Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тренинговый компонент как основа формирования педагогической техники будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникает определенное противоречие между необходимостью отслеживания, углубления, корректировки процесса формирования профессиональных качеств будущих учителей и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса. Из этого вытекает первая проблема нашего исследования, обозначенная нами как проблема использования технологий воспитания профессиональных качеств будущих учителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
    • 1. 1. Теоретические основы педагогической техники: сущность, структура, опыт формирования
    • 1. 2. Теоретические подходы использования тренингового компонента в подготовке учителя
    • 1. 3. Технология реализации тренингов
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ТРЕНИНГОВОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Технология формирования основ педагогической техники будущего учителя с включением тренингового комонента
    • 2. 2. Основные итоги и перспективы использования тренингового компонента в процессе формирования педагогической техники будущего преподавателя

Тренинговый компонент как основа формирования педагогической техники будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В подготовке учителей сегодня необычайно широк диапазон средств, форм и методов. Можно выделить три основных блока в профессиональной подготовке: гностический (знания и способы их получения) — эмоционально-мотивационный (воспитание потребности в воспитании профессиональных качеств) — и операционно-деятельностный (отработка механизма формирования профессиональных умений, навыков).

Важность и равноценность этих блоков трудно подвергнуть сомнению. Однако в практической деятельности формирование профессиональных умений и навыков осуществляется во многом спонтанно, стихийно, без серьезной теоретической базы даже при имеющихся уже методиках преподавания учебных дисциплин, организации воспитательной работы со студентами вузов.

В связи с этим процесс формирования и воспитания, необходимых профессионально-педагогических качеств остается во многом трудным для эффективного контроля, своевременной коррекции как со стороны тех, кто обучает, так и со стороны обучающихся.

Возникает определенное противоречие между необходимостью отслеживания, углубления, корректировки процесса формирования профессиональных качеств будущих учителей и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса. Из этого вытекает первая проблема нашего исследования, обозначенная нами как проблема использования технологий воспитания профессиональных качеств будущих учителей, обеспечивающих возможность постоянного отслеживания данного процесса, корректировки и определения эффективности полученных результатов.

С этих позиций особую роль мы отводим комплексу тренинговых занятий или тренингу, то есть системе упражнений направленная на формирование определенных умений и навыков в специально созданных условиях.

Тренинг как система специальных упражнений ориентирован на объединение усилий обучаемых, на установление связей между усвоением и умелым применением знаний, на создание эффективного взаимодействия, взаимоконтроля и взаимного обогащения знаниями, умениями формирования профессионально значимых качеств и их коррекции (А.А Вербицкий, Л. А. Петровская, В. П. Симонов, В. А. Сластенин и др.).

Заметное место в исследованиях по формированию профессиональных качеств у студентов занимают работы С. В Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, Н. Самоукиной и др., которые, исследуя вопрос подготовки будущих учителей, ставили вопрос о том, какие профессиональные качества следует воспитывать у студентов в процессе этой подготовки, рассматривали пути формирования педагогической техники.

В работах Н. Н. Богомоловой, И. А. Зязюна, В.А.Как-Калика, Ю. Н. Кулюткина Н.Д.Никандрова и др. дан анализ путей воспитания профессиональных качеств будущих учителей в процессе их подготовки в педвузе.

Теоретические и методические основы тренингового обучения представлены в исследованиях Н. Н. Богомоловой, Ю. Н. Емельяновой, Г. А. Ковалева, Л. А. Петровской, Т. С. Яценко и др. Содержанию, принципам организации и проведения различных тренингов посвящены работы Ю. Н. Емельянова, Г. А. Ковалева, Л. А. Петровской, Ю. В. Пахомова, Н. В. Цзена и др.

В психолого-педагогической литературе приводятся разработки тренин-говых занятий для студентов педвуза и учителей. Социально-психологический тренинг, разработанный А. С. Прутченковым, направлен на овладение основами межличностного общения. Педагогический тренинг, разработанный М. М. Муканбаевой, ориентирован на поддержание и развитие культуры речи учителя.

В работах В.А.Кан-Калика, В. В. Кузнецова, А. А. Леонтьева и др. профессионально-педагогической тренинг рассматривается как система специфических упражнений, выполнение которых позволяет сформировать коммуникативные умения, способности учителя.

Некоторые пути овладения искусством общения и самовоспитания посредством педагогического тренинга анализируются С. Б. Елкановым, Б. П. Зязиным, Л. И. Рувинским и др.

Проблемой воспитания профессиональных качеств учителей и проблемой тренинга занимались и зарубежные исследователи. Так, в работах А. Комбса, С. Конга, А. Маслоу, К. Роджерса и др. рассматриваются профессиональные качества, формирование которых должно включаться в подготовку будущих учителей. В работах Бламберга, К. Бенна, Купера, К. Левина, К. Роджерса и др. рассматриваются теоретические и методологические основы тренинга, его сущность, функции, разнообразие форм.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме профессиональных качеств и по проблемам тренинга, вопросам формирования основ педагогической техники, изучению, что лежит в основе формирования педагогической техники будущих учителей уделяется мало внимания. Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассмотреть структурно-функциональные характеристики педагогической техники, стадии процесса ее формирования, возможности развития основ педагогической техники путем использования тренинга с включением в него тренингового компонента. Это и определило тему нашего исследования «Тренинговый компонент как основа педагогической техники будущего учителя».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: профессиональная подготовка студентов педвуза.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: роль тренингового компонента в формировании основ педагогической техники будущего учителя.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования тренингового компонента в формировании основ педагогической техники и будущих учителей.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: уровень сформированности основ педагогической техники студента педвуза можно существенно повысить, если: будет создана тренинговая программа обучения, включающая тренинго-вый компонент в системе обучения в педвузев программу обучения будет введен спецкурс «Основы педагогической техники» содержащий тренинговый компонентбудет создана специальная система отслеживания эффективности обучения на основе разработанных критериеву студентов будет сформировано представление о необходимости развития умений входящих в состав педагогической техники как основы их педагогического мастерства.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Изучить состояние проблемы в теории и педагогической практике.

2.Проанализировать опыт использования тренинга в профессиональной подготовке учителя.

3.Определить структурно-функциональные характеристики основ педагогической техники и стадии процесса ее формирования.

4.Разработать комплекс занятий для развития основ педагогической техники и включить в его структуру тренинговый компонент.

5.Экспериментально подтвердить эффективность применения тренинго-вого компонента в формировании основ педагогической техники.

В ходе исследования использовался комплекс следующих методов и методик: теоретический анализ литературы по проблемепрямые и косвенные психолого-педагогические наблюденияанкетирование, тестированиеизучение результатов деятельности студентовигровой проективный методматематическая обработка результатов исследованияведущим являлся метод эксперимента.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явился Тобольский государственный педагогический институт, экспериментальная работа проводилась в рамках филологического факультета.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационного исследования составили: педагогическая концепция личностно-деятельностного подхода к проблеме подготовки педагогов, социально-психологические и психолого-педагогические концепции о формировании личности учителя, о педагогическом общении.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1993;1995г.г.) — изучались и анализировались психолого-педагогические, отечественные и зарубежные источники, диссертационные работы по теме исследования, а также опыт применения тренинговых занятий в педагогических вузахопределялись методологические и теоретические основы исследования, противоречия, проблемы, цель, объект, предмет исследования.

На втором этапе (1995;1997г.г.) — проведение эксперимента для проверки гипотезы. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях базы исследования.

На третьем этапе (1997;1998г.г.) — проводился анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работы. Оформление материалов диссертационного исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в следующем:

1. Выделен тренинговый компонент как важная составляющая учебного процесса.

2. Определена структура тренингового компонента.

3. Разработан комплекс тренинговых занятий для формирования основ педагогической техники с использованием тренингового компонента.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для эффективной подготовки педагогов к их будущей практической деятельности и формирования основ педагогической техники. Результаты исследования можно внедрять в практику высшего педагогического образования. Кроме того, предлагаемый тренинг может быть использован при повышении квалификации школьных учителей. Тренинговый компонент может быть использован в традиционных формах обучения.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечили разнообразие методов исследования, опора на методологическую основу, использование методов теоретического и экспериментального исследования, анализ полученных результатов.

АПРОБАЦИЯ результатов исследования и их внедрение осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования докладывались на межвузовской научно-практической конференции «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса в школе и в вузе» (Тобольск, 1995), Проблемы педагогической инноватики (Тобольск, 1998), на заседаниях кафедры педагогики и научно-практических семинарах этого же вуза (1993;1998). НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1. Новый элемент тренинга — тренинговый компонент как часть процесса обучения, который позволяет ускорить адаптацию участника тренинга и выйти на нужный уровень предлагаемых упражнений.

2. Обоснование эффективности тренинга с использованием тренингового компонента как средства формирования основ педагогической техники.

3. Теоретическое и практическое обоснование структуры тренингового компонента.

4. Теоретическое и экспериментальное обоснование типов ведущих тренин-говых занятий.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам.

Опыт педагогического мастерства формировался долгие годы.

Проблема развития педагогической техники берет начало с воспитания профессиональных качеств будущего учителя.

Под педагогической техникой мы понимаем систему автоматизированных действий учителя, вербальных и невербальных средств общения, специальных умений, позволяющих решать педагогические задачи более плодотворно.

В системе подготовки будущих учителей формирование основ педагогической техники является системообразующим фактором и превалирует в подготовке студента к решению педагогических задач.

Основными компонентами педагогической техники мы считаем коммуникативность, которая включает эмпатию, наблюдательность, стиль общения, невербальные умения, культуру внешнего вида. Культуру речи, включающую технику дыхания, дикцию, темп речи. Саморегуляцию — самооценку, самоконтроль.

Критериями сформированности основ педагогической техники как профессиональных качеств будущего учителя являются: умение соблюдать необходимый темп речи, владение техникой дыхания, четкая дикция, умение наблюдать, владение техникой невербального взаимодействия, использование демократического стиля общения, адекватная самооценка, умение выглядеть элегантно, владение техникой самоконтроля и саморегуляции.

Исследователи, анализируя роль тренинга в формировании умений и навыков, дают ему высокую оценку.

Практики отмечают трудность проведения тренинговых занятий и отсутствие приемов, помогающих преодолеть проблемы совместной работы преподавателя и студента.

Формирование педагогической техники с помощью тренингового компонента было предопределено предшествующим историческим развитием педагогической теории и практики.

Тренинговый компонент мы определяем, как часть профессиональной подготовки будущего учителя, которая позволяет ускорить его адаптацию к реальному образовательному процессу еще в стенах института.

Под тренинговым компонентом мы будем понимать совокупность приемов и действий педагога, которые обуславливают повышение эффективности занятий с целью формирования педагогического мастерства будущего учителя.

В структуру тренингового компонента можно включить: разминку, установку на успех, отвлечение, разделение по микрогруппам различной численности, выбор задания по желанию, стиль ведущего.

Достоинство использования тренингового компонента в формировании основ педагогической техники заключается в том, что именно он способствует созданию ситуации успеха для каждого студента, более тонкого личностного подхода и формированию у них адекватной самооценки.

Занятия с использованием тренингового компонента обладают высоким уровнем диагностической значимости, т.к. возможно оперативно определить сформированность педагогических умений на основе нормативной картины.

Однако тренинговые занятия не могут заменить другие виды занятий или остаться единственной формой воспитания основ педагогической техники. Тренинговые занятия должны сочетаться с такими формами как изучение соответствующего теоретического материала, посещения уроков опытных педагогов, изучение передового опыта учителей, педагогическая практика.

В результате эксперимента нами найдена и предложена логическая цепочка формирования профессионализма будущего учителя: тренингпедагогическая техника — педагогическое мастерство — профессионализм.

Тренинговый компонент, предложенный нами, может быть использован не только на занятиях по педмастерству, но и в традиционных формах обучения. Мы надеемся, что использование тренингового компонента в традиционных формах обучения и воспитания студентов сделает процесс формирования будущего специалиста более эффективным.

Изложенные в настоящем исследовании выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение всей проблемы применения тренингового компонента для формирования основ педагогической техники. Целесообразно дальнейшее исследование педагогического потенциала тренингового компонента в подготовке будущих учителей. Накопленный практический и теоретический материал требуют дальнейшего изучения и развития. Однако имеются достаточные основания полагать, что применение тренингового компонента существенно улучшит процесс формирования основ педагогической техники.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1984. — 126с.
  2. JI.M. Проблема изучения и диагностики педмастерства учителя.// Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, 1993, ч.З. -119 с.
  3. А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника. Автореф. дис. к. п. н. Ижевск, 1996.- 18 с.
  4. Т.А., Аверин Н. А. Педагогическая практика: опыт и перспективы //Советская педагогика. 1991. № 10. С. 93.
  5. М. Дреер Преподавание в средней школе США. Проблемы начинающих учителей. М., 1983. 288 с.
  6. Ю.П. Мастерство воспитания. М.-1971. 126 с.
  7. Ю.П. Чувство, техника, мастерство. М.: Знание, 1982. 32 с.
  8. А. М., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1983. № 2.-С. 143.
  9. Активные методы обучения педагогическому общению его оптимизации: Сб. Науч. Трудов. М., 1983. 84с.
  10. Активные формы и методы обучения: Сб. науч. Трудов /Отв. Ред. В. Е. Гущев. Горький, 1981.- 131с.11 .Активные формы обучения основа интенсификации учебного процесса в вузах: Сб. Статей. Л., 1980. — 121с.
  11. И.А. Блочно-лабораторная система и проблемы. // Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, 1993, ч.З. 119 с.
  12. В. И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития, делового общения, полемического и ораторского мастерства. Изд-во Казанск. ун-та, 1993. 251 с.
  13. Н.П. Воспитание игрой: КН. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
  14. Н.П., Винникова Г. В., Смирнова С. А. Режиссура педагогического взаимодействия: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГСТИ, 1991.- 92с.
  15. А.И. Педагогическое мастерство высшей школы. Киев, КПН, 1982. 42с.
  16. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя.- Усть-Каменогорск, 1991. 338 с.
  17. М.Я. Общие основы педологии. М., 1931. 152 с.
  18. В.П. Обучающие игры как активный метод подготовки студентов к воспитательной работе // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. Под ред. Бодалева А. А., Ковалева А. Г. М.: АПН СССР, 1983.- С. 35 — 40.
  19. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. 176с.
  20. Л.И. Подготовка студентов к разрешению конфликтных ситуаций в школе // дифференцированная подготовка к воспитательной работе с учащимися: Сб. Науч. Трудов. Киров, 1989. С. 81−88.
  21. Е.П. Каким быть педвузу? //Советская педагогика. 1988. № 9. С. 84.
  22. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М., 1994.- 144с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. 204с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер с англ. М., 1986. -420с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  26. Л.Ф. К творческой педагогике. // Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, ч. 3. 119 с.
  27. Н. Н. Петровская Л.А. К вопросу о методах активной подготовки к педагогическому общению Советская педагогика, 1982, № 7.
  28. Н. Н. Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность. Прага, 1981. -С. 167- 179.
  29. Н.Н. Ситуативно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М., 1977. — С. 184 — 202.
  30. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
  31. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград, 1985. 264с.
  32. Большая Советская Энциклопедия. М., 1979. Т. 25. С. 537.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 325 с.
  34. О.С. Актерско-режиссерская подготовка как необходимый аспект в профессиональном становлении педагога. Сб. Науч. Трудов. Проблемы педагогической инноватики. Тобольск. 1998. С. 74.
  35. В.Г. Совершенствование педагогического мастерства учителя. // Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, 1993, ч. 1. 43 с.
  36. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение., 1988. 239 с.
  37. Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993. 172 с.
  38. Н.ф. Структура профессиограмм педагогического мастерства. //Формирование основ педагогического мастерства. Под ред. В. М. Мындыкау. Кишинев, 1989. 206 с. (кн. 1)
  39. Вопросы формирования личности учителя: Сб. Науч. Трудов. Рязань, 1978.-163с.
  40. Т.А. Методологические предпосылки и опыт разработки методики отбора к профессии учителя. Автореф. Дисс. к. п. н. JI., 1971. 18 с.
  41. Е.В. Формирование основ педагогической техники будущего учителя в структуре его педагогического мастерства. Автореф. Дисс. к. п. н. М., 1994. 18с.
  42. Г. Ш., Пейсахов Н. М. К методике самоуправления психическим состоянием // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 101.
  43. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147.
  44. Т.П., Снегирева Т. В., К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сэнфорд //Новые иссл-я в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. № 2. С. 4−8.
  45. П.В. Педагогическая техника в профессиональной подготовке учителя. Автореф. Дисс. к. п. н. Казань, 1987. 13 с.
  46. Р.Х., Муканбаева М. М. О проблемах повышения педагогического мастерства в условиях эксперимента. // Проблемы повышения мастерства педагогических кадров в условиях непрерывного образования. Казань, 1993, ч. 3. 119 с.
  47. С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -М. Л., 1967. — 295 с.
  48. О. М. Система К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя. Луганск, 1991, дисс. к. п. н. -197 с.
  49. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. 269 с. 51 .Григорьева М. Н., Парктал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 100.
  50. А.Л. Проблемы ролевой психотерапии /Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979, — С. 175−204.
  51. Гузеев.В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. М., 1993. 13 с.
  52. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. Дисс. .докт. психол. Наук. М., 1985. 22с.
  53. И.С. Теоретические основы обучению будущего учителя педагогической технологии. Киев, 1989, дисс. к. п. н. 287с.
  54. А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. М., 1987. 214 с.
  55. Т.А., Литвинов В. Г., Мулин К. Ю. Тренинг общения. Омск, 1992. 134с.
  56. М. В., Черепанов В. И. Практические занятия по курсу педагогическая технология. Волгог-й ГПИ им. А. С. Серафимовича. 1992, 64 с.
  57. С.В. основы профессионального воспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  58. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1985,. 162с.
  59. Ю.Н. Учебно-тренировочная группа в практике профессиональной подготовки студентов-психологов // Вестник ЛГУ. Вып. 1. 1982. № 5.-С. 118.
  60. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983. 103с.
  61. А.Р. Профессионально-педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальных школ к педагогическому общению. М., 1995. 164с.
  62. В. М. Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. 217 с.
  63. Р.И. Игра в ее педагогическом значении. Автореф. Дисс. д. п. н. М., 1968. 61 с.
  64. Р.И. Игра в ее педагогическом значении. М.: Педагогика, 1975.- 111 с.
  65. В. И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995. -184 с.
  66. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.- Педагогика 1990.- 165 с.
  67. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.- 368с.
  68. Изучать опыт передовых учителей. // Народное образование, 1948, № 2.
  69. Ильин Е. Н Искусство общения. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1990.- 560 с.
  70. Исследование по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. 520 с.
  71. А.Б. Рождение специалиста: Профессиональное становление студента. Минск: БГУ, 1983. 111 с.
  72. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. 108 с.
  73. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 189 с.
  74. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. 138 с.
  75. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования Вопросы психологии. 1985.№ 4.-С. 9.
  76. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Ваша творческая концепция //Народное образование. 1990.№ 2, — С. 76.
  77. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -216с.
  78. В.А. Проблемы педагогической техники учителей в современной буржуазной педагогике США. Автореф. Дисс. к. п. н. М., 1976. -25 с.
  79. Квалификационная характеристика. Вильнюс, 1983. 114 с.
  80. М.О. Поэзия педагогики. М., 1976. 526 с.
  81. Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. Дисс. .к. п. н. М., 1980.-18с.
  82. Г. А. Основные направления использования методов активного обучения в странах Запада // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1.- С. 127.
  83. Г. А. Проблемы развития социально-перцептивных способностей и вопросы организации социально-психологического тренинга // Вопросы формирования всесторонне развитой личности. Кишинев, 1980.- с. 35−45.
  84. М.А., Петровская JI.A. Проблемы группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1982. № 2.- С. 140.
  85. Г. М. слагаемые педагогического мастерства и их формирование у будущего учителя // Начальная школа. 1993. № 8. С. 63.
  86. Н. Как относится к себе и людям. Практическая психология на каждый день. М., 1993. 318 с.
  87. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. № 5−6. С. 71.
  88. Я.Л. Социально-психологическая готовность личности к труду как психолого-педагогическая проблема. В сб.: Проблемы формиг? рования социально-психологической готовности к труду. Минск, 1981, -С. 3−4.
  89. Коммуникативный тренинг для школьников: методические рекомендации для студентов педвуза. Новосибирск, 1991. 20 с. уу 4 98. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 225 с.
  90. С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. С. 158 — 174.
  91. Н.М., Гинзбург Я. С. Социально-психологические проблемы деловых игр //Педагогика и психология игры. Новосибирск. 1985.- С. 5063.
  92. С.В. Особенности формирования организаторских умений. Новосибирск 1993. 26с.
  93. Е. А. Шаг навстречу. М., 1998. 141 с.
  94. С. В. Тренинг. Учитель и проблемы дисциплины. М., 1997. -288 с.
  95. С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростком. М., 1997. 192 с.
  96. Н.К. Об учителе. М.: АПН РСФСР, 1960. 360 с.
  97. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 20.
  98. Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социальн-психологического тренинга: Автореф. Дисс. .канд. пед. наук. М., 1989.
  99. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL, 1970.- 114 с.
  100. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. -С. 20 -26.fV 110. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.- 98с.
  101. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Изд-во Гомел. Ун-та, 1976. 56с.
  102. Культура общения учителя /Под ред. И. Зязюна //Народное образование. 1990. № 6. С. 38.
  103. Т.Н. Педагогическая подготовка учителя: историографический анализ //Советская педагогика. 1991. № 11. С. 81.
  104. Н.В. Как овладеть педагогическим мастерством, методические рекомендации. Гомель, 1986. 22 с.
  105. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М: Просвещение, 1990. 159 с.
  106. В.Г. О сущности профессионального мастерства педагога. // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в свете направлений реформы общеобразовательной школы. Полтава, 1985.- 316 с.
  107. М.М. Некоторые психологические аспекты использования имитационных игр //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1980. № 3. С. 72.
  108. К. Искусство быть другим. М., 1981. 208с.
  109. К.М. Личность педагога. Саратов, 1991. 168 с.
  110. Н.Д., Прозоров Г. С., Соколов М. П., Чугуев Т. К. Вопросы изучения учителя. М., 1935. 310с.123 .Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. 48 с.
  111. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 219с.
  112. А.А. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. 247 с.
  113. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304с.
  114. А.Л. Подготовка и проведение деловых игр: Метод, указания. Л.: Лениздат, 1977. 56 с.
  115. И. В. Секреты умелого руководителя М.:Экономика, 1991. -320с.
  116. Л. С. Школа этикета. Екатеринбург Сред. Уральск, изд-во, 1995. — 448 с.
  117. Г. М. Путь к педагогическому мастерству. Л., 1986. 16 с.
  118. .Ф. Общение и социализация регуляции поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 64−93.
  119. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с.
  120. А.С. Избр. Соч., т.5. М., С. 417.
  121. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Пед. Соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1984. 268с.
  122. А.С. О моем опыте. // пед. Соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1984. 272с.
  123. Т. Источники предварительной подготовки в связи с проблемой учителя. В кн.: Подготовка дошкольных работников. Орел. — С. 33.
  124. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82.
  125. Е. Я ты — мы. М., 1986. — 256с.
  126. Моделирование педагогических ситуаций Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120с.
  127. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990. 189с.141Мудрик А. В. Общение как педагогическая проблема. М., 1974. 95 с.
  128. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. Кишинев, 1991.- 197с.
  129. Р.Г. Роли в сюжете игры и их значение для развития ребенка // Новые исследования в пед. науках. М.: Просвещение, 1996. С. 72 — 78.
  130. Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. М., 1968. 207с.
  131. Э.Ш. Студенты решают педагогические задачи //Народное образование. 1985. № 12. С. 29.
  132. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //Советская педагогика. 1982. № 4. С. 90.
  133. А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки учителя //Новые исследования в педагогических науках. № 1. М., 1990. С. 35.
  134. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. 302с.
  135. Л. Г. Спор, дискуссия полемика. М., 1991. 125 с.
  136. М. Заметки по вопросам изучения педагогов. // Пед. квалификация, 1930, № 3.
  137. Е. Как научить учителя //Народное образование. 1991. № 8. С. 22.
  138. Т., Пауэлл Дж. Психотренинг Хосе Сильвы. Серия. Сам себе психолог., С Петербург. 1996. 189 с.160Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знания, 1971. 78 с.
  139. JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог//Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 85.
  140. В.П. Развитие речевой деятельности средствами игры // Игра ^ в педагогическом процессе. Новосибирск., 1989. С. 88 — 98.
  141. П.Н., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996. 268с.
  142. Пиз Аллан Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Ай Кью., 1992. 262 с.
  143. С.П. Профессионализм специалиста в сфере образования: система и процесс развития. // Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, ч. 1, 1993. 43 с.
  144. В.И. Педагогическая культура и мастерство советского учителя. Минск, 1974. 22 с.
  145. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя //Советская педагогика. 1985. № 12. С. 42.
  146. В.Ю. Студенты и учителя о технологии педагогического воздействия //Педагогика. 1992. № 11−12. С. 54.
  147. А.В. А.С. Макаренко о педагогическом мастерстве воспитателя //Начальная школа. 1988. № 2. С. 89−93.ft ¦ 174. Повышение мастерства учителя как условие совершенствования педагогического процесса. Алма-Ата, 1987. 140 с.
  148. Повышение эффективности профессиональной подготовки учителя в условиях педагогической практики: Сб. Науч. Трудов. Ростов-на-Дону, 1987. С. 156.
  149. Н.Ю. Коммуникативная техника педагога. // Проблемы по-уу, вышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, ч. 3, 1993. 119 с.
  150. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев, 1988,. 187 с.
  151. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М., 1983. -144с.
  152. Проблемы подготовки к общению / Под ред. Бодалева А. А., АПН СССР М.: Педагогика, 1981. 224 с.
  153. Проблемы подготовки к общению /Под ред. Лийметс Х. Й. Таллин, 1978.-187с.
  154. Проблемы формирования профессионального мастерства. Алма-Ата, 1984. 85 с.182Лрофессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: СБ. науч. Трудов. М., 1982. 180с.
  155. А. С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. М., 1993. 47 с.
  156. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991. 45с.
  157. В.А. Психолого-педагогические факторы формирования личности учителя в педагогическом вузе //Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 95.
  158. Л.А. развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута //Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 94.
  159. Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности //Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 86.
  160. Роджерс К Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-С. 235−238.
  161. Л.И. Перспективы профессионально-деятельностной подготовки учителей //Педагогика. 1993. № 2. С. 45.
  162. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. С англ./Общ. Ред. Л. А. Петровской. М., 1990. -360с.
  163. Н. Групповая психотерапия. М., 1993. 368с.
  164. Н.В. Методика преподавания педагогики. М., 1987. 206с.
  165. А.З. Совершенствование педагогического мастерства в системе повышения квалификации. //Личностно-ориентированное обучение в системе квалификации работников образования. М.-Л., 1993, ч. 2. 175 с.
  166. Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Коррекционные программы. М., 1993. 138 с.
  167. Л.А. О структуре умений учителя, направленных на реализацию метода убеждения. // Формирование личности учителя советской школы. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  168. Н.В. Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему: Дисс. к. п. н. Л., 1984. 272 с.
  169. Н.Е. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей //Педагогика. 1994. № 1. С. 56.
  170. В.К. Деловой стиль на каждый день. Л., 1990. 112с.
  171. Н.В. Динамика социально-перцептвных характеристик субъекта общения /в группах активного социального обучения/: Автореф. дисс. .канд. пед. Наук. М., 1989.
  172. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. 189с.
  173. В.П. О системах и системном подходе в образовательном процессе и управлении им. /В сб. Совершенствование образовательного процесса и управления им. Вып II. Междунар. Пед. Академия. М., 1998. -С. 4−14.
  174. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.- 264с.
  175. В.П. Способности и задатки как измеряемые качества личности //Стандарты и качество. 1996. № 1.
  176. В.П., Дементьева Ю. В. Диагностика степени предрасположенности личности к конфликтам /В сб. Совершенствование образовательного процесса и управления им. Вып 1. Междунар. Пед. Академия. Моск. Пед. ун-т повыш-я квалиф-и. 1997. С. 129.
  177. В.И. Об основах профессионального мастерства будущего специалиста. В сб. Совершенствование образовательного процесса и управления им. Вып. 2. М. 1998. С. 44.
  178. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях //Советская педагогика. 1978. № 1. С. 86.
  179. В.А., Грачев В. В. Индивидуально=творческий подход к подготовке преподавателей педагогики и психологии. // Формирование личности учителя советской школы. М.: Прометей, 1991. 160 с.
  180. В.А., Мажар И. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М. 1991. 144 с.
  181. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //Советская педагогика. 1991. № 10. С. 79.
  182. С.А. Понятие режиссуры игры в педагогике // Вестник высшей школы. 1987. № 6.- С. 34−38.
  183. Содержание и методика проведения проведения семинарских и лабо-раторно-практических занятий по педагогике /Под ред. Огородникова. М., 1978.- 115с.
  184. К.Н. К вопросу об овладении техникой педагогической работы. // Народный учитель. М., 1993, № 4.
  185. Сочетание теоретических и практических занятий по педагогике как условие эффективности формирования учителя в педвузе: Сб. Науч. Трудов. М., 1981.- 144с.
  186. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач /Под ред. В. А Сластенина. Ярославль, 1974. 130с.
  187. К.С. Моя жизнь в искусстве: Работа актера над собой. // Собр. Соч.: В 8 т.М.: Искусство, 1954−55. Т.1 3.
  188. В.А. Избр. Произв.: В 5 т. Т. 3. М., 1982.- С. 15.
  189. В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. 240 с.
  190. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982. 206с.
  191. В.А. Рождение гражданина М., 1979. 335с.
  192. И.М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов. М., 1981. -96с.
  193. Л.Н. Малая группа эффективная форма подготовки американского учителя //Педагогика 1994. № 3. — С. 107.
  194. Н.Н. Обретение педагогического мастерства //Советская педагогика. 1990. № и. С. 73.
  195. Т.А. Формирование у будущих учителей готовности к воспитательной работе в школе в процессе педагогической практики 1−2 курсов. Дисс. к.п.н. Волгоград. 1991. 264 с.
  196. Е.Н. Комплекс тренинговых занятий как средство воспитания педагогической наблюдательности у будущих учителей. Дисс. К.п.н. Екатеринбург. 1996. 175 с.
  197. Т.В. Пути развития педагогического мастерства с использованием АМО. // Проблема повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, 1993, ч.3.- 119 с.
  198. Л.Н. Пед. Соч. М.-Л., 1948. С. 300−364.
  199. Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Дисс. к. п. н. М., 1988. 158 с.
  200. Р. О чем говорят лица. С.-Петербург, 1997. 152 с.
  201. Учителю о педагогической технике. Под. Ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  202. К.Д. Педагогические сочинения. // Собр. Соч., т. 1.
  203. К.Д. Человек как предмет воспитания. // Опыт педагогической антропологии. Т. 1 // Собр. Соч. М.-Л., 1950, т. 8.
  204. Д.И. Психология развития подростка // Советская педагогика. 1991. № 4. -С. 31 -38.
  205. JT.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
  206. С.М. Проблемы педагогического труда. М.-Л., 1929. 174 с.
  207. М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессионально-педагогической подготовке учителя //Советская педагогика. 1981. № 11.- С. 83.
  208. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 405 с.
  209. А.У. Основные типы «коммуникативной установки» и эффект убеждающей коммуникации. В кн.: Проблемы социальной психологии. -Тбилиси, 1976. С. 286−299.
  210. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. // Педагогика, 1992, № 7−8.
  211. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1989. -168 с.
  212. С.И. О психологической подготовке будущих учителей //Вестник высшей школы. 1988. № 1 С. 40.243 .Хромова И. В. Изучение состояния личности во время игры. Новосибирск, 1985, с. 106- 114.
  213. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: Игры и упражнения. М., 1988.- 125с.
  214. В.П. Психолого-педагогические особенности взаимоотношений преподавателя со слушателями. // Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования. М.-Л., 1993, ч.2.- 175 с.
  215. В.П., Ларионова Е. А. Техника речи учителя. М., 1986. 112 с.
  216. С.Т. Избр. Пед соч.: В 2 т. Т.2. М., 1980.-304с.
  217. Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор. Минск, 1992. -128 с.
  218. В.И. Опыт использования театральной педагогики в практике обучения учителя педагогическому мастерству. М., 1982. 152с.
  219. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. 1993. № 2. С. 16.
  220. Н.А., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск, 1991. 79 с.
  221. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  222. Aspy D.N., Roebuck G.N. Carl Roger’s contribution to education // Person-centered review. 1988. Vol. 3
  223. Bender I.E., Hastdorf F.H. On measuring generalized empathic ability (social sensitivity) // Gourn of abnormal and soc. psychol. 1953. Vol 1.
  224. Blumberg A., Golembiewski R. Learning and change in groups. N.Y. 1976.
  225. Combs A.W. Some Basic Concepts For Teacher Education// G. of Teacher Education/ 1972. Vol XXXIII № 3. P 286−296.
  226. Combs A.W., Blume A., Newman G., Wass H. The Professional Education of Teachers: A. Humanistic Aproach to Teacher Preporation. 2nd edition. Allyn and Bacon Inc. Boston, 1974.
  227. Cooper C.L. Group training for individual and organizational development. Basel, 1972.
  228. Cottrel L.S., Dymond R. The empathic responses: neglected field for research//Psychiatry. 1949. Vol. 12.
  229. Devor J.W. Experiens of Student Taechin. L., 1964.
  230. Deyer W. J Modern Theory and Method in Group Training. N.Y., 1972.
  231. Gibb J.K. Meaning of the small group experience // New Perspective on Encounter Groups. N.Y., 1972.
  232. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empatthy // G. of Personality. 1972 Vol. 40 p.525−543.
  233. Rogers C. Encounter Groups. N.Y., 1975.
  234. Smith B.B. Training in small groups. L., 1978.
  235. Socialpsychologisches Training. Jema, 1971.
Заполнить форму текущей работой