Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эмпирическое исследование мотивов учения первоклассников из классов учителей с разными стилями педагогического общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагоги с преобладанием авторитарного стиля имеют значительный уровень профессиональных умений, которые касаются технической стороны проведения урока, достаточное количество времени тратят на поддержание строгой дисциплины, не нацелены на получение обратной связи от детей и не создают атмосферу творчества на занятиях. В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип… Читать ещё >

Эмпирическое исследование мотивов учения первоклассников из классов учителей с разными стилями педагогического общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методы исследования

В теоретической части нашего исследования было отмечено, что существует связь стиля педагогического общения учителя и мотивов учения первоклассников.

Это позволяет предполагать, что в классах учителей с разными стилями педагогического общения ведущие мотивы учения у первоклассников могут быть разными.

Цель нашего исследования: провести сравнительный анализ мотивов учения первоклассников из классов учителей с разными стилями педагогического общения.

Объект исследования: мотивы учения первоклассников.

Предмет исследования: различия ведущих мотивов учения первоклассников из классов учителей с разными стилями педагогического общения.

Гипотеза исследования: в классах учителей с авторитарным стилем общения преобладают мотивы высокой отметки, а в классах учителей с демократическим стилем — познавательные мотивы.

В соответствии с целью и гипотезой, были поставлены следующие задачи:

сформировать выборку испытуемых, выявить преобладающие мотивы учения первоклассников, каждого из классов, провести сравнительный анализ мотивов учения первоклассников из классов учителей с разными стилями педагогического общения.

Диагностическое исследование проводилось в период: январь — февраль 2016 г.

Базой исследования послужило: МБОУ СОШ № 22 г. Череповца.

Приняло участие 60 человек (учащиеся 1-х классов), а также 6 учителей начальных классов. Все учащиеся обучаются по одной образовательной программе и имеют примерно одинаковый возраст (7−8 лет).

Решение первой задачи предполагало выявление стилей педагогического общения у учителей, обучающих 1-е классы, и отбора из параллели трех классов учителей с разными стилями педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный). Была использована методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б. Майский и Е.Г. Ковалева). По результатам диагностики с помощью данной методики можно выделить три разных стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный.

Педагоги с преобладанием демократичного стиля общения в ходе образовательного процесса организовывают атмосферу, способствующую развитию творчества, активизируют мотивацию к изучению темы занятия. При этом используют приемы общения, сокращающие дистанцию, в результате чего происходит установление более близких эмоциональных контактов, что способствует усвоению учащимися учебного материала. Контроль и оценивание ориентированы на содержание и процесс учебной деятельности.

Педагоги с преобладанием авторитарного стиля имеют значительный уровень профессиональных умений, которые касаются технической стороны проведения урока, достаточное количество времени тратят на поддержание строгой дисциплины, не нацелены на получение обратной связи от детей и не создают атмосферу творчества на занятиях.

Либеральный стиль руководства также не способствует созданию благоприятных условий для учащихся, что проявляется в непоследовательности воспитательных воздействий и проявлении попустительства. Учитель в этой ситуации занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь учебного коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. Такая форма общения не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности учащихся. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».

Для участия в исследовательской работе была выбрана параллель первых классов. А так же шесть учителей, работающих в первых классах общеобразовательной школы № 22 г. Череповца.

С целью уточнения степени выраженности стиля педагогического общения и выбора из нескольких учителей одного с наиболее выраженными характеристиками стиля проводилось наблюдение за проявлением признаков стиля у того или иного учителя. Результаты наблюдения заносились в специально составленный лист наблюдения (Приложение 6), который содержал признаки стиля и графу «отметка о проявлении». Работа с листом наблюдения предполагала оценку выраженности проявлений (0 — не проявляется, 1 — редко проявляется, 2 — постоянно проявляется). Суммарный балл оценки проявлений рассматривался как показатель выраженности стиля у конкретного учителя.

Анализ полученных результатов позволил сформировать выборку первоклассников трех классов учителей с разными стилями педагогического общения:

  • 20 учащихся из класса учителя с авторитарным стилем педагогического общения (далее по тексту класс «1АС»);
  • 20 учащихся из класса учителя с демократическим стилем педагогического общения (далее по тексту «1ДС»);
  • 20 учащихся из класса учителя с либеральным стилем педагогического общения (далее по тексту «1ЛС»).

Решение второй задачи предполагало выявление преобладающих мотивов учения первоклассников каждого из классов.

Для проведения диагностики с учащимися первых классов была применена методика М. Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения». Ее цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. Задания предъявляются в устной форме.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Задание предъявляется индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

По результатам данной методики выделяются 5 уровней учебной мотивации обучающихся: I — очень высокий уровень, II — высокий уровень, III — нормальный уровень, IV — сниженный уровень мотивации, V — низкий уровень учебной мотивации.

Так же данная методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в учебной деятельности школьников:

познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности;

социальный мотив, основанный на понимании общественной необходимости учения;

позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

внешний по отношению к самой учебе, например, подчинение требованиям взрослых и т. п.;

игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу;

мотив получения высокой отметки — непосредственно сама отметка.

Для решения третьей задачи — сравнительного анализа мотивов учения первоклассников из классов учителей с разными стилями педагогического общения — применялся качественный анализ, для статистической проверки гипотезы применялся — непараметрический критерий Х2 Пирсона для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений одного и того же признака, с целью выявления различий в распределении признака.

Описав особенности организации исследования, методы и методики применявшиеся в нем, мы переходим к анализу полученных результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой