Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Социализация детей в дошкольном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующая большая проблема сегодняшнего дня в воспитании детей: мы преувеличиваем роль слова в воспитании, часто противопоставляя его упражнениям и практике поведения. Дети часто хорошо знают, что нужно делать. Но не знают, как это делать. Мы часто говорим малышу: «Пожалей сестричку, она упала, ударилась», — и думаем при этом, что сказали самое главное — что нужно делать. А как пожалеть, что… Читать ещё >

Введение. Социализация детей в дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество можно разделить на два мира — Мир Взрослых и Мир Детей. Эти два мира тесно связаны между собой, но они не идентичны.

Прежде чем сделать попытку ответить на вопрос: каков он современный дошкольник? — думаю, следует хотя бы в общих чертах рассмотреть противоречия и близость этих двух миров. Однажды мы спросили детей: «Как вы думаете, зачем ребенку нужны взрослые люди?» Почти все дети ответили примерно так: чтобы взрослые заботились о детях, чтобы сказки детям читать, потому что дети сами не умеют еще читать, чтобы покупали детям игрушки, всякие сладости и т. д. Значительно реже отвечали: чтобы любить ребенка. И уж совсем редко: чтобы ребенок любил маму, папу, бабушку, чтобы он заботился о них, помогал им.

На вопрос, зачем взрослым нужны дети, ответы были практически единообразны: чтобы взрослые не скучали, чтобы им весело жилось. Были и такие ответы, вероятно, от обиженных в день опроса родителями или воспитателями: чтобы было кого ругать и наказывать. Это, конечно, очень печально, хотя, может быть, и ситуативно.

Но тем не менее Мир Взрослых для детей притягателен и интересен. Подражая взрослым, дети учатся жить среди людей. Подражание — это для ребенка главный путь в социум. Поэтому на взрослых лежит ответственность за то, каким окажется этот путь, как он повлияет на становление личности ребенка.

Исследования последних лет экспериментально доказали, что дети приобретают, присваивают те жизненные ценности, которыми обладают близкие им взрослые. А ценности взрослых корректируются социальными и экономическими условиями жизни, историческим периодом, общественным строем. Дети — зеркало взрослых. Наблюдая за ними, мы можем сказать, что происходит в жизни взрослого населения той или другой страны. Поэтому, когда сегодня мы говорим о том, что дети наши очень изменились, а они, действительно, очень изменились, нужно посмотреть на Мир Взрослых и в нем поискать причину перемен.

Так, наблюдения за дошкольниками сегодня дают основание сказать, что дети направлены на себя больше, чем на других людей, они более, чем раньше, сдержаны в проявлении доброты, сопереживания, сочувствия, сорадости. Почему? Да потому, что сегодняшние дошкольники — это дети тех детей, которые росли и формировались в трудные 90-е годы, когда отвергались все общечеловеческие ценности, когда индивидуализм противопоставлялся коллективизму, когда моральные ценности обесценивались. Вот и выросло поколение, которому трудно воспитывать цельную личность, так как у них самих ценности неустойчивы. Почему, к примеру, дети не умеют сорадоваться, т. е. радоваться радости других? Да потому что они не видят проявления таких чувств у близких им референтных взрослых. Взрослые завидуют друг другу, и дети-дошкольники завидуют девочке, у которой красивое платье, мальчику, у которого дорогая игрушка. Постепенно дети закрываются от мира, не могут дружить искренне, просто так, потому что другой ребенок интересен не своими дорогими игрушками, а тем, что он больше знает, многое умеет, что он добрый, веселый и т. д. Да и слова эти — сочувствовать, сопереживать — часто не понимают. Мы спросили у детей значение этих слов и в ответ услышали: «сочувствовать? Это когда мама на кухне пирог печет, а я чувствую запах», «сопереживать — это когда человек один раз живет, а потом может еще раз пережить что-то».

Сегодняшние дети страдают от недостатка любви и тепла, которое могут дать им близкие взрослые. А взрослым некогда — они заняты зарабатыванием денег, своими заботами, среди которых ребенку остается не так уж и много времени. Отсюда сегодняшние дети более агрессивны или более застенчивы, чем в прежние годы. И то и другое плохо, вызывает тревогу у взрослых. Конечно, причиной таких проявлений ребенка может быть и состояние здоровья детей, которое сегодня тоже тревожит, но часто агрессия служит для ребенка методом воздействия на взрослых, которые не обращают на него внимания, а излишняя застенчивость скрывает страх ребенка перед взрослыми…

Следующая проблема. Мы, взрослые, решили, что ребенку-дошкольнику рано заниматься трудом. «Еще наработается, когда станет взрослым», — рассуждают некоторые родители. И что мы получаем в результате? Мы воспитываем иждивенчество, неуверенность в себе, безвольность. Что теряет ребенок, которого с малых лет не приучают к труду? Он становится несамостоятельным, не умеет быть ответственным за свои поступки, не умеет организовывать свою жизнь. Он старается компенсировать недостаток этих важных качеств претензиями к другим людям: зачем благодарить воспитателя за обед — он же получает за это деньги; зачем убирать за собой постель, для этого есть помощник воспитателя. За этими поступками и рассуждениями детей мы слышим слова взрослых, которым не мешало бы знать высказывание нашего великого русского педагога К. Д. Ушинского: «Самое большое богатство, которое может оставить в наследство своему сыну отец, — научить его трудиться».

Следующая большая проблема сегодняшнего дня в воспитании детей: мы преувеличиваем роль слова в воспитании, часто противопоставляя его упражнениям и практике поведения. Дети часто хорошо знают, что нужно делать. Но не знают, как это делать. Мы часто говорим малышу: «Пожалей сестричку, она упала, ударилась», — и думаем при этом, что сказали самое главное — что нужно делать. А как пожалеть, что значит пожалеть? Опыт ребенка еще очень мал, и в нем, может, и нет умения пожалеть. Так, наши дети довольно легко научились рассуждать о том, что такое хорошо, а что такое плохо; но появились ножницы с тем, как вести себя хорошо «и не делать плохо».

Конечно, владение словом, понимание речи — задача очень важная. И в нашей многонациональной стране мы испытываем в этом большую потребность. А сегодня, когда процесс миграции усилился, дети других национальностей, которые приехали, к примеру, в Москву, не владеют русским языком и, придя в детский сад, испытывают трудности в общении со сверстниками. Да, дети, конечно, быстрее, чем взрослые, овладевают другим языком, но и у них бывают сложности, которые они с трудом преодолевают: дети вообще замолкают, еще более замыкаются в себе. Вообще, проблема билингвизма сегодня получила широкое распространение во всем мире, не только в нашей стране.

Еще одна важная проблема — гендерное воспитание. Как воспитывать мальчиков и девочек. В нашей феминизированной системе воспитания дошкольников мальчики испытывают потребность в общении с мужчиной, они тянутся к мужскому обществу затем, чтобы научиться делать мужские дела, чтобы был пример настоящего мужчины, на которого хочется быть похожим. В исследованиях последних лет мы встречаем довольно тонкие методы воспитания мальчиков и девочек уже в дошкольном возрасте. Но в жизни с этим проблем много. Мало почему-то вырастает мужественных мужчин и женственных женщин.

Что мы теряем в личности ребенка, отказываясь от гендерного воспитания или не придавая ему должного внимания? Теряем самобытность каждого ребенка, чувство собственного достоинства, уважения к себе, приучаем к безответственности и жизни за счет другого.

Мы все говорим о недостатках в современных детях. А чем же они всё же хороши, чем они выгодно отличаются от своих предшественников?

Мы часто ругаем современных детей за их пристрастие к компьютерам, планшетам, мобильным телефонам и т. д. Но ведь каждый взрослый с удивлением, да и с восторгом, наблюдает, с какой легкостью дети овладевают замысловатой техникой. Как свободно ребенок в 3 года обучает бабушку, как пользоваться телефоном, а более старшие дошкольники удивляются: а как это раньше не было телефона, а как же вы жили? И это — результат развития, прогресса человечества, к которому современные дети прикоснулись и освоили этот новый мир.

Наши дети сегодня легко уже в дошкольном возрасте изучают иностранный язык и легко, без всяких комплексов говорят с иностранцами. И это хорошо.

Современные дети, если их окружают понимающие и любящие их взрослые, любят экспериментировать, проводить опыты, делать умозаключения. Они знают, где найти информацию, они любят познавательную литературу, у них хорошее чувство юмора. Словом, они дети. Милые, непосредственные, открытые, веселые. Только бы Мир Взрослых не поглотил их своими проблемами!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой