Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок создания кредитной организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение пакета документов в центральном аппарате Банка России и принятие решения о государственной регистрации (отказе в регистрации). Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России всех необходимых документов (ст. 15 Закона о банках, п. 6.12 инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И). Таким… Читать ещё >

Порядок создания кредитной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В литературе государственная регистрация и лицензирование кредитных организаций справедливо рассматриваются в качестве составляющих предварительного банковского надзора, целью которого является оценка того, «насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы е точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации»[1].

Согласно ст. 12 Закона о банках кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. В соответствии с Законом о банках (ч. 2 ст. 12) и Законом о Банке России (п. 8 ст. 4, ст. 59) решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. В целях осуществления контрольных и надзорных функций Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом — Управлением ФНС России в соответствующем субъекте РФ на основании решения Банка России о государственной регистрации (см. абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ 30.09.2004 № 506).

Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий па осуществление банковских операций установлен инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И, принятой в соответствии с Законом о Банке России, Законом о банках, федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Исходя из анализа указанных выше нормативных актов можно выделить следующие этапы создания кредитной организации.

1. Кредитная организация согласно ст. 7 Закона о банках должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. При этом фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на организационно-правовую форму и тип (для кредитных организаций в форме АО)[2].

Поэтому первым этапом создания кредитной организации является направление учредителями кредитной организации в Банк России {Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитпых организаций) запроса о возможности использования кредитной организацией предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований (на русском языке). Этот запрос направляется до заключения договора об учреждении (договора о создании) и представления в Банк России необходимых документов. Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Установлено также, что сокращенное фирменное наименование кредитной организации должно соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России, определяющими порядок идентификации участников межбанковских расчетов[3]. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном законодательными актами РФ[4].

Банк России в течение пяти рабочих дней после получения запроса о возможности использования предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменное сообщение, содержащее заключение о возможности использования соответствующего наименования кредитной организации. Это сообщение действительно в течение 12 месяцев с даты его направления.

Закон о банках запрещает любым юридическим лицам в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. Однако из этого правила есть исключение — например, полное и сокращенное наименования Внешэкономбанка определяются в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона о Банке Развития.

2.

Заключение

договора об учреждении (договора о создании) кредитной организации. Договор об учреждении подписывается в случае создания кредитной организации в форме ООО двумя и более лицами (ст. 89 ГК, ст. 11 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В нем учредители определяют порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению ООО, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей. Договор об учреждении нс является учредительным документом ООО.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об акционерных обществах» учредители АО заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению АО, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом АО и действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей.

В случае учреждения АО одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.

Согласно гл. 2 инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами (например, ст. 8 Закона о Банке России устанавливает общий запрет Банку России участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами). К учредителям кредитной организации предъявляются специальные требования.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Учредитель кредитной организации — юридическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • — иметь устойчивое финансовое положение;
  • — иметь достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
  • — осуществлять деятельность в течение не менее трех лет;
  • — выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ и соответствующим местным бюджетом за последние три года.

При этом если учредителем создаваемого банка является кредитная организация, к ней предъявляются дополнительные требования. Банкучредитель должен относиться к классификационной группе 1 или 2 в соответствии с указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005;У «Об оценке экономического положения банков». Небанковская кредитная организация должна относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций в соответствии с указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Кредитная организация-учредитель должна соответствовать указанным требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации. Финансовое положение кредитной организации-учредителя не может быть признано удовлетворительным, если кредитная организация не выполняет обязательные резервные требования Банка России и имеет просроченные денежные обязательства перед Банком России. Достаточность средств кредитной организации-учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала)[5].

Специальными нормативными актами Банка России установлены требования к отдельным видам учредителей, а именно:

  • — порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации — юридических лиц определены Положением о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, утвержденным ЦБ РФ 18.02.2014 № 415-П;
  • — порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации — физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, установлены в Положении о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, утвержденном ЦБ РФ 18.02.2014 № 416-П;
  • — порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен Указанием Банка России от 14.08.2002 № 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления».
  • 3. Предоставление в территориальное учреждение Банка России необходимого комплекта документов, перечень которых установлен ст. 14 Закона о банках, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и гл. 3 инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И. Такими документами являются:
  • 1) заявление о государственной регистрации кредитной организации, составленное по форме, установленной в соответствии с федеральными законами[6], где указываются также сведения о местонахождении (адресе) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией; ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций (с перечислением банковских операций и указанием на то, будут они осуществляться только в рублях или в рублях и иностранной валюте) на имя руководителя Банка России;
  • 2) устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей. Устав должен содержать:
    • — фирменное наименование (полное и сокращенное)[7];
    • — указание на организационно-правовую форму;
    • — сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособлен н ых н одразделений;
    • — перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;
    • — сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также (для кредитной организации в форме АО) сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере ежегодных отчислений для его формирования;
    • — сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
    • — положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;
    • — положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации;
    • — иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы (см. ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах» и ст. 11.1−1 Закона о банках), а также положения, не противоречащие федеральным законам (в том числе положения о размере резервного фонда кредитной организации в форме ООО);
  • 3) бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей (при создании РНКО, планирующей осуществление расчетов с применением клиринга, приложением к бизнес-плану должно являться положение, регламентирующее порядок проведения расчетов). Требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в Банк России установлены указанием Банка России от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций». Бизнес-план кредитной организации должен полностью раскрывать информацию о системе управления, описание развития системы управления кредитной организации, включая ее организационную структуру.

Бизнес-план является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты деятельности, и позволяющим Банку России оценить способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков, а также способность кредитной организации к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации и адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам;

4) протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий решения о создании кредитной организации; об утверждении ее наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителя единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главного бухгалтера (его заместителей), ее бизнес-плана; об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета); об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме; о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации.

Также представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета);

  • 5) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 4 тыс. руб.) и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1% заявленного уставного капитала кредитной организации, но не более 500 тыс. руб.)[8];
  • 6) заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации, являющихся индивидуальными предпринимателями, либо содержащие такие сведения выписки из ЕГРИП; надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации — юридических лиц либо копии их учредительных документов, выданные Инспекцией ФНС России;
  • 7) аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года деятельности;
  • 8) копии изданий, в которых опубликована бухгалтерская отчетность за последние три года деятельности учредителей кредитной организации — юридических лиц (с указанием номеров изданий и дат опубликования), которые публикуют отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • 9) иные документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, устанавливающими порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации (см. Положения ЦБ РФ от 18.02.2014 № 415-П и 416-П);
  • 10) документы, предусмотренные и. 2.3 Положения о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в ст. 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утвержденного ЦБ РФ 25.10.2013 № 408-П.

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера кредитной организации, члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидаты на указанные должности должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о байках.

Применительно к указанным лицам необходимо также иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 11.1 Закона о банках единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации (его заместители), а также руководитель и главный бухгалтер ее филиала не вправе занимать должности руководителя, главного бухгалтера в других организациях, являющихся кредитными, страховыми или клиринговыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли на товарных и (или) финансовых рынках, а также в акционерных инвестиционных фондах, специализированных депозитариях инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондах, организациях, осуществляющих деятельность, но пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, по управлению инвестиционными фондами, акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, и осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В случае, если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации — основного общества, за исключением должности председателя данного органа;

  • 11) копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация:
    • — обязательство о предоставлении данного здания (помещения) в аренду (субаренду, безвозмездное пользование) после государственной регистрации кредитной организации (если здание (помещение) не будет вноситься в качестве вклада в ее уставный капитал);
    • — согласие на предоставление указанного здания (помещения) в субаренду (безвозмездное пользование), полученное в соответствии с требованиями п. 2 ст. 615 ГК (если здание (помещение) не будет вноситься в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации);
  • 12) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований к помещениям для совершения операций с ценностями, установленных п. 4 и 6 приложения 1 к Положению о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденному ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-П[9]:
    • — пояснительная записка по технической укреплениости помещений для совершения операций с ценностями (в том числе по оборудованию охранно-пожарной и тревожной сигнализацией) и по организации охраны, обеспечивающих защиту жизни персонала и сохранность ценностей;
    • — план расположения помещений для размещения кредитной организации с экспликацией (размеры занимаемой площади и назначение помещений);
    • — план расположения помещений для совершения операций с ценностями с экспликацией (размеры занимаемой площади и назначение помещений);

документ (соглашение о намерениях), подтверждающий согласие охранного предприятия на заключение с кредитной организацией после ее государственной регистрации договора на оказание охранных услуг;

  • — лицензия на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности охранного предприятия, с которым достигнуто соглашение о заключении договора на оказание охранных услуг;
  • — акт приемки средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации в эксплуатацию;

сертификаты соответствия на оборудование (в том числе защитное) помещений для совершения операций с ценностями[10].

Если денежная наличность кредитной организации будет застрахована на сумму не менее минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе, должны быть представлены:

  • — документ (соглашение о намерениях), подтверждающий согласие страховой организации на заключение с кредитной организацией после ее государственной регистрации договора имущественного страхования;
  • — лицензия страховой организации на осуществление страховой деятельности на территории РФ;
  • — документ (соглашение о намерениях), подтверждающий согласование со страховой организацией требований к технической укреплениости помещений для совершения операций с ценностями (в том числе к оборудованию охранно-пожарной и тревожной сигнализацией), составленный в произвольной форме и подписанный уполномоченным лицом страховой организации и лицом, уполномоченным общим собранием учредителей кредитной организации;
  • — план расположения помещений для размещения кредитной организации с экспликацией (размеры занимаемой площади и назначение помещений);
  • 13) заключение федерального антимонопольного органа/копия уведомления федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях) (см. гл. 7 Закона о защите конкуренции);
  • 14) справка кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов — при ходатайстве о выдаче лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • 15) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации — при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме АО (подробнее об этих документах см. § 2 гл. XI);
  • 16) полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе по форме приложения 3 к инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И;
  • 17) правила осуществления перевода электронных денежных средств — в случае учреждения платежной НКО;
  • 18) сообщение в письменном виде в соответствии с гл. 3 Положения Банка России от 25.10.2013 № 408-П, содержащее состав членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и подтверждение их соответствия требованиям ст. 11.1 и п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о банках;
  • 19) документы, предусмотренные гл. 4 Положения Банка России от 25.10.2013 № 408-П, в отношении:
    • — учредителя кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации;
    • — лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица — учредителя кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации.

Помимо перечисленных документов, Банк России самостоятельно запрашивает в территориальных органах ФНС России сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а также сведения о выполнении ими обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года. Кредитная организация вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.

Для государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют все перечисленные документы в территориальное учреждение Банка России, но предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации не позднее чем через один месяц:

  • — после заключения договора об учреждении и утверждения устава кредитной организации (при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме ООО);
  • — либо заключения договора о создании и утверждения устава кредитной организации (при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме АО).

Для государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций указанные документы рассматриваются сначала в территориальном учреждении Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации, а затем в центральном аппарате Банка России (Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России).

Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них представленных документов.

4. Рассмотрение пакета документов в территориальном учреждении Банка России. Срок рассмотрения документов территориальным учреждением Банка России не должен превышать трех месяцев с даты их представления (за исключением создания платежной НКО — в этом случае срок рассмотрения документов не должен превышать 45 календарных дней с даты их представления).

При наличии замечаний по ним или отсутствии полного комплекта необходимых документов территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном порядке.

При отсутствии замечаний, а также при наличии замечаний, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в соответствии со ст. 16 Закона о банках территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение, к которому прилагаются документы, представленные учредителями кредитной организации. Это заключение должно содержать полную информацию, на основании которой был сделан вывод о возможности/невозможности государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций.

5. Рассмотрение пакета документов в центральном аппарате Банка России и принятие решения о государственной регистрации (отказе в регистрации). Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России всех необходимых документов (ст. 15 Закона о банках, п. 6.12 инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И). Таким образом, указанный срок складывается из трехмесячного срока на рассмотрение документов территориальным учреждением Банка России и трехмесячного срока на рассмотрение документов в центральном аппарате Банка России. Исключение составляют только платежные НКО, для них срок принятия Банком России решения о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом составляет три месяца, который складывается из 45-дневного срока рассмотрения документов в территориальном учреждении и 45-дневного срока рассмотрения документов центральным аппаратом Банка России.

Банк России в лице Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет с сопроводительным письмом в Управление ФНС России по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от Управления ФНС России сообщения о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации и соответствующего свидетельства, территориальное учреждение Банка России:

— направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) посредством факсимильной связи уведомление о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации с указанием в нем ОГРН кредитной организации и даты его присвоения (одновременно в Банк России посредством почтовой связи направляются копии документов, полученных от Управления ФПС России, а также оригинал соответствующего уведомления).

Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций):

  • — не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России;
  • — не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления:
  • • вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации,
  • • направляет в территориальное учреждение Банка России два экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации по форме, установленной Банком России.

Территориальное учреждение Банка России:

  • — не позднее трех рабочих дней со дня получения от Управления ФНС России сообщения о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации и свидетельства о государственной регистрации кредитной организации (при условии государственной регистрации первого выпуска акций кредитной организации) направляет учредителям кредитной организации уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты ее уставного капитала;
  • — выдает оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации председателю совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или другому уполномоченному лицу;
  • — не позднее рабочего дня, следующего за днем получения из Банка России экземпляров свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и каждого ее учредительного документа, выдает председателю совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или иному уполномоченному лицу следующие документы:
  • • один экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации,
  • • один экземпляр устава кредитной организации,
  • • по одному экземпляр}' анкет кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера с отметкой о согласовании,
  • • заключение о соответствии помещений для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России.

В течение трех рабочих дней после фактического назначения (избрания) кандидата на должность руководителя кредитная организация должна в письменном виде уведомить об этом территориальное учреждение Банка России.

К уведомлению прилагаются:

  • — копия приказа (распоряжения) о назначении кандидата, заверенная кредитной организацией;
  • — протокол заседания уполномоченного органа управления кредитной организации, в котором зафиксировано решение об избрании кандидата; в случае принятия решения общим собранием акционеров кредитной организации протокол собрания направляется в территориальное учреждение Банка России не позднее пяти рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров;
  • — заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о единоличном исполнительном органе кредитной организации, составленное по установленной форме (в случае изменения единоличного исполнительного органа кредитной организации);
  • — письменное подтверждение кандидатом после назначения на должность руководителя кредитной организации соблюдения требований и ограничений, предусмотренных ч. 3 ст. 11.1 Закона о банках и иными федеральными законами[11].

Территориальное учреждение Банка России на следующий рабочий день после получения представленных кредитной организацией документов:

— направляет сообщение подведомственному РКЦ о возможности принятия карточки с образцом подписи нового руководителя, кандидатура которого согласована с территориальным учреждением Банка России;

вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций соответствующие сведения, связанные с изменением в составе руководителей кредитной организации;

— направляет в Управление ФНС России информацию об изменении сведений о единоличном исполнительном органе кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России на следующий рабочий день после получения от Управления ФНС России сообщения о внесении в ЕГРЮЛ записи о единоличном исполнительном органе кредитной организации и соответствующего листа записи направляет этот лист записи в кредитную организацию.

Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Закон о банках (ст. 16) содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым допускается отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций. К таким основаниям относятся:

  • 1) несоответствие кандидата, предлагаемого на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации. В Законе о банках раскрыты эти требования:
    • — под несоответствием кандидата квалификационным требованиям понимается отсутствие у него высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии у кандидата иного высшего образования — не менее двух лет (кандидата на должность руководителя или главного бухгалтера платежной НКО — отсутствие у него высшего образования);
  • 2) под несоответствием кандидата требованиям к деловой репутации понимаются:
    • — наличие у кандидата неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;
    • — признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, кандидата виновным в банкротстве юридического лица;
    • — неисполнение кандидатом, являвшимся руководителем, членом совета директоров (наблюдательного совета) или учредителем (участником) кредитной организации, обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации и (или) при возникновении признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации;
    • — наличие у кандидата права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана, но основаниям, предусмотренным и. 4 ч. 2 ст. 20 Закона о банках, и (или) которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом);
    • — привлечение кандидата в соответствии с Законом о банкротстве к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей или ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, если со дня исполнения лицом обязанности, установленной судебным актом, прошло менее пяти лет;
    • — предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой кандидат занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, требования о его замене на основании ст. 74 Закона о Банке России;
    • — совершение кандидатом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
    • — дисквалификация кандидата, срок которой не истек на день, предшествовавший дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации;
    • — наличие неоднократных фактов расторжения с кандидатом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК;
    • — занятие кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню введения временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
    • — занятие кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций);
    • — предоставление кандидатом для государственной регистрации кредитной организации, а также в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, недостоверных сведений, касающихся установленных квалификационных требований и требований к деловой репутации;
    • — применение в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой кандидат занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя или главного бухгалтера филиала кредитной организации, мер в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России за представление существенно недостоверной отчетности, если подготовка и представление отчетности входили в компетенцию кандидата;
  • 3) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
  • 4) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
  • 5) несоответствие кандидата на должность члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям к деловой репутации, установленным в отношении кандидата на должность руководителя кредитной организации п. 1 ч. 1 сг. 16 Закона о банках;
  • 6) неудовлетворительная деловая репутация учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации[12]. Под неудовлетворительной деловой репутацией учредителя (участника) кредитной организации понимаются:
    • — наличие у него неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;
    • — признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, такого учредителя (участника) виновным в банкротстве юридического лица;
    • — предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой учредитель (участник) занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, требования о его замене на основании ст. 74 Закона о Банке России;
    • — совершение физическим лицом — учредителем (участником) кредитной организации более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
    • — занятие учредителем (участником) кредитной организации должности руководителя кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню введения временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
    • — занятие учредителем (участником) кредитной организации должности руководителя кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций);
    • — применение в течение пяти лег, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации мер в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России за представление существенно недостоверной отчетности, если подготовка и представление отчетности входили в компетенцию учредителя (участника) кредитной организации при исполнении им обязанности руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя или главного бухгалтера филиала кредитной организации;
    • — неисполнение учредителем (участником) кредитной организации обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве, при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации и (или) при возникновении признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации;
    • — наличие у учредителя (участника) кредитной организации права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона о банках, и (или) которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом);
    • — привлечение учредителя (участника) кредитной организации в соответствии с Законом о банкротстве к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей или ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, если со дня исполнения лицом обязанности, установленной судебным актом, прошло менее пяти лет;
    • — признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, учредителя (участника) кредитной организации виновным в причинении убытков какому-либо юридическому лицу при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица и (или) руководителя юридического лица;
  • 7) несоответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица — учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации, требованиям к деловой репутации, установленным п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о банках.

К решению об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций предъявляются два требования:

  • — письменная форма сообщения учредителям кредитной организации;
  • — обязательная мотивировка такого решения.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд. Физические лица, упомянутые выше, вправе в судебном порядке обжаловать признание Банком России их деловой репутации не соответствующей установленным Законом о банках требованиям.

6. Оплата уставного капитала. В соответствии со ст. 11 Закона о банках уставный капитал кредитной организации представляет собой величину вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме АО, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации, а кредитной организации, создаваемой в форме ООО, — из номинальной стоимости долей ее учредителей. Поскольку подавляющее большинство кредитных организаций создаются в форме АО, следует принимать во внимание выделяемые учеными основные функции уставного капитала АО: а) материально-обеспечительная — внесенное в оплату вклада имущество составляет материальную базу для деятельности общества при его возникновении и при дальнейшем функционировании; б) гарантийная — акционерное общество несет перед кредиторами ответственность в пределах принадлежащего ему имущества, а оно не может быть меньше уставного капитала; в) распределительная — через уставный капитал определяется доля участия каждого акционера в АО и его прибылях[13].

Учредители кредитной организации должны оплатить 100% объявленного уставного капитала кредитной организации в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации. Для подтверждения фактической оплаты своего уставного капитала кредитная организация в срок, не превышающий одного месяца с даты его полной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, свидетельствующие о правомерности оплаты уставного капитала (перечень приведен в и. 7.2 инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И). Кредитная организация, созданная в форме АО, в этот же срок направляет в Банк России документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска ее акций.

В срок, не превышающий десять календарных дней с даты получения соответствующих документов, территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России заключение об оплате уставного капитала кредитной организации и полный список учредителей кредитной организации.

Если отчет об итогах первого выпуска акций кредитной организации регистрируется территориальным учреждением Банка России, то оно должно не позднее рабочего дня, следующего за днем данной регистрации, направить в Банк России копию письма (свидетельства) о регистрации указанного отчета, заключение об оплате уставного капитала кредитной организации и полный список учредителей.

Требования к формированию уставного капитала кредитной организации традиционно делятся на три группы: количественные, качественные (содержательные) и процедурные1.

1. Количественные требования — требования о минимальном размере уставного капитала кредитной организации — в настоящее время установлены на законодательном уровне (ч. 2 ст. 11, ч. 5 ст. 36 Закона о банках).

Минимальный размер уставного капитала установлен на день подачи ходатайства о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Субъект лицензирования.

Минимальный размер уставного капитала.

Вновь регистрируемый банк, не ходатайствующий о выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц.

300 млн руб.

Вновь регистрируемый банк, одновременно подающий ходатайство о выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц.

3 млрд 600 млн руб.

Вновь регистрируемая РНКО.

90 млн руб.

Вновь регистрируемая НДКО.

90 млн руб.

1 Олейник О. М. Основы банковского права. С. 89.

Субъект лицензирования.

Минимальный размер уставного капитала.

Вновь регистрируемая платежная НКО.

90 млн руб.

Действующая НКО (независимо от вида), ходатайствующая о получении статуса банка и выдаче лицензии банка.

300 млн руб.

Вновь регистрируемый центральный контрагент на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

300 млн руб.

Названный минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемого банка в целом соответствует европейским стандартам. Если взять такой «банковский оазис», как Швейцария, то в соответствии с п. 1 ст. 4 постановления от 17 мая 1972 г. «О банках и сберегательных кассах» [ Verordnung iiberdie Banken und Sparkassen] минимальный размер уставного капитала швейцарского банка составляет 10 млн швейцарских франков, что, но текущему курсу эквивалентно сумме около 660 млн руб.

В литературе высказано справедливое мнение, что по размеру требуемого минимального размера уставного капитала кредитной организации «можно судить об ориентации государства на то или иное развитие банковской системы»1. Исходя из приведенных выше количественных требований к уставному капиталу вновь регистрируемых кредитных организаций можно сделать вывод о сохранении в России приверженности к крупным кредитным организациям. Как отмечено в н. 12 Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, важным условием развития банковского сектора и повышения устойчивости кредитных организаций является увеличение размера их собственных средств (капитала), улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых кредитными организациями рисков. В связи с этим меры, направленные на увеличение капитальной базы кредитных организаций, имеют одно из ключевых значений для реализации названной стратегии.

Требования к размеру собственных средств (капитала) действующих банков установлены в ст. 11.2 и ч. 5 ст. 36 Закона о банках. Для наглядности приведем их в виде табл. 3.2.

Таблица 32

Категория банка.

М и 11 имальн ый размер собственных средств (капитала).

Банк, действующий на 1 января 2015 г.

300 млн руб.

Действующий банк, ходатайствующий о получении генеральной лицензии.

900 млн руб.

1 Олейник О. М. Основы банковского права. С. 94.

Категория банка.

Минимальный размер собственных средств (капитала).

Действующий банк, подающий ходатайство о выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц ранее истечения двух лет с момента его государственной регистрации.

3 млрд 600 млн руб.

2. Качественные (содержательные) требования заключаются в том, что уставный капитал кредитной организации формируется только за счет определенных средств.

Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть в виде:

  • 1) денежных средств в рублях;
  • 2) денежных средств в иностранной валюте. Учредители (участники) кредитной организации — резиденты и нерезиденты — вправе осуществлять полностью или частично оплату уставного капитала создаваемых и действующих кредитных организаций в иностранной валюте в безналичной или наличной формах в порядке, установленном Законом о валютном регулировании и указанием ЦБ РФ от 21.03.2016 № 3982-У. Денежными средствам в иностранной валюте акции (доли) кредитных организаций вправе оплачивать нерезиденты (юридические и физические лица). Оплата резидентами акций (долей) кредитной организации денежными средствами в иностранной валюте не допускается, кроме случаев оплаты акций (долей) уполномоченного банка другим уполномоченным банком. Юридические лица не могут осуществлять оплату акций (долей) кредитных организаций в иностранной валюте в наличной форме. Учредители (участники) могут оплачивать в иностранной валюте акции (доли) кредитных организаций, как имеющих лицензию Банка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте, так и не имеющих такой лицензии;
  • 3) принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;
  • 4) принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона о банках Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Согласно п. 4.9 инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать 20% цены размещения акций (долей в уставном капитале).

  • а) Если согласно уставу создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн руб. и номинальная стоимость каждой акции — 1 млн руб., то стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (при условии их размещения по номинальной стоимости), не может превышать: 300 • 0,2 = 60 млн руб.;
  • б) Если согласно уставу создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн руб. и номинальная стоимость каждой акции — 1 млн руб., а цена размещения каждой акции — 3 млн руб., то стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций, не может превышать: (300 х х 3) • 0,2 =180 млн руб.

К имуществу в неденежной форме, вносимому в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, предъявляются следующие требования:

  • 1) должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на его внесение в уставный капитал кредитной организации;
  • 2) оно должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в рублях;
  • 3) его денежная оценка утверждается общим собранием учредителей;
  • 4) при оплате дополнительных акций кредитной организации имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал кредитной организации в форме ООО или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников кредитной организации;
  • 5) при оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости этого имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами, должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций кредитной организации являются государство и (или) муниципальное образование, и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг кредитной организации, цены выкупа акций кредитной организации осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, обязательным является уведомление Росимущества (см. ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоунравления б порядке, предусмотренном Законом о банках и другими федеральными законами (ч. 7 ст. 11 Закона о банках, указание ЦБ РФ от 14.08.2002 № 1186-У).

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации:

  • — вклады в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами;
  • — привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, — иное имущество;
  • — средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами[14].
  • 3. Процедурные требования подразумевают особые сроки и правила внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации. В частности, ими являются:
    • — срок оплаты уставного капитала;
    • — внесение суммы уставного капитала на специальный корреспондентский счет, открываемый Банком России;
    • — соблюдение антимонопольных и иных правил, направленных на контроль за концентрацией капитала. Так, если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации) и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более 1% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10% — предварительного согласия Банка России (подробнее см. § 7 настоящей главы);
    • — запрет учредителям банка выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Порядок действий Банка России при выявлении фактов формирования кредитной организацией источников собственных средств (капитала) с использованием инвесторами ненадлежащих активов установлен указанием ЦБ РФ от 06.02.2006 № 1656-У «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) с использованием ненадлежащих активов». Полномочиями по проверке и оценке активов и пассивов кредитных организаций обладают территориальные учреждения Банка России и структурные подразделения его центрального аппарата. Соответствующий субъект, инициировавший процедуру проверки, при выявлении фактов формирования кредитной организацией источников собственных средств (капитала) с использованием ненадлежащих активов готовит предложения по вопросу о предъявлении к кредитной организации требования осуществить корректировку величины собственных средств (капитала). По общему правилу, после обнаружения указанных фактов проводится проверка полученных сведений, а кредитной организации предоставляется возможность опровергнуть либо разъяснить выявленные факты.

Если Комитет банковского надзора Банка России признает факт формирования источников собственных средств (капитала) с использованием ненадлежащих активов, то он на основании ст. 72,74 Закона о Банке России принимает решение о направлении кредитной организации предписания о корректировке собственных средств (капитала), содержащего описание установленных фактов и требование к кредитной организации отражать в отчетности, начиная с ближайшей отчетной даты, размер собственных средств (капитала) с учетом корректировки, определенной Банком России.

Способами покрытия собственных средств (капитала) кредитной организации, сформированных ненадлежащими активами, являются:

  • а) снижение уставного капитала,
  • б) и (или) снижение эмиссионного дохода,
  • в) и (или) замещение инвесторами либо третьими лицами ненадлежащих активов на активы, не имеющие признаков ненадлежащих и имеющие реальную стоимость, соответствующую балансовой стоимости замещаемых активов,
  • г) и (или) создание, но таким активам и (или) принятым кредитной организацией условным обязательствам резервов на возможные потери в порядке, предусмотренном Положением ЦБ РФ 26.03.2004 № 254-П, и (или) Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, утвержденным ЦБ РФ 20.03.2006 № 283-П, в размере, соответствующем балансовой стоимости замещаемых активов и (или) величине принятых кредитной организацией условных обязательств.
  • [1] См.: Рождественская Т. Э. Правовой механизм реализации базельских принципов банковского надзора в Российской Федерации: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2011.
  • [2] На кредитные организации также распространяются общие требования к фирменномунаименованию коммерческих организаций, установленные § 1 гл. 76 ГК. Так, согласно п. 4ст. 1473 ГК в фирменное наименование не могут включаться: полные или сокращенныеофициальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от такихнаименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления, а также общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
  • [3] См.: Положение о Справочнике банковских идентификационных кодов участниковрасчетов, осуществляющих перевод денежных средств в рамках платежной системы БанкаРоссии, и подразделений Банка России, не являющихся участниками расчетов, утвержденное ЦБ РФ 19.05.2016 № 544−11.
  • [4] См.: Правила включения в фирменное наименование юридического лица официальногонаименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этогонаименования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52.
  • [5] О порядке определения норматива достаточности собственных средств (капитала)банка Н1 см. гл. 2 инструкции Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков». О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций см. Положение о методике определения величины собственных средств (капитала)кредитных организаций («Базель III»), утвержденное ЦБ РФ 28.12.2012 № 395-П.
  • [6] См. приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7−6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
  • [7] На русском языке и дополнительно на языках народов Российской Федерации и (или)иностранных языках (в случае наличия таких наименований).
  • [8] Подпункты 1 и 93 п. 1 ст. 333.33 НК.
  • [9] Представляются только если в ходатайстве о государственной регистрации кредитнойорганизации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций указаны операциипо инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовомуобслуживанию физических и юридических лиц.
  • [10] В случае принятия решения о страховании денежной наличности кредитной организации на сумму нс менее минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе и согласования со страховой организацией требований к технической укреплен-ности помещений для совершения операций с ценностями представление перечисленныхдокументов не требуется.
  • [11] См., например, ст. 90 Закона о Банке России.
  • [12] Соответствующие требования к деловой репутации предъявляются также к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица — учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации, и юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации и (или)на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации (владеющего более 10% акций (долей) кредитной организации или осуществляющего контроль в отношении акций (долей) кредитной организации), и к физическим и юридическимлицам, владеющим более 10% акций (долей) кредитной организации или осуществляющимконтроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации.
  • [13] См .'.Долинская В. В. Уставный капитал акционерного общества // Закон. 1997. № 5.
  • [14] Также в соответствии со ст. 124, 125, 214 ГК (федеральные органы государствен нойвласти, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени Российской Федерациинрава собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателя акций (долей)кредитных организаций за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихсяв ведении федеральных органов государственной власти, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой