.); закрепляется интеграция в правовую систему ЕС Шенгенских соглашений и дополняющих их правовых актов (Протокол о Шенгенских достижениях, интегрированных в рамки Европейского Союза, 1997 г.); определены правовые последствия истечения срока действия Договора о ЕОУС 1951 г. (Протокол об истечении срока действия Договора о ЕОУС и о Научно-исследовательском фонде угля и стали 2001 г.).

В протоколах также могут устанавливаться изъятия и исключения для отдельных государств-членов, например, в отношении перехода на единую денежную единицу евро (Протокол о некоторых положениях, в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и др.).

Несмотря на то что протоколы по своей юридической природе являются не отдельными источниками первичного права, а лишь обособленными разделами учредительных документов, они имеют свою собственную структуру: преамбулу, статьи, у крупных протоколов — главы и разделы. Например, Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка 1992 г. содержит 50 статей, распределенных в девять глав.

Кроме протоколов, к учредительным документам имеются два приложения, содержащие различные списки (перечни): перечень видов сельскохозяйственных продуктов, которые подпадают под действие обшей сельскохозяйственной политики ЕС, и список «заморских стран и территорий», т. е. оставшихся за рамками ЕС колониальных владений отдельных государств-членов.

5. Порядок пересмотра учредительных документов и Хартии Европейского Союза об основных правах

Учредительные документы ЕС были заключены в форме международных договоров, поэтому вплоть до самого последнего времени изменения и дополнения в них вносились в соответствии с традиционной международно-правовой процедурой: подписание, затем ратификация государствами-членами ревизионных договоров, т. е. договоров, содержащих поправки в различные положения учредительных документов.

В качестве ревизионных договоров выступали Ниццкий договор 2001 г., Амстердамский договор 1997 г., частично ДЕС в первоначальной редакции, одобренной в Маастрихте в 1992 г. (содержал поправки в договоры, учреждающие Европейские сообщества), еще ранее Единый европейский акт 1986 г., а также другие ревизионные договоры, имевшие более специальный характер.

Ситуация несколько изменилась со вступлением в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора — последнего к настоящему моменту ревизионного договора, включившего в учредительные документы ЕС основные положения проекта Конституции для Европы 2004 г. и создавшего тем самым ЕС в его современном виде.

Отныне порядок пересмотра учредительных документов ЕС сочетает в себе черты процедуры пересмотра международных

  • (.межгосударственных) договоров и процедуры пересмотра конституции демократического государства за счет предоставления права голоса в этом вопросе институту ЕС, представляющего всех граждан ЕС и избираемого их прямым голосованием — Европейскому парламенту. При этом каждое государство-член сохраняет возможность накладывать вето на внесение любых поправок в учредительные документы.
  • 1. В соответствии со ст. 49 ДЕС, регулирующей порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы ЕС, обычная процедура пересмотра начинается с внесения в Совет ЕС «проектов, направленных на пересмотр Договоров», т. е. в ДЕС, в ДФЕС или сразу в оба учредительные документа, вместе взятые. Совет ЕС передает эти проекты Европейскому совету (т.е. руководителям всех государств-членов), а также уведомляет о них парламенты государств-членов (национальные парламенты).

Правом инициировать пересмотр учредительных документов изначально обладали правительство любого государства-члена и главный исполнительный институт ЕС — Европейская комиссия. В настоящее время таким же правом наделен и Европейский парламент.

2. Если большинство руководителей государств-членов поддерживают пересмотр учредительных документов, то Европейский совет после консультации с Европейским парламентом и Европейской комиссией созывает учредительное собрание под названием «Конвент» (напомним, что в прошлом аналогичные конвенты уже созывались в 2000 г. для подготовки Хартии и в 2001—2003 гг. для подготовки проекта Конституции для Европы 2004 г.).

В состав Конвента должны входить не только представители законодательной и исполнительной власти государств-членов (представители их национальных парламентов, глав государств или правительств), но и представители ЕС в лице уполномоченных делегатов Европейского парламента и Европейской комиссии (оба института представляют интересы Союза в целом, а не отдельных стран).

Конвент может не созываться лишь в том случае, если вносимые поправки имеют малозначительный характер («когда его созыв не является оправданным с точки зрения масштабов изменений»). Чтобы не созывать Конвент, необходимо специальное решение Европейского совета, нуждающееся в одобрении Европейского парламента.

Задача Конвента — рассмотреть проекты пересмотра учредительных документов и выработать соответствующую рекомендацию, которая может представлять собой и целостный проект ревизионного договора. Рекомендация принимается консенсусом, что предполагает одобрение представителями всех субъектов, назначающих членов Конвента — не только национальных парламентов и руководителей государств-членов, но и Европейского парламента и Европейской комиссии.

3. После принятия Конвентом рекомендации процедура пересмотра учредительных документов переходит на следующий этап — созыв Конференции представителей правительств государств-членов (межправительственной конференции). Если поправки являются малозначительными, и Конвент не проводился, то межправительственная конференция созывается на основании решения Европейского совета, определяющего ее мандат.

Задача межправительственной конференции — утвердить окончательный текст ревизионного договора, подписываемого по ее итогам представителями всех государств-членов («принять по общему согласию изменения, подлежащие внесению в Договоры»).

4. Подписанный ревизионный договор для вступления в силу должен пройти ратификацию во всех государствах-членах. Ратификация осуществляется «в соответствии с конституционными правилами каждого из них». Точных сроков ратификации ст. 49 ДЕС не устанавливает, однако предусмотрен ориентировочный срок — два года с момента подписания ревизионного договора.

Если по истечении этого срока 4/5 государств-членов ратифицируют ревизионный договор, а одно или несколько других государств-членов «столкнутся с трудностями» в его ратификации, то Европейский совет должен рассмотреть вопрос и, возможно, принять меры, требуемые обстоятельствами (принять решение скорректировать ревизионный договор и т. д.).

В любом случае, ни одно из государств-членов не может быть принуждено к ратификации ревизионного договора. Каждое из них сохраняет в этом вопросе безусловное право вето.

Выше была охарактеризована обычная процедура пересмотра учредительных документов. Кроме нее ст. 49 ДЕС предусматривает " упрощенные процедуры пересмотра", которые могут использоваться для внесения поправок в отдельные положения учредительных документов.

В частности, для пересмотра отдельных положений части третьей «Внутренняя политика и деятельность Союза» ДФЕС не требуется созыв Конвента, проведение межправительственной конференции, а также подписание ревизионного договора. В данном случае пересмотр может быть произведен на основании решения Европейского совета, принимаемого единогласно и вступающего в силу после одобрения всеми государствами-членами «в соответствии с конституционными правилами каждого из них». Такая упрощенная процедура, однако, не может использоваться для расширения компетенции ЕС.

Другой разновидностью упрощенных процедур является процедура, направленная на дальнейшее повышение эффективности и демократизацию порядка издания правовых актов законодательными институтами ЕС — Европейским парламентом и состоящим из представителей национальных правительств Советом ЕС.

Повышение эффективности заключается в еще большем сокращении количества вопросов, по которым Совет ЕС по-прежнему обязан принимать правовые акты единогласно, а демократизация — в расширении сферы применения обычной законодательной процедуры, в рамках которой Совет ЕС и Европейский парламент обладают равными правами на издание законодательных актов.

Для достижения этих целей Европейский совет может принять решение о внесении поправок в соответствующие статьи ДЕС или ДФЕС, а именно, разрешить Совету ЕС постановлять по соответствующим вопросам квалифицированным большинством (вместо единогласия) или уравнять права Европейского парламента и Совета ЕС на принятие определенных законодательных актов (например, налогового законодательства, которое по сей день издается Советом ЕС единолично и на основе единогласия).

Проект решения Европейского совета, направленный па внесение указанных поправок, направляется сначала национальным парламентам. Если в течение шести месяцев ни один из национальных парламентов нс выступил с возражением, то Европейский совет вправе принять решение о внесении поправок. Перед принятием решения Европейский совет также должен заручиться поддержкой Европейского парламента.

Существует еще несколько вариантов упрощенных процедур, не указанных в ст. 49 ДЕС. В основном они касаются изменения протоколов к учредительным документам. Например, некоторые статьи Протокола об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка могут быть пересмотрены Европейским парламентом и Советом ЕС посредством совместного принятия законодательного акта (ст. 129 ДФЕС). В таком же порядке могут быть изменены и большинство положений Протокола о Статуте Суда Европейского Союза (ст. 181 ДФЕС). Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка может быть пересмотрен на основании единогласного решения Совета ЕС (ст. 308 ДФЕС).

Наконец, в учредительные документы могут вноситься поправки по случаю приема новых государств-членов, например, в целях расширения количественного состава различных институтов, органов, учреждений ЕС, установления долей новых государств-членов в уставном капитале Европейского инвестиционного банка и т. д. Подобные изменения оформляются договорами о присоединении, которые заключаются между действующими государствами — членами ЕС, с одной стороны, и вступающими в Союз государствами — с другой. Они нуждаются в ратификации всеми участниками, а также требуют предварительного одобрения Европейского парламента (см. 1.1).

В отличие от учредительных документов ЕС, третий источник первичного права ЕС — Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. — являлась по порядку принятия не договором, заключенным государствами-членами, а особым правовым актом, принятым совместно законодательными и исполнительным институтами ЕС — Европейским парламентом, Советом ЕС и Европейской комиссией. В то же время юридически обязательная сила Хартии как источника первичного нрава ЕС базируется на признании ее в этом качестве государствами-членами па основании специального указания в ст. 6 ДЕС, включенного в нее Лиссабонским договором, согласно которому Хартия «имеет такую же силу, как и Договоры» .

При этом отсылка производится к модернизированной редакции Хартии, которую принявшие ее институты утвердили накануне подписания Лиссабонского договора, — «Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г.» (напомним, что Лиссабонский договор был подписан 13 декабря 2007 г.).

Исходя из изложенных положений процедура пересмотра Хартии Европейского Союза об основных правах должна включать в себя два этапа (в самой Хартии эта процедура, к сожалению, прямо не указана):

  • 1) сначала каждый из трех принявших Хартию институтов должен утвердить поправки в этот документ. При этом Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская комиссия действуют в соответствии со своими обычными внутренними процедурами принятия решений (см. гл. 4). Главное, чтобы новая редакция Хартии была утверждена ими в одинаковом виде (каждый из институтов, соответственно, имеет право вето);
  • 2) чтобы новая редакция Хартии приобрела обязательную силу, необходимо внесение поправок в ст. 6 ДЕС, которая

в настоящее время отсылает к редакции Хартии от 12 декабря 2007 г. Следовательно, эта отсылка должна быть заменена отсылкой к более поздней дате, когда утверждены последние изменения Хартии. Для внесения поправок в ст. 6 ДЕС применяется обычная процедура пересмотра учредительных документов, охарактеризованная выше.

  • [1] В отечественной научной и учебной литературе встречается дословный перевод названия Хартии: «Хартия основных прав Европейского Союза». Такой перевод, однако, может привести к смысловой ошибке, поскольку Хартия закрепляет отнюдь не права ЕС как организации, а именно права человека и гражданина, которые обязан соблюдать и гарантировать Европейский Союз.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой