Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стадии социализации и инкультурации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Американский исследователь Гарри Фредерик Харлоу (1906—1981) провел эксперименты на обезьянах. В ходе этих экспериментов детенышей макак-резусов разлучали с матерями. Все физиологические потребности маленьких обезьян при этом тщательно удовлетворялись. Но результаты были потрясающими: обезьяны, выросшие в изоляции, показали высокий уровень поведенческих отклонений. Попав в группу нормальных… Читать ещё >

Стадии социализации и инкультурации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе социализации и инкультурации принято выделять две основные стадии: первичную и вторичную. На первичной стадии дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы культуры своего общества. Взрослые играют решающую роль в передаче социального и культурного опыта. При этом могут использоваться различные механизмы, вплоть до механизма принуждения.

Содержанием вторичной стадии социализации, которая относится к взрослым членам общества, является освоение новых социальных ролей, новых ценностей, норм и образцов поведения. Это связано с тем, что изменяются социальные статусы и социальные роли, которые выполняет личность, происходят изменения в общественной жизни. Выделение стадий дает возможность получить самое широкое представление о процессе социализации и инкультурации. Более конкретная картина может быть получена благодаря анализу периодов данного процесса.

Периоды социализации.

В российской научной литературе нет единого мнения о количестве выделяемых периодов, но чаще всего речь идет о шести периодах.

Первый период — младенчество. Он охватывает примерно первые три года жизни ребенка. Основными видами деятельности в этом периоде являются общение и игра. Общение начинается с обмена улыбками с матерью и другими людьми, с простейших звуков и развивается по мере овладения ребенком речью и способностью прямохождения. В этот период у детей происходит быстрое развитие органов чувств. Начиная со второй недели, дети реагируют па картинки, полоски и рисунки, напоминающие лица. Дети начинают пользоваться плачем и улыбкой, которые рассматриваются взрослыми как определенный сигнал. Реакции взрослых на плач и улыбку зависят от конкретной культуры.

У ребенка рано развивается привязанность к матери. В три месяца он уже способен отличать свою мать от других людей. Он, например, перестает плакать, когда мать, а не кто-то другой берет его на руки, он улыбается ей чаще, чем другим. Ученые считают, что привязанность ребенка к матери становится устойчивой к семи месяцам. До этого времени отделение его от матери никаких особых протестов не вызывает, и любой другой человек может быть принят столь же отзывчиво. В этом же возрасте ребенок начинает улыбаться избирательно, а не кому попало1.

Начиная с года большую часть жизни ребенка занимает игра. В первое время он играет в основном один, но затем требует, чтобы с ним играл ктонибудь еще. В игре детей можно выделить определенные этапы. Маленькие дети, прежде всего, занимаются одиночной самостоятельной игрой. Даже в компании других детей они играют поодиночке. За этим следуют параллельные действия, когда ребенок копирует то, что делают другие, но не пытается вмешаться в их деятельность. Затем, в возрасте около трех лет, дети все больше вовлекаются в ассоциативную игру, в которой они уже соотносят свое собственное поведение с поведением остальных. Позже, в четырехлетием возрасте, дети осваивают кооперативную игру, действия в которой требуют, чтобы каждый ребенок сотрудничал с другими.

Существуют различные типы игр, в которых участвуют дети: а) физические игры, в которых тренируется и развивается моторная активность; б) стратегические игры, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты действий; в) стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удаче. Эти игры готовят ребенка к встрече с неконтролируемыми обстоятельствами, дают представление о риске; г) ролевые игры, предназначенные для освоения различных социальных ролей.

Игра имеет огромное значение для формирования личности ребенка. В играх развиваются такие личностные качества, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. В игре ребенок готовится к исполнению определенных социальных ролей.

Второй период — детство — примерно от 3 до 6—7 лет, т. е. до поступления в школу. В эти годы важным видом деятельности ребенка остается игра. Мы уже отметили, что в четырехлетием возрасте дети осваивают кооперативную игру, т. е. начинают сотрудничать с другими. В период от 1 года до 4—5 лет ребенок учится дисциплине и саморегуляции. В первую очередь это означает умение контролировать свои физические потребности. Дети учатся ходить в туалет, овладевают навыками поведения за столом. Они учатся также действовать самостоятельно в различных своих поступках, в частности, при взаимодействии с другими людьми. По мнению 3. Фрейда и Дж. Г. Мида, к пяти годам ребенок становится относительно автономным существом. Он способен провести долгие часы в отсутствие родителей без особого беспокойства.

Роль отношений с родителями. Ни один ребенок не может достичь этой стадии без нескольких лет забот и защиты, обеспечиваемых родителями и другими родственниками. Отношения между ребенком и матерью имеют первостепенное значение на первых этапах его жизни. Исследования показывают, что если эти отношения каким-либо образом нарушаются, могут возникнуть серьезные последствия.

Американский исследователь Гарри Фредерик Харлоу (1906—1981) провел эксперименты на обезьянах. В ходе этих экспериментов детенышей макак-резусов разлучали с матерями. Все физиологические потребности маленьких обезьян при этом тщательно удовлетворялись. Но результаты были потрясающими: обезьяны, выросшие в изоляции, показали высокий уровень поведенческих отклонений. Попав в группу нормальных взрослых обезьян, они были либо враждебными, либо испуганными, отказывались взаимодействовать с остальными. Большую часть времени они проводили сидя, сжавшись в комочек в углу клетки. Они не способны были спариваться с другими обезьянами.

Во втором эксперименте Харлоу вырастил несколько обезьян в компании других того же возраста. Эти животные в последующем не проявляли никаких отклонений. Харлоу заключил, что для нормального развития важно, чтобы у обезьяны была возможность формировать свою привязанность к другому или другим, независимо от того, входит ли в их число мать[1].

Исследования поведения детей позволяют проводить некоторые параллели с результатами наблюдений Харлоу. Изучение младенцев приводит к выводу о том, что для благополучия ребенка важно наличие ранних устойчивых эмоциональных привязанностей, не обязательно именно с матерью. Важна возможность сформировать в младенчестве и раннем детстве стабильные, эмоционально близкие отношения хотя бы с одним человеком. Негативные последствия отсутствия таких связей описаны достаточно хорошо.

Третий период — отрочество — начинается с прихода в школу и завершается половым созреванием (от 6—7 до 13—14 лет). Важнейшим видом деятельности в этом периоде становится познание мира, осуществляемое главным образом в школе. Происходит активное развитие абстрактного мышления. Дети осваивают ценности и нормы общества, обычаи и традиции школы, школьного коллектива, своих сверстников. Подростковый возраст имеет свои психофизиологические особенности, которые оказывают существенное влияние на процесс овладения культурой. К числу таких особенностей относятся, например: непризнание авторитетов, подчеркнутая автономия и независимость, максимализм, резкость оценок, завышенные притязания при низком социальном статусе. Для подросткового и юношеского возраста характерна особая молодежная субкультура, которая может включать в себя крайне негативные явления: экстремизм, алкоголь, наркотики, насилие и т. п. Изменяется роль родителей и сверстников в процессе социализации. Система ценностей детей, формировавшаяся прежде под влиянием родителей, в этот период подвергается сильному воздействию сверстников. Со стороны окружающих, особенно родителей, должно быть особое внимание к детям в этом возрасте.

Четвертый период — юность — начинается с полового созревания и заканчивается завершением учения (в средней школе или высшей). На этом этане происходит быстрое взросление детей, растет самосознания. Возникает потребность в выработке мировоззренческой позиции, происходит поиск системы ценностей, нравственных ориентиров, смысла жизни. Важную роль играет общение с художественной литературой, искусством, которые способствуют формированию системы ценностей, понятий и норм. В данном периоде происходит приобщение к профессиональной культуре, которое осуществляется в специализированных учебных заведениях. Молодые люди овладевают специализированными трудовыми знаниями и навыками.

Пятый период — зрелость. Он начинается с перехода от учения к продуктивному труду и завершается выходом на пенсию. Это период активной трудовой деятельности, в ходе которого расширяется свобода выбора, человек самостоятельно выбирает свою жизненную позицию, профессию, образ жизни, по-своему заполняет досуг. Социализация в период зрелости состоит в овладении профессиональными знаниями и навыками па рабочем месте, в попытках соединить с ними полученный ранее опыт, а также в адаптации к профессиональной субкультуре.

Шестой период — период послетрудовой деятельности. В этот период личность прекращает активную трудовую деятельность, выходит из системы общественного разделения труда. У человека высвобождается время, ранее занятое профессиональной деятельностью, и ему приходится заново структурировать свой образ жизни, чтобы не потерять свое лицо как члена общества. Долгом взрослых детей и всего общества является всемерная забота о них, оказание им помощи и поддержки. Таковы важнейшие периоды жизненного пути индивида.

  • [1] См.: Гидденс Э. Социология. С. 74—75.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой