Онтогенез субъектности.
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
В развитии личности можно выделить ряд стадий, связанных со становлением субъектности и образованием разных типов Я. Первым типом в развитии представлений о себе является Я-экологическое — Я, воспринимаемое относительно физического окружения. Второй тип — эго Я-интерперсональное (Я — индивид, участвующий в человеческих обменах). Указанные базовые уровни в развитии субъектности специфицируют… Читать ещё >
Онтогенез субъектности. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ющего субъекта, т. е. проблемы возникновения субъектности в жизни ребенка и этапах ее становления2. Некоторые ученые полагают, что[1][2]
превращение индивида в субъект происходит в дошкольном детстве1, другие — что субъектные качества индивид приобретает в процессе внутриутробного развития, «доформировывая» их в юности[3][4], а есть и те, кто вообще отрицает наличие четких возрастных границ в развитии и становлении субъектности[5].
Была выстроена следующая последовательность форм становления человека для разных оснований его бытия в пределах его индивидуальной жизни (расположена на возрастной шкале развития):
- — для деятельности: субъект действий — субъект собственных действий — субъект деятельности — субъект собственной деятельности — субъект не-деяния («тебе-действие»; «Я-действие»; «Я-действующий»; «Я-способный действовать»; «Я-могущий не действовать, но быть!»);
- — для сознания: бытие сознания — сознание бытия — сознание самости (самосознание) — сознание сознания (рефлексия) — трансцендирующее сознание;
- — для общности: оживление (телесность) — одушевление (самость) — персонализация (явленность Другим) — индивидуализация (уникальность) — универсализация (всечеловечность)[6].
В развитии личности можно выделить ряд стадий, связанных со становлением субъектности и образованием разных типов Я[7]. Первым типом в развитии представлений о себе является Я-экологическое — Я, воспринимаемое относительно физического окружения. Второй тип — эго Я-интерперсональное (Я — индивид, участвующий в человеческих обменах). Указанные базовые уровни в развитии субъектности специфицируют описание систем «Я — физический мир», «Я — социальный мир» и составляют уровень первичной субъектности. Уровень вторичной субъектности означает — это переход к пониманию интенциональности и интеграцию себя как Я-экологическое и Я-интерперсоналыюе.
Рассматривая становление субъектности в контексте развития деятельности, можно выделить пять ступеней развития субъектности:
- — потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам»);
- — самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам»);
- — способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам»);
осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю, зачем я действую»);
созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других»)1.
В настоящее время проблема субъектности рассматривается исследователями в различных аспектах: с точки зрения становления субъекта деятельности[8][9], субъекта общения[10][11], субъекта самооценивания1, противопоставления ролевого и субъективного[12], самодетерминации[13]. Особое направление представляют исследования, посвященные изучению субъектности педагога[14].
- [1] См.: Панов В. И. Экологическая психология, экопсихология развития, экопсихологические взаимодействия // Экопсихологические исследования: монограф. сб. / под ред.В. И. Панова. Вып. 2. М.; СПб., 2011.
- [2] См., например: Абраменкова В. В. Генезис отношений ребенка в социальной психологиидетства: автореф. дис… докт. псих. наук. М, 2000; Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Субъектдеятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4.
- [3] См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995.
- [4] См.: Татепко В. О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3.
- [5] См.: Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис… докт. пед. наук. М., 1998.
- [6] См.: Слободчиков В. И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контекстепсихологической антропологии // Развитие личности. 2005. № 2.
- [7] J См.: Сергиенко Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъектав психологической пауке / под ред. А. В. Брушлииского, М. И. Воловиковой, В. II. Дружинина. М., 2000.
- [8] См.: Обухов А. С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельностьучащихся: от детского сада до вуза: науч.-метод. сб. / под ред. А. С. Обухова. Т. 1. М., 2010.
- [9] См.: Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юностии взрослости: автореф. дис… докт. псих. наук. СПб., 1996.
- [10] См.: Князев В. //. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: автореф. дис… канд. псих. наук. М., 1981.
- [11] См.: Турусова О. В. Динамика становления субъекта самооценивания: автореф. дис. …канд. псих. наук. Л., 1991.
- [12] См.: Полежаева Л. В. Ролевое и субъективное в личности: автореф. дис. … канд. псих, наук. М., 1995.
- [13] См.: Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека //Вопросы психологии. 1996. № 3.
- [14] См.: Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 1998; Волкова Е. И. Субъект-ность педагога: теория и практика: автореф. дис. … докт. псих. наук. Н. Новгород, 1998 ;Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 1999; Серых А. Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми: автореф. дис… докт. псих. наук. М., 2006.